Напоминание

"Роль классного руководителя в процессе адаптации первокурсника"


Автор: Павлова Марина Александровна
Должность: педагог дошкольной педагогики
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Черемховский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Черемхово
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Роль классного руководителя в процессе адаптации первокурсника"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области «Черемховский педагогический колледж»

Павлова М.А.

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В

ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА

Методическое пособие

Черемхово, 2014


РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В

ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА

Методическое пособие

Содержание
Пояснительная записка Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов 1.1 Понятия адаптации в психологии 1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса 1.3 Проблема адаптации студентов первого курса 1.4. Причины и симптомы нарушения адаптации студентов первого курса Глава 2. Процесс успешной адаптация студента-первокурсника 2.1 Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в колледже. 2.2 Условия успешной адаптации студента-первокурсника Список литературы Приложения

Пояснительная записка
Новые ФГОС СПО определили ориентацию на формирование компетенций как на цель и результат образовательного процесса. В них компетенции представлены как способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Умение учиться - это овладение основными видами действий: логическими, психологическими, специфическими. В настоящее время умение учиться как никогда востребовано в профессиональной школе. Считается, что умение учиться должно быть сформировано к окончанию основной общеобразовательной школы. Однако экспериментальными данными (международная программа оценки знаний и умений учащихся PIZA, публикация авторов, работающих в учреждениях НПО и СПО различных регионов России) этот тезис не подтверждается. Обучение в колледже отличается от обучения в школе, а потому необходима адаптация, то есть привыкание, приспособление к специфике обучения. Важнейшим социальным требованием к профессиональным образовательным учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Первый курс профессионального обучения является наиболее трудным, когда студент остро нуждается в поддержке. Это связано с тем, что в личности и характере первокурсника происходят серьезные изменения. С одной стороны он уже взрослый человек, а с другой, все-таки – вчерашний школьник, еще не совсем расставшийся с детством. И вот эта двойственность статуса накладывает отпечаток на характер и на многие поступки молодого человека. Серьезным испытанием организма является переход к новой образовательной системе, а также информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин научный уровень и информационный объем которых все время возрастает. Это отражается на текущем функциональном состоянии организма и обуславливает значительное напряжение адаптационно-компенсаторных систем. Адаптация студентов заслуживает особого внимания, так как образовательный процесс студентов характеризуется интенсивными
умственными нагрузками, что создает определенные предпосылки к ухудшению состояния их физического и психического здоровья. От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов

1.1.Понятия адаптации в психологии
Адаптация – это не одномоментный процесс и на новом учебном месте продолжается в течение первого учебного года. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса
.

1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса
Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном обучении, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Именно поэтому огромное значение имеет процесс адаптации студентов. Не секрет, что успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и товарищами по группе, сформировать стойкий интере с к будущей профе ссии и спо собствовать р а з в и т и ю профессионализма. Начало обучения в новом учебном заведении всегда представляет для студентов определенную сложность: это начало нового этапа в жизни, изменился стиль жизни, новый незнакомый коллектив, более сложная система обучения, иные требования. Сам факт поступления в колледж укрепляет веру подростка в собственные силы и способности, появляется надежда на новую интересную жизнь. Процесс адаптации начинается уже с момента поступления. И с 1 сентября подросток вливается в новую жизнь и, что важно, в новый коллектив. В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую. Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными резервами в процессе обучения. По уровню адаптации в зависимости от степени сформированности, развито сти, устойчиво сти функционирования ко г н и т и в н ы х , мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей обучающихся в образовательной среде колледжа классификация студентов подразделяется:
· неадаптированные (низкий уровень), ха р а кт е р и зу ю щ и е с я несформированностью связи хотя бы в одном из выделенных направлений и неустойчивостью функционирования связей; · среднеадаптированные (средний уровень), для которых характерна сформированность всех типов связей при отсутствии их устойчивости или наличие хотя бы одной устойчивой связи, в то время как другие связи могут быть еще даже не сформированы; · адаптированные (высокий уровень), отличающиеся сформированностью всех связей, и при этом хотя бы в одном направлении наблюдается устойчивое функционирование связи Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 64..
1.3. Проблема адаптации студентов первого курса
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Выпускники школ с первых дней окунаются в совсем другую, не знакомую им жизнь. И для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто - оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с с о к у р с н и к а м и , преподавателями . Так, например, первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, и особенно в ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и колледже. Кроме того, слабая преемственность между средней и профессиональной школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в колледже, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно,
непринятие условий и требований колледжа. Следовательно, в процессе адаптации студенты испытывают следующие основные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны в силу поиска способов взаимодействия в новых условиях, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, недостатками воспитания в семье и школе.
Проявления трудностей адаптации первокурсников в колледже и

