Напоминание

конспект урока по музыке "Там русский дух, там Русью пахнет..."


Автор: Татьяна Сергеевна Полынкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Балахна Нижегородской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: конспект урока по музыке "Там русский дух, там Русью пахнет..."
Раздел: начальное образование





Назад




Здравствуйте.

Наш

урок

сегодня

начнется

с

очередной

музыкальной

загадки.

Какое

произведение сейчас прозвучит? – звучит небольшой фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе

Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, ответы детей

Вы правы, это фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-

Корсакова и рассказывает он нам о чудесах на острове Буян. А как же звучит музыка, что именно

дает нам возможность понять, о каком чуде идет речь? – ответы детей (музыка про белку –

тоненькая,

легкая,

«прыгучая»,

про

витязей

яркая,

мощная,

про

царевну-лебедь

плавная,

протяжная, гордая)

Все правильно. Осталось вспомнить, кто автор литературного произведения «Сказка о царе

Салтане» – ответы (А.С.Пушкин)

Скажите,

ребята,

а

образы

царевны-лебеди,

тридцати

трех

богатырей,

других

сказочных

персонажей Пушкин сам создал? – ответы (нет, некоторые уже существовали в русских сказках) А

кроме сказок какие вы еще знаете жанры русского народного творчества? – ответы (песни, былины,

поговорки и др.) А былины и сказки – это одно и то же? – ответы детей.

Кто является героем былины? – ответы (богатыри) А кто они, как вы их себе представляете?

– ответы (защитники, большие, сильные, и т.д.)

Посмотрите, какими увидел древнерусских былинных богатырей художник В.Васнецов –

работа по картине (общее настроение, типажи, состояние богатырей)

На картине сразу видно, каковы богатыри, а если с помощью музыки создать образ, какая она

будет? – ответы (сильная, громкая, уверенная, в низком регистре, маршевая и т.д.)

А кто хочет сыграть музыку о богатырях? – выступления по желанию, 2-3 ученика.

нам еще предстоит познакомиться с мнением о богатырях настоящего композитора. Мы

услышим музыку русского композитора А.П.Бородина. Прозвучит фрагмент симфонии №2, которую

называют «Богатырской». Внимательно послушайте и скажите, что именно в музыке расскажет нам о

богатырях – слушание фрагмента I части, ответы детей (музыка гордая, мощная, настороженная,

грозная, и т.д.) Совпало ли ваше представление о богатырской музыке с услышанным или у вас с

композитором разное мнение? – ответы ребят

Образы былины, картины и музыки имеют общее? – ответы (герои, настроение) Сделаем

вывод: влияет народное творчество на авторское искусство? – ответы (да, используются образы,

герои, сюжеты). Образ защитника земли русской мы можем встретить во многих произведениях

литературы, живописи, музыки, как в авторских, так и в народных. Послушайте русскую народную

песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и скажите, что общего между песней и образом богатырей? –

звучит песня, ответы (готовность защищать родину, гордость за страну).

Хорошие мысли! Эту песню мы с вами начинаем разучивать – разучивание первого куплета.

Скажите,

ребята,

кто

сегодня

был

главным

героем

урока? –

ответы

(защитник,

богатырь). Образ

этот

народный

или

авторский? –

ответы

(изначально

народный). С

этими

образами мы еще встретимся на уроках. Вы сегодня хорошо поработали. До свиданья.



В раздел образования