Автор: Ахмадиева Ляйсан Магадановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мегион, ХМАО-Югра
Наименование материала: план урока по предмету "Информатика и ИКТ"
Тема: Системы счисления
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
План урока
по предмету «Информатика и ИКТ»,
8 класс
Тема урока:
«Системы счисления»
План урока подготовила
учитель информатики
Ахмадиева Ляйсан Магадановна
План урока № ____
Для групп:
Дата:
Тема урока:
Системы счисления (двоичная с/с).
План содержания урока:
1.
Представление информации в компьютере.
Знания: понятие информации, видов информации, принципы двоичного представления информации в компьютере.
Умения: различать основные виды информации, выделять из них те, которые способен непосредственно
обрабатывать компьютер.
2.
Системы счисления.
Знания: понятия системы счисления (с/с), понятие цифр, как числового алфавита.
Умения: различать виды и особенности систем счисления, приводить примеры позиционной и непозиционной с/с.
3.
Позиционные системы счисления.
Знания: основные достоинства любой позиционной с/с, определения разряда, базиса и основания позиционной с/с.
Умения: различать базис и основание позиционной с/с, приводить примеры систем счисления.
4.
Перевод чисел из одной с/с в другую.
Знания: развернутая и свернутая запись числа в позиционной с/с, алгоритмы перевода чисел из одной с/с в другую.
Умения: производить перевод чисел из двоичной с/с в десятичную и наоборот (в соответствии с алгоритмом) с
применением программного калькулятора для численных расчетов.
Цели
урока:
1. Образовательная.
закрепление знаний о понятии информации, принципах двоичного представления информации в
компьютере;
закрепление умений различать основные виды информации, выделять из них те, которые способен
непосредственно обрабатывать компьютер;
формирование знаний о системах счисления, их построении, видах, основных свойствах;
формирование умений применять стандартные алгоритмы перевода чисел из одной с/с в другую.
2. Развивающая.
развивать умение осуществлять целеполагание,
развивать память, внимание, функции мышления (анализ, синтез, причинно-следственные связи,
классификация),
формировать целостное восприятие окружающего мира, как информационного пространства.
3. Воспитательная.
формировать познавательный интерес учащихся;
формирование коммуникативных качеств личности;
формировать математическое мышление при проведении численных расчетов в процессе перевода чисел
из одной с/с в другую;
воспитание серьезности, самостоятельности, ответственности и аккуратности.
Тип урока:
формирование новых знаний.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
информационно-рецептивный.
Материально-
техническое
оснащение
урока:
Компьютеры с программным обеспечением.
Презентация к уроку.
Раздаточный материал - схема для актуализации.
Раздаточный материал для выполнения практической работы - перевода чисел из одной с/с в
другую.
Курс лекций.
План урока:
1.
Организация группы.(1 мин).
2.
Целеполагание и мотивация.(2 мин).
3.
Актуализация опорных знаний (в форме схемы) (5 мин).
4.
Системы счисления.
4.1.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
4.2.
Виды с/с.
4.3.
Свойства позиционных с/с.
4.4.
Виды позиционных с/с.
4.5.
Развернутая форма записи числа.
4.6.
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную с/с.
4.7.
Перевод чисел из десятичной с/с в любую другую.
5.
Практическая работа с применением программного калькулятора.
6.
Подведение итогов урока (3 мин.)
7.
Домашнее задание (1 мин).
Ход урока:
№
п/п
Содержание и структура
урока
Вре-
мя
(мин)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Слайды
презентации
к уроку
1.
Организация группы.
1
Слушает раппорт,
проверяет явку и
готовность учащихся к
уроку.
Дежурные сообщают об
отсутствующих на
уроке.
2.
Целеполагание, мотивация.
Знаете ли вы, в чем состоит универсальность
компьютера?
Какой вид информации позволяет
компьютеру обрабатывать различные виды
информации?
Все ли записи чисел одинаковы?
Следовательно, тема данного урока –
«Системы счисления».
Можете ли вы ответить на следующие вопросы:
•
Знаете ли вы, что такое информация? (да).
•
Какие виды информации способен
обрабатывать компьютер? (да).
•
Каким образом кодируется информация в
компьютере? (да).
•
Известно ли вам, что такое система
счисления? Какие бывают системы
счисления? (пока нет).
•
Умеете ли вы производить перевод чисел
из одной системы счисления в другую?
(пока нет)
Сформулируйте цели нашего урока.
2
Организует совместное
целеполагание и
мотивацию на основе
репродуктивного метода.
Управляет познавательной
деятельностью учащихся
с помощью наводящих
вопросов.
