Напоминание

Конспект занятия «Хлеб всему голова»


Автор: Рязанова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Город Нижний Новгород Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия «Хлеб всему голова»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

Конспект занятия

«Хлеб всему голова»

(подготовительная группа 6-7 лет)

Выполнил: воспитатель старшей группы

Рязанова Е.Н.

2019 г.

1

Интегрированное занятие для подготовительной группы

«Хлеб всему голова»

ЦЕЛЬ: Расширять представление о практической жизни человека.

ЗАДАЧИ:

Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Познакомить с культурой русского народа, земледельческими обрядами,

традициями. Закреплять представление о строении и отличиях ржаных и

пшеничных колосьев и зерен. Развивать навыки художественно-творческого

труда при работе с соленым тестом.

МАТЕРИАЛ и ОБОРУДОВАНИЕ: хлеб ржаной и пшеничный. Колосья и зерна

пшеницы и ржи. Презентация по теме. Кофемолка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу к детям приходит Колобок.

Ребята, здравствуйте! Я – веселый Колобок, Колобок – румяный бок, пришел к

вам в детский сад, да не один, а со своими родственниками, которые ждут вас в

музыкальном зале.

Дети заходят в музыкальный зал

ПЕДАГОГ: Ребята, а где же родственники Колобка? Что вы здесь видите?

ДЕТИ: Булки хлеба.

ПЕДАГОГ: Из чего сделан Колобок?

ДЕТИ: Из муки.

ПЕДАГОГ: А хлеб?

ДЕТИ: Тоже из муки.

ПЕДАГОГ: Так значит Колобок и хлеб – родственники.

Хлеб – это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте

сядем рядком, да поговорим ладком. (Дети присаживаются на стулья)

КОЛОБОК: Ребята, вы любите хлеб?

2

А когда вы его едите?

ДЕТИ: На завтрак мы кладем на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или

ветчины. На обед и суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А

вечерний чай мы пьем с бутербродом с медом или вареньем.

ПЕДАГОГ: Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу.

Самых достойных гостей всегда встречали хлебом и солью.

КОЛОБОК: В старину про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол –

престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». А какие вы пословицы про хлеб

знаете?

ДЕТИ:

-

Много снега – много хлеба.

- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

- Хлеб да вода – молодецкая еда.

- Ржаной хлеб всему голова.

- Нива – Божья ладонь, всех кормит.

- Калач приестся, а хлеб никогда..

КОЛОБОК: Ребята, а из чего делают хлеб?

ДЕТИ: Из теста.

КОЛОБОК: А что нужно чтобы получилось тесто?

ДЕТИ: Вода, мука и соль.

КОЛОБОК: Где берут воду? Соль? А как сделать муку?

ПЕДАГОГ: Колобок, мы тебе расскажем, как делать муку.

Показывает технологическую карту-схему. (Приложение №1)

Ребята, что нужно сделать в начале?

ДЕТИ: Чтобы был хлеб, весной в землю сеют зернышки пшеницы или ржи. На

поле выезжают трактора, сеялки. (Слайд №2)

КОЛОБОК: В старину машин не было, и люди работали на поле вручную.

Посмотрите на картинку слайда, как это было. (Слайд №3, 4) Перед началом

полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись

3

в пояс земле-матушке, в храмах служили молебен и просили Святого Николая

Чудотворца:

Угодник Николай!

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Дай нам теплых дождей.

Сбереги посевы

От небесного гнева,

От жары, от града,

От ночного хлада!

ПЕДАГОГ: А еще на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания,

чтобы колосья росли спелыми, наливными, урожай был богатым. Мы с детьми

знаем такие песни и сейчас их споем.

Дети исполняют русские народные песни «Нива золотая», «Расти рожь»

(Приложение № 2).

ПЕДАГОГ: (обращает внимание на технологическую карту – схему

(Приложение № 1) Что происходит дальше?

ДЕТИ: Из зерен пшеницы и ржи вырастают колоски.

ПЕДАГОГ: Как выглядят хлебные колоски? (Слайд №5)

ДЕТИ: У колосков плотный стебель, удерживающий колос, полный зерна.

Спелые зерна желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой

оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна ржи имеют продолговатую

форму, а пшеницы – круглую.

ПЕДАГОГ: Ребята, что дальше происходит с колосьями, посмотрим по схеме.

(Приложение № 1)

ДЕТИ: Колоски становятся спелыми, начинается жатва. (Слайд №6)

1.Рожь наливается зерном

Тяжелым, урожайным.

И солнечным погожим днем

В поля идут комбайны

.

(Н. Забила «На колхозных полях»)

2.Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

4

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи – ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко. (В. Воронько «Рожь поспела»)

КОЛОБОК: (Слайд №7)А знаете ли вы, что в старину колосья срезали острым

серпом, потом связывали их в снопы. Складывали в высокие скирды,

напоминающие стога с сеном. Людей, которые убирали урожай, называли –

жнецы.

ПЕДАГОГ: Колобок, мы с ребятами знаем старинную русскую народную

песню, прославляющую жнецов.

Дети исполняют русскую народную песню «Уж мы песни поем» (Приложение

№ 3)

ПЕДАГОГ: (обращает внимание на технологическую карту – схему

(Приложение № 1) Ребята, что происходит дальше с колосьями?

ДЕТИ: Колосья ржи или пшеницы везут на молотильню. Там их молотят, зерно

высыпается,

КОЛОБОК: (Слайд №8) В старину зерна обмолачивали цепами.

ДЕТИ: Обмолоченное зерно отправляют на мельницу, где из него делают муку.

(Слайд №9)

ПЕДАГОГ: Посмотрите, у меня есть намолоченные зерна пшеницы и ржи.

Давайте проведем эксперимент и сделаем из зерен муку.

Дети и воспитатель перемалывают на кофемолке зерна. Сравнивают их по

цвету, определяют – из какой муки пекут белый, а из какой черный хлеб.

КОЛОБОК: С работой справились, муку сделали. Теперь можно и отдохнуть.

Ребята, вы знаете старинную русскую народную игру «Золотые ворота»?

давайте в нее поиграем.

Дети играют в русскую народную игру «Золотые ворота»

Описание игры "Золотые ворота": Дети выстраиваются парами друг за другом,

берутся за руки, первая пара поднимает руки вверх, образуя «золотые ворота».

Находящиеся за ними дети должны пройти под воротами.

5

При этом все дошкольники произносят:

В золотые ворота

Проходите, господа.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

После этих слов первая пара детей - «воротики» - резко опускают руки. Пара

детей, которая не прошла в "ворота" пляшет под любую веселую русскую

народную музыку, после чего становится ведущей (первой) парой, т.е.

"воротиками".

Воспитатель во время игры уходит за ширму и после ее окончания выносит

тесто.

ПЕДАГОГ: Пока вы играли, я вам тесто приготовила, чтобы испечь хлеб,

батоны, булочки для кукольного магазина.

Дети лепят из теста хлебобулочные изделия. Складывают их на поднос и

несут на кухню запекать.

ПЕДАГОГ: Колобок, мы пошли на кухню, попросить повара испечь наш хлеб.

До свидания!

КОЛОБОК: Какие вы молодцы, ребята! До свидания!

6

Литература:

1.

Шорыгина Т.А. Злаки. Какие они? Издательство ГНОМ иД, 2005г.

2.

«Музыкальный руководитель» № 5 – 2010 г.

3.

«Музыкальный руководитель» № 6 – 2010 г.

7

Приложение № 1

Приложение № 2

8

9

Приложение № 3

10



В раздел образования