Автор: Руденко Ирина Леонидовна
Должность: учитель наальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Суземская СО № 1 имени Героя Советского Союза генерал - майора И.Г.Кобякова"
Населённый пункт: п. Суземка, Брянской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: окружающий мир 1 класс
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Мир природы и человека»
составлена на первый этап обучения (начальная школа) для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-
ФЗ).
2.Федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая
программа
соответствует
АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа
детализирует
и
раскрывает
содержание
стандарта,
определяет
общую
стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями, которые определены стандартом.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных
знаний
о
живой
и
неживой
природе;
понимании
простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс
«Мир
природы
и
человека» является
начальным
звеном
формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При
отборе
содержания
курса
«Мир
природы
и
человека»
учтены
современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально- волевой
регуляции,
поведения
младших
школьников
с
умственной
от ст а ло стью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа
реализует
современный
взгляд
на
обучение
естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
-
практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с предметами познания по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
- накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие
с
различными
носителями
информации:
устным
и
печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно–
познавательных
задач.
В
совместной
деятельности
друг
с
другом
в
процессе
решения проблемных ситуаций;
-
закрепление
представлений,
постоянное
обращение
к
уже
изученному,
систематизации
знаний
и
накоплению
опыта
взаимодействия
с
предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-
постепенного
усложнения
содержания
предмета:
расширение
характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное
внимание
при
изучении
курса
«Мир
природы
и
человека»
уделено
формированию
представлений
об
окружающем
мире:
живой
и
неживой
природе,
человеке, мете человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая
направленность
учебного
предмета
реализуется
через
развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации
жизни в конкретных условиях.
Структура
курса
представлена
следующими
разделами
«Сезонные
изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе человек), «Безопасное поведение».
Повышение
эффективности
усвоения
учебного
содержания
требует
организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами
и явлениями.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
1 класс
Количество часов в неделю
1
Количество часов в год
33
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-
пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и
социальной частей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Коммуникативные:
умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве
класса
(зала, учебного помещения);
умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Познавательные:
узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме,
размеру, вкусу, запаху, материалу);
выделять
некоторые
существенные,
общие
и
отличительные
свойства
хорошо
знакомых предметов;
устанавливать видо- родовые отношения предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном
предмете;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями;
- кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного и описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации;
- развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-
бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных решений учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач в объёме программы.
Содержание учебного предмета.
«Сезонные изменения»
Временные изменения.
День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате
часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года.
Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние,
весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Сезонные изменения в неживой природе.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным
нарастанием подробности описания качественных изменений.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное
время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года,
погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
«Неживая природа»
Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание
и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой
природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные
свойства (выделяемые при наблюдении ребёнком), место в природе, значение.
Элементарные сведения о Земле, как планете, Солнце- звезде, вокруг которой в космосе
двигается Земля.
«Живая природа»
Растения.
Растения
культурные.
Овощи. Фрукты.
Ягоды.
Арбуз,
дыня,
тыква.
Зерновые культуры.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень,
стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные
представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере
гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.
Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.
Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни
человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор,
птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек)
и весной в период гнездования (соблюдение тишины и уединенности птиц на
природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим
растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой,
ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек.
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек,
взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот,
уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание).
Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны
органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с
внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена
питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные
продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи,
одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего
окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая
техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница.
Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и
грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской
пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн
России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности.
Национальные костюмы. Россия –
многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижения нашей страны в
науке и искусстве. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и
расходование денег.
«Безопасное поведение»
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости
носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и
стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов
врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где
болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния
больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для
практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения
с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№
Раздел/примерное
количество часов
Виды деятельности
1
«Сезонные
изменения» (10)ч
- осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга;
- владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- умение вступать в контакт и работать в коллективе;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать
в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников.
