Напоминание

Системы счисления


Автор: Ахмадиева Ляйсан Магадановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Мегион, ХМАО-Югра
Наименование материала: план урока по предмету "Информатика и ИКТ"
Тема: Системы счисления
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

План урока

по предмету «Информатика и ИКТ»,

8 класс

Тема урока:

«Системы счисления»

План урока подготовила

учитель информатики

Ахмадиева Ляйсан Магадановна

План урока № ____

Для групп:

Дата:

Тема урока:

Системы счисления (двоичная с/с).

План содержания урока:

1.

Представление информации в компьютере.

Знания: понятие информации, видов информации, принципы двоичного представления информации в компьютере.

Умения: различать основные виды информации, выделять из них те, которые способен непосредственно

обрабатывать компьютер.

2.

Системы счисления.

Знания: понятия системы счисления (с/с), понятие цифр, как числового алфавита.

Умения: различать виды и особенности систем счисления, приводить примеры позиционной и непозиционной с/с.

3.

Позиционные системы счисления.

Знания: основные достоинства любой позиционной с/с, определения разряда, базиса и основания позиционной с/с.

Умения: различать базис и основание позиционной с/с, приводить примеры систем счисления.

4.

Перевод чисел из одной с/с в другую.

Знания: развернутая и свернутая запись числа в позиционной с/с, алгоритмы перевода чисел из одной с/с в другую.

Умения: производить перевод чисел из двоичной с/с в десятичную и наоборот (в соответствии с алгоритмом) с

применением программного калькулятора для численных расчетов.

Цели

урока:

1. Образовательная.

закрепление знаний о понятии информации, принципах двоичного представления информации в

компьютере;

закрепление умений различать основные виды информации, выделять из них те, которые способен

непосредственно обрабатывать компьютер;

формирование знаний о системах счисления, их построении, видах, основных свойствах;

формирование умений применять стандартные алгоритмы перевода чисел из одной с/с в другую.

2. Развивающая.

развивать умение осуществлять целеполагание,

развивать память, внимание, функции мышления (анализ, синтез, причинно-следственные связи,

классификация),

формировать целостное восприятие окружающего мира, как информационного пространства.

3. Воспитательная.

формировать познавательный интерес учащихся;

формирование коммуникативных качеств личности;

формировать математическое мышление при проведении численных расчетов в процессе перевода чисел

из одной с/с в другую;

воспитание серьезности, самостоятельности, ответственности и аккуратности.

Тип урока:

формирование новых знаний.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,

информационно-рецептивный.

Материально-

техническое

оснащение

урока:

Компьютеры с программным обеспечением.

Презентация к уроку.

Раздаточный материал - схема для актуализации.

Раздаточный материал для выполнения практической работы - перевода чисел из одной с/с в

другую.

Курс лекций.

План урока:

1.

Организация группы.(1 мин).

2.

Целеполагание и мотивация.(2 мин).

3.

Актуализация опорных знаний (в форме схемы) (5 мин).

4.

Системы счисления.

4.1.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

4.2.

Виды с/с.

4.3.

Свойства позиционных с/с.

4.4.

Виды позиционных с/с.

4.5.

Развернутая форма записи числа.

4.6.

Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную с/с.

4.7.

Перевод чисел из десятичной с/с в любую другую.

5.

Практическая работа с применением программного калькулятора.

6.

Подведение итогов урока (3 мин.)

7.

Домашнее задание (1 мин).

Ход урока:

п/п

Содержание и структура

урока

Вре-

мя

(мин)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Слайды

презентации

к уроку

1.

Организация группы.

1

Слушает раппорт,

проверяет явку и

готовность учащихся к

уроку.

Дежурные сообщают об

отсутствующих на

уроке.

2.

Целеполагание, мотивация.

Знаете ли вы, в чем состоит универсальность

компьютера?

Какой вид информации позволяет

компьютеру обрабатывать различные виды

информации?

Все ли записи чисел одинаковы?

Следовательно, тема данного урока –

«Системы счисления».

Можете ли вы ответить на следующие вопросы:

Знаете ли вы, что такое информация? (да).

Какие виды информации способен

обрабатывать компьютер? (да).

Каким образом кодируется информация в

компьютере? (да).

Известно ли вам, что такое система

счисления? Какие бывают системы

счисления? (пока нет).

Умеете ли вы производить перевод чисел

из одной системы счисления в другую?

(пока нет)

Сформулируйте цели нашего урока.

2

Организует совместное

целеполагание и

мотивацию на основе

репродуктивного метода.

Управляет познавательной

деятельностью учащихся

с помощью наводящих

вопросов.