способы их выявления

Трудности адаптации

первокурсников в

колледже

Способы выявления трудностей

адаптации первокурсников в колледже
Недисциплинированность Анализ рапортов посещаемости групп Сбор сведений о посещаемости Неустойчивая и низкая успеваемость по учебным предметам Анализ отметок в межсессионный период учета знаний Сбор сведений об успеваемости у классных руководителей и ведущих преподавателей Конфликтность с сокурсниками и преподавателями Анализ ситуаций Беседа с классными руководителями и преподавателями Анкетирование групп первокурсников Наличие беспокойства, плохое самочувствие А н ке т и р о ва н и е и п с и х о л о г и ч е с ко е тестирование студентов первых курсов Наблюдения в ходе занятий, на переменах, в условиях повседневной жизни колледжа Беседы с классными руководителями
1.4. Причины и симптомы нарушения адаптации студентов первого

курса

Причины и симптомы нарушения адаптации первокурсников


Формы адаптации

первокурсников

Нарушения

адаптации

Причины нарушений

адаптации
Формальная адаптация Опоздания на занятия, низкие оценки, в том числе в период межсессионного учета и за сессию, чувство психологического дискомфорта, повышенная тревожность  незнание правил, принятых в данном учебном заведении и требований предъявляемых к статусу студента;  неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля со стороны преподавателей;  низкая мотивация получения среднеспециального образования;  процесс налаживания быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие Общественная адаптация Чувство беспокойства, потерянности, одиночества, опустошенности, неудовлетворенности; частые конфликты в группе, между группами, между группой и классным руководителем, с преподавателями  переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива, где чувствовались взаимная помощь и моральная поддержка;  неумение устанавливать отношения в новом коллективе, с новыми людьми;  закрытость
студента;  отсутствие совместной деятельности;  низкий уровень сплоченности студенческой группы Дидактическая адаптация Узкий кругозор, отказы отвечать на занятиях, частые списывания при самостоятельной работе, низкие текущие оценки, в том числе в период межсессионного учета и  неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;  отсутствие навыков самостоятельной работы;  неумение конспектировать;  неумение работать со словарями с учебной и методической литературой;  недостаточный уровень развития учебных умений;  пробелы в базовых знаниях
Глава 2. Процесс успешной адаптация студента-первокурсника