Уточняет ответы
учащихся,
и помогает им грамотно
сформулировать тему и
цели урока.
Пытаются ответить на
поставленные вопросы,
высказывают
собственные суждения,
делают выводы.
Совместно с
преподавателем
формулируют тему и
цели урока.
Осмысливают и
принимают цели
данного урока.
Слайд 1
Слайд 2
3.
Актуализация опорных знаний.
Работа в подгруппах в форме заполнения
кроссворда:
1
2
7
6
3
4
5
Вопросы:
1.
Первичное неопределяемое понятие
информатики и новые сведения для
человека.
2.
Информация в виде цифр и знаков,
обозначающих математические действия.
3.
Минимальная единица измерения
количества информации.
4.
Информация, передаваемая в виде
символов, сведения из книги, газеты,
журнала и т. д.
5.
Примеры этого вида информации - рисунок,
чертеж — в виде статических изображений.
6.
8 бит – это 1 …
7.
Речь, музыка, шум – это
__________________ информация.
5
Организует актуализацию
опорных знаний учащихся
группы с целью
повторения пройденного
материала на основе
репродуктивного метода.
Управляет познавательной
деятельностью учащихся,
уточняет их ответы, и
помогает им грамотно
сформулировать
информацию – ответы на
поставленные вопросы.
Устно отвечают на
вопросы преподавателя.
Вспоминают,
воспроизводят
и анализируют
ранее изученную
информацию,
отвечая на поставленные
вопросы.
Слушают ответы других
учащихся, дополняют и
уточняют их.
Слайд 3 –
задание
и слайд 4
эталон ответа к
кроссворду.
4.
Работа по теме урока.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
Вопрос к учащимся:
Чем отличается цифра от числа?
Представление
числовой
информации
с
помощью систем счисления.
Виды с/с.
• Позиционные с/с
• Непозиционные с/с
Свойства позиционных с/с.
Виды (примеры) позиционных с/с.
Развернутая форма записи числа.
Перевод чисел из любой системы счисления в
десятичную с/с.
Перевод
чисел
из
десятичной
с/с
в
любую
другую.
Демонстрации презентации для иллюстрации
изучаемого материала.
Организует работу
группы по усвоению
нового материала.
Постановка вопроса –
темы для обсуждения.
Проводит изложение
нового материала в
процессе беседы с
использованием слайдов
презентации.
Организация поиска
ответа на поставленные
вопросы с применением
частично – поискового
метода.
Пытаются ответить на
поставленный вопрос,
используя жизненный
опыт и знания,
полученные ранее.
Воспринимают,
осмысливают
информацию,
устанавливают
причинно-следственные
связи.
Под руководством
преподавателя
анализируют
информацию, проводят
ее синтез, сравнивают,
делают выводы.
Слайд 5
Слайды 5 – 12
содержат
основную
информацию в
соответствии с п.
4.1. – 4.7. данного
урока.
5.
Закрепление изученного материала.
5.1.
Практическая работа
с применением ПК.
Произвести перевод чисел в заданную систему
счисления,
при необходимости используя программу
Калькулятор.
Актуализация знаний и опыта
работы с прикладным программным
обеспечением.
Организует
индивидуальную работу
(или работу в
микрогруппах) на основе
репродуктивного и
частично – поискового
метода.
Приступают к работе (в
том числе и с
прикладной
программой), используя
информацию урока.
Анализируют задание,
развивают внимание,
серьезность,
самостоятельность,
оперативность и
собранность, навыки
общения в микрогруппе.
Слайд 13 – общее
задание для
учащихся,
практическая
работа
выполняется по
индивиду-
альным
карточкам.
6.
Подведение итогов
урока.
Удалось ли нам достичь поставленных целей
урока?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие затруднения у вас были в работе?
3
Подведение итогов урока
в соответствии с
поставленными целями
урока.
Организует обсуждение
итогов урока, его
результативности.
Сообщение оценок,
поставленных за урок.
Участвуют в совместном
подведении итогов,
рефлексия.
Слайд 14
7.
Домашнее
задание.
1
Переведите число – год
вашего рождения в
двоичную систему
счисления.
I, п. 2.7.
Фиксируют домашнее
задание.
Задают вопросы по
неясным моментам.
Слайд 14
Межпредметные и
внутрипредметные
связи:
Обществознание – формирование представления об информационных ресурсах современного
общества.
Математика – проведение численных расчетов в соответствии с алгоритмом.
Информатика – двоичное кодирование информации, структура памяти.
Применение двоичного кодирования в науке, технике, экономике, профессии и т.д.