Напоминание

Уроки литературы как ориентиры в формировании духовно-нравственной личности


Автор: Баязитова Гульнара Рамильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Уроки литературы как ориентиры в формировании духовно-нравственной личности
Раздел: полное образование





Назад




Гульнара Рамильевна Баязитова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4»

г.Ханты-Мансийск

Секция «Времен связующая нить».

Роль уроков литературы в патриотическом воспитании школьников.

В

философском

словаре

«патриотизм»

понимается

как

морально

этический

и

политический принцип, как социальное чувство. Это одно из главных качеств человека.

Оно говорит о любви к Отечеству, проявлении чувства гордости за историю своей страны,

готовности выполнять гражданский долг. В наше время нет проблемы и задачи важнее,

чем формирование патриотических взглядов. Идея патриотизма во все времена занимала

особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его

деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные

чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и

совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с

детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной

из актуальных проблем нашего общества.

Работая филологом много лет, убеждена, что именно учитель литературы обладает

особым

потенциалом

в

духовно-нравственном

воспитании

личности,

развитии

ее

моральных

качеств,

гражданского

сознания,

коммуникативных

способностей,

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающему

миру.

Предметы

этого

цикла

предоставляют

школьникам

образцы

нравственного

поведения,

духовной

культуры

личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков. Как учитель,

считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего

поколения.

У каждого времени свой спрос с человека, свои проблемы и требования, и поэтому жизнь

не даётся легко, если к ней подходить всерьёз, конечно, если дерзать, а не выискивать себе

легкие пути. Жизненный путь многих литературных героев – это путь людей большого

человеческого достоинства.

Так, на уроках литературы в 9 классе всегда изучаем рассказ Михаила Александровича

Шолохова «Судьба человека». В нём жизнь Андрея Соколова и судьба Родины слиты

воедино. Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству – эти качества издавна

были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты

героев

Великой

Отечественной

войны

несокрушимую

нравственную

силу,

исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя:

«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому

нужда позвала».

Как и многим другим русским солдатам борьба с фашизмом далась

Андрею нелегко. Герой был ранен несколько раз и даже попал в плен. Но мужчина ни разу

не задумывался об измене своей Отчизне. Оказавшись в сложной ситуации, он продолжал

быть истинным патриотом своей страны. Храбро и мужественно вёл себя Соколов и в

лагере. Пожалуй, ключевой момент его военной жизни – это попытка расстрела из-за

доноса. Здесь герой показал, что не боится отдать собственную жизнь ради нравственной

победы над врагом. Даже находясь лицом к лицу со смертью, русский солдат остался

верным и преданным своей Родине. Благодаря именно таким людям наша страна смогла

справиться с фашизмом. Образ Андрея Соколова - собирательный. Он – это множество

других храбрых, мужественных людей, которые были готовы защищать Родину любой

ценой. На примере своего героя Шолохов показывает нам, каким должен быть настоящий

патриот. Именно на Андрея Соколова мы и должны равняться! Рассказ заканчивается

великими

словами-ориентирами:

…и

хотелось

бы

думать,

что

этот

русский

человек,

человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который,

повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовет его

Родина. Мои ребята восхищены силой духа героя, они с гордостью осознают, что живут в

непобедимой

великой

державе,

которая

сильна

именно

такими

вот

героям.

Они

с

удовольствием пишут творческие работы по рассказу, выписывают цитаты, дискутируют,

понимая, что именно с таких и надо брать пример.

На уроках внеклассного чтения всегда предлагаю своим ученикам «Повесть о настоящем

человеке» Бориса Николаевича Полевого. Это произведение, вышедшее в печать в 1946

году, произвело сильное впечатление на современников автора, которые еще слышали в

голове звуки войны. Но и сегодня повесть удивляет читателя высокой нравственностью. В

этой

легендарной

книге автор хотел показать

не

только

силу

воли,

любовь

к небу

и самолетам,

но

и настоящий патриотизм,

исходящий из

души.

Алексей

Мересьев

по-

настоящему любил свою Родину, ведь он не просто хотел летать – он хотел защищать свою

страну от фашистов. Главный герой во время испытаний думает о том, что нельзя дать

врагу пробраться дальше. Он сумел это сделать! Он встал на ноги! Он не только научился

заново ходить, но и продолжил летать! Словом, он, как говорит автор книги, щедро

расквитался

с

противником

за

свои

утраченные

ноги,

продолжая

воевать

и

сбивая

вражеские самолёты. То, что герой этого произведения, Алексей Петрович Мересьев,

действительно жил, что повесть не просто художественный вымысел, заставляет моих

детей

по-другому

воспринять

идею

произведения.

На

данных

уроках

я

обязательно

показываю им и отрывки из документального фильма об Алексее Маресьеве, и интервью с

ним, и памятник герою на его родине – в Камышине. Считаю, что такие уроки литературы

не

пройдут

впустую,

а

помогут

в

формировании

мировоззрения

подрастающего

поколения. Дети по-своему формулируют идею этого произведения - воспеть высокую

нравственность

настоящего

человека-патриота,

который

очень

хочет

жить,

который

борется за свою жизнь для того, чтобы продолжать биться против ненавистного врага. И

все об одном – о подвиге человека, который знал, ради чего живёт. Письменные работы

позволяют

судить

о

глубине

и

основательности

усвоения,

умении

мыслить,

аргументировать, доказывать. Вот отрывок из сочинения ученицы: «Меня потрясла сила

духа Алексея Петровича Мересьева, его патриотизм и целеустремлённость служат нам,

детям

21

века,

спасительным

маяком.

Не

это

для

нас

достойный

пример

для

подражания…»

Я с глубоким удовлетворением осознаю, что мои дети впечатлены, что прочитанное на

уроках литературы действительно так глубоко затронуло их, позволило ещё и ещё раз

прочувствовать и пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального

достоинства.

Именно

учителю-словеснику

под

силу

провести

такие

уроки,

чтобы

у

некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы эти уроки запомнились на долгое

время и заложили основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма. Уверена, что

с

помощью

изучения

художественной

литературы

мы

можем

воспитать

истинного

патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического

воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина

страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.



В раздел образования