Автор: Лебедкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 5 п.Кумская Долина, ул.Садовая, 36
Населённый пункт: п.Кумская Долина, ул.Садовая, 36
Наименование материала: разработка
Тема: урок внеклассного чтения "Матерь человеческая"
Раздел: полное образование
МКОУ СОШ №5 Левокумского муниципальногорайона.
Учитель русского языка и литературы
Лебедкова Татьяна Андреевна.
УРОК ПО ТЕМЕ: «В ЧЁМ ВЕЛИЧИЕ СЕРДЦА МАТЕРИ?».
( Анализ фрагмента повести В. Закруткина «Матерь человеческая»).
Цели урока:
1.Научить ребят размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить
ответы;
2.подвести к осознанию того, что у поверженного, т.е. неопасного в данный
момент врага, есть право на снисходительное, гуманное обращение, даже если
его противники охвачены желанием отомстить;
3.развивать умения собирать и систематизировать материал для характеристики
героя, определять авторскую позицию;
4.учить
ребят
анализировать
различные
жизненные
ситуации
и
принимать
взвешенные решения.
Задачи урока:
1.Дать возможность каждому ученику на уроке проявить себя и узнать что-то
новое. (Ценным является знание, добытое своим трудом);
2.
Воспитывать
социально-ответственную
личность
(весь
урок
необходимо
связать
с
конкретными
жизненными
проблемами,
с
которыми
люди
сталкиваются в повседневности).
оспитание потребности в изучении истории родного края.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
навыки
сотрудничества
в
разных
ситуациях,
умение
находить
выходы
из
спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
сформированность
познавательных
интересов,
направленных
на
поисковую
деятельность;
умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
понимание смысла поставленной задачи;
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной
речи;
умение
адекватно
использовать
речевые
средства
для
аргументации
своей
позиции;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение анализировать эпизод из целого произведения.
Ход урока:
I.Оргмомент.
Слайд 1
Слайд 2
II.Стадия вызова.
-Ребята, какое время показал В.Закруткин в своей повести?
(Страшные военные годы).
-Что вы знаете об этой войне?
( 4 года длилась война Советского Союза с фашистской Германией, вероломно
напавшей на нашу страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и победа
была одержана).
-Какую дату отмечаем мы в 2015 году?
(70 лет Победы нашего народа над фашистской Германией).
-Должны ли мы помнить и знать о Великой Отечественной войне?
(Обязаны, чтобы не
повторилась та беда, которую
испытали наши люди, а
теперь граждане юго-востока Украины).
-Что испытывали люди, потерявшие на войне самых близких?
(Ненависть и злобу).
-А
были
ли
в
вашей
жизни
такие
моменты,
когда
вами
владело
чувство
ненависти? Что вы при этом испытывали?
(Месть).
-Не было ли у вас желания понять и простить человека, который вас обидел?
(Было).
Прогнозирование ситуации:
-Фрагмент из повести В.Закруткина «Матерь человеческая».Как вы думаете, о
чем этот отрывок?
Краткий рассказ об авторе подготовленным учеником.
Слово учителя. Слайд 3,4,5.
В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт.
«Ранней осенью 1943 года, — пишет автор, — мы покинули забитую войсками
дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины какого-
то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы
выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом выползла еле прикрытая
лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую женщину, и она, придя
в себя, рассказала нам все, что ей удалось пережить среди развалин родного
хутора…
Ей
посчастливилось
спрятаться
в
кукурузе.
Вернулась
она,
когда
сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…»
Тогда же в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине
рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя
много лет В.Закруткин решил написать повесть о женщине, перенесшей все
тяготы войны и сохранившей человеческую душу.
II. Стадия «Вызов-осмысление-размышление».
Работа с художественным текстом. Учащиеся получают следующий алгоритм
работы: Слайд 6.
- чтение текста от "остановки до остановки";
- вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
- ответ - предположение, его обоснование.
Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).
Сегодня мы будем читать фрагмент из повести В. Закруткина "Матерь
человеческая", но читать не как обычно, а с остановками.
