Напоминание

Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста


Автор: Елена Викторовна Бородина
Должность: зам. заведующей
Учебное заведение: ДОУ № 25 г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бородина Е.В.

Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Аннотация: статья

посвящена

специфике

детского

труда

в

дошкольной

образовательной

организации,

а

также

отражены

подходы

отечественных

педагогов

и

психологов

к

пониманию

формирования

у

дошкольников трудовой деятельности и задачи трудового воспитания. В

детском саду.

Ключевые

слова: труд, трудовое воспитание, специфика детского

труда, личностное развитие.

В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание является одним из

важных

направлений

в

работе

дошкольных

учреждений,

главной

целью

которого является формирование позитивного отношения к труду.

Труд

- это

целесообразная

деятельность

человека,

направленная

на

видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения

своих потребностей.

Трудовое

воспитание

-

это

совместная

деятельность

воспитателя

и

воспитанников, направленная на развитие у дошкольников общетрудовых

умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование

ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор

профессии.

Существовали

разные

подходы

к

пониманию

формирования

у

дошкольников трудовых умений и навыков. К настоящему времени:

определено

место

труда

в

педагогическом

процессе

детского

сада,

разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева и др.);

выделены формы организации детей в труде (Р.С. Буре, А.Д. Шатова);

изучается процесс формирования положительного отношения к труду

взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, М.В. Крулехт и

др.);

рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в

семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств

детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

изучаются

мотивы,

побуждающие

детей

к

трудовой

деятельности,

желание помогать взрослым (Я.З. Неверович, Т.А. Маркова);

выделены

три

способа

приближения

детей

к

труду

взрослых:

наблюдение

за

трудом,

частичная

помощь

детей

взрослым

и

организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова,

Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и

др.) [1].

В

рамках

современных

педагогических

взглядов

на

трудовое

воспитание

акценты

должны

быть

перенесены

на

личностное

развитие

ребенка:

какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального

окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком;

как учитывать потребности и интересы дошкольника;

как

формировать

у

ребенка

самостоятельность,

активность,

инициативу, творчество, ответственность за свои поступки;

как

вызвать

в

нем

потребность

стать

членом

детского

общества,

совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных

результатов.

Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт

взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника. Все

это

побуждает

к

оказанию

помощи,

поддержки,

проявлению

гуманных

чувств:

сопереживанию,

сочувствию.

Такие

возможности

могут

быть

реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом

эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им

своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на

правах

партнера,

поощрение

желания

детей

участвовать

в

совместной

деятельности.

Программные

задачи

трудового

воспитания

детей

дошкольного

возраста можно объединить в несколько групп:

1.

Задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых.

2.

Задачи, направленные на формирование трудовых умений и навыков.

3.

Воспитание у детей личностных качеств.

4.

Задачи воспитания навыков организации своей и общей работы.

5.

Задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми

в процессе труда.

Все задачи осуществляются в тесной взаимосвязи.

Дошкольная

педагогика

подчеркивает

своеобразие

трудовой

деятельности

дошкольников,

поскольку

существуют

некоторые

отличия

детского

труда

от

труда

взрослого

человека.

Специфика

детского

труда

заключается в следующем:

ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных

ценностей; в детском труде нет результата;

труд

удовлетворяет

потребность

ребенка

в

самоутверждении,

в

познании

собственных возможностей;

трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с

игрой.

в

процессе

игры

ребенок

часто

отражает

трудовую

деятельность

взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный

характер;

особенностью

детского

труда

является

и

то,

что

эта

деятельность

находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и

помощь взрослого;

в процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это

не

профессиональные навыки,

а

навыки,

помогающие

ребенку

становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того,

т руд

дошкольников

не

имеет

по стоянного

м атериального

вознаграждения.

дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют

умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

действия

ребенка

носят

не

целенаправленный,

а

процессуальный

характер:

они

могут

повторяться

многократно,

не

преследуя

определенной задачи;

своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от

взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться,

вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования

трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения,

«забывая» об организации труда;

детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием

(для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще

всего выраженный в положительной оценке взрослого).

Содержание

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие»

по

трудовой

деятельности

обеспечивает

развитие

личности,

мотивации и способностей детей.

Только творческий подход и заинтересованность педагогов к решению

проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным

видам труда в современных образовательных условиях, с учётом своеобразия

детского труда, позволят решить поставленные задачи, достичь планируемых

результатов.

Литература

1. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения / А.Г.

Гогоберидзе, О.В. Солнцевой — СПб: Питер, 2013. — 464 с

2 . Нравственно-трудовое

воспитание

в

детском

саду.

Система

работы

с

детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3.

ФГОС

ДО.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования».



В раздел образования