Автор: Смагулёва Наталья Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 49" Населённый пункт: Крым город Севастополь Наименование материала: статья Тема: Значение обучения математике в детском саду Раздел: дошкольное образование
1
Значение обучения математике в детском саду
Смагулёва Н. Г.,
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 49, г. Севастополь, Республика Крым
Миссия воспитателя… В чём её суть?
Нет! С этим вопросом мне уже не уснуть!
Об этом сказать в двух словах не получится.
Да уж… Придётся немного помучиться.
Вот если ты выбрал такую профессию,
То значит, тебе это всё интересно.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование
таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое,
развивают у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельность, сообразительность,
творческое воображение, гибкость мышления, умение сравнивать и обобщать, доказывать
правильность утверждений. На решение этих задач должны быть направлены содержание и
методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности
математическое развитие.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в
познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и
много аспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о
пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые
необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Так генетически сложилось, что самый базовый вид мышления имеет название практически-
действенное. Детки, научившись держать свою голову самостоятельно уже обладают подобным
способом размышлять. На этом этапе у детей все просто! Пнул погремушку — она издала звук,
крикнул — пришли родители.
Подрастая, постепенная трансформация подводит юных почемучек в более глубокие зоны
сознания, создавая более сложные нейронные связи в мозге. С этим связанны процессы,
требующие существенных умственных затрат и значительных ресурсов.
2
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя является развитие у ребенка
интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и
занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную
программу.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать
логическое мышление дошкольников. Поэтому в своей работе я учу детей решать проблемные
ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению с помощью
различных видов математической деятельности: решение логических задач, логические и
математические игры, проблемные ситуации и вопросы, экспериментирование и
исследовательская деятельность, творческие задачи, ситуации, головоломки, ребусы. При этом я
использую исключительно современные технологии и методики: Палочки Кюизенера, блоки
Дьенеша, кубики Воскобовича. Кроме этого, стараюсь на каждом занятии использовать или
геоконт, или геовизер, или геометрик. (фото)
Свою работу по формированию элементарных математическихпредставлений я начинаю с
младшей группы и продолжаю до конца пребывания детей в детском саду. С маленькими детьми
учебный материал усваивается лучше, если он преподносится в игровой форме. Поэтому занятия я
провожу в форме игры и начинаю с сюрпризных моментов и поисковых ситуаций. Математические
представления я развиваю у детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни. А также с
помощью сюжетных логико – математических игр. В группе создан математический центр, в
котором находятся всевозможные логико – математические игры, различной сложности. Дети
играют в любое свободное время, когда пожелают. (фото)
Многолетняя практика показывает, что одной из наиболее эффективных технологий является
проблемно - игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа
достижения результата, на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного
размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью
этойтехнологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-
математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе
следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетныеигры(занятия,
проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и
исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и
модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический
опыт.
Современные логические и математические игры разнообразны.
3
• Настольно-печатные
игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат» и др.
• Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Шар», «Геометрический
конструктор», «Загадка» и др.
• Игры на плоскостное
моделирование: головоломки – «Тан-грамм», «Крестики», «Игрушки
-складушки» и др.
• Игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно» и др.
• Игры на составление целого из
частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.
Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.
Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто
обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Поэтому я
иногда предлагаю проблемные ситуации из хорошо знакомых детям мультфильмов,
художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр.
Также применяю и такие типы ТРИЗ - упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух
разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные
по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск
противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных
ему.
Данные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и
явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях.
Использование эффективных средств активизации мыслительной
деятельности дошкольникапозволяет ребенку находить и осваивать способы познания
окружающей действительности , развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
Ещё одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического
опыта, является сюжетная логико-математическая игра, рассматриваемая в качестве
аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности,
насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с
элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным
требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические
игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитиювнимания ,
памяти, воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.
4
Организую и провожу я логико – математические игры следующим образом. В игровой
обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, сообщаю детям основной
сюжет (завязку). Затем развиваю сюжет, в процессе которого дети становятся активными
участниками осуществляемого сценария. И после подвожу итог: «Чем вы занимались?», «Что
было самым интересным?», «Что не понравилось?».
Особое место в проблемно-игровой технологии логико-математического и
личностного развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. В процессе
решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину
по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать имеющиеся
элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное в процессе решения таких
задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления,
от творчества, от осознания собственных возможностей.
Результатом включения в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов
будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о
разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности ,
самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора и удовольствия от
умственного труда и общения.
В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы разрешения проблемных
ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения вопроса и ответа. Для этого взрослый
организует тематические мини-ситуации, занятия в виде сюжетных логико-математических игр,
тренинги, развлечения и вечера досуга(в том числе совместные с родителями).