2.1 Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в

колледже.
Степень социальной адаптации студентов в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. В адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза выделяет следующие стадии: · начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться
прежней системы ценностей; · стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; · аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой; · ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т. е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. В условиях социально-психологической адаптации к новой образовательной среде студентам-первокурсникам приходится осмысливать свою новую социальную роль с помощью адаптационных механизмов. Адаптация продолжается от двух-трех недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Первокурснику предстоит адаптироваться:  Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.  Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников. Студент, поступивший в колледж, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других,  В-третьих, на протяжении начальных курсов осознается призвание к избранной профе ссии, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.  В-четвертых, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.  В -пятых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
2.2 Условия успешной адаптации студента-первокурсника
Одной из важнейших педагогических задач любого колледжа является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов. Особую роль в адаптации первокурсников принадлежит классным
руководителям, и это не случайно, так как эти преподаватели являются ведущими в новых образовательных условиях колледжа, кто оказывает посильную помощь первокурсникам в трудных ситуациях первых дней пребывания, координируя и организуя их деятельность и перемещение по колледжу. Взаимодействие с группой предполагает и работу самих студентов над умением объединяться и согласовывать свои действия. Задача студенческой группы – не поиск усредненного варианта включения в новые виды общения и деятельности, а создание условий для общего оптимального взаимодействия и продуктивного контакта. При такой задаче классным руководителям требуется лишь содействовать естественному процессу развития группы, от которой в большей степени зависит успешность адаптации первокурсников. Чтобы совершенствовать личность студента, классный руководитель должен быть профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное отношение к окружающей действительности, быть эрудированным и интересным человеком. Круг его обязанностей достаточно широк. В связи с этим классному руководителю необходимо: - знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности; - постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого; - работать над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива, коммуникативных компетенций у студентов; - постараться создать условия для максимального развития личности каждого студента; - приобщать студентов к участию в творческой деятельности учебного заведения; - способствовать формированию у студентов позитивного отношения к окружающей действительности; - оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности; - организовать индивидуальную работу со студентами, у которых возникают проблемы с адаптацией, и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин. Сложность работы классного руководителя в профессиональном учебном заведении заключается в том, что студенты приходят уже сформировавшимися личностями и классный руководитель должен строить свою работу исходя из данного обстоятельства. Характеризуя модель деятельности классного руководителя, следует остановиться на о сновных ее компонентах: ц е л е п ол а г а н и и , мотивационном, ориентировочном, исполнительском и контрольно- оценочном. Все эти компоненты способствуют более успешной адаптации
студентов первых курсов. Целеполагание предполагает постановку целей деятельности классным руководителем. Как правило, можно выделить три группы целей: - формирование благоприятных отношений между студентами и сплочение коллектива; - формирование профессиональной компетентности и профессионально важных качеств студентов; - формирование профессионально важных качеств преподавателя- классного руководителя. Классному руководителю нужно постоянно работать со студентами, интересоваться не только их учебой, но и душевным состоянием, есть дети, которые уже не могут найти взаимопонимание с учителями-предметниками, на что тоже нужно обратить особое внимание. Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Представляется важным на первое место среди целей деятельности классного руководителя поставить именно формирование благоприятных отношений и сплочение коллектива, потому что только в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи можно достичь самораскрытия каждого члена коллектива. Состояние дискомфорта и высокого нервно- психического напряжения мешает свободной реализации творческого потенциала личности и формированию важных личностных качеств. Мною были определены следующие
задачи
