Автор: Янкова Евгения Игоревна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №6" г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности песенного стиля свадьбы Богатовского района Самарской области
Раздел: дополнительное образование
Особенности песенного стиля свадьбы Богатовского района
Самарской области
Янкова Е.И., педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДШИ № 6» г.о. Самара
Фольклорные
экспедиции
с
участием
студентов
Самарской
государственной академии культуры и искусств и учащихся детских школ
искусств проводятся
в Самарской области с лета 2006 года. Это имеет
огромное значение
для формирования у обучающихся исследовательских
навыков,
закрепления
и
развития
исполнительской
культуры,
а
также
воспитание
патриотических
чувств
на
основе
фольклора
своей
малой
родины.
В течение 2-х лет удалось исследовать фольклорные материалы села
Федоровка,
Кураповка,
Печинено,
Тростянка
и
Виловатое
Богатовского
района.
Записано
порядка
80-ти
песен
различных
жанров,
из
которых
отобрано 40 образцов, представляющих наибольший интерес с точки зрения
сохранности
традиций,
были
включены
в
итоговый
сборник.
Наиболее
уникальна,
интересна
песенная
традиция
д.
Федоровка.
Здесь
удалось
записать образцы календарных песен в основном зимнего (колядки, таусени)
и весеннего циклов, лирические, протяжные, плясовые, шуточные, семейно-
бытовые,
а
так
же
материнский
фольклор.
Наибольший
интерес
представляют
свадебные
песни.
Это
очень
ценно,
т.к.
они
относятся
к
обрядовому фольклору и являются показателем с точки зрения стилевых
особенностей.
Песни звучат на протяжении всего свадебного действа, начиная с пропоя,
заканчивая обрядами второго дня. Характерный тип самарской свадьбы –
«свадьба
веселье».
Особенностью
«свадьбы
веселья»
являет ся
равнозначность участия в ней двух сторон – невесты и жениха (контактно-
обменный тип двух сторон). В ходе многочисленных контактов жених и
невеста предстают как некие персонажи, равные по своей значимости. Это в
корне отличает такой тип свадьбы от севернорусского типа, где главным
персонажем, безусловно, является невеста.
Основная роль отведена обеим сторонам:
Со стороны невесты – подружки, родители, родственники, крестные.
Со стороны жениха – молодые парни, старший дружка, его родители,
крестные.
Свадебный обряд, бытовавший в Богатовском районе Самарской области
в конце XIX начале XX вв., имеет локальные особенности. Драматургически,
комплекс
действий
делится
на
3
этапа:
предсвадебный,
свадебный
и
послесвадебный.
Предсвадебный этап.
Началом свадьбы считалось сватовство, нередко
соединявшееся с
«пропоем». Здесь происходила одна из драматургически важных церемоний:
дарение невестой жениху «заручки» - вышитого полотенца, после чего ни
одна
из
сторон
не
могла
отказаться
от
предстоящей
свадьбы.
Песни,
исполнявшиеся в этот момент назывались «запоишные» или «пропоишные».
В них акцентируется тема объединения двух родов жениха и невесты,
перехода девушки из родной семьи в семью мужа. В поэтических текстах
данных лирических напевов часто встречается один из главных свадебных
символов – образ воды. В селе Кураповка на «пропое» родители невесты
договаривались о «кладке» (выкупе), которую они хотят получить за дочь.
Семья
жениха
старалась
удешевить,
а
невестины
родители
запрашивали
подороже.
Когда
дело
считалось
сделанным,
назначался
день
свадьбы.
Обычно - через 2 недели после «пропоя».
Во время подготовки к свадьбе в доме невесты собирались её подруги.
Они помогали ей шить, вышивать, заканчивать приготовление приданого.
Вечером в дом невесты приходил жених со своими товарищами, начинались
«вечёрки».
Жанровое
разнообразие
песен,
которые
пелись
на
«вечёрках»
велико-шуточные, лирические, игровые, вечёрочные.
Свадебный период.
Наконец
наступал
торжественный
день
свадьбы.
Невеста
по
утру
поднималась первой и причитаниями будила подруг. Исполнение причитаний
отличалось эмоциональностью и проникновенностью. В большинстве сёл
Богатовского
района
причитания
имели
музыкально-речитативное
воплощение.
Их
поэтические
тексты
часто
проговаривались
нараспев.
