Напоминание

Значение обучения математике в детском саду


Автор: Смагулёва Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 49"
Населённый пункт: Крым город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Значение обучения математике в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Значение обучения математике в детском саду Смагулёва Н. Г., Воспитатель ГБДОУ детский сад № 49, г. Севастополь, Республика Крым Миссия воспитателя… В чём её суть? Нет! С этим вопросом мне уже не уснуть! Об этом сказать в двух словах не получится. Да уж… Придётся немного помучиться. Вот если ты выбрал такую профессию, То значит, тебе это всё интересно. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, развивают у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельность, сообразительность, творческое воображение, гибкость мышления, умение сравнивать и обобщать, доказывать правильность утверждений. На решение этих задач должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности математическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и много аспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Так генетически сложилось, что самый базовый вид мышления имеет название практически- действенное. Детки, научившись держать свою голову самостоятельно уже обладают подобным способом размышлять. На этом этапе у детей все просто! Пнул погремушку — она издала звук, крикнул — пришли родители. Подрастая, постепенная трансформация подводит юных почемучек в более глубокие зоны сознания, создавая более сложные нейронные связи в мозге. С этим связанны процессы, требующие существенных умственных затрат и значительных ресурсов.
2 Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому в своей работе я учу детей решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению с помощью различных видов математической деятельности: решение логических задач, логические и математические игры, проблемные ситуации и вопросы, экспериментирование и исследовательская деятельность, творческие задачи, ситуации, головоломки, ребусы. При этом я использую исключительно современные технологии и методики: Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Воскобовича. Кроме этого, стараюсь на каждом занятии использовать или геоконт, или геовизер, или геометрик. (фото) Свою работу по формированию элементарных математическихпредставлений я начинаю с младшей группы и продолжаю до конца пребывания детей в детском саду. С маленькими детьми учебный материал усваивается лучше, если он преподносится в игровой форме. Поэтому занятия я провожу в форме игры и начинаю с сюрпризных моментов и поисковых ситуаций. Математические представления я развиваю у детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни. А также с помощью сюжетных логико – математических игр. В группе создан математический центр, в котором находятся всевозможные логико – математические игры, различной сложности. Дети играют в любое свободное время, когда пожелают. (фото) Многолетняя практика показывает, что одной из наиболее эффективных технологий является проблемно - игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата, на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этойтехнологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико- математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетныеигры(занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт. Современные логические и математические игры разнообразны.
3 • Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат» и др. • Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Шар», «Геометрический конструктор», «Загадка» и др. • Игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Тан-грамм», «Крестики», «Игрушки -складушки» и др. • Игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно» и др. • Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др. Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др. Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Поэтому я иногда предлагаю проблемные ситуации из хорошо знакомых детям мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. Также применяю и такие типы ТРИЗ - упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему. Данные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольникапозволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности
,
развивать творческие способности и уверенность в своих силах. Ещё одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, является сюжетная логико-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитиювнимания
,
памяти, воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.
4 Организую и провожу я логико – математические игры следующим образом. В игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, сообщаю детям основной сюжет (завязку). Затем развиваю сюжет, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. И после подвожу итог: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?». Особое место в проблемно-игровой технологии логико-математического и личностного развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное в процессе решения таких задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей. Результатом включения в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности
,
самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора и удовольствия от умственного труда и общения. В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы разрешения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения вопроса и ответа. Для этого взрослый организует тематические мини-ситуации, занятия в виде сюжетных логико-математических игр, тренинги, развлечения и вечера досуга(в том числе совместные с родителями).


В раздел образования