Автор: Рязанова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Город Нижний Новгород Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия «Хлеб всему голова»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
Конспект занятия
«Хлеб всему голова»
(подготовительная группа 6-7 лет)
Выполнил: воспитатель старшей группы
Рязанова Е.Н.
2019 г.
1
Интегрированное занятие для подготовительной группы
«Хлеб всему голова»
ЦЕЛЬ: Расширять представление о практической жизни человека.
ЗАДАЧИ:
Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Познакомить с культурой русского народа, земледельческими обрядами,
традициями. Закреплять представление о строении и отличиях ржаных и
пшеничных колосьев и зерен. Развивать навыки художественно-творческого
труда при работе с соленым тестом.
МАТЕРИАЛ и ОБОРУДОВАНИЕ: хлеб ржаной и пшеничный. Колосья и зерна
пшеницы и ржи. Презентация по теме. Кофемолка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу к детям приходит Колобок.
Ребята, здравствуйте! Я – веселый Колобок, Колобок – румяный бок, пришел к
вам в детский сад, да не один, а со своими родственниками, которые ждут вас в
музыкальном зале.
Дети заходят в музыкальный зал
ПЕДАГОГ: Ребята, а где же родственники Колобка? Что вы здесь видите?
ДЕТИ: Булки хлеба.
ПЕДАГОГ: Из чего сделан Колобок?
ДЕТИ: Из муки.
ПЕДАГОГ: А хлеб?
ДЕТИ: Тоже из муки.
ПЕДАГОГ: Так значит Колобок и хлеб – родственники.
Хлеб – это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте
сядем рядком, да поговорим ладком. (Дети присаживаются на стулья)
КОЛОБОК: Ребята, вы любите хлеб?
2
А когда вы его едите?
ДЕТИ: На завтрак мы кладем на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или
ветчины. На обед и суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А
вечерний чай мы пьем с бутербродом с медом или вареньем.
ПЕДАГОГ: Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу.
Самых достойных гостей всегда встречали хлебом и солью.
КОЛОБОК: В старину про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол –
престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». А какие вы пословицы про хлеб
знаете?
ДЕТИ:
-
Много снега – много хлеба.
- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
- Хлеб да вода – молодецкая еда.
- Ржаной хлеб всему голова.
- Нива – Божья ладонь, всех кормит.
- Калач приестся, а хлеб никогда..
КОЛОБОК: Ребята, а из чего делают хлеб?
ДЕТИ: Из теста.
КОЛОБОК: А что нужно чтобы получилось тесто?
ДЕТИ: Вода, мука и соль.
КОЛОБОК: Где берут воду? Соль? А как сделать муку?
ПЕДАГОГ: Колобок, мы тебе расскажем, как делать муку.
Показывает технологическую карту-схему. (Приложение №1)
Ребята, что нужно сделать в начале?
ДЕТИ: Чтобы был хлеб, весной в землю сеют зернышки пшеницы или ржи. На
поле выезжают трактора, сеялки. (Слайд №2)
КОЛОБОК: В старину машин не было, и люди работали на поле вручную.
Посмотрите на картинку слайда, как это было. (Слайд №3, 4) Перед началом
полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись
3
в пояс земле-матушке, в храмах служили молебен и просили Святого Николая
Чудотворца:
Угодник Николай!
Дай нам щедрый урожай,
Дай нам солнечных дней,
Дай нам теплых дождей.
Сбереги посевы
От небесного гнева,
От жары, от града,
От ночного хлада!
ПЕДАГОГ: А еще на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания,
чтобы колосья росли спелыми, наливными, урожай был богатым. Мы с детьми
знаем такие песни и сейчас их споем.
Дети исполняют русские народные песни «Нива золотая», «Расти рожь»
(Приложение № 2).
ПЕДАГОГ: (обращает внимание на технологическую карту – схему
(Приложение № 1) Что происходит дальше?
ДЕТИ: Из зерен пшеницы и ржи вырастают колоски.
ПЕДАГОГ: Как выглядят хлебные колоски? (Слайд №5)
ДЕТИ: У колосков плотный стебель, удерживающий колос, полный зерна.
Спелые зерна желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой
оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна ржи имеют продолговатую
форму, а пшеницы – круглую.
ПЕДАГОГ: Ребята, что дальше происходит с колосьями, посмотрим по схеме.
(Приложение № 1)
ДЕТИ: Колоски становятся спелыми, начинается жатва. (Слайд №6)
1.Рожь наливается зерном
Тяжелым, урожайным.
И солнечным погожим днем
В поля идут комбайны
.
(Н. Забила «На колхозных полях»)
2.Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
4
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи – ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко. (В. Воронько «Рожь поспела»)
КОЛОБОК: (Слайд №7)А знаете ли вы, что в старину колосья срезали острым
серпом, потом связывали их в снопы. Складывали в высокие скирды,
напоминающие стога с сеном. Людей, которые убирали урожай, называли –
жнецы.
ПЕДАГОГ: Колобок, мы с ребятами знаем старинную русскую народную
песню, прославляющую жнецов.
Дети исполняют русскую народную песню «Уж мы песни поем» (Приложение
№ 3)
ПЕДАГОГ: (обращает внимание на технологическую карту – схему
(Приложение № 1) Ребята, что происходит дальше с колосьями?
ДЕТИ: Колосья ржи или пшеницы везут на молотильню. Там их молотят, зерно
высыпается,
КОЛОБОК: (Слайд №8) В старину зерна обмолачивали цепами.
ДЕТИ: Обмолоченное зерно отправляют на мельницу, где из него делают муку.
(Слайд №9)
ПЕДАГОГ: Посмотрите, у меня есть намолоченные зерна пшеницы и ржи.
Давайте проведем эксперимент и сделаем из зерен муку.
Дети и воспитатель перемалывают на кофемолке зерна. Сравнивают их по
цвету, определяют – из какой муки пекут белый, а из какой черный хлеб.
КОЛОБОК: С работой справились, муку сделали. Теперь можно и отдохнуть.
Ребята, вы знаете старинную русскую народную игру «Золотые ворота»?
давайте в нее поиграем.
Дети играют в русскую народную игру «Золотые ворота»
Описание игры "Золотые ворота": Дети выстраиваются парами друг за другом,
берутся за руки, первая пара поднимает руки вверх, образуя «золотые ворота».
Находящиеся за ними дети должны пройти под воротами.
5
При этом все дошкольники произносят:
В золотые ворота
Проходите, господа.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас!
После этих слов первая пара детей - «воротики» - резко опускают руки. Пара
детей, которая не прошла в "ворота" пляшет под любую веселую русскую
народную музыку, после чего становится ведущей (первой) парой, т.е.
"воротиками".
Воспитатель во время игры уходит за ширму и после ее окончания выносит
тесто.
ПЕДАГОГ: Пока вы играли, я вам тесто приготовила, чтобы испечь хлеб,
батоны, булочки для кукольного магазина.
Дети лепят из теста хлебобулочные изделия. Складывают их на поднос и
несут на кухню запекать.
ПЕДАГОГ: Колобок, мы пошли на кухню, попросить повара испечь наш хлеб.
До свидания!
КОЛОБОК: Какие вы молодцы, ребята! До свидания!
6
Литература:
1.
Шорыгина Т.А. Злаки. Какие они? Издательство ГНОМ иД, 2005г.
2.
«Музыкальный руководитель» № 5 – 2010 г.
3.
«Музыкальный руководитель» № 6 – 2010 г.
7
Приложение № 1
Приложение № 2
8
9
Приложение № 3
10