Автор: Поздеева Анна Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 56
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формы взаимодействия ДОО с родителями, обеспечивающими получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Формы взаимодействия ДОО с родителями, обеспечивающими получение детьми
дошкольного образования в форме семейного воспитания
Семья и дошкольная организация – два важных социальных института социализации ребенка.
Без
родительского
участия
процесс
воспитания
невозможен,
или,
по
крайней
мере,
неполноценен. То же можно сказать и о процессе воспитания без педагогической поддержки.
Родители - активные участники жизни своего ребёнка. Взаимодействие педагогов с родителями
предполагает
взаимопомощь,
взаимоуважение
и
взаимодоверие.
Также
оно
подразумевает
обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года №273-ФЗ (далее – ФЗ-273), а также федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 года №1155, дошкольное образование детьми в возрасте от 2-х месяцев может быть
получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
так и в форме семейного образования. Право выбора формы освоения дошкольного образования
ФЗ-273 в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 44 оставляет за родителями (законными
представителями детей).
Согласно пункту 3 статьи 64 ФЗ-273 «родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного
образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи (далее – помощь в семейном образовании) без
взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и
общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные
центры.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического
процесса. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно
равноправное общение, совместное приобретение опыта. Важным в настоящее время является
реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что
родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время
получить необходимую помощь.
Взаимодействие педагогов с родителями неорганизованных
детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в консультационных центрах в
разнообразных формах – традиционных и нетрадиционных. Традиционные формы делятся на
следующие группы: коллективные, групповые консультации, конференции, круглые столы, мастер-
классы; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы, диагностика; наглядные –
папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей и т.д.
Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы: информационно-
аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов и
пожеланий родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и
детьми.
Из
анкет
педагоги-
специалисты
узнают
об
актуальных
запросах
родителей.
Сюда
относятся также опросы, тесты, анкетирование.
Досуговые формы – это совместные выставки, досуги, праздники («Встреча Нового года»,
«Праздник
мам»,
«Спортивный
праздник
с
родителями»).
Их
задача
устанавливать
теплые
неформальные,
доверительные
отношения,
эмоциональный
контакт
между
педагогами
и
родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт.
Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются
участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи,
приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Положительным является организация
любой совместной деятельности родителей и дошкольников.
Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста,
формирование
у
них
практических
навыков
воспитания.
Основная
роль
принадлежит
собраниям
в
нетрадиционной
форме,
групповым,
онлайн консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка
также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-
ознакомительная;
информационно-просветительская.
Задача
информационно-ознакомительной
формы – ознакомление родителей психологическими особенностями детей, рекомендациями по
развитию
и
воспитанию.
Так
же
сюда
относятся
совместные
выставки
детских
рисунков
и
фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные
руками
взрослых
и
детей.
Совместно
с
родителями
оформляются
коллажи
при
помощи
современных технологий. Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам
познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития
и
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
К
ним
относятся:
выпуск
газеты
для
родителей,
компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным
проблемам семейной педагогики.
Благодаря применению разнообразных
форм и методов работы в деятельности
консультационных центров, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем
могут чувствовать себя более уверенно,
комфортно и безопасно, так как могут
получать и
информационную, и психологическую поддержку от компетентных людей в такой важной для них
области.