О с н о в н о й
т е м ат и ко й
п р и ч е т о в
я в л я л о с ь
а к ц е н т и р о в а н н о е
противопоставление
невесты
девушкам,
невесты
и
рода
жениха.В
исследуемой традиции были распространены как сольные плачи, так и плачи
под песню.
Затем следовали сборы невесты к венцу. Близкая подружка расплетала
ей косу и завязывала волосы лентой. Одетая в подвенечный наряд, невеста
шла за родительским благословением. С новыми причитаниями падала она в
ноги к родителям. Незамужние сестры брали невесту под руки, сажали в
угол, надевали черную шаль. Теперь до самого приезда жениха она должна
была только приплакивать.
В селе Федоровка утром свадебного дня подруги невесты несли в дом
жениха
приданое
–
«узел»
с
постельными
принадлежностями,
вышитые
полотенца. После выкупа женихом приданого, девушки приглашались за
стол,
традиционным
угощением
в
этот
день
был
специальный
пирог
–
«курник».
Наконец, приезжал жених в сопровождении дружки и свахи. За ними
прибывала вся женихова родня. Дружка и сваха вели жениха к невестиному
столу. В руках дружка держал кнут, а в кармане бутылку и чарку. Он громко
стучал кнутом по столу, требуя, чтобы подруги оставили невесту одну. Но
подруги не уступали своего места – полагался выкуп. Дружка вынимал из
кармана бутылку и подносил невестиному брату или сестре.После того, как
невесты «выкупили», сваха выводила её во двор, усаживала в подводу. Это
действие
также
сопровождалось
песнями,
в
основном
величальными.
В
церковь жених и невеста ехали порознь.
После венчания отправлялись к жениху. Там-то и начинался свадебный
пир. Здесь звучало множество свадебных песен – величальных, плясовых и
просто застольных. Песнями по очереди величали жениха, невесту, родителей
и всех гостей. После поздравлений невеста называла свекра и свекровь отцом
и матерью.
Послесваденый период.
На
следующий
день
проходил
обряд
«поиск
ярки».
Гости
искали
спрятавшуюся молодуху, сопровождая поиск шутками.
Послесвадебный
период длился 40 дней. В течение этого времени молодые по очереди гостили
у всех родственников. Эти застолья назывались «отзывки».
Музыкальная
драматургия
свадьбы
Богатовского
района
Самарской
области имеет свои характерные черты. В зависимости от особенностей
функционирования в обряде, свадебные песни можно разделить на 3 группы:
прощальные, величальные и песни вторичной обрядовой приуроченности.
Особенностью
местного
исполнительского
стиля
являются
напевы,
отмечающиеся контаминацией. В них прослеживается соединение черт двух
или нескольких жанров.
Н а п р и м е р ,
в
С а м а р с к о й
о б л а с т и
ш и р о к о
б ы т у е т
общераспространенный
вариант
величальной
жениху
–
«У
дубчика
два
голубчика сидят». В деревне Федоровка удалось записать совершенно иной,
уникальный
вариант
данной
песни.
Здесь
происходит
слияние
жанров
величальной
жениху
и
лирической-протяжной.
Медленный
темп,
словообрывы, множественные внутрислоговые распевы разворачивают её в
совершенно другом ракурсе.
Важнейшим
показателем
стилевого
своеобразия
любой
локальной
традиции
являются
напевы-формулы.
Это
политекстовые
напевы,
отмеченные в драматургии ритуала определённой семантикой звучания. В
них сконцентрирована магическая функция напева, что сводит к минимуму
степень его варьирования. Например, песни «Стой-ка, стой-ка, рябинушка» и
«Собрала Евгеньюшка всех подруг» записанные в селе Виловатое. Данные
напевы
характеризует
общность
попевочно-интонационных
связей.
Особенность данных песен заключается также в том, что они принадлежат к
разным жанровым группам – прощальной и величальной лирике.
В результате проведённой работы, заключающейся в сборе и анализе
музыкально-этнографического
материала,
на
исследуемой
территории
выявлены основные стилистические черты местного обрядового комплекса.
Определено,
что
свадебный
ритуал,
бытующий
в
Богатовской
районе
Самарской
области,
отличается
самобытностью
и
своеобразием,
демонстрируя интереснейший пример переселенческой традиции. Вместе с
тем
он
является
неотъемлемой
частью
традиционного
фольклорного
наследия Самарской области.