"Матерь человеческая"
Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет
укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов,
там в погребе можно жить…
Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку,
но
её
испугало
поведение
собаки.
Дружок
завертелся
вокруг
погреба,
принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом.
Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.
(Первая остановка).
-Чем можно объяснить такое поведение собаки?
Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На
земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный,
измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то
неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что
он безоружен.
Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с
неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились
в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного
слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом
немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.
Ненависть
и
горячая,
слепая
злоба
захлестнули
Марию,
сдавили
сердце,
тошнотой прихлынули к горлу.
(Вторая остановка)
Учитель просит дать толкование слова «ненависть».
(Ученики записывают данное толкование в тетради.)
Слайд 7.
Ненависть — чувство сильной вражды и отвращения.
- Как вы думаете, почему Мария испытывает злобу и ненависть?
- Попробуйте передать чувства героини через определения, или музыкальный
аккорд, или цветовую палитру.
- Какие цвета будут доминировать?
Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела
безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и
босые
ноги
повисшей
на
тополе
Фени,
и
чёрную
удавку
на
детской
шее
Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином , погребе,
лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.
Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала
так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:
- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И
ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь?
Молчи, молчи…
Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке
лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…
Медленно
спускалась
она
в
погреб,
каждая
ступенька
(их
было
девять)
приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя
высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в
знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ…"
(Третья остановка)
- Какое желание овладело Марией?
- Какова проблема фрагмента повести?
Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг
вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в
угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в
то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по
выражению
её
лица
почувствовал,
что
его
ожидает
смерть.
Три
острия
карающих вил с каждой секундой приближали его конец.
Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное,
что должна была сделать, и…
- Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг"
или сможет побороть это разрушительное желание?
В это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей
громом:
-Мама! Ма-а-ма!..
Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии,
пронзил
её
сердце,
а
короткое
слово
"мама"
заставило
содрогнуться
от
нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на
колени
и,
прежде
чем
потерять
сознание,
близко-близко
увидела
светло-
голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…
(Четвёртая остановка)
Слабый
крик
множеством
раскалённых
ножей
впился
в
грудь
Марии,
пронзил
её
сердце,
а
короткое
слово
"мама"
заставило
содрогнуться от нестерпимой боли
.
-Укажите средство выразительности, которое использует автор.
(Антитеза)
-_Почему именно слово «мама» заставило содрогнуться Марию от боли?
—
(
Именно в этот момент она подумала о своем погибшем сыне и не родившемся
ребенке. Мария осознала, что перед ней лежит раненый мальчишка, который
просит у нее помощи и пощады.)
— Какие ассоциации у вас вызывае слово «мама»? Запишите эти слова в
тетрадь.
Слайд 8.
— Мама — жизнь, радость, счастье, защита, помощь в трудной ситуации,
ласка, доброта и т.д.
— Обратившись к тексту, опишите раненого немецкого солдата.
(Немец был бледен, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей, серый китель
был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови, со
светло-голубыми, мокрыми от слез мальчишескими глазами…)
Учитель обращает внимание учеников на то, что раненый был безоружен.
Ученики подбирают синонимы к слову безоружен: Слайд 9.
— беззащитен, неопасен, слаб и т.д.
— Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести?
Как он этого добивается?
(Чувство
жалости,
сострадания.
Передать
психологическое
состояние
героя
писателю
удалось
с
помощью
слов
«раненый,
безоружный,
изможденный,
тихий сдавленный крик, бессильное тело не слушалось его» и т.д.)
Ученики записывают эти слова в тетрадь.
- Что, по вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести?
Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от
рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария
не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что
немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как
Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам,
едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном
бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора,
мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком
своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать
о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И
хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был
тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не
мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад,
держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы
и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба,
которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся
крик, спасли его.
(Пятая остановка)
- Как будут меняться в связи с этим ощущения героини?
Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную
сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой
стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так
же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину.
На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не
вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и
поднеся её ко рту, спросила:
- Ты небось пить хочешь?
