Напоминание

урок внеклассного чтения "Матерь человеческая"


Автор: Лебедкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 5 п.Кумская Долина, ул.Садовая, 36
Населённый пункт: п.Кумская Долина, ул.Садовая, 36
Наименование материала: разработка
Тема: урок внеклассного чтения "Матерь человеческая"
Раздел: полное образование





Назад




МКОУ СОШ №5 Левокумского муниципальногорайона.

Учитель русского языка и литературы

Лебедкова Татьяна Андреевна.

УРОК ПО ТЕМЕ: «В ЧЁМ ВЕЛИЧИЕ СЕРДЦА МАТЕРИ?».

( Анализ фрагмента повести В. Закруткина «Матерь человеческая»).

Цели урока:

1.Научить ребят размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить

ответы;

2.подвести к осознанию того, что у поверженного, т.е. неопасного в данный

момент врага, есть право на снисходительное, гуманное обращение, даже если

его противники охвачены желанием отомстить;

3.развивать умения собирать и систематизировать материал для характеристики

героя, определять авторскую позицию;

4.учить

ребят

анализировать

различные

жизненные

ситуации

и

принимать

взвешенные решения.

Задачи урока:

1.Дать возможность каждому ученику на уроке проявить себя и узнать что-то

новое. (Ценным является знание, добытое своим трудом);

2.

Воспитывать

социально-ответственную

личность

(весь

урок

необходимо

связать

с

конкретными

жизненными

проблемами,

с

которыми

люди

сталкиваются в повседневности).

оспитание потребности в изучении истории родного края.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

навыки

сотрудничества

в

разных

ситуациях,

умение

находить

выходы

из

спорных ситуаций;

Метапредметные результаты.

Познавательные:

сформированность

познавательных

интересов,

направленных

на

поисковую

деятельность;

умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

понимание смысла поставленной задачи;

умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной

речи;

умение

адекватно

использовать

речевые

средства

для

аргументации

своей

позиции;

умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

в познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение анализировать эпизод из целого произведения.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Слайд 1

Слайд 2

II.Стадия вызова.

-Ребята, какое время показал В.Закруткин в своей повести?

(Страшные военные годы).

-Что вы знаете об этой войне?

( 4 года длилась война Советского Союза с фашистской Германией, вероломно

напавшей на нашу страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и победа

была одержана).

-Какую дату отмечаем мы в 2015 году?

(70 лет Победы нашего народа над фашистской Германией).

-Должны ли мы помнить и знать о Великой Отечественной войне?

(Обязаны, чтобы не

повторилась та беда, которую

испытали наши люди, а

теперь граждане юго-востока Украины).

-Что испытывали люди, потерявшие на войне самых близких?

(Ненависть и злобу).

были

ли

в

вашей

жизни

такие

моменты,

когда

вами

владело

чувство

ненависти? Что вы при этом испытывали?

(Месть).

-Не было ли у вас желания понять и простить человека, который вас обидел?

(Было).

Прогнозирование ситуации:

-Фрагмент из повести В.Закруткина «Матерь человеческая».Как вы думаете, о

чем этот отрывок?

Краткий рассказ об авторе подготовленным учеником.

Слово учителя. Слайд 3,4,5.

В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт.

«Ранней осенью 1943 года, — пишет автор, — мы покинули забитую войсками

дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины какого-

то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы

выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом выползла еле прикрытая

лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую женщину, и она, придя

в себя, рассказала нам все, что ей удалось пережить среди развалин родного

хутора…

Ей

посчастливилось

спрятаться

в

кукурузе.

Вернулась

она,

когда

сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…»

Тогда же в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине

рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя

много лет В.Закруткин решил написать повесть о женщине, перенесшей все

тяготы войны и сохранившей человеческую душу.

II. Стадия «Вызов-осмысление-размышление».

Работа с художественным текстом. Учащиеся получают следующий алгоритм

работы: Слайд 6.

- чтение текста от "остановки до остановки";

- вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

- ответ - предположение, его обоснование.

Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).

Сегодня мы будем читать фрагмент из повести В. Закруткина "Матерь

человеческая", но читать не как обычно, а с остановками.

"Матерь человеческая"

Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет

укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов,

там в погребе можно жить…

Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку,

но

её

испугало

поведение

собаки.

Дружок

завертелся

вокруг

погреба,

принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом.

Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.

(Первая остановка).

-Чем можно объяснить такое поведение собаки?

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На

земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный,

измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то

неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что

он безоружен.

Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с

неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились

в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного

слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом

немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.

Ненависть

и

горячая,

слепая

злоба

захлестнули

Марию,

сдавили

сердце,

тошнотой прихлынули к горлу.

(Вторая остановка)

Учитель просит дать толкование слова «ненависть».

(Ученики записывают данное толкование в тетради.)

Слайд 7.

Ненависть — чувство сильной вражды и отвращения.

- Как вы думаете, почему Мария испытывает злобу и ненависть?

- Попробуйте передать чувства героини через определения, или музыкальный

аккорд, или цветовую палитру.

- Какие цвета будут доминировать?

Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела

безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и

босые

ноги

повисшей

на

тополе

Фени,

и

чёрную

удавку

на

детской

шее

Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином , погребе,

лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.

Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала

так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И

ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь?

Молчи, молчи…

Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке

лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…

Медленно

спускалась

она

в

погреб,

каждая

ступенька

(их

было

девять)

приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя

высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в

знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ…"

(Третья остановка)

- Какое желание овладело Марией?

- Какова проблема фрагмента повести?

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг

вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в

угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в

то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по

выражению

её

лица

почувствовал,

что

его

ожидает

смерть.

Три

острия

карающих вил с каждой секундой приближали его конец.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное,

что должна была сделать, и…

- Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг"

или сможет побороть это разрушительное желание?

В это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей

громом:

-Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии,

пронзил

её

сердце,

а

короткое

слово

"мама"

заставило

содрогнуться

от

нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на

колени

и,

прежде

чем

потерять

сознание,

близко-близко

увидела

светло-

голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

(Четвёртая остановка)

Слабый

крик

множеством

раскалённых

ножей

впился

в

грудь

Марии,

пронзил

её

сердце,

а

короткое

слово

"мама"

заставило

содрогнуться от нестерпимой боли

.

-Укажите средство выразительности, которое использует автор.

(Антитеза)

-_Почему именно слово «мама» заставило содрогнуться Марию от боли?

(

Именно в этот момент она подумала о своем погибшем сыне и не родившемся

ребенке. Мария осознала, что перед ней лежит раненый мальчишка, который

просит у нее помощи и пощады.)

— Какие ассоциации у вас вызывае слово «мама»? Запишите эти слова в

тетрадь.

Слайд 8.

— Мама — жизнь, радость, счастье, защита, помощь в трудной ситуации,

ласка, доброта и т.д.

— Обратившись к тексту, опишите раненого немецкого солдата.

(Немец был бледен, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей, серый китель

был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови, со

светло-голубыми, мокрыми от слез мальчишескими глазами…)

Учитель обращает внимание учеников на то, что раненый был безоружен.

Ученики подбирают синонимы к слову безоружен: Слайд 9.

беззащитен, неопасен, слаб и т.д.

— Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести?

Как он этого добивается?

(Чувство

жалости,

сострадания.

Передать

психологическое

состояние

героя

писателю

удалось

с

помощью

слов

«раненый,

безоружный,

изможденный,

тихий сдавленный крик, бессильное тело не слушалось его» и т.д.)

Ученики записывают эти слова в тетрадь.

- Что, по вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести?

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от

рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария

не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что

немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как

Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам,

едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном

бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора,

мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком

своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать

о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И

хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был

тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не

мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад,

держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы

и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба,

которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся

крик, спасли его.

(Пятая остановка)

- Как будут меняться в связи с этим ощущения героини?

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную

сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой

стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так

же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину.

