Напоминание

Комбинации на завлечение


Автор: Хабиров Шамиль Раилевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа
Населённый пункт: город Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока внеурочной деятельности
Тема: Комбинации на завлечение
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочная деятельность по шахматам

Конспект урока «

Комбинации на завлечение»

Тема: Комбинации на завлечение.

Цель: Выигрыш фигур с помощью тактического приема завлечение, тем

самым добиться материального преимущества.

Задача:

-обучающая: обучить овладению всеми элементами шахматной тактики и

техники

расчета;

способствовать

выработке

комбинационного

зрения;

освоить стратегические основы шахматной тактики,методы долгосрочного

и краткосрочного планирования и действия во время игры;

-развивающая:

формировать

основы

шахматной

культуры;

развивать

интеллектуальную

культуру;

разносторонне

развивать

детей,

их

умственные

способности;

выработать

усидчивость,

учить

упорству,

терпению;

-воспитательные:

воспитывать

любовь

и

интерес

к

шахматной

игре;

воспитывать

веру

в

свои

силы,

воспитывать

веру

в

свои

творческие

способности; формировать и совершенствовать сильные черты личности.

Оборудования: наглядная шахматная доска; шахматные доски с фигурами;

карточки с примерными позициями; плакат с изображением шахматной

доски, шахматные фигурки.

Ход занятия.

I. Организационное начало занятия.

- Ребята, сегодня, у нас открытое занятие.

II. Подготовка к изучению нового материала.

- Какую тему изучали на прошлом занятии?(Двойной шах)

- Какие средства вынуждения, вы знаете?(Нападение, угроза, размен,

жертва)

- Какие тактические средства, вы уже знаете?(двойной удар, связка,

открытое нападение, открытый шах, двойной шах)

- Тема нашего открытого занятия «Комбинации на завлечение».

- Цель занятия выигрыш фигур с помощью тактического приема

завлечение, тем самым добиться материального преимущества.

III. Теоретическое изучение нового материала.

С

помощью

тактического

приема завлечение можно заставить фигуру

противника занять невыгодную для нее позицию, на которой эта фигура

либо подвергается атаке и гибнет, либо существенно мешает координации

собственных сил, из-за чего гибнут другие фигуры. Особенно эффективен

данный прием, когда объектом его применения становится король.

Как правило, завлечение проявляется в сочетании с другими тактическими

средствами: двойным ударом, связкой, открытым нападением, открытым

шахом, двойным шахом и т.п.

Обычно завлечение сопровождается жертвой, хотя встречаются случаи и

без жертв.

IV.

Практическое

изучение

нового

материала

(на

примере

в

разных

позициях).

В

материалах

прошлых

занятий

примеры

комбинаций

на

завлечение

встречались многократно. Обратимся к другим примерам.

Весьма распространено на практике завлечение под двойной удар,особенно

под вилку коня. Причем под вилку может завлекаться как король, так и

другая фигура.

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 564: Кре1 Кре8; Фg3 Фd8; Лa1

Лa8; Лh1 Лh8; Сb3 Сc5; Сc1 Сc8; Кb1 Кe5; Кg1 Кf6 ; a2,b2,c3,e4,f2,g2,h2

a7,b7,c7,d7,f7,g7,h7.

Эффектный удар провели черные в позиции на диаграмме 564:

1. . . С : f2+!, и белым приходится расстаться с ферзем как после

2.Кр

: f2 К : е4+, так и при 2.Ф : f2 Кd3+. Мотив этой комбинации:

нахождение

короля

и

ферзя

белых

на

диагонали

е1

— h4

и

незащищенность

пунктов d3 и е4. Тема — коневая «вилка». Идея —

завлечение

короля

или

ферзя

под

двойной

удар.

Цель

выигрыш

ферзя(материальные завоевания).

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 565: Крg1 Крg8; Фf1 Фg3; Лf2

Лe3; Сh5; Кe5; a2,d5,g2,h3 a6,f4,g7

565. Белые беззаботно сыграли 1. Сf3 и предложили ничью... Однако они

просмотрели опасную угрозу соперника. 1. . . Ле1! 2. Ф : е1. Из-за связки

белый ферзь вынужден принять дар, но при этом и ладья попадает под

связку. 2. . .К : f3+ 3. Л : f3 Ф : е1+ 4. Крh2 Фd2 5. а3. Белые пытаются

построить крепость, но она оказывается не прочной. 5. . .Ф : d5 6.Крg1 g5

7.

