Автор: Елена Викторовна Бородина
Должность: зам. заведующей
Учебное заведение: ДОУ № 25 г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Бородина Е.В.
Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Аннотация: статья
посвящена
специфике
детского
труда
в
дошкольной
образовательной
организации,
а
также
отражены
подходы
отечественных
педагогов
и
психологов
к
пониманию
формирования
у
дошкольников трудовой деятельности и задачи трудового воспитания. В
детском саду.
Ключевые
слова: труд, трудовое воспитание, специфика детского
труда, личностное развитие.
В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание является одним из
важных
направлений
в
работе
дошкольных
учреждений,
главной
целью
которого является формирование позитивного отношения к труду.
Труд
- это
целесообразная
деятельность
человека,
направленная
на
видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения
своих потребностей.
Трудовое
воспитание
-
это
совместная
деятельность
воспитателя
и
воспитанников, направленная на развитие у дошкольников общетрудовых
умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор
профессии.
Существовали
разные
подходы
к
пониманию
формирования
у
дошкольников трудовых умений и навыков. К настоящему времени:
определено
место
труда
в
педагогическом
процессе
детского
сада,
разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева и др.);
выделены формы организации детей в труде (Р.С. Буре, А.Д. Шатова);
изучается процесс формирования положительного отношения к труду
взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, М.В. Крулехт и
др.);
рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в
семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);
исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств
детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).
изучаются
мотивы,
побуждающие
детей
к
трудовой
деятельности,
желание помогать взрослым (Я.З. Неверович, Т.А. Маркова);
выделены
три
способа
приближения
детей
к
труду
взрослых:
наблюдение
за
трудом,
частичная
помощь
детей
взрослым
и
организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова,
Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и
др.) [1].
В
рамках
современных
педагогических
взглядов
на
трудовое
воспитание
акценты
должны
быть
перенесены
на
личностное
развитие
ребенка:
какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального
окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком;
как учитывать потребности и интересы дошкольника;
как
формировать
у
ребенка
самостоятельность,
активность,
инициативу, творчество, ответственность за свои поступки;
как
вызвать
в
нем
потребность
стать
членом
детского
общества,
совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных
результатов.
Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт
взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника. Все
это
побуждает
к
оказанию
помощи,
поддержки,
проявлению
гуманных
чувств:
сопереживанию,
сочувствию.
Такие
возможности
могут
быть
реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом
эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им
своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на
правах
партнера,
поощрение
желания
детей
участвовать
в
совместной
деятельности.
Программные
задачи
трудового
воспитания
детей
дошкольного
возраста можно объединить в несколько групп:
1.
Задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых.
2.
Задачи, направленные на формирование трудовых умений и навыков.
3.
Воспитание у детей личностных качеств.
4.
Задачи воспитания навыков организации своей и общей работы.
5.
Задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми
в процессе труда.
Все задачи осуществляются в тесной взаимосвязи.
Дошкольная
педагогика
подчеркивает
своеобразие
трудовой
деятельности
дошкольников,
поскольку
существуют
некоторые
отличия
детского
труда
от
труда
взрослого
человека.
Специфика
детского
труда
заключается в следующем:
ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных
ценностей; в детском труде нет результата;
труд
удовлетворяет
потребность
ребенка
в
самоутверждении,
в
познании
собственных возможностей;
трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с
игрой.
в
процессе
игры
ребенок
часто
отражает
трудовую
деятельность
взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный
характер;
особенностью
детского
труда
является
и
то,
что
эта
деятельность
находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и
помощь взрослого;
в процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это
не
профессиональные навыки,
а
навыки,
помогающие
ребенку
становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того,
т руд
дошкольников
не
имеет
по стоянного
м атериального
вознаграждения.
дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют
умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
действия
ребенка
носят
не
целенаправленный,
а
процессуальный
характер:
они
могут
повторяться
многократно,
не
преследуя
определенной задачи;
своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от
взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться,
вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);
дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования
трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения,
«забывая» об организации труда;
детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием
(для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще
всего выраженный в положительной оценке взрослого).
Содержание
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие»
по
трудовой
деятельности
обеспечивает
развитие
личности,
мотивации и способностей детей.
Только творческий подход и заинтересованность педагогов к решению
проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным
видам труда в современных образовательных условиях, с учётом своеобразия
детского труда, позволят решить поставленные задачи, достичь планируемых
результатов.
Литература
1. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения / А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцевой — СПб: Питер, 2013. — 464 с
2 . Нравственно-трудовое
воспитание
в
детском
саду.
Система
работы
с
детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3.
ФГОС
ДО.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования».