Напоминание

работа над орфографией


Автор: Власенко Татьяна Никифоровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа над орфографией
Раздел: начальное образование





Назад




Орфографическая зоркость и способы ёё

развития

Во время обучения правописанию в начальной школе следует строить

так, чтобы по возможности предупредить ошибки.

Начальным этапом в

работе над ошибками является их предупреждение.

Почему наши дети неграмотно пишут? Как научить писать без

ошибок?

Ответ давно известен: они часто не видят «опасные» места в словах.

Поэтому в процессе прописной грамотности особое значение имеет

развитие орфографической зоркости. Орфографическая зоркость -это

умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при

едином произношении возможен выбор написания, его применение. Только

сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее

конкретном написании. Работу по развитию навыков грамотного письма

нужно начинать уже в букварный период. Использование игровых методов

даёт возможность применять полученные детьми знания в совместной или

индивидуальной деятельности. В букварный период очень хорошо для

орфографической зоркости использовать схемы, фишки, моделирование,

сигналы, звуковички.

Очень важно на уроках русского языка применять орфографическое чтение,

орфографическое проговаривание со всеми знаками препинания. К тому же

ученик должен понимать лексическое значение каждого прочитанного слова.

Еще один, всем знакомый способ развития орфографической зоркости, -

комментированное письмо с обозначением всех орфограмм.

Полезно и интересно для учащихся, когда они сами составляют текст с

пропущенными орфограммами.

Чтобы

ученик

увидел

орфограмму

в

слове,

он

должен,

прежде

всего,

определить ее место, а это значит уметь разбирать слово по составу. В

результате

повторения

морфемного

состава

слова

совершенствуются

умения

распознавать

и

подбирать

однокоренные

слова,

расширяется

лексика,

формируется

умение

использовать

слова

с

приставками,

суффиксами. Полезны такие упражнения:

1.

подобрать слова к данной схеме;

2.

соотнести слово с подходящей схемой;

3.

добавить к слову суффикс, приставку;

4.

найти слово, не подходящее к схеме или схему, не подходящую к слову;

5.

расшифровать слово, например: ¬ сад ^ а

6.

«орфографические

разминки»

для

учащихся,

обеспечивающих

формирование грамотного письма

Очень

полезно

(только

не

часто)

использовать

такой

прием

как

«какография» - исправление текста с допущенными ошибками.

Орфографическую

зоркость

развиваю

и

таким

образом:

не

исправляю

ошибки сама, а

на первом этапе подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка;

на

втором

этапе

ставлю

галочку

на

полях

той

строки,

в

словах

которой сделаны ошибки,

ученики сами находят ошибки и исправляют их.

Укрепляет

словесно-лексическую

память,

развивает

способность

к

быстрому и точному побуквенному анализу, а, значит, и грамотному

письму сравнение слов или, что даже лучше, псевдослов с эталоном.

Например: на доске записано псевдослово (фломенадия), дети читают

его

несколько

раз,

затем

слово

закрывается,

а

на

карточке

ученики

должны подчеркнуть слово-эталон среди слов, которые отличаются на

одну-две буквы (фломанидия, фломенидия, фламенадия).

Не секрет, что с каждым годом в первый класс приходят дети с низкими

качественными

показателями

здоровья,

с

ослабленным

вниманием

и

памятью. Поэтому на уроках использую задания на развитие внимания,

логического нестандартного мышления, зрительной памяти.

Вот некоторые из них:

1.

игровое упражнение «клубок» - первый ребенок называет слово

(лучше

словарное),

второй

повторяет

названное

слово

и

добавляет свое и т.д. Вначале играет один ряд, затем добавляется

второй, третий. Таким образом количество слов достигает 20 –

25.

2.

использование различных анаграмм.

3.

вставить слово или букву:

7 с жпрко х Везувий ?

8 в хорошо п Москва г

9 ? много ? Дон р

корова т собака л желтый сковорода

курица ц лошадь р синий яйцо

лошадь ? корова ? зеленый ?

Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько

тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные, антонимы

и

синонимы,

написание

числительных,

расширяются

знания

об

окружающем мире.

4.

прочитать три раза слова

мама дети человек брат

доброта тетя мужчина ребенок

слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

сколько букв в предпоследнем слове?

сколько слов, состоящих из двух слогов?

назовите третье слово;

сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

сколько слов заканчивается на букву «а»?

какие слова женского рода?

сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

5.

вставить пропущенное слово:

черное / белое= огонь /…

сила / доброта= … / злость

война / смерть=… / жизнь

рысь / кошка= волк / …

лампа / … = радио / звук

больница / больные = парк / …

дети / игра = взрослые / …

змея / нора = … / конура

музыка / ноты = слово / …

6. Игра “Подбери буквы”: Красивы русские л…са! Л…са пошла по

пушистому снегу. (Объясни, почему вставили такие буквы. Почему

слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

7.

Для правильного закрепления написания словарных слов

использую шуточные вопросы, например,

1. В каких словах живёт рак?

Завтрак, ракета.

2. В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога.

3. Какие слова любит ворона?

Карандаш, картина, картофель.

4. А лягушка?

Квартира, Москва.

Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой,

является изучение родного языка. Орфографическая грамотность,

орфографическая зоркость является одной из составных частей общей

языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и

взаимопонимания в письменном общении. Орфографическая грамотность —

это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения

мысли и взаимопонимания.



В раздел образования