Напоминание

"ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ"


Авторы: Андреева Елена Файрузовна, Кобазова Юлия Владимировна
Должность: студентка группы ППО-15(5), научный руководитель
Учебное заведение: ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова»
Населённый пункт: Нерюнгри г.
Наименование материала: научная статья
Тема: "ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ"
Раздел: высшее образование





Назад




Андреева Е.Ф., группа ППО-15(5),

ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия),

e-mail: andreewaelena.87@yandex.

ru

Научный руководитель: Кобазова Ю.В.,

доцент ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия)

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

На

развитие

направления

гештальт-терапии

оказали

влияние

современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-

буддизм,

различные

психотерапевтические

подходы:

психоанализ,

психодрама, телесно-ориентированная психотерапия Представителями этой

школы являются также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К.

Наранхо.

Основатель гештальт-терапии – Фредерик (Фриц) Перлз считал, что

«для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в

контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек

выходит из поля. Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне

других, требует повторения цикла». Объяснительная модель этого подхода

такова: «Человек взаимодействует со средой в ритме «контакт-уход». Когда

появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне др.

переживаний».

В

гештальт-терапии

используются

термины

гештальтпсихологии

(фигура,

фон,

гештальт)

для

описания

процесса

удовлетворения

потребностей

и

эмоционального

реагирования.

В

гештальт-терапии

не

используется интерпретация. Наиболее известные техники: зоны осознания,

техника усиления, челночная техника, разыгрывание ролей, техника «пустого

стула».

1. Техника «Зоны осознания». Внутренняя зона осознавания относится

к

субьективным

феноменам

человека,

чаще

всего

их

трудно

наблюдать

окружающим, это прежде всего телесные отклики: ощущения в теле, во

внутренних органах, напряжение и расслабление мускулов, биение сердца,

дыхание и т.д. К этой же зоне обычно относят и эмоции. Внешняя это

осознавание

контакта

с

окружающей

нас

действительностью.

Эта

зона

прежде всего связана с функциями наших анализаторов, таких как: слух,

зрение,

речь,

вкус,

осязание,

обоняние

и

движение),

то

есть

все

наши

способы контакта с миром. Сюда так же входит наше поведение, речь и

действия,

то

есть

объективно

наблюдаемые,

внешне

проявляющиеся

феномены.

Средняя

зона

включает

фантазии,

мысли,

убеждения,

воспоминания

и

ожидания.

К

ней

относятся

все

способы

когнитивной

переработки внутренних и внешних сигналов. Одна из основных функций

Средней

зоны

организовывать

наш

опыт

так,

чтобы

возникало

некое

понимание – интеллектуальное и эмоциональное.

Если

осознавание

фиксируется

в

какой-то

одной

зоне,

в

нашем

функционировании появляется дисбаланс, а иногда и серьезные проблемы.

Доминирование внутренней зоны приводит к затопленности аффектами и

телесными ощущениями без когниции и возможности управления ими, и

установлению контекста возникновения, в котором проявляется аффект и

телесные ощущения. Доминирование средней зоны: это гипернормальные

люди,

соответствующие

образу

«современного

успешного,

думающего

человека»

или

«конкретного

пацана»

мало

переживающего,

но

прагматически-технично организованного. Если доминирует внешняя зона –

это

люди,

живущие

внешними

событиями.

Информация

о

мире

воспринимается и транслируется собеседнику без когнитивной переработки,

сопутствующих эмоциональных и телесных переживаний, попытки понять

мотивы и создать модели сознания других людей.

Таким

образом,

успешная

интеграция

указанных

выше

трех

зон

осознавания является одним из важных блоков в фундаменте соматического и

психологического функционирования человека.

2. Техника «Разыгрывание ролей». В этой техники участникам группы

по предложению терапевта по очереди проигрывают свои внутриличностные

конфликты,

которые

ими

до

конца

не

осознаются,

но

очевидны

для

окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто

извиняется, говорит тихим голосом, смущается, то ему можно предложить

сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят

несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно

выражены.

Если

участник

осознает

свое

поведение

и

желает

от

него

избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противоположными

чертами

характера,

например

Хлестакова

или

Начальника,

который

разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нравоучений. Для

разыгрывания роли каждому участнику дается по 5–10 минут. Остальное

время нужно оставить для обмена впечатлениями.

3.Техника

«пустого

стула».

Нередко

человек

ощущает

некоторую

двойственность,

расщепление

противоположностями,

чувствует

себя

в

конфликте

этих

противоположностей,

противостоящих

сил.

Здесь

им

предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли

вы

будете

менять

стулья:

«дружелюбное

Я»

и

«раздраженное

Я».

Исполняемая

роль

может

быть

ролью

человека,

каков

он

сейчас;

ролью

ребенка, матери, отца, супруги или начальника. Роль может быть физическим

симптомом

язвой,

головной

болью,

болью

в

пояснице,

сильным

сердцебиением.

Она

может

быть

предметом,

встретившимся

во

сне,

например, частью мебели, животным и т. д.

4.

Техника

«Челночная

техника».

Эта

техника

направлена

на

расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт

намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента.

Например,

клиент

говорит

о

своем

одиночестве

(фигура

-

вербальная

продукция клиента).

Также данную технику используют с работой со сновидениями, здесь

предлагается рассказать сон от первого лица. Выделить наиболее заряженные

энергией

элементы

сна.

Последовательно

идентифицировать

с

каждым

объектом сна, произнести монолог от его имени. Возможна организация

диалога

между

элементами

сна.

Найти

проекцию

этих

отношений

в

«дневной» жизни (это действие называется «челнок»).

5.

Техника

усиления

(

амплификация).

Техника

экспериментального

усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих

малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во

время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и

терапевт

предлагает

усилить

это

движение.

В

результате

постукивание

превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях

клиент

сообщает,

что

чувствует

гнев

по

отношению

к

терапевту.

Это

становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто

начинает

свою

речь

со

слов

«да,

но...»,

не

осознавая

этого.

Терапевт

предлагает

клиенту

каждую

фразу

начинать

с

этих

слов.

Это

помогает

клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с

членами группы, старается оставить за собой последнее слово.

Все перечисленные техники гештальт-терапии, могут использоваться в

психотерапии,

результатом

которой

является

осознание

и

полное

переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента

к

собственным

потребностям

и

ответственность

за

их

удовлетворение.

Гештальт-терапия направлена на процесс осознавания в настоящем.

Список литературы:

1. Перлз Фредерик «Внутри и вне помойного ведра; Практикум по

гештальт терапии.»/Петербург-XXI век 1995/

2.

Михаил

Папуш

«Психотехника

экзистенциального

выбора.»

/Институт обще гуманитарных исследований 2001/



В раздел образования