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
- называть предметы, характеризовать их по основным
свойствам;
- делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениями окружающей действительности;
2
«Неживая природа»
(5)ч
- осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга;
- владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации;
- положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве её природной и социальной частей;
- умение вступать в контакт и работать в коллективе
(учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель-класс);
- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать
в общем темпе;
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
называть предметы, характеризовать их по основным
свойствам;
- выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо- родовые отношения предметов;
3
«Живая природа»
(16)ч
- осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга;
- владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
- положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве её природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- умение вступать в контакт и работать в коллективе
(учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель-класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать
в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников;
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
- называть предметы, характеризовать их по основным
свойствам;
- выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо- родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать; на наглядном предмете;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениями окружающей действительности;
4
«Безопасное
поведение»
(2)ч
- владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения,
своего - места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- тумение вступать в контакт и работать в коллективе;
умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать
в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия;
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
- называть предметы, характеризовать их по основным
свойствам;
- выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениями окружающей действительности.
№ Дата
по пл.
Дата
факт.
Раздел. Тема урока.
Виды деятельности
1
Неживая природа.
Введение. Мир вокруг нас.
Нахождение на картинке и в природе
объектов неживой природы.
Узнавание.
2
Объекты живой и неживой
природы.
Наблюдение. Обобщение.
Нахождение в учебнике изучаемых
объектов неживой природы.
3
Земля и солнце.
Значение солнца.
Солнце и жизнь растений.
Рассматривание рисунков в учебнике,
на картинках. Нахождение и показ
изучаемых объектов.
Определение времён года по
картинкам. Классификация одежды по
временам года.
Рассматривание рисунков в учебнике,
на картинках. Сравнение.
4
День и ночь.
Небо днём и ночью.
Рассматривание рисунков в учебнике,
на картинках. Сравнение предметов,
нахождение сходных и отличительных
признаков.
Классификация занятий взрослых и
детей по картинкам.
5
Сутки.
Занятия людей в течение
суток.
Работа по учебнику. Рассматривание
схем.
Определение времени суток по
занятиям взрослых и детей,
изображённых на картинках.
6
Сезонные изменения.
Осень.
Экскурсия «Признаки
осени».
Закрепление знаний о
признаках осени.
Определить по иллюстрациям
времена года. Выделение
существенных признаков каждого
времени года.
Наблюдение. Сравнение.
Перечисление признаков осени
Выделение существенных признаков
осени. Составить рассказ об осени,
опираясь на рисунок и опорные знаки.
10
Занятия и одежда людей
осенью.
Обобщение знаний по теме
«Осень»
Выбрать из предложенных вещей
одежду и обувь для прогулки осенью.
Назвать виды работ осенью. Выбрать
на картинках летний и осенний
букеты.
Обобщение. Рассматривание рисунков
в учебнике, на картинках. Сравнение
предметов, нахождение сходных и
отличительных признаков.
Раскрашивание листьев, грибов.
11
Живая природа. Растения.
Растения.
Строение и сходство
растений.
Рассматривание картинки.
Перечисление видов растений.
Готовность к безопасному и
бережному поведению в природе.
Понимать схематическое изображение
растений. Выделение частей растения.
Нахождение общего в сроении
растений.
12
Различие растений.
Разнообразие цветов.
Выделять отличительные признаки
растений. Сравнение разных видов
растений. Уметь обращаться за
помощью и принимать помощь.
Рассматривание рисунков. Узнавание
и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях.
13
Семена.
Плоды растений.
Представления о назначении объектов
изучения. Составление описательного
рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по схеме.
Классифицировать на наглядном
материале плоды растений.
Характеристика по основным
параметрам: цвету, форме, размеру,
вкусу, запаху. Сравнение двух
предметов, нахождение сходных и
отличительных признаков.
Употребление в пищу. Соблюдение
элементарных санитарно-
гигиенических норм.
14
Приспособления растений к
сезонным изменениям в
природе.