Крh2

Крg7

8.Крg1

Крg6.

Белым

остается

только

выжидать,

пока

соперник подведет короля, помощь которого необходима в подобного рода

окончаниях, и наиболее удобно расставит свои силы.

9. Крh6 а5 10. Крg1 Крf5 11. Крf2 Кре4 12. Кре2. Если 12. Крg1 или

12.Крf1, то 12. . .Фd1+ 13.Крf2 а4! (возможно и 13. . .Ф : f3+ 14. gf+ Крd3, и

пешечный

эндшпиль

легко

выигрывается

черными

проверте

самостоятельно), и белые в цугцванге. Впрочем, и в партии дело сводится к

тому же итогу. 12. . .Фа2+ 13. Крf1 Фb1+ 14. Крf2 Фd1. Белые сдались.

Мотив комбинации — связка по вертикали «g». Тема — коневая «вилка».

Идея — завлечение под «вилку» и под новую связку. Цель — выигрыш

ферзя.

- Разложите фигуры по диаграмме 566: Крg2 Крg8; Фd4 Фf7; Лe2; Сd7;

b2,g3,h2 a7,b7,c3,g7,h6.

Великим

тружеником

по

части

двойных

ударов,

как

мы

уже

знаем,

является ферзь.

566.

1. . . Сh3+! 2. Кр : h3 Фh5+ 3. Фh4 Ф : е2 4. Фd8+ Крh7, и белые

сдались. Мотив комбинации — незащищенность белой ладьи. Тема —

двойной удар. Идея — завлечение короля под двойной удар ферзя либо

матование его в углу. Цель — форсировать выигрыш ладьи и тем самым

добиться материального преимущества.

Следующий

пример

демонстрирует

комбинацию

на

завлечение

под

двойной удар слона.

-Разложите фигуры на доске по диаграмме 567: Крc1 Крe8; Лd6 Лa1; Лh1

Лh8; Сf1 Кe4; a2,b2,c2,f2,g2,h2 a6,b5,e6,f7,g7,h6.

567. 1. Л : а6! Кре7 (1. . .Л : а6 2.С : b5+) 2.С : b5 К : f2 3. Ле1 Л : а6 4. С :

а6, и белые выиграли: их грозные проходные пешки на ферзевом фланге

решили исход сражения. Определите самостоятельно мотив, тему, идею и

цель комбинации белых.

« Ходячее мнение — кстати сказать, ложное — считать шахматы игрой,

то есть чем-то таким, что не может служить никакой серьезной цели и

является лишь развлечением в часы досуга. Если бы шахматы были только

этим, они, конечно, не смогли бы выдержать все те тяжелые испытания,

которым они подверглись на протяжении их долгой исторической жизни...

Их главная характерная черта — и в ней именно человеческая натура

находить

высшее

наслаждение

есть

борьба.

Конечно,

это

не

та

борьба, что возбуждают нервы грубых людей, борьба, где льется кровь и

щедро сыплются удары, оставляющие видимые следы на теле борцов, -

нет,

это

такого

рода

борьба,

в

которой

элементы

научности,

художественности

и

духовности,

имеющиеся

во

всякой

борьбе,

приобретают

исключительное

господство.

С

данной

точки

зрения

шахматная игра представляет гармоническое целое» - Эмануил Ласкер,

чемпион мира.

Идея

завлечения

под

двойной

удар

многократно

представлена

в

классическом

этюде

французского

шахматного

композитора

Г.

Ринка

(диаграмма 568).

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 568: Крc3 Крc6; Лa5 Фg8; Ch5;

c2,g2 a4,g7,h7.

1.Ла8! Фа2 (выясняется, что на почти пустой доске выбор у черного ферзя

невелик: 1. . .Ф : а8 2. Сf3+; 1. . .Фе6 2. Ла6+; 1. . .Фd5 2. Сf3; 1. . .Фс4

2.Лс8+; 1. . .Фh7 2. Сg6!) 2. Л : а4! Фg8 3.Ла8! Фh7 4.Сg6! Ф : g6 5. Ла6+,

и белые выигрывают.