На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не

вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и

поднеся её ко рту, спросила:

- Ты небось пить хочешь?

Немец закивал головой.

- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на

хуторе нет.

Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела

рядом

с

немцем

на

корточки

и,

поддерживая

рукой

его

горячий

затылок,

напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал

засыпать…

Она

вспомнила,

что

на

лугу,

возле

лесной

опушки,

должны

стоять

копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку

сена и постелить умирающему немцу.

- Что мне с тобой делать? - качая головой, спросила Мария. - Как тебе помочь?

Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?

Вернер Брахт - так звали немца - молчал и слабо, страдальчески улыбался.

Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре

немного

конского

жира,

свернула

из

тряпки

тонкий

фитилёк,

засветила

светильник, поставила его в углу погреба.

Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он

долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки

и сказал, как в первую минуту их встречи:

- Мама! Мама!

И Мария поняла,

(Шестая остановка).

-Что поняла Мария?

(Месть прошла. Мария поняла, что она не сможет убить этого мальчика,

который нуждался в ее помощи. Мария не забыла, что сделали немцы с ее

семьей, она просто не могла мстить невинному человеку

).

— Прочитайте описание природы в момент смерти Вернера Брахта. Почему

именно так описывает автор осенний день?

(«…Торжествующий мир сиял осенней красой: светило неяркое солнце, по

голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли легкие белые облака…» Автор

говорит о том, что Марии надо жить во имя будущего.)

Слово учителя.

Мария – мать, она не смогла убить человека, который нуждался в ее

помощи, был смертельно ранен. Это говорит о величии её сердца. Она даже

ужаснулась тому, что слепо подчинилась охватившему ее чувству злобы и мести

и могла убить этого несчастного немца — Вернера Брахта. Мария поступит

гуманно.

Запись в тетрадь слова «гуманный», «гуманизм». Слайд 10.

Гуманизм (гуманное отношение) — отзывчивое, человечное отношение.

Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера

Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно

закрытого

люка,

что

взошло

солнце,

она

осторожно

поднялась,

погасила

светильник,

открыла

люк.

Свежий,

прохладный

ветер

хлынул

в

погреб,

шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.

(Седьмая остановка)

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Почему?

-В чем величие сердца Марии?

-А как бы ваша мама поступила, окажись в такой ситуации?

(На этой стадии используется приём "дерево предсказаний")

Мария

поднялась

по

ступенькам,

остановилась

на

последней.

Торжествующий

мир

сиял

осенней

красотой:

светило

неяркое

солнце,

по

голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой

Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая

гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек,

почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на

смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда

не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший

любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…

Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила

ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…

Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт

своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной,

угрюмой

норы,

уготованной

ей

судьбой,

чтобы

потом

всё

обладить

и

приготовить к зиме жалкое своё жильё…

- Какова же проблема фрагмента из повести "Матерь человеческая"? Если

мнение изменилось, что повлияло на изменение?

Вывод: Слово учителя. Слайд 11. Величие Марии в том, что она смогла

понять

и простить немца. У неё доброе сердце, потому что она

русская

женщина,

мать.

Мария

олицетворение

всех

матерей

Земли.

Не

зря

В.Закруткин главной героине дал имя Мария, ассоциируя её со всепрощающей

Богоматерью.

Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера

Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несёт смерть.

Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и

оказать

помощь

безоружному,

страдающему

человеку,

который

больше

не

представляет реальную угрозу. Так поступила и Мария, ведь она - Мать. Она –

воплощение добра, любви. В этом её величие.

III. Стадия рефлексии. Слайд 12.

На

стадии

рефлексии

проводится

работа

по

подведению

итогов

урока,

выставление оценок .

Домашнее задание: групповая творческая работа.

1группа: Что такое месть, и нужно ли человеку это чувство?

2 группа: Напишите эссе по теме «Ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то

сын…» .

3

группа:

Напишите,

как

вы

относитесь

к

первоначальному,

мгновенно

возникшему решению Марии «убить убийцу» во имя высшей справедливости».



В раздел образования