Напоминание

"Шесть элементов тона"


Автор: Елена Владимировна Тронина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО "Кезская ДШИ"
Населённый пункт: пос.Кез Кезский район, Удмуртия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Шесть элементов тона"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Кезская детская школа искусств»

Методическая работа

«Наглядно-дидактическое пособие

«Шесть элементов тона»

Художественное отделение

1 год обучения (9-10 лет)

рисунок

Составитель : Тронина Елена Владимировна

преподаватель 1 кв. категории

п.Кез, 2019 год

1

Аннотация.

Карандашный рисунок- самый массивный вид искусства. Именно с него

начинается обучение будущих художников. Однако рисунок карандашом – это

еще

и

вполне

самостоятельный

вид

графики.

И

изобразительные

возможности его поистине не ограничены.

Искусство рисования- это удивительный процесс создания иллюзии

видимого мира, основанный на реалистическом изображении. Возможность

рисунка не нуждается в дополнительном пояснении. Ему отводится особая

роль в обучении. Именно первый год обучения детей в художественной

школе

с

9-10

лет

рисунок

представляет

собой

единый

художественно-

творческий

и

учебно-познавательны

процесс,

который

позволяет

развить

наблюдательность, воображение, фантазию, координацию рук и глаза. Это

значит, что образовательный процесс должен предусматривать организацию

творческой

деятельности

учащихся.

Все

выше

сказанное

объясняет

необходимость

совершенствования

методической

базе

и

программного

обеспечения,

и

вполне

уместно

использование

методики

работы

с

применением наглядно-дидактических пособий. В связи с этим возникла

необходимость

разработки

и

создания

наглядно-дидактического

пособия

«Шесть элементов тона» для преподавания предмета «Рисунок». У детей

младшего и среднего школьного возраста часто возникают проблемы при

изображении

трехмерного

пространства

на

плоскости.

Данное

пособие

разработано для наиболее эффективного решения этой проблемы.

2

Содержание

1.Аннотация …………………………………………………………….2

2.Введение……………………………………………………………….4

3.Основная часть………………………………………………………..6

4.Заключение…………………………………………………………….9

5.Список литературы………………………………………………….10

6.Приложение…………………………………………………………..11

Введение

3

Искусство – это форма общественного сознания. Оно представляет

собой художественно-образное отражение жизни. Особый вид искусства –

изобразительное искусство, которое создает изображение видимого мира и

самого себя. Приобщение детей к искусству – сложный процесс. Сущность

эстетического

воспитания

заключается

в

целенаправленности

развития

способности

воспринимать

и

ценить

красоту

в

окружающем

мире.

В

процессе эстетического воспитания познаются объективно существующие

свойства

прекрасного,

вырабатывается

иммунитет

отно сительно

безобразного, низменного, развивает способность у детей творить красоту

своими руками.

Составной частью эстетического воспитания является художественное

воспитание. Цель его в том, чтобы научить понимать и правильно оценивать

произведения

искусства,

развить

художественно-

творческие

способности

личности. Ведь именно на занятиях по изобразительному искусству дети

усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать,

анализировать предметы и явления окружающего мира. С помощью линий,

красок,

композиции,

динамики

изображения

ребенок

удовлетворяет

потребность рассказать, выразить, свое отношение к окружающему миру.

Ребенок

испытывает радость,

наслаждение

от

встречи

с

красотой

-

это

способствует

воспитанию

в

нем

доброты,

сопереживания,

сочувствия.

В.А.Сухомлинский,

отмечал

огромную

роль

рисования

в

естественном

стремлении

детей

выразить

свои

чувства,

свое

отношение

к

различным

явлениям

действительности,

подчеркивает:

«…детский

рисунок,

процесс

рисования – эта частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят

на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него,

как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Но

для

того,

чтобы

самим

создавать

художественное

произведение,

учащиеся

должны

усвоить

целый

ряд

грамоты.

Это

обстоятельство

и

определило выбор темы моей методической работы.

Актуальность

создания

наглядно-

дидактического

пособия «Шесть

элементов

тона»

вызвана

необходимостью

повышения

эффективности

процесса

обучения

при

условии

его

развивающей

функции

с

учетом

использования средств наглядности, позволяющих в опосредованном виде

зрительно представлять свойства предметов.

Цель

раскрыть в теоретическом обосновании использования средств

наглядности в учебном процессе, разработке адекватных организационных

форм, методов, приемов обучения, использовании наглядности.

Наглядность всегда была и продолжает оставаться одним из наиболее

важных

элементов

обучения.

Вопрос

о

связи

и

взаимопроникновении

понятий и наглядных образов в мыслительных процессах получил разработку

в многочисленных исследованиях физиологов, психологов, философов. Так,

например,

в

психологических

исследованиях

С.Л.

Рубинштейна

подтверждается положение об участии чувственных образов, возникающих с

помощью средств наглядности, в мышлении. Он отмечает, что «наглядное и

4

отвлеченное

содержание

в

процессе

мышления

взаимопроникает

друг

в

друга,

и друг в

друга

переходят…

Мышление

без

наглядных

образов,

картин, возможно, было бы лишь для «существ», лишенных каких - бы то ни

было эмоций, переживаний…».

