Автор: Татьяна Сергеевна Полынкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Балахна Нижегородской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: конспект урока по музыке "Там русский дух, там Русью пахнет..."
Раздел: начальное образование
Здравствуйте.
Наш
урок
сегодня
начнется
с
очередной
музыкальной
загадки.
Какое
произведение сейчас прозвучит? – звучит небольшой фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе
Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, ответы детей
Вы правы, это фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-
Корсакова и рассказывает он нам о чудесах на острове Буян. А как же звучит музыка, что именно
дает нам возможность понять, о каком чуде идет речь? – ответы детей (музыка про белку –
тоненькая,
легкая,
«прыгучая»,
про
витязей
–
яркая,
мощная,
про
царевну-лебедь
–
плавная,
протяжная, гордая)
Все правильно. Осталось вспомнить, кто автор литературного произведения «Сказка о царе
Салтане» – ответы (А.С.Пушкин)
Скажите,
ребята,
а
образы
царевны-лебеди,
тридцати
трех
богатырей,
других
сказочных
персонажей Пушкин сам создал? – ответы (нет, некоторые уже существовали в русских сказках) А
кроме сказок какие вы еще знаете жанры русского народного творчества? – ответы (песни, былины,
поговорки и др.) А былины и сказки – это одно и то же? – ответы детей.
Кто является героем былины? – ответы (богатыри) А кто они, как вы их себе представляете?
– ответы (защитники, большие, сильные, и т.д.)
Посмотрите, какими увидел древнерусских былинных богатырей художник В.Васнецов –
работа по картине (общее настроение, типажи, состояние богатырей)
На картине сразу видно, каковы богатыри, а если с помощью музыки создать образ, какая она
будет? – ответы (сильная, громкая, уверенная, в низком регистре, маршевая и т.д.)
А кто хочет сыграть музыку о богатырях? – выступления по желанию, 2-3 ученика.
нам еще предстоит познакомиться с мнением о богатырях настоящего композитора. Мы
услышим музыку русского композитора А.П.Бородина. Прозвучит фрагмент симфонии №2, которую
называют «Богатырской». Внимательно послушайте и скажите, что именно в музыке расскажет нам о
богатырях – слушание фрагмента I части, ответы детей (музыка гордая, мощная, настороженная,
грозная, и т.д.) Совпало ли ваше представление о богатырской музыке с услышанным или у вас с
композитором разное мнение? – ответы ребят
Образы былины, картины и музыки имеют общее? – ответы (герои, настроение) Сделаем
вывод: влияет народное творчество на авторское искусство? – ответы (да, используются образы,
герои, сюжеты). Образ защитника земли русской мы можем встретить во многих произведениях
литературы, живописи, музыки, как в авторских, так и в народных. Послушайте русскую народную
песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и скажите, что общего между песней и образом богатырей? –
звучит песня, ответы (готовность защищать родину, гордость за страну).
Хорошие мысли! Эту песню мы с вами начинаем разучивать – разучивание первого куплета.
Скажите,
ребята,
кто
сегодня
был
главным
героем
урока? –
ответы
(защитник,
богатырь). Образ
этот
народный
или
авторский? –
ответы
(изначально
народный). С
этими
образами мы еще встретимся на уроках. Вы сегодня хорошо поработали. До свиданья.