Автор: Белоглазова Ирина Васильевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств №6
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Краткосрочный портретный этюд масляными красками"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО Детская школа искусств №6 города Курска
Мастер-класс
Белоглазовой Ирины Васильевны
по теме
«Краткосрочный портретный этюд масляными
красками»
Курск — 2019
Содержание.
1. Методика проведения
мастер-класса
- подготовительный этап
- организация рабочего места
- требуемые материалы, оборудование
- демонстрация процесса
2. Цели и задачи мастер-класса.
3. Функции мастер-класса.
4. Организация работы.
Методика проведения мастер-класса.
Подготовительный этап включает в себя планирование и
отработку пошагового показа выполнения работы.
Так как тема звучит как «Краткосрочный этюд...»
ограничиваемся во времени: от 40 — 60 мин.
Подбираем натуру и поэтапно выполняем портретный этюд:
1) эскиз на картоне с учетом композиции и пропорций лица;
2) подмалевок большими плоскостями света и тени;
3) фон в соотношении с основными светотеневыми цветами лица;
4) детальная проработку черт лица, руководствуясь принципом - «от
большого к малому», « от общих форм к частным деталям»;
5) в завершении этюда добавляем блики, используя белила.
Организация рабочего места. Для каждого участника мастер-
класса предоставляется мольберт, с учетом освещенности и
хорошей видимости натуры. В случае необходимости участники
снабжаются недостающими материалами.
Материалы и оборудование: грунтованный картон или холст
формата А
3
; кисти, мастихин; художественные масляные краски;
разбавитель; ветошь для очищения кистей, рисовальный уголь.
На мониторе в качестве наглядного пособия показано поэтапное
выполнение портретного этюда. Гипсовая обрубовка головы человека дает
обощенное представление о формах лица.
Основное в мастер-классе: демонстрация процесса работы. Эскиз на
картоне выполняется углем, который хорошо стирается, если допущены
неточности, или сразу тонкой кистью нейтральным цветом, если мастер
уверен в себе. При компоновке необходимо помнить, что перед лицом
оставляется чуть больше места , чем за головой в любом ракурсе. На эскизе
намечаем основные пропорции лица: главную линию, которую делим на три
равные части. Через точки деления намечаем линию бровей, линию носа,
линию подбородка. Схематично изображаем глаза и скулы.
Подмалевок. Смешиваем цвет тени на палитре. Это могут быть краски:
красно-коричневая, охра желтая, сиена натуральная. Обычно в тени
находятся: глазные впадины, нижняя часть носа, верхняя губа, впадина под
нижней губой, скулы ( в зависимости от ракурса), нижняя часть подбородка.
Смешиваем цвет света: краплак, охра золотистая, охра лимонная.
Принципиально работать на этом этапе без белил, разными кистями для света
и тени. На свету находятся лоб, передняя грань носа, щеки, нижняя губа,
передняя часть подбородка.
Фон выбирается средним по тону между светом и тенью лица.
При детальной проработке лица поможет гипсовая обрубовка головы
человека, где наглядно показано упрощенное изображение основных черт
лица (глаза — шары, нос — призма, треугольные плоскости щек,
четырехугольные плоскости скул, плоскости лба). Алгоритм выполнения
этюда состоит в следующем: от больших и простых форм мы переходим к
более мелким. Например, глаза — шары (1), глаза имеют свою ширину и
длину (2), верхнее и нижнее веко(3), радужную оболочку глаз (4), свет на
верхнем веке (4), толщину нижнего века (5) и так далее. При этом надо всем
частям лица уделять такое внимание, чтобы на каждом временном этапе этюд
смотрелся как законченная работа.
Если мы ограничены во времени, можно подчеркнуть самые светлые места
с помощью белил.
Цель и задачи мастер-класса.
Цель проведения мастер-классов: создать условия для
полноценного проявления и развития личностных функций
субъекта образовательного процесса.
Задачи мастер- класса: рассказать, показать, научить за короткий
промежуток времени; передать концептуальную и практическую
стороны собственной системы работы, предполагающей комплекс
методических приемов.
Функции мастер-класса.
- обучение всех участников конкретным навыкам из тех, что
составляют основу педагогического опыта преподавателя,
- активация познавательной деятельности всех участников работы
мастер-класса
- повышение уровня теоретической и методической подготовки
преподавателя
Организация работы.
Мастер-класс это одна из эффективны форм распространения
передового педагогического опыта, новых технологий,
практических приемов. Инициатором проведения мастер-классов
являются методические объединения.