Приспособления растений к
разным условиям жизни.
Определить по иллюстрациям
времена года. Выделение
существенных признаков каждого
времени года. Составление
описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах
по картинному плану.
Понимание изображения,
представленных на электронном
носителе. Составление описательного
рассказа из 3-5 предложений о
растениях разных стран по картинкам.
15
Обобщение и закрепление
знаний по теме «Растения».
Рассматривание картинки.
Перечисление видов растений.
Готовность к безопасному и
бережному поведению в природе.
20
Сезонные изменения.
Зима.
Экскурсия «Признаки
зимы».
Закрепление знаний о
признаках зимы.
Определить по иллюстрациям
времена года. Выделение
существенных признаков каждого
времени года.
Наблюдение. Сравнение.
Перечисление признаков зимы.
Выделение существенных признаков
зимы. Составить рассказ о зиме,
опираясь на рисунок и опорные знаки.
21
Одежда и занятия людей
зимой.
Обобщение знаний по теме
«Зима».
Выбрать из предложенных вещей
одежду и обувь для прогулки эимой.
Назвать зимние забавы детей.
Выбрать на картинках предметы для
зимних забав детей.
Обобщение. Рассматривание рисунков
в учебнике, на картинках. Сравнение
предметов, нахождение сходных и
отличительных признаков.
Раскрашивание зайца.
16
Человек.
Части тела человека.
Узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях,
фотографиях. Отнесение изученных
объектов к определенным группам.
Понимать схематическое
изображение. Узнавание и называние
изученных объектов в натуральном
виде в естественных условиях.
17
Гигиенические навыки.
Лицо человека.
Знание основных правил личной
гигиены и выполнение их в
повседневной жизни. Умение
выбирать нужные предметы для
гигиенических процедур. Умение
обращаться за помощью и принимать
помощь.
Понимать схематическое
изображение. Узнавание и называние
изученных объектов в натуральном
виде в естественных условиях.
Дорисовать недостающие части лица
на схеме.
18
Глаза.
Строение глаза человека.
Понимать схематическое
изображение. Показывать брови,
ресницы, веки. Знание основных
правил личной гигиены и выполнение
их в повседневной жизни.
Выделять общие и отличительные
признаки глаз. Знание основных
правил личной гигиены и выполнение
их в повседневной жизни.
19
Уши.
Правила сохранения слуха.
Представления о назначении объектов
изучения.
Понимать схематическое
изображение. Различение звуков.
Узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях,
фотографиях.Знание основных правил
личной гигиены и выполнение их в
повседневной жизни.
20
Нос.
Профилактика простудных
заболеваний.
Представления о назначении объектов
изучения.
Понимать схематическое
изображение. Различение запахов.
Знание правил гигиены органов
чувств. Одевание по погоде.
Проветривание класса. Приём
витаминов. Полоскание горла.
Обращение за помощью к взрослому
человеку.
21
Рот. Строение ротовой
полости.
Правила поведения во время
еды.
Представления о назначении объектов
изучения.
Понимать схематическое
изображение. Узнавание вкусов.
Понимать изображения. Знание
основных правил личной гигиены и
выполнение их в повседневной
жизни. Составление рассказа из 3-5
предложений о правилах поведени я
во время еды. Обращение за помощью
к взрослому человеку.
22
Кожа. Значение осязания
для жизни человека.
Уход за кожей.
Представления о назначении объектов
изучения. Понимать схематическое
изображение. Различие свойств
предметов.
Знание основных правил личной
гигиены и выполнение их в
повседневной жизни.
23
Гигиенические навыки и
средства защиты кожи от
ожогов.
Гигиенические навыки и
средства защиты кожи от
порезов.
Знать простейшие действия при
получении травмы: обращение за
помощью к учителю, элементарное
описание ситуации, приведшей к
травме и своего состояния (где и что
болит). Уметь вести себя при
оказании медицинской помощи.
