Напоминание

"Формы взаимодействия ДОО с родителями, обеспечивающими получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания"


Автор: Поздеева Анна Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 56
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формы взаимодействия ДОО с родителями, обеспечивающими получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы взаимодействия ДОО с родителями, обеспечивающими получение детьми

дошкольного образования в форме семейного воспитания

Семья и дошкольная организация – два важных социальных института социализации ребенка.

Без

родительского

участия

процесс

воспитания

невозможен,

или,

по

крайней

мере,

неполноценен. То же можно сказать и о процессе воспитания без педагогической поддержки.

Родители - активные участники жизни своего ребёнка. Взаимодействие педагогов с родителями

предполагает

взаимопомощь,

взаимоуважение

и

взаимодоверие.

Также

оно

подразумевает

обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года №273-ФЗ (далее – ФЗ-273), а также федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17

октября 2013 года №1155, дошкольное образование детьми в возрасте от 2-х месяцев может быть

получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность,

так и в форме семейного образования. Право выбора формы освоения дошкольного образования

ФЗ-273 в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 44 оставляет за родителями (законными

представителями детей).

Согласно пункту 3 статьи 64 ФЗ-273 «родители (законные представители) несовершеннолетних

обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного

образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической,

диагностической и консультативной помощи (далее – помощь в семейном образовании) без

взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и

общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные

центры.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического

процесса. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно

равноправное общение, совместное приобретение опыта. Важным в настоящее время является

реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что

родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время

получить необходимую помощь.

Взаимодействие педагогов с родителями неорганизованных

детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в консультационных центрах в

разнообразных формах – традиционных и нетрадиционных. Традиционные формы делятся на

следующие группы: коллективные, групповые консультации, конференции, круглые столы, мастер-

классы; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы, диагностика; наглядные –

папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей и т.д.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы: информационно-

аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов и

пожеланий родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и

детьми.

Из

анкет

педагоги-

специалисты

узнают

об

актуальных

запросах

родителей.

Сюда

относятся также опросы, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные выставки, досуги, праздники («Встреча Нового года»,

«Праздник

мам»,

«Спортивный

праздник

с

родителями»).

Их

задача

устанавливать

теплые

неформальные,

доверительные

отношения,

эмоциональный

контакт

между

педагогами

и

родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются

участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи,

приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Положительным является организация

любой совместной деятельности родителей и дошкольников.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими

особенностями

детей

дошкольного

возраста,

формирование

у

них

практических

навыков

воспитания.

Основная

роль

принадлежит

собраниям

в

нетрадиционной

форме,

групповым,

онлайн консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка

также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-

ознакомительная;

информационно-просветительская.

Задача

информационно-ознакомительной

формы – ознакомление родителей психологическими особенностями детей, рекомендациями по

развитию

и

воспитанию.

Так

же

сюда

относятся

совместные

выставки

детских

рисунков

и

фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные

руками

взрослых

и

детей.

Совместно

с

родителями

оформляются

коллажи

при

помощи

современных технологий. Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам

познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития

и

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

К

ним

относятся:

выпуск

газеты

для

родителей,

компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным

проблемам семейной педагогики.

Благодаря применению разнообразных

форм и методов работы в деятельности

консультационных центров, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем

могут чувствовать себя более уверенно,

комфортно и безопасно, так как могут

получать и

информационную, и психологическую поддержку от компетентных людей в такой важной для них

области.



В раздел образования