: 1. Изучить и проанализировать понятия адаптации. 2. Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников. 3. Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников. 4. Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника. Перед классным руководителем стоит сложная задача - сделать так, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач классного руководителя его главной целью является помочь студентам правильно организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и всего учебного заведения. Ориентиры по выделенным целям: Цель критерий Формирование благоприятных отношений между студентами и сплочение коллектива Формирование профессиональной компетентности и профессионально важных качеств студентов Выбор средств, Исследование Исследование
способов и путей достижения целей (социометрия, взаимная товарищеская оценка, метод Фидлера, метод полярных профилей), выбор последовательности использования различных педагогических приемов и способов воздействия, активных форм работы (групповые дискуссии, деловые игры) особенностей студентов (методика Роджерса, Спилбергера - Ханина, «Успех», «Уровень притязаний», «Самооценка», «Профессиональные склонности»), выбор педагогических приемов Планирование действий Составление плана работы на семестр (год) Составление индивидуальной карты развития Выбор критериев оценки деятельности Повторное тестирование по выбранным методикам Карта наблюдения за изменениями в поведении студента Оценка времени Каждые два месяца Ежемесячное подведение итогов Примерный план классного руководителя № Вид деятельности Месяц 1 Заочное знакомство с группой, составление списка, ознакомление с личными делами студентов август – сентябрь 2 Участие в торжественном мероприятии «День знаний» сентябрь 3 Знакомство студентов с организацией учебно- воспитательного процесса в колледже, основными внутренними локальными актами (Уставом колледжа, Правилами внутреннего распорядка колледжа, Правилами проживания в общежитии, учебным планом специальности и др.), информирование студентов о новых локальных актах (приказах, распоряжениях), раздача информационных материалов сентябрь – июнь 4 Контроль посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости студентов группы, анализ причин отставания отдельных студентов и содействие устранению этих причин сентябрь – июнь 5 Помощь в решении жилищно-бытовых вопросов сентябрь –
№ Вид деятельности Месяц студентов, проживающих в общежитии июнь 6 Знакомство в группе (или вечер знакомств) сентябрь 7 Выборы актива группы сентябрь 8 Встречи со студентами во внеучебное время («Час классного руководителя),обсуждение проблем студенческой молодежи сентябрь – июнь 9 Обсуждение итогов аттестаций октябрь – июнь 10 Работа с родителями студентов (письменное информирование родителей отстающих студентов) ноябрь – июнь 11 Организация участия студентов группы в научных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях различного уровня сентябрь – июнь 12 Организация мероприятий по формированию здорового образа жизни и предупреждению девиантного поведения среди студентов октябрь – ноябрь март – апрель 13 Проведение внутригрупповых мероприятий: соревнований, вечеров, праздничных дат, посещение театров и т.п. сентябрь – июнь В работе классного руководителя в течение первого адаптационного года организуются и проводятся мероприятия, различные по форме и содержанию. В соответствии с формой работы, проводимые мероприятия можно разделить на 2 группы:мероприятия внутри группы и мероприятия вне группы. 1.Мероприятия внутри группы включают в себя: - работа с родителями; - классные часы; - организация внеклассных мероприятий; 2.Мероприятия вне группы включают в себя: - сотрудничество, совместная деятельность классного руководителя с зам. директора по ВР, психологом; - участие в мероприятиях колледжа. Для более мягкого перехода к стандартному образовательному процессу в Черемховском педагогическом колледже является традиционным применение мероприятий в рамках адаптационной недели. В первый день студенты встретились с директором колледжа Людмилой Сергеевной Жгун, заместителем директора по учебной работе Оксаной Николаевной Мащенко, заместителем директора по воспитательной работе Александром Анатольевичем Уваровым, заведующими отделениями ознакомили студентов с Уставом колледжа: с их правами и обязанностями, Положением о стипендиальном обеспечении, были раскрыты особенности студенческой жизни, библиотекарь Лидия
Алексеевна Рудова озвучила правила пользования библиотекой. Тематический час для студентов 1 курса «История коллежа в его датах, людях и традициях». Познавательный non-stop. Маршрутная игра и знакомство с Колледжем. В этот день первокурсники познакомились со всеми структурными подразделениями Колледжа, которые помогают сделать обучение и жизнь в Колледже интересной и полезной. У группы был свой маршрут по станциям: библиотека, спортзал, учебная часть и т. д. Экскурсия для студентов в музей колледжа. Во второй день «День Здоровья». На стадионе «Шахтёр» первокурсники демонстрировали все свои спортивные качества, а также смекалку и командный дух. В спортивных соревнованиях определилась самая спортивная группа. В третий день Пешая экскурсия по городу «Исторические вехи г. Черемхово». В чётвёртый день- было проведено внеклассное мероприятия в виде ролевой игры «Давайте познакомимся», целью которой было знакомство студентов в новом коллективе; сплотить команду, коллектив; научить ребят психологической совместимости, выявление лидеров в группе. По результатам каждого дня выпускаются информационные бюллетени. По окончании прохождения курса «СМЕНА-АДАПТИВ» выявляются