Немец закивал головой.
- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на
хуторе нет.
Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела
рядом
с
немцем
на
корточки
и,
поддерживая
рукой
его
горячий
затылок,
напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал
засыпать…
Она
вспомнила,
что
на
лугу,
возле
лесной
опушки,
должны
стоять
копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку
сена и постелить умирающему немцу.
- Что мне с тобой делать? - качая головой, спросила Мария. - Как тебе помочь?
Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?
Вернер Брахт - так звали немца - молчал и слабо, страдальчески улыбался.
Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре
немного
конского
жира,
свернула
из
тряпки
тонкий
фитилёк,
засветила
светильник, поставила его в углу погреба.
Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он
долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки
и сказал, как в первую минуту их встречи:
- Мама! Мама!
И Мария поняла,
(Шестая остановка).
-Что поняла Мария?
(Месть прошла. Мария поняла, что она не сможет убить этого мальчика,
который нуждался в ее помощи. Мария не забыла, что сделали немцы с ее
семьей, она просто не могла мстить невинному человеку
).
— Прочитайте описание природы в момент смерти Вернера Брахта. Почему
именно так описывает автор осенний день?
(«…Торжествующий мир сиял осенней красой: светило неяркое солнце, по
голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли легкие белые облака…» Автор
говорит о том, что Марии надо жить во имя будущего.)
Слово учителя.
Мария – мать, она не смогла убить человека, который нуждался в ее
помощи, был смертельно ранен. Это говорит о величии её сердца. Она даже
ужаснулась тому, что слепо подчинилась охватившему ее чувству злобы и мести
и могла убить этого несчастного немца — Вернера Брахта. Мария поступит
гуманно.
Запись в тетрадь слова «гуманный», «гуманизм». Слайд 10.
Гуманизм (гуманное отношение) — отзывчивое, человечное отношение.
Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера
Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно
закрытого
люка,
что
взошло
солнце,
она
осторожно
поднялась,
погасила
светильник,
открыла
люк.
Свежий,
прохладный
ветер
хлынул
в
погреб,
шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.
(Седьмая остановка)
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Почему?
-В чем величие сердца Марии?
-А как бы ваша мама поступила, окажись в такой ситуации?
(На этой стадии используется приём "дерево предсказаний")
Мария
поднялась
по
ступенькам,
остановилась
на
последней.
Торжествующий
мир
сиял
осенней
красотой:
светило
неяркое
солнце,
по
голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой
Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая
гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек,
почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на
смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда
не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший
любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…
Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила
ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…
Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт
своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной,
угрюмой
норы,
уготованной
ей
судьбой,
чтобы
потом
всё
обладить
и
приготовить к зиме жалкое своё жильё…
- Какова же проблема фрагмента из повести "Матерь человеческая"? Если
мнение изменилось, что повлияло на изменение?
Вывод: Слово учителя. Слайд 11. Величие Марии в том, что она смогла
понять
и простить немца. У неё доброе сердце, потому что она
русская
женщина,
мать.
Мария
–
олицетворение
всех
матерей
Земли.
Не
зря
В.Закруткин главной героине дал имя Мария, ассоциируя её со всепрощающей
Богоматерью.
Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера
Брахта, мы понимаем, что война - страшная катастрофа, которая несёт смерть.
Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и
оказать
помощь
безоружному,
страдающему
человеку,
который
больше
не
представляет реальную угрозу. Так поступила и Мария, ведь она - Мать. Она –
воплощение добра, любви. В этом её величие.
III. Стадия рефлексии. Слайд 12.
На
стадии
рефлексии
проводится
работа
по
подведению
итогов
урока,
выставление оценок .
Домашнее задание: групповая творческая работа.
1группа: Что такое месть, и нужно ли человеку это чувство?
2 группа: Напишите эссе по теме «Ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то
сын…» .
3
группа:
Напишите,
как
вы
относитесь
к
первоначальному,
мгновенно
возникшему решению Марии «убить убийцу» во имя высшей справедливости».