Благодаря

наглядности,

процесс

обучения

получает

опору

на

непосредственное

чувственное

восприятие

учащимися

и

предметов

и

явлений окружающей природы или их изображений. Великий педагог Ян

Амос Коменский писал: «Если мы намерены насадить в учащихся истинные

и достоверные знания, то мы вообще должны стараться обучать всему при

помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Основная часть

5

Ставя

задачей

научить

учащихся

реалистическому

изображению

действительности,

художественная

школа

основывает

метод

обучения

рисунку на всестороннем изучении натуры по пути от самого простого к

сложному. Учащийся должен понять строение формы предмета и уметь ее

изобразить средствами линии и тона. Видеть и изображать пространство - это

значит прежде всего видеть ее в трех измерениях, или как выражаются

художники, видеть ее «объемно». Что такое объемное видение ? Все люди,

обладающие

нормальным,

то

есть

стереоскопическим

зрением,

видят

объемно.

Вопрос

в

данном

случае

ставится

о

воспитании

у

ученика

профессионального

понимания

способов

изображения

объемной

формы.

Сложность в том, что художественная школа принимает учеников в возрасте

9-10

лет,

не

отошедших

еще

от

своих

детских

«плоскостных»

приемов

рисования.

Как

правило,

все

они

изображают

объем

как

тщательно

сделанный контур, а свет и тень- как плоские пятна. Если что-либо в их

рисунках

и

напоминает

объемную

форму,

то

это,

скорее,

объясняется

счастливой случайностью, а не пониманием задач трехмерного пространства

на двухмерной плоскости.

Поэтому усилия преподавателя должны быть

направлены прежде всего на то, чтобы заставить ученика отрешиться от

привычного

отношения

к

лежащему

перед

ним

листу

как

плоскости

и

представить себе этот лист как «окно в пространство», в котором необходимо

построить средствами светотени и тона объемную форму. Данное наглядно-

дидактическое

пособие

«Шесть

элементов

тона»

должно

помочь

в

преодолении этой сложности.

Данное пособие представляет из себя полиэтиленовый прозрачный чехол

состоящий из семи карманов со съемными табличками двух размеров. Первая

таблица-

название

пособия,

последующие

шесть

табличек

–названия

элементов тона- блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая

тень. Таблички малого размера имеют нумерацию от одного до шести.

Шесть элементов

тона

блик

свет

полутень

Собственная тень

рефлекс

Падающая тень

1

2

6

3

4

5

6

Задание №1.

Учащиеся должны последовательно разложить все шесть элементов тона в

зависимости от того как они располагаются на поверхности предмета.

Шесть элементов

тона

блик

1

свет

2

Полутень

3

Собственная тень

4

рефлекс

5

Падающая тень

6

Учащимся объяснить, что тон под цифрами 1,2,3 относятся к световой части

предмета, 4,5,6 к теневой части предмета, что тон 5 (рефлекс) не может быть

светлее чем тон 3 (полутень)

Задание №2.

Уч ащие ся

должны

разложить

т аблич ки

с

цифрами

в

т а ко й

последовательности

от

степени

удаленности

источника

света

от

данной

поверхности

(цифра

1-самый

светлый

тон,

6-самый

темный),

если

это

светлый предмет на драпировке средней тональности.

Шесть элементов

тона

блик

1

свет

2

полутень

3

Собственная тень

5

рефлекс

4

Падающая тень

6

Задание №3.

Уч ащие ся

должны

разложить

т аблич ки

с

цифрами

в

т а ко й

последовательности

от

степени

удаленности

источника

света

от

данной

поверхности

( цифра 1-самый светлый тон, 6-самый темный), если это

темный предмет на драпировке средней тональности.

7

Шесть элементов

тона

блик

1

свет

2

полутень

3

Собственная тень

6

рефлекс

4

Падающая тень

5

Для работы с данным пособием на первом этапе могут быть предложены

следующие

вопросы,

чтобы

выявить

степень

теоретической

подготовки

учащихся:

1.

Что такое блик?

2.

Что такое свет?

3.

Что такое полутень?

4.

Что такое собственная тень?

5.

Что такое рефлекс?

6.

Что такое падающая тень?

Вопросы

поставлены

таким

образом,

чтобы

ответ

прозвучал

четко,

убедительно и показал необходимый уровень знаний. Ответы на некоторые

вопросы должны были выявить степень теоретической подготовки учащихся,

умение пользоваться специальной терминологией.

Данное пособие можно использовать не только на уроках рисунка, но и

живописи, где требуется тональный и цветовой анализ предмета.

Заключение

8

В конце хочется добавить, что не стоит перегружать стены класса

множеством

наглядных

пособий:

это

будет

отвлекать

учащихся.

Лучше

вывешивать таблицы по мере надобности. Постоянными могут быть таблицы

те, которые используются на каждом уроке.

Многие теоретические темы требуют не столько художественный

знаний, сколько зрительных ассоциаций, и здесь яркие наглядные пособия, да

ещё и используемые в игровой форме на уроке рисунка очень помогают

ученикам.

Роль же учителя на уроке заключается в создании такой атмосферы,

когда ученик оказывается в постоянном поиске, движении, размышлении.

Идеальная форма занятий – это диалог, когда учитель так выстраивает свои

вопросы, поиск ответов на которые подводит детей к своего рода открытиям,

самостоятельным выводам по теме урока.

Литература.

1. Акварель. Советы начинающим. – Москва: Молодая гвардия, 1991.- 32с.

9

2.

Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.

– Москва: Знание, 1992. – 80с.

3 .

Беда Г. В. Живопись

и ее изобразительные средства.

Учебное пособие.

– М.:

«Просвещение» 1977 . – 188с.

4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Книга по Требованию, 2012.

– 408 с.

5. Крымов Н.П. – Художник и педагог. Статьи, воспоминания.- Москва:

Изобразительное искусство, 1989 .- 224с.

6. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях

изобразительным искусством : Межвузовский сборник научных трудов

- Ростов-на-Дону: РГПИ , 1986, 163с.

10



В раздел образования