Автор: Балахонова Валентина Ивановна
Должность: учитель наальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Суземка, Брянской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Единицы времени. Век
Раздел: начальное образование
Тема урока: Единицы времени. Век.
Учитель: Балахонова В.И.
Класс: 4 класс
Цель урока:
Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя,
месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные
навыки, умение организовывать и поддерживать диалог, способность
слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать
собеседника и принимать его точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- научатся пользоваться изученными единицами времени;
- решать задачи с использованием единиц времени;
- выполнять арифметические действия.
УУД:
Личностные:
-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться
-восприятие ценностного окружающего мира
Регулятивные:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место
-определять цель выполнения заданий
-составлять план выполнения заданий
-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем
-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам
Познавательные:
-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего
незнания,
-сравнивать и группировать величины
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге на уроке
-отвечать на вопросы учителя
-сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, учебники, рабочие
тетради, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
2.Актуализация знаний.
Фронтальная работа.
-Вспомните, как называется тема, над которой м работали в течении
последних уроков? (Единицы времени)
-Давайте вспомним ещё раз единицы времени, а помогут вам это сделать
задания, которые у вас на партах.
Прочитайте задание, подумайте и устно ответьте на поставленные вопросы.
Iвариант. Лена вышла гулять в 13 ч., а пришла домой в 14ч. 20 мин. Сколько
времени гуляла Лена? (1ч. 20 мин.)
IIвариант. Дорога от дома до кинотеатра у Вовы заняла 25 мин. Во сколько он
должен выйти из дома, чтобы встретится с другом около кинотеатра в 11ч.? (в
10ч. 35 мин)
III вариант. Расстояние между двумя городами поезд проходит за 2 ч. 30 мин.
Во сколько он вышел из одного города, если прибыл в другой в 20 ч.? (в 17 ч.
30 мин.)
IV вариант. Во сколько раз 1 месяц меньше, чем 1 год?(в 12 раз)
Vвариант. На сколько дней 1 месяц меньше, чем 1 год? (в 355 или 366 дней)
VIвариант. Сколько часов в 1 неделе? (168 ч.)
VII вариант. Урок длится 40 мин. Сколько это секунд? (2400 сек.)
-Все ли усвоили, как это следует делать. Поэтому дальше мы можем уверенно
выполнять следующее задание.
Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Закончи фразу». Я
читаю фразу, а вы показываете карточку с единицей времени, которая
подходит к данной фразе.
Оля прочитала 100 слов за 1 …(мин.)
Осенние каникулы длятся 1…(нед.)
Летние каникулы длятся 3 …(мес.)
Вова уехал в лагерь на 18…(Сут.)
Волк может прожить 15-20… ( лет).
-Какие единицы времени мы ещё раз вспомнили?(Минута, неделя, сутки,
месяц, год)
3.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, мы изучаем единицы времени только для того, чтобы их просто
знать. А самое главное для чего?
-Вот этим и займёмся сейчас.
-Поработаем в парах. У каждого из вас единицы времени, ваша задача
расположить их в порядке возрастания.
Проверка по эталону.
-Ребята, что вы заметили? (Новую единицу времени – век).
4.Работа по теме урока.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Единицы времени - век)
Откройте тетради и давайте запишем тему урока.
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?(Познакомится с новой
единицей времени – веком. Будем учится навыку перевода из одной единицы
времени в другую. Будем решать задачи, используя эту единицу времени.)
-А что такое век?
Вывод: Век – это промежуток времени, равный 100годам.
А на каких уроках мы уже встречались с этой единицей времени?
(Литературное чтение, окружающий мир)
Что веком можно измерить? (Длительные периоды в жизни стран, города,
планеты Земля, человечества)
- Ребята, оказывается веком можно измерить и жизнь некоторых растений,
животных. Например: липа живёт 800лет.
-Сколько это составляет веков? (8 в.)
-Дуб – 1000 лет. Сколько это веков? (10 в.)
-Ребята, срубить дерево можно за считанные минуты, а чтобы ему вырасти,
нужны многие года. Вот поэтому мы говорим о том, что люди должны беречь
и преумножать зелёные насаждения.
-А может ли человек прожить век и больше?(Да)
-А каких долгожителей вы знаете? (Владимир Зельдин)
- Ребята, время – это такая единица, которую нельзя поднять, приложить, но
её можно потрогать, измерить. Люди уже давно научились это делать и вы с
лёгкостью отгадаете мои загадки об этих изобретениях.
День и ночь ходят
С места не сходят.
-Действительно, часы – прибор, который отсчитывает секунды и часы. Будьте
внимательны, чтобы разгадать следующую загадку.
Стоит дуб,
На дубу двенадцать гнёзд,
В каждом гнезде
По четыре синицы.
