Автор: Власенко Татьяна Никифоровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа над орфографией
Раздел: начальное образование
Орфографическая зоркость и способы ёё
развития
Во время обучения правописанию в начальной школе следует строить
так, чтобы по возможности предупредить ошибки.
Начальным этапом в
работе над ошибками является их предупреждение.
Почему наши дети неграмотно пишут? Как научить писать без
ошибок?
Ответ давно известен: они часто не видят «опасные» места в словах.
Поэтому в процессе прописной грамотности особое значение имеет
развитие орфографической зоркости. Орфографическая зоркость -это
умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при
едином произношении возможен выбор написания, его применение. Только
сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее
конкретном написании. Работу по развитию навыков грамотного письма
нужно начинать уже в букварный период. Использование игровых методов
даёт возможность применять полученные детьми знания в совместной или
индивидуальной деятельности. В букварный период очень хорошо для
орфографической зоркости использовать схемы, фишки, моделирование,
сигналы, звуковички.
Очень важно на уроках русского языка применять орфографическое чтение,
орфографическое проговаривание со всеми знаками препинания. К тому же
ученик должен понимать лексическое значение каждого прочитанного слова.
Еще один, всем знакомый способ развития орфографической зоркости, -
комментированное письмо с обозначением всех орфограмм.
Полезно и интересно для учащихся, когда они сами составляют текст с
пропущенными орфограммами.
Чтобы
ученик
увидел
орфограмму
в
слове,
он
должен,
прежде
всего,
определить ее место, а это значит уметь разбирать слово по составу. В
результате
повторения
морфемного
состава
слова
совершенствуются
умения
распознавать
и
подбирать
однокоренные
слова,
расширяется
лексика,
формируется
умение
использовать
слова
с
приставками,
суффиксами. Полезны такие упражнения:
1.
подобрать слова к данной схеме;
2.
соотнести слово с подходящей схемой;
3.
добавить к слову суффикс, приставку;
4.
найти слово, не подходящее к схеме или схему, не подходящую к слову;
5.
расшифровать слово, например: ¬ сад ^ а
6.
«орфографические
разминки»
для
учащихся,
обеспечивающих
формирование грамотного письма
Очень
полезно
(только
не
часто)
использовать
такой
прием
как
«какография» - исправление текста с допущенными ошибками.
Орфографическую
зоркость
развиваю
и
таким
образом:
не
исправляю
ошибки сама, а
на первом этапе подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка;
на
втором
этапе
ставлю
галочку
на
полях
той
строки,
в
словах
которой сделаны ошибки,
ученики сами находят ошибки и исправляют их.
Укрепляет
словесно-лексическую
память,
развивает
способность
к
быстрому и точному побуквенному анализу, а, значит, и грамотному
письму сравнение слов или, что даже лучше, псевдослов с эталоном.
Например: на доске записано псевдослово (фломенадия), дети читают
его
несколько
раз,
затем
слово
закрывается,
а
на
карточке
ученики
должны подчеркнуть слово-эталон среди слов, которые отличаются на
одну-две буквы (фломанидия, фломенидия, фламенадия).
Не секрет, что с каждым годом в первый класс приходят дети с низкими
качественными
показателями
здоровья,
с
ослабленным
вниманием
и
памятью. Поэтому на уроках использую задания на развитие внимания,
логического нестандартного мышления, зрительной памяти.
Вот некоторые из них:
1.
игровое упражнение «клубок» - первый ребенок называет слово
(лучше
–
словарное),
второй
повторяет
названное
слово
и
добавляет свое и т.д. Вначале играет один ряд, затем добавляется
второй, третий. Таким образом количество слов достигает 20 –
25.
2.
использование различных анаграмм.
3.
вставить слово или букву:
7 с жпрко х Везувий ?
8 в хорошо п Москва г
9 ? много ? Дон р
корова т собака л желтый сковорода
курица ц лошадь р синий яйцо
лошадь ? корова ? зеленый ?
Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько
тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы
и
синонимы,
написание
числительных,
расширяются
знания
об
окружающем мире.
4.
прочитать три раза слова
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:
сколько букв в предпоследнем слове?
сколько слов, состоящих из двух слогов?
назовите третье слово;
сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
сколько слов заканчивается на букву «а»?
какие слова женского рода?
сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
5.
вставить пропущенное слово:
черное / белое= огонь /…
сила / доброта= … / злость
война / смерть=… / жизнь
рысь / кошка= волк / …
лампа / … = радио / звук
больница / больные = парк / …
дети / игра = взрослые / …
змея / нора = … / конура
музыка / ноты = слово / …
6. Игра “Подбери буквы”: Красивы русские л…са! Л…са пошла по
пушистому снегу. (Объясни, почему вставили такие буквы. Почему
слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
7.
Для правильного закрепления написания словарных слов
использую шуточные вопросы, например,
1. В каких словах живёт рак?
Завтрак, ракета.
2. В каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога.
3. Какие слова любит ворона?
Карандаш, картина, картофель.
4. А лягушка?
Квартира, Москва.
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой,
является изучение родного языка. Орфографическая грамотность,
орфографическая зоркость является одной из составных частей общей
языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и
взаимопонимания в письменном общении. Орфографическая грамотность —
это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения
мысли и взаимопонимания.