Автор: Баязитова Гульнара Рамильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Уроки литературы как ориентиры в формировании духовно-нравственной личности
Раздел: полное образование
Гульнара Рамильевна Баязитова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4»
г.Ханты-Мансийск
Секция «Времен связующая нить».
Роль уроков литературы в патриотическом воспитании школьников.
В
философском
словаре
«патриотизм»
понимается
как
морально
этический
и
политический принцип, как социальное чувство. Это одно из главных качеств человека.
Оно говорит о любви к Отечеству, проявлении чувства гордости за историю своей страны,
готовности выполнять гражданский долг. В наше время нет проблемы и задачи важнее,
чем формирование патриотических взглядов. Идея патриотизма во все времена занимала
особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его
деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные
чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и
совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с
детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной
из актуальных проблем нашего общества.
Работая филологом много лет, убеждена, что именно учитель литературы обладает
особым
потенциалом
в
духовно-нравственном
воспитании
личности,
развитии
ее
моральных
качеств,
гражданского
сознания,
коммуникативных
способностей,
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающему
миру.
Предметы
этого
цикла
предоставляют
школьникам
образцы
нравственного
поведения,
духовной
культуры
личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков. Как учитель,
считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего
поколения.
У каждого времени свой спрос с человека, свои проблемы и требования, и поэтому жизнь
не даётся легко, если к ней подходить всерьёз, конечно, если дерзать, а не выискивать себе
легкие пути. Жизненный путь многих литературных героев – это путь людей большого
человеческого достоинства.
Так, на уроках литературы в 9 классе всегда изучаем рассказ Михаила Александровича
Шолохова «Судьба человека». В нём жизнь Андрея Соколова и судьба Родины слиты
воедино. Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству – эти качества издавна
были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты
героев
Великой
Отечественной
войны
–
несокрушимую
нравственную
силу,
исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя:
«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому
нужда позвала».
Как и многим другим русским солдатам борьба с фашизмом далась
Андрею нелегко. Герой был ранен несколько раз и даже попал в плен. Но мужчина ни разу
не задумывался об измене своей Отчизне. Оказавшись в сложной ситуации, он продолжал
быть истинным патриотом своей страны. Храбро и мужественно вёл себя Соколов и в
лагере. Пожалуй, ключевой момент его военной жизни – это попытка расстрела из-за
доноса. Здесь герой показал, что не боится отдать собственную жизнь ради нравственной
победы над врагом. Даже находясь лицом к лицу со смертью, русский солдат остался
верным и преданным своей Родине. Благодаря именно таким людям наша страна смогла
справиться с фашизмом. Образ Андрея Соколова - собирательный. Он – это множество
других храбрых, мужественных людей, которые были готовы защищать Родину любой
ценой. На примере своего героя Шолохов показывает нам, каким должен быть настоящий
патриот. Именно на Андрея Соколова мы и должны равняться! Рассказ заканчивается
великими
словами-ориентирами:
…и
хотелось
бы
думать,
что
этот
русский
человек,
человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который,
повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовет его
Родина. Мои ребята восхищены силой духа героя, они с гордостью осознают, что живут в
непобедимой
великой
державе,
которая
сильна
именно
такими
вот
героям.
Они
с
удовольствием пишут творческие работы по рассказу, выписывают цитаты, дискутируют,
понимая, что именно с таких и надо брать пример.
На уроках внеклассного чтения всегда предлагаю своим ученикам «Повесть о настоящем
человеке» Бориса Николаевича Полевого. Это произведение, вышедшее в печать в 1946
году, произвело сильное впечатление на современников автора, которые еще слышали в
голове звуки войны. Но и сегодня повесть удивляет читателя высокой нравственностью. В
этой
легендарной
книге автор хотел показать
не
только
силу
воли,
любовь
к небу
и самолетам,
но
и настоящий патриотизм,
исходящий из
души.
Алексей
Мересьев
по-
настоящему любил свою Родину, ведь он не просто хотел летать – он хотел защищать свою
страну от фашистов. Главный герой во время испытаний думает о том, что нельзя дать
врагу пробраться дальше. Он сумел это сделать! Он встал на ноги! Он не только научился
заново ходить, но и продолжил летать! Словом, он, как говорит автор книги, щедро
расквитался
с
противником
за
свои
утраченные
ноги,
продолжая
воевать
и
сбивая
вражеские самолёты. То, что герой этого произведения, Алексей Петрович Мересьев,
действительно жил, что повесть не просто художественный вымысел, заставляет моих
детей
по-другому
воспринять
идею
произведения.
На
данных
уроках
я
обязательно
показываю им и отрывки из документального фильма об Алексее Маресьеве, и интервью с
ним, и памятник герою на его родине – в Камышине. Считаю, что такие уроки литературы
не
пройдут
впустую,
а
помогут
в
формировании
мировоззрения
подрастающего
поколения. Дети по-своему формулируют идею этого произведения - воспеть высокую
нравственность
настоящего
человека-патриота,
который
очень
хочет
жить,
который
борется за свою жизнь для того, чтобы продолжать биться против ненавистного врага. И
все об одном – о подвиге человека, который знал, ради чего живёт. Письменные работы
позволяют
судить
о
глубине
и
основательности
усвоения,
умении
мыслить,
аргументировать, доказывать. Вот отрывок из сочинения ученицы: «Меня потрясла сила
духа Алексея Петровича Мересьева, его патриотизм и целеустремлённость служат нам,
детям
21
века,
спасительным
маяком.
Не
это
для
нас
достойный
пример
для
подражания…»
Я с глубоким удовлетворением осознаю, что мои дети впечатлены, что прочитанное на
уроках литературы действительно так глубоко затронуло их, позволило ещё и ещё раз
прочувствовать и пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального
достоинства.
Именно
учителю-словеснику
под
силу
провести
такие
уроки,
чтобы
у
некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы эти уроки запомнились на долгое
время и заложили основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма. Уверена, что
с
помощью
изучения
художественной
литературы
мы
можем
воспитать
истинного
патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического
воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина
страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.