У каждой синицы
По четырнадцать яиц:
Семь беленьких и семь чёрненьких. (Календарь)
-Верно! С помощью календаря мы отсчитываем дни, недели, месяцы.
Каждый год мы обновляем календарь.
-Какое же изобретение помогает нам отсчитывать года и века? Это «Лента
времени».
Условной точкой отсчёта времени принято считать число 0. Это не значит, что
до этого момента ничего не происходило. Число 0 обозначает начало нового
летоисчисления. Для нас это рождение Иисуса Христа. Каждое деление на
«Ленте времени» равно 1 веку или 100годам. Итак, найдите точку,
показывающую конец 4 века.
- Какой следующий за ним век?
-Найдите точку, показывающую конец двадцатого века.
Какой следующий век за ним?
-А мы с вами в каком веке живём?
-А с какого года он начался? (2001)
А заканчивается каким годом? (2100)
-Как вы определили?
-Давайте вернёмся к началу жизни, к 1 году. Век длится 100 лет. Значит
заканчивается он к 100годам , т.е. прошло 100 лет. Значит следующий век
начнётся с 101 года и закончится в 200 году. Поэтому 21 век начинается в
2001 году и заканчивается в 2100 году.
-Найдите точку, показывающую конец 18 века. А промежуток этого времени
какие года? (1701 и 1800)
- Ребята, а давайте вспомним из литературного чтения, какой великий
русский поэт родился в промежуток этого времени?(А.С.Пушкин)
-Давайте себя проверим, открыв учебник на стр. 51 номер 249.
-Прочитайте задание. Когда родился А.С.Пушкин? (1799г.)
-В каком веке он родился? (18 в.)
- Как вы узнали? (Промежуток времени между 1701 и 1800 годах приходится
на 18 век)
-Когда умер А.С.Пушкин? (1837г.)
-В каком веке он умер? (19 в.)
-Как вы узнали?
(
Промежуток времени между 1801 и 1900 годах приходится
на 19 век).
-Вы, наверное, устали?
Физкультминутка
1,2,3,4,5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
1,2,3,4,5 – продолжаем мы считать.
-Перед вами даты. Определите век по году.
1780г. – 18в. 1936 г. – 20 в.
1899г. – 19 в. 2006г. – 21 в.
- Проверьте правильность выполнения этого задания.
-Поднимите руки, кто допустил 4 ошибки, 3 ошибки, 2 ошибки, 1 ошибку.
- А сейчас мы поработаем с контрольным тестом, и вы сможете понять,
хорошо ли усвоили тему.
1.
Определите век по году
1147 г. - …в.(12в.)
1812 г. - …в. (19в.)
1945 г. - …в. (20в.)
2.
В какой записи век не соответствует году?
1478г. – 15 в.
1602 г. – 16 в. (17 в.)
1961 г. – 20 в.
5.Мини – исследование.
А сейчас мы с вами проведем мини – исследование. У вас было
домашнее задание. Вы узнавали года рождения мамы и папы. Перед вами
«Лента времени».
- Определите на ней свой год рождения красным.
- Определите год рождения мамы жёлтым.
- Определите год рождения папы зелёным.
- Узнайте, на сколько лет папа старше мамы? Узнайте на сколько мама старше
вас?
Оцените свою работу. Поставьте отметку.
Из книги рекордов «Гиннесса».
-Ребята, вы что-нибудь слышали о Книге рекордов «Гиннесса».
-Что вы о ней знаете? ( Это книга, в которую вписываются выдающиеся
достижения. Она постоянно обновляется.)
-У меня для вас есть интересная информация из этой книги.
7183кг яблок было собрано одним человеком за 480 мин. А сколько это
часов? (8 ч.)
- Самый быстрый иллюзионист сумел показать 225 различных фокусов за 120
сек. Сколько это минут? (2 мин.)
-Рекорд по наклеиванию почтовых марок – 450 марок за 1/16 часа. А сколько
это минут?
6. Домашнее задание.
С. 51 задание 253 (1 и 2) по выбору.
7.Рефлексия.
-А теперь попробуйте расшифровать пословицу и поговорку.
1. Сто лет живи, сто лет учись. (век)
2. Делу время, а потехе 60 мин. (час)
-Наш урок подходит к концу. Продолжите фразы.
Сегодня я сумел…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
На этом уроке я похвалила бы одноклассников…
Больше всего мне понравилось…
Для меня было открытием …
Оцените свою работу на уроке в тетрадь на полях.
8.Итог урока.
- А закончить наш урок хочется стихотворением.
Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает
Год какой сейчас идёт -
Календарь ответ даёт
Что за месяц на дворе -
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев
В календарь смогли собраться.
Каждый месяц - каждый брат -
Встрече с нами очень рад.
Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.