Уточняет ответы

учащихся,

и помогает им грамотно

сформулировать тему и

цели урока.

Пытаются ответить на

поставленные вопросы,

высказывают

собственные суждения,

делают выводы.

Совместно с

преподавателем

формулируют тему и

цели урока.

Осмысливают и

принимают цели

данного урока.

Слайд 1

Слайд 2

3.

Актуализация опорных знаний.

Работа в подгруппах в форме заполнения

кроссворда:

1

2

7

6

3

4

5

Вопросы:

1.

Первичное неопределяемое понятие

информатики и новые сведения для

человека.

2.

Информация в виде цифр и знаков,

обозначающих математические действия.

3.

Минимальная единица измерения

количества информации.

4.

Информация, передаваемая в виде

символов, сведения из книги, газеты,

журнала и т. д.

5.

Примеры этого вида информации - рисунок,

чертеж — в виде статических изображений.

6.

8 бит – это 1 …

7.

Речь, музыка, шум – это

__________________ информация.

5

Организует актуализацию

опорных знаний учащихся

группы с целью

повторения пройденного

материала на основе

репродуктивного метода.

Управляет познавательной

деятельностью учащихся,

уточняет их ответы, и

помогает им грамотно

сформулировать

информацию – ответы на

поставленные вопросы.

Устно отвечают на

вопросы преподавателя.

Вспоминают,

воспроизводят

и анализируют

ранее изученную

информацию,

отвечая на поставленные

вопросы.

Слушают ответы других

учащихся, дополняют и

уточняют их.

Слайд 3 –

задание

и слайд 4

эталон ответа к

кроссворду.

4.

Работа по теме урока.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Вопрос к учащимся:

Чем отличается цифра от числа?

Представление

числовой

информации

с

помощью систем счисления.

Виды с/с.

• Позиционные с/с

• Непозиционные с/с

Свойства позиционных с/с.

Виды (примеры) позиционных с/с.

Развернутая форма записи числа.

Перевод чисел из любой системы счисления в

десятичную с/с.

Перевод

чисел

из

десятичной

с/с

в

любую

другую.

Демонстрации презентации для иллюстрации

изучаемого материала.

Организует работу

группы по усвоению

нового материала.

Постановка вопроса –

темы для обсуждения.

Проводит изложение

нового материала в

процессе беседы с

использованием слайдов

презентации.

Организация поиска

ответа на поставленные

вопросы с применением

частично – поискового

метода.

Пытаются ответить на

поставленный вопрос,

используя жизненный

опыт и знания,

полученные ранее.

Воспринимают,

осмысливают

информацию,

устанавливают

причинно-следственные

связи.

Под руководством

преподавателя

анализируют

информацию, проводят

ее синтез, сравнивают,

делают выводы.

Слайд 5

Слайды 5 – 12

содержат

основную

информацию в

соответствии с п.

4.1. – 4.7. данного

урока.

5.

Закрепление изученного материала.

5.1.

Практическая работа

с применением ПК.

Произвести перевод чисел в заданную систему

счисления,

при необходимости используя программу

Калькулятор.

Актуализация знаний и опыта

работы с прикладным программным

обеспечением.

Организует

индивидуальную работу

(или работу в

микрогруппах) на основе

репродуктивного и

частично – поискового

метода.

Приступают к работе (в

том числе и с

прикладной

программой), используя

информацию урока.

Анализируют задание,

развивают внимание,

серьезность,

самостоятельность,

оперативность и

собранность, навыки

общения в микрогруппе.

Слайд 13 – общее

задание для

учащихся,

практическая

работа

выполняется по

индивиду-

альным

карточкам.

6.

Подведение итогов

урока.

Удалось ли нам достичь поставленных целей

урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас были в работе?

3

Подведение итогов урока

в соответствии с

поставленными целями

урока.

Организует обсуждение

итогов урока, его

результативности.

Сообщение оценок,

поставленных за урок.

Участвуют в совместном

подведении итогов,

рефлексия.

Слайд 14

7.

Домашнее

задание.

1

Переведите число – год

вашего рождения в

двоичную систему

счисления.

I, п. 2.7.

Фиксируют домашнее

задание.

Задают вопросы по

неясным моментам.

Слайд 14

Межпредметные и

внутрипредметные

связи:

Обществознание – формирование представления об информационных ресурсах современного

общества.

Математика – проведение численных расчетов в соответствии с алгоритмом.

Информатика – двоичное кодирование информации, структура памяти.

Применение двоичного кодирования в науке, технике, экономике, профессии и т.д.



В раздел образования