Напоминание

Особенности песенного стиля свадьбы Богатовского района Самарской области


Автор: Янкова Евгения Игоревна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №6" г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности песенного стиля свадьбы Богатовского района Самарской области
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности песенного стиля свадьбы Богатовского района

Самарской области

Янкова Е.И., педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДШИ № 6» г.о. Самара

Фольклорные

экспедиции

с

участием

студентов

Самарской

государственной академии культуры и искусств и учащихся детских школ

искусств проводятся

в Самарской области с лета 2006 года. Это имеет

огромное значение

для формирования у обучающихся исследовательских

навыков,

закрепления

и

развития

исполнительской

культуры,

а

также

воспитание

патриотических

чувств

на

основе

фольклора

своей

малой

родины.

В течение 2-х лет удалось исследовать фольклорные материалы села

Федоровка,

Кураповка,

Печинено,

Тростянка

и

Виловатое

Богатовского

района.

Записано

порядка

80-ти

песен

различных

жанров,

из

которых

отобрано 40 образцов, представляющих наибольший интерес с точки зрения

сохранности

традиций,

были

включены

в

итоговый

сборник.

Наиболее

уникальна,

интересна

песенная

традиция

д.

Федоровка.

Здесь

удалось

записать образцы календарных песен в основном зимнего (колядки, таусени)

и весеннего циклов, лирические, протяжные, плясовые, шуточные, семейно-

бытовые,

а

так

же

материнский

фольклор.

Наибольший

интерес

представляют

свадебные

песни.

Это

очень

ценно,

т.к.

они

относятся

к

обрядовому фольклору и являются показателем с точки зрения стилевых

особенностей.

Песни звучат на протяжении всего свадебного действа, начиная с пропоя,

заканчивая обрядами второго дня. Характерный тип самарской свадьбы –

«свадьба

веселье».

Особенностью

«свадьбы

веселья»

являет ся

равнозначность участия в ней двух сторон – невесты и жениха (контактно-

обменный тип двух сторон). В ходе многочисленных контактов жених и

невеста предстают как некие персонажи, равные по своей значимости. Это в

корне отличает такой тип свадьбы от севернорусского типа, где главным

персонажем, безусловно, является невеста.

Основная роль отведена обеим сторонам:

Со стороны невесты – подружки, родители, родственники, крестные.

Со стороны жениха – молодые парни, старший дружка, его родители,

крестные.

Свадебный обряд, бытовавший в Богатовском районе Самарской области

в конце XIX начале XX вв., имеет локальные особенности. Драматургически,

комплекс

действий

делится

на

3

этапа:

предсвадебный,

свадебный

и

послесвадебный.

Предсвадебный этап.

Началом свадьбы считалось сватовство, нередко

соединявшееся с

«пропоем». Здесь происходила одна из драматургически важных церемоний:

дарение невестой жениху «заручки» - вышитого полотенца, после чего ни

одна

из

сторон

не

могла

отказаться

от

предстоящей

свадьбы.

Песни,

исполнявшиеся в этот момент назывались «запоишные» или «пропоишные».

В них акцентируется тема объединения двух родов жениха и невесты,

перехода девушки из родной семьи в семью мужа. В поэтических текстах

данных лирических напевов часто встречается один из главных свадебных

символов – образ воды. В селе Кураповка на «пропое» родители невесты

договаривались о «кладке» (выкупе), которую они хотят получить за дочь.

Семья

жениха

старалась

удешевить,

а

невестины

родители

запрашивали

подороже.

Когда

дело

считалось

сделанным,

назначался

день

свадьбы.

Обычно - через 2 недели после «пропоя».

Во время подготовки к свадьбе в доме невесты собирались её подруги.

Они помогали ей шить, вышивать, заканчивать приготовление приданого.

Вечером в дом невесты приходил жених со своими товарищами, начинались

«вечёрки».

Жанровое

разнообразие

песен,

которые

пелись

на

«вечёрках»

велико-шуточные, лирические, игровые, вечёрочные.

Свадебный период.

Наконец

наступал

торжественный

день

свадьбы.

Невеста

по

утру

поднималась первой и причитаниями будила подруг. Исполнение причитаний

отличалось эмоциональностью и проникновенностью. В большинстве сёл

Богатовского

района

причитания

имели

музыкально-речитативное

воплощение.

Их

поэтические

тексты

часто

проговаривались

нараспев.