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 569: Крg1 Крb8; Лd6 Лa8; Лe7

Лh8; Кf3 Cc8; Сh6;a2,c6,f2,g2,h2 a6,f6,f7,h7.

Своеобразны и неожиданны пешечные вилки (диаграмма 569): 1. Лd8! Л:

d8 (1. . .Сf8 2. Лb7х; 1. . .Ла7 2. Л : а7 Кр : а7 3. Л : h8 и т.д.) 2.с7+ и 3. сd

Ф+.

Завлечение под связку обычно также весьма эффективное тактическое

средство.

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 570: Крh1 Крh8; Фa3 Фe7; Лd3

Лd5; Cb1 Cb7; a2,b3,f2,g2,g4 a7,b6,c5,e5,f6,g5.

570.

1. . . Фh7+!! Двойной удар, который выглядит просмотром — ведь

черный ферзь попадает под связку. Но не эта связка главная! 2. Лh3 (2.

Крg1 Л : d3) 2. . .Лd1+ 3. Крh2. На что надеются черные? 3. . .Лh1+!!

4.Kp : h1 (4. Крg3 Л : h3+ 5.gh Фh4+ 6.Kph2 Ф : f2х) 4. . .Ф : h3+. Вот,

оказывается, в чем дело! Скромно затаившийся слон на b7 сказал свое

решающее слово: жертвой ладьи черные завлекли неприятельского короля

под связку и выигрывают партию. 5. Крg1 Ф : g2х.

Разложите фигуры на доске по диаграмме 571: Крe1 Крe8; Фh5 Фa5;

Лa1 Лa8; Лh1 Лh8; Сb2 Сc8; Сb3 Сe7; Кb1 Кb8; Кg1 Кg6; a3,c2,d2,e5,g2,h2

a7,b7,c6,f4,f6,g7,h7.

571.

После

завлекающей

жертвы 1.Сf7+!

Черные

были

вынуждены

сдаться, так как в случае 1. . .Кр : f7 включается механизм открытого

нападения по пятой горизонтали — 2. е6+, и их ферзь гибнет, а при

1. . . Крf8(d8) 2. С : g6 они остаются без фигуры — пешка h7 связана.

С

завлекающими

жертвами,

в

результате

которых

король

попадает

на

линию действия неприятельской батареи (Л+С, Л+К и т.п.), изучающие

уже знакомы по урокам 50 — 51.

Еще два примера на эту тему.

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 572: Крh2 Крh6;Фg4 Фb2; Лf5

Лa7; Сc2 Лe1; Кg5 Сf6;... Кg6; a4,c4,d5,f2,g3,h4 a6,b6,c5,d6.

572.

1. Фh5+!!, и черные сдались. Если 1. . .Кр : h5, то решает открытый

шах — 2. Кf7+ Крg4 3. Кh6х или 3. f3х. Отказ от «подарка» также не

спасает: 1. . . Крg7 2.Фh7+ Крf8 3.Ф : g6 и т.д.

573. По образцу известной партии Рети — Тартаковер (Вена, 1910)

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 573: Крc1 Крe8;Фh4 Фc5; Лd1

Лa8; Лh1 Лg6; Cd2 Сb4; Cf1 Cc8;... Ке4; a2,b2,c2,f2,g2,h2 a7,b7,c7,e6,f7,h7.

последовало: 1. Фd8+!! Кр : d8 2. Сg5++ Кре8 3. Лd8х.

- Разложите фигуры на доске по диаграмме 574: Крh2 Крg8;Фc2 Фe5; Лe1

Лf8; Сb2 Cd7; Cg2 Сg7; Kd4 Кc5; a2,c4,d5,e3,g3,h4 a7,b7,c7,d6,g6,h7.

574.

Иногда

завлекающая

жертва

словно

торпеда

пробивает

брешь

в

обороне короля соперника. 1. . .Ф : g3+!! 2.Кр : g3 Cе5х.

Завлекающие

жертвы

нередко

используются

для

извлечения

неприятельского

короля

из

укрытия

на

«сквознячок»,

под

атаку

многочисленных фигур. Порой ради такого штурма в жертву приносится

даже самая сильная фигура — ферзь.

V. Подведение итога занятия.

- Подведем итог нашего занятия.

- Что, сегодня, мы изучали?

- Что нового изучили?

- Ребята, вы, сегодня, прекрасно поработали!

- Спасибо всем!



В раздел образования