Автор: Кошелева Елена Николаевна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: РГБОУ
Населённый пункт: г. Черкесск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы куратора студенческой группы, как фактор повышения качества среднего медицинского образования
Раздел: среднее профессиональное
Е.Н. Кошелева
РГБОУ «Карачаево-Черкесский медицинский колледж»
г. Черкесск
Организация работы куратора студенческой группы, как
фактор повышения качества среднего медицинского образования
Одна
из
основных
задач,
стоящих
перед
педагогическими
коллективами СПО — это подготовка нового поколения конкурентно
способных
специалистов.
При
этом
закон
РФ
«Об
образовании»
устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из
компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности
обучающегося.
Более
того
студенты
медицинского
колледжа,
по
сравнению
со студентами
других
колледжей
находятся
в
более
сложном положении, т.к. их будущая профессия требует не только
достаточно
высокого
уровня
подготовки,
но
и
связана
с
ответственностью за жизнь и здоровье пациента. А значит вопросы
личностного развития студентов и формирования их готовности к
будущей профессиональной деятельности являются ключевыми.
Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую
личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества
стал
намного
свободнее
и
независимее,
а
с
другой
–
е го
общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились.
Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще многого
не
понимая,
он
с
легкостью
пропускает
лекции
и
даже
практические
занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора
– убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него –
учеба.
Необходимо
именно
на
первых
курсах
пробудить
у
студентов
интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как
отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.
Решение этой кураторской задачи многогранно. Оно предполагает и
личную форму воспитательных приемов (беседы, лекции, организацию
встреч с авторитетными специалистами, с лучшими преподавателями и
т.д.), и иногда очень жесткие меры (наказания за прогулы, контроль за
выполнением учебного графика и т.д.) Но нельзя сводить кураторство
только к контролю за успеваемостью и посещаемостью студентов. Во-
первых, надо помочь студентам адаптироваться в условиях нового для них
студенческого быта. Опыт общения с первокурсниками показывает, что, в
основном,
вчерашние
школьники
не
умеют
пользоваться
библиотекой
(каталогами, справочно-библиографическим аппаратом и т.д.); не умеют
записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам;
вылетев
из-под
родительского
крыла,
не
умеют
жить
в
общежитии
(совместно вести быт, распределять бюджет и т.д.). Во-вторых, молодые
люди не всегда могут правильно распределить время для учебы и других
дел;
не
сразу
могут
сориентироваться
в
многогранной
жизни
вуза
(кружках, секциях, клубах, общественных организациях и т.п.). В-третьих,
нужно «сплотить» группу.
Независимое анкетирование по адаптации, студентов нового набора
в РГБОУ КЧМК, с последующим анализом проводится
ежегодно
в
ноябре
месяце.
В
процессе
анкетирования
ставится
задача
выяснить
уровень
создания
условий
для
саморазвития
личности
студента,
отношение студентов к проводимой куратором работе в академической
группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными
студентами,
степень
вовлечения
куратором
студентов
во
внеучебную
деятельность,
Очень
важно
обеспечить
включенность
каждого
студента
в
деятельность,
что
достигается
с
помощью
создания
соответствующей
обстановки. Целесообразно
организовать так общение, чтобы каждый
имел
возможность
высказаться,
принять
участие
в
групповой
работе.
Куратору необходимо стимулировать самостоятельность и независимость
суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок.
Личность студента формируется теми условиями, в которых он живет,
учится,
и
теми
отношениями,
которые
у
него
складываются
с
окружающими
людьми.
Студенты
любят,
когда
им
доверяют
самостоятельно что-то сделать и отвечать за какой-то вид деятельности.
Доверие
окружающих
повышает
их
самоуважение.
Для
студента
это
очевидный показатель статуса самостоятельного взрослого человека.
Главное правило куратора
звучит так
же, как
и
заповедь
медицинского работника - “Не навреди!”.
Список литературы:
1.
Л.В.Кудашева
«Роль
куратора
в
формировании
студенческого
коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.
2.
Е.П.Милойчикова
«Об
аспектах
работы
куратора
учебного
заведения
среднего
профессионального
образования»
//
СПО
(приложение), 2012. №3. С.83-86.
3. Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника
в
процессе
социально
–
профессиональной
адаптации»
//
СПО
(приложение), 2012. №2.- С.118-126.
6.
И.А.Зимняя
«Ключевые
компетентности
как
результативно-
целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед.
центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.