О с н о в н о й

т е м ат и ко й

п р и ч е т о в

я в л я л о с ь

а к ц е н т и р о в а н н о е

противопоставление

невесты

девушкам,

невесты

и

рода

жениха.В

исследуемой традиции были распространены как сольные плачи, так и плачи

под песню.

Затем следовали сборы невесты к венцу. Близкая подружка расплетала

ей косу и завязывала волосы лентой. Одетая в подвенечный наряд, невеста

шла за родительским благословением. С новыми причитаниями падала она в

ноги к родителям. Незамужние сестры брали невесту под руки, сажали в

угол, надевали черную шаль. Теперь до самого приезда жениха она должна

была только приплакивать.

В селе Федоровка утром свадебного дня подруги невесты несли в дом

жениха

приданое

«узел»

с

постельными

принадлежностями,

вышитые

полотенца. После выкупа женихом приданого, девушки приглашались за

стол,

традиционным

угощением

в

этот

день

был

специальный

пирог

«курник».

Наконец, приезжал жених в сопровождении дружки и свахи. За ними

прибывала вся женихова родня. Дружка и сваха вели жениха к невестиному

столу. В руках дружка держал кнут, а в кармане бутылку и чарку. Он громко

стучал кнутом по столу, требуя, чтобы подруги оставили невесту одну. Но

подруги не уступали своего места – полагался выкуп. Дружка вынимал из

кармана бутылку и подносил невестиному брату или сестре.После того, как

невесты «выкупили», сваха выводила её во двор, усаживала в подводу. Это

действие

также

сопровождалось

песнями,

в

основном

величальными.

В

церковь жених и невеста ехали порознь.

После венчания отправлялись к жениху. Там-то и начинался свадебный

пир. Здесь звучало множество свадебных песен – величальных, плясовых и

просто застольных. Песнями по очереди величали жениха, невесту, родителей

и всех гостей. После поздравлений невеста называла свекра и свекровь отцом

и матерью.

Послесваденый период.

На

следующий

день

проходил

обряд

«поиск

ярки».

Гости

искали

спрятавшуюся молодуху, сопровождая поиск шутками.

Послесвадебный

период длился 40 дней. В течение этого времени молодые по очереди гостили

у всех родственников. Эти застолья назывались «отзывки».

Музыкальная

драматургия

свадьбы

Богатовского

района

Самарской

области имеет свои характерные черты. В зависимости от особенностей

функционирования в обряде, свадебные песни можно разделить на 3 группы:

прощальные, величальные и песни вторичной обрядовой приуроченности.

Особенностью

местного

исполнительского

стиля

являются

напевы,

отмечающиеся контаминацией. В них прослеживается соединение черт двух

или нескольких жанров.

Н а п р и м е р ,

в

С а м а р с к о й

о б л а с т и

ш и р о к о

б ы т у е т

общераспространенный

вариант

величальной

жениху

«У

дубчика

два

голубчика сидят». В деревне Федоровка удалось записать совершенно иной,

уникальный

вариант

данной

песни.

Здесь

происходит

слияние

жанров

величальной

жениху

и

лирической-протяжной.

Медленный

темп,

словообрывы, множественные внутрислоговые распевы разворачивают её в

совершенно другом ракурсе.

Важнейшим

показателем

стилевого

своеобразия

любой

локальной

традиции

являются

напевы-формулы.

Это

политекстовые

напевы,

отмеченные в драматургии ритуала определённой семантикой звучания. В

них сконцентрирована магическая функция напева, что сводит к минимуму

степень его варьирования. Например, песни «Стой-ка, стой-ка, рябинушка» и

«Собрала Евгеньюшка всех подруг» записанные в селе Виловатое. Данные

напевы

характеризует

общность

попевочно-интонационных

связей.

Особенность данных песен заключается также в том, что они принадлежат к

разным жанровым группам – прощальной и величальной лирике.

В результате проведённой работы, заключающейся в сборе и анализе

музыкально-этнографического

материала,

на

исследуемой

территории

выявлены основные стилистические черты местного обрядового комплекса.

Определено,

что

свадебный

ритуал,

бытующий

в

Богатовской

районе

Самарской

области,

отличается

самобытностью

и

своеобразием,

демонстрируя интереснейший пример переселенческой традиции. Вместе с

тем

он

является

неотъемлемой

частью

традиционного

фольклорного

наследия Самарской области.



В раздел образования