самые активные студенты в группе первокурсников. Самым активным студентам первого курса вручаются грамоты и подарки. В рамках реализации программы по адаптации первокурсников в сентябре был проведен социологический опрос по выявлению соцдемографических данных студентов. Так, опросом было охвачено 25 студентов. Из результатов опроса сделаны следующие выводы: очень радует то, что из всех поступивших в наш колледж, по собственному желанию поступило 81% учащихся и только 19% учащихся по настоянию родителей. Радует и то, что о нашем колледже дети узнают от ребят, которые учатся здесь, это говорит о том, что нашим студентам нравится учиться в педагогическом колледже, и они говорят о нас своим сверстникам и товарищам. Проведенное анкетирование студентов первого курса показало, что 41% первокурсников помогли адаптироваться к новым условиям обучения в первую очередь собственные черты характера и способности, такие, например, как общительность, доброжелательность, чувство юмора. Одна треть опрошенных студентов считают, что освоиться в новых условиях им помогли товарищи по группе. В единичных анкетах было отмечено, что в адаптационный период студенты рассчитывают на поддержку преподавателей. Из проведенной работы можно сделать следующие выводы: что с ребятами, поступившими в колледж можно работать, среди них есть позитивные, на которых следует обратить особое внимание для вовлечения их в активную жизнь колледжа, дети трудолюбивые, но есть и ребята,
которые требуют особого внимания со стороны классного руководителя. Но для того чтобы адаптация студентов проходила более быстро и безболезненно, важна тесная связь классного руководителя и родителей и по этому уже в сентябре было проведено родительское собрание - «Адаптация студентов», индивидуальные встречи классного руководителя, психолога и зам. директора по ВР с родителями; - тематические классные часы для студентов-первокурсников «День рождения группы!», «Адаптация и сплочения», «Слагаемые имиджа студента», «Права и обязанности студента». В рамках реализации программы по адаптации, в общежитии колледжа воспитателями была проведена встреча со студентами-первокурсниками на тему: «Здравствуйте, это МЫ!», направленная на установление контакта со студентами, создание доверительной атмосферы, до стижение взаимопонимания для дальнейшего сотрудничества. В мероприятии приняли участие 23 студента. Началом мероприятия послужила игра- упражнение «Имя-качество», которая была направлена на знакомство, внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Также был проведен письменный опрос по проблеме удовлетворенности условиями жизни в общежитии. Встреча прошла в форме диспута, все участники обсуждали проблему и вносили свои предложения. Итогом стал завершающий обмен впечатлениями, студентам было предложено выбрать интересующие темы для дальнейших встреч. В течение всего учебного года классным руководителем проводится индивидуальная и групповая психодиагностическая, консультативная, психопрофилактическая работы, тренинги межличностного общения, эмоционального сплочения членов группы «Я+ТЫ=МЫ»
Заключение
Адаптация студентов к обучению в колледже - это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде колледжа. При этом процесс адаптации носит интерактивный характер: образовательная среда колледжа воздействует на обучающегося, а обучающийся активно воздействует на среду, определенным образом преобразуя ее. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств. Механизмы адаптации, обеспечивающие успешное вхождение студента в образовательную среду, заключаются в педагогическом сопровождении, когда в процессе адаптации, с одной стороны, создаются
условия для усвоения обучающимися норм и способов учебно- познавательной деятельности, с другой -- осуществляется изменение, преобразование образовательной среды в соответствии с потребностями, возможностями, личностными особенностями студента. Механизмы действуют на разных уровнях, таких как когнитивный, мотивационно- волевой, социально-коммуникативный, обеспечивая формирование и развитие связей соответствующего типа. Педагогическое сопровождение организуется с позиций личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения, что позволяет преодолеть образовательные и социально-коммуникативные проблемы сложных по составу (с точки зрения адаптации) групп студентов и обеспечить необратимость процесса адаптации. Ведущая роль в процессе адаптации отводится учебной деятельности (в отличие от сложившихся представлений о возможности адаптации первокурсников путем широкого вовлечения их во внеучебную деятельность). Формирование общеучебных умений и навыков, развитие креативных, дивергентных, логических качеств мышления осуществляется в процессе изучения базовых дисциплин. В результате работы сложился коллектив группы, ориентированный на обучение и активную внеурочную деятельность.
Список литературы:
1. Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155. 2. Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86. 3. Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126. 4. Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально- психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120. 5. Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207. 6. И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 7. Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.


В раздел образования