Напоминание

"Формирование компетенций методом ситуационного обучения"


Автор: Волкова Надежда Валентиновна
Должность: Преподаватель общепрофессиональных и спецдисциплин
Учебное заведение: КГАПОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование компетенций методом ситуационного обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»

Формирование компетенций методом ситуационного

обучения

Автор:

Волкова Надежда

Валентиновна,

преподаватель

КГАПОУ«Пермский

авиационный техникум им.

А.Д. Швецова»

г. Пермь, Пермский край

Формирование компетенций методом ситуационного обучения

Современные

средства

автоматизации

и

вычислительной

техники,

наиболее

динамично

развивающиеся

направления

приборостроения,

мехатроники

и

робототехники.

Это

означает

быструю

сменяемость

элементной

базы,

программного

обеспечения,

областей

применения,

принципов

организации

производства,

эксплуатации

и

ремонта,

видов

контрольно-диагностической

аппаратуры.

Следовательно,

специалист,

работающий в данной сфере, должен иметь не только базовые знания, но и

быть

готовым

к

быстрому

обновлению

знаний,

к

взаимодействию

со

специалистами

смежных

профессий.

Требования

к

профессиональным

и

общим компетенциям определены ФГОС специальности «Радиоэлектронные

приборные устройства».

Перспективными специалистами сегодня могут считаться только те, кто

овладел

исследовательскими

знаниями

и

умениями,

получили

потенциал

саморазвития.

Задача

преподавателя

создать

такие

условия

обучения,

в

которых

студент

мог

бы

проявить

самостоятельность,

активность,

ответственность, творчество. Одним из методов, реализующих формирование

способностей

к

самостоятельной

творческой

работе,

является

метод

ситуационного обучения. Метод направлен на формирование у студентов

способностей

к

целеполаганию,

к

планированию

своей

деятельности,

к

самостоятельной творческой и практической работе, а также формирование

умений анализировать, систематизировать, делать выводы, контролировать и

адекватно оценивать свои действия.

Суть

метода

состоит

в

том,

что

студенту

предлагается

конкретная

многоаспектная задача, которую он должен выполнить самостоятельно. При

этом

для

всестороннего

рассмотрения

поставленной

проблемы

базовых

знаний не достаточно. Это пробуждает студента к самостоятельному поиску и

изучению вопросов, не входящих в программу, а преподаватель осуществляет

управление процессом поиска, осмысления информации, преобразования ее в

конкретное решение. Метод ситуационного обучения хорошо реализуется в

период курсового проектирования, производственных практик, дипломного

проектирования.

Ситуационный

подход

предполагает

индивидуальную

работу

со

студентом

с

учетом

его

интеллектуальных

особенностей,

самостоятельности, уровня подготовленности, деловой активности. Выбор

тем

курсовых,

дипломных

проектов

весьма

ответственный

момент,

от

преподавателя–

руководителя

курсового

проекта

требуются

глубокие

инженерные

знания,

владение

информацией

о

состоянии

современного

производства

и

перспективах

его

развития.

Однако,

сформулированная

проблема

должна

быть

разрешимой

для

обучаемых

с

данным

уровнем

подготовленности.

При

составлении

задания

на

курсовое

проектирование,

учитывая

подготовленность

студентов,

преподаватель

ставит

следующие

задачи:

укрепить и расширить знания в рамках предложенной темы, получить навыки

поиска и работы с разными источниками информации, включая интернет,

получить навыки составления и оформления конструкторской документации

в соответствии с требованиями ЕСКД , научить анализировать техническое

задание,

повысить

уровень

ответственности

за

свою

работу,

развить

способность к адекватной самооценке.

Студентам предлагается перечень тем курсовых проектов (КП) разной

сложности,

они

сами

выбирают

тему

и

согласуют

ее

с

преподавателем.

Иногда

студенты

предлагают

свои

схемы

для

разработки,

которые

им

интересны, мы не возражаем, если схемы соответствуют требованиям на

курсовое проектирование.

Получив задание, студент составляет план выполнения поставленной

задачи, которая должна завершиться реальным практическим результатом -

изготовлением

макетного

образца,

оформлением

пояснительной

записки,

графической

части

в

соответствии

с

требованиями

ЕСКД.

Процесс

проектирования

электронных

блоков

различного

функционального

назначения

можно

разделить

на

три

основных

этапа:

теоретический,

расчетный, конструкторский. На первом этапе происходит сбор и анализ

информации

по

теме

КП.

Студенты

учатся

работать

одновременно

с

несколькими

источниками

информации,

анализировать,

делать

выводы

и

принимать решения пот поставленной проблеме. В расчетной части проекта

студенты

используют

типовые

методики.

Результаты

расчета

являются

основой для конструкторского решения. Конструкторский этап завершает

процесс проектирования. Создание реального макета - творческий процесс,

требующий мобилизации знаний и практического опыта. Студенты учатся

принимать

рациональное

решение:

создавать,

путем

многократных

доработок, компактный работоспособный макет. Следует отметить, что в

период курсового проектирования студенты активно используют компьютер

для оформления текстовых и графических материалов, а так же применяют

различные программы для расчетов и проектирования.

С

большим

интересом

студенты

участвуют

в

конкурсе

курсовых

проектов.

Нами

разработаны

критерии

оценки.

В

конкурсе

участвуют

проекты, рекомендованные после проверки. Защиту КП всегда проводим

открытую

с

участием

преподавателей

цикловой

методической

комиссии.

Вопросы задают члены комиссии, преподаватели и студенты.

Таким образом, применение метода ситуационного обучения позволяет:

активизировать самостоятельную работу студента, мотивировать студентов к

изучению

нового

материала,

решению

поставленной

проблемы,

научить

студентов формулировать вопросы и анализировать ответы преподавателя на

консультациях, повысить уровень обратной связи.

В результате процесса поиска способов решения проблемы, напрягая

мысль,

волю,

студенты

приобретают

навыки

творческой

деятельности,

самостоятельного мышления – все это служит формированию специалиста,

обладающего чертами теоретика, практика, менеджера, освоившего общие и

профессиональные

компетенции

в

соответствии

с

требованиями

федерального

государственного

образовательного

стандарта

по

специальности.



В раздел образования