Знать простейшие действия при
получении травмы: обращение за
помощью к учителю, элементарное
описание ситуации, приведшей к
травме и своего состояния (где и что
болит). Уметь вести себя при
оказании медицинской помощи.
24
Осанка. Скелет и мышцы
человека.
Обобщение и закрепление
знаний по темам «Человек».
«Безопасное поведение»
Представления о назначении объектов
изучения.
Понимать схематическое
изображение. Знать и выполнять
правила посадки, ношения груза.
Знание основных правил личной
гигиены и выполнение их в
повседневной жизни. Одевание по
погоде. Проветривание класса.
Знать простейшие действия при
получении травмы: обращение за
помощью к учителю.
25
Весна.
Экскурсия «Признаки
весны».
Жизнь растений, птиц,
зверей весной.
Определить по иллюстрациям
времена года. Выделение
существенных признаков каждого
времени года.
Наблюдение. Сравнение.
Перечисление признаков весны.
Называние признаков весны.
Узнавание и называние перелётных
птиц на иллюстрациях. Составление
рассказа о весне по рисунку и
опорным знакам.
26
Одежда и занятия детей
весной.
Обобщение знаний по теме
«Весна»
Выбрать из предложенных вещей
одежду и обувь для прогулки весной.
Назвать виды работ весной. Выбрать
картинки с весенними занятиями
детей.
Обобщение. Рассматривание рисунков
в учебнике, на картинках. Сравнение
предметов, нахождение сходных и
отличительных признаков.
Раскрашивание первоцветов.
27
Живая природа.
Животные.
Животные.
Строение и сходство
животных.
Различие животных.
Рассматривание картинки.
Перечисление видов животных
(звери, птицы, рыбы, насекомые).
Готовность к безопасному и
бережному поведению в природе.
Понимать схематическое изображение
животных. Выделение частей тела у
животных.
Классификация предметов вначале по
образцу и показу, потом со словесной
инструкцией. Умение находить
необходимую информацию в
материалах учебника.
28
Домашние животные.
Дикие животные.
Рассматривание рисунков. Узнавание
и называние изученных объектов на
иллюстрациях. Составление рассказа
о пользе домашних животных для
человека. Знание основных правил
личной гигиены и выполнение их в
повседневной жизни.
Классификация диких и домашних
животных. Знание некоторых правил
безопасного поведения в природе с
учетом возрастных особенностей.
Понимание доступных
природоохранительных действий.
29
Приспособления животных
к различным условиям
жизни.
Рассматривание рисунков. Узнавание
и называние изученных объектов на
иллюстрациях. Характеристика по
основным параметрам: цвету,
размеру, место в природе.
30
Приспособления животных
к временам года.
Рассматривание рисунков. Узнавание
и называние изученных объектов на
иллюстрациях. Определить по
иллюстрациям времена года.
Выделение существенных признаков
каждого времени года.
Составление рассказа из 3-5
предложений о приспособлении
животных к временам года.
31
Обобщение знаний по теме
«Животные»
Рассматривание рисунков. Узнавание
и называние изученных объектов на
иллюстрациях. Составление рассказа
о пользе домашних животных для
человека. Знание основных правил
личной гигиены и выполнение их в
повседневной жизни. Составление
рассказа из 3-5 предложений о жизни
диких животных.
32
Лето.
Экскурсия «Признаки лета».
Растения, птицы,
насекомые, звери летом.
Определить по иллюстрациям
времена года. Выделение
существенных признаков каждого
времени года.
Наблюдение. Сравнение.
Перечисление признаков лета.
Рассматривание рисунков. Узнавание
и называние изученных объектов на
иллюстрациях. Соотнесение
животного и его детёныша.
Составление рассказа из 3-5
предложений о жизни животных
летом.
33
Обобщение по темам
«Живая и неживая природа»
Узнавание и называние объектов
живой и неживой природы на
иллюстрациях. Отнесение изученных
объектов к определенным группам.
Составление рассказа из 3-5
предложений по картинному плану.