Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
Автор: Штанева Светлана Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ЧОУ "ЛИЕН" Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: статья Тема: Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Раздел: среднее образование
Методическая разработка
Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
Штанева С.В.
учитель истории и обществознания высшей категории
“Личность – звено между
мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)
Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая
через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников,
которых учит один и тот же педагог. Но школьники воспринимают и усваивают
одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что
приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов
показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того,
что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается
развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях,
научить учиться, во многом зависит успешность обучения (А.К.Маркова,
Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.). Но прежде чем развивать учебную
мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные
перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в целом.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для
личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее
сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие
от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее
результата” (Б.И. Додонов).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной
активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление
наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и
ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные
отметки.)
2.
Второй уровень –хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно
справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
3.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа
привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети
достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с
друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь
красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у
таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их
мало привлекает.)
4.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают
школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто
занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные
затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к
школе.)
5.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная
дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение:
они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в
общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа
нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для
них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию,
отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и
правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические
нарушения.)
Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда
интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в
виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если
рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с
интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять
видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать
его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую
деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие
методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса
формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются
новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются
именно в процессе формирования.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на
определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не
зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой
цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то
абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей
мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это
постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые
дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше,
самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а
другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Традиционный подход к организации учебного процесса может
обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков,
но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому
один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу
в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
В своей практике использую групповую работу и работу в паре. В
условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы
учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как
результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень
тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние
индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности,
таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей
на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы
позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся,
продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный
эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций,
деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится
сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать
свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не
только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою
очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами
самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в
прямой зависимости от мотивации.
Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и
самооценки.
Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке,
думаю о создании мотивационной основы их работы.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не
стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие
приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в
основе интереса.
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей
работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся
вовлечься в работу с первых минут урока.
«Интеллектуальная разминка»
Начиная урок, демонстрирую изображение, схему, таблицу с исходными
несколькими данными или вовсе без них).
Дети знают, что они сами должны поставить вопрос.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу каждого ;
- развитие логического и критического мышления;
- систематизация знаний и умений;
- возможность выбора своей деятельности учащимися .
Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и
запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается
оригинальность и продуктивность творческих усилий.
«Сними информацию»
«Раскодируй»
«Прочитай график» ( на уроках экономики)
Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо
установить логические связи между ними, выявить и изложить идею,
заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а
выбирает факты, ему знакомые и понятные);
- обеспечивается системность знаний и умений;
- обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с
исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами
учащиеся);
- формирование произвольного внимания.
Дальнейшая учебная деятельность является продолжением, развитием той
мысли, которую я вкладываю в применяемые в начале урока приемы.
Происходит осмысление значимости предстоящего изучения нового. Создается
положительный настрой привлечением исторического материала. Появился
вопрос, значит, его надо разрешить, отсюда появляется необходимость
детального изучения материала по данному вопросу. А если этот материал
добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он
вдвойне ценен. На уроках истории и обществознания не обойтись без заданий,
носящих поисково-исследовательский характер:
«Объединяй по общему признаку»
«Найди ошибку»
«Найди лишнее и аргументируй»
«Найди недостающий факт для достоверности» и др.
Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных
условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка
деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и
степень прилагаемых усилий.
Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения
знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост
ученика.
Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно
подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения
учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна быть
адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий,
определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними
успехами.
Достижения учащихся независимы друг от друга, у каждого своя точка
отсчета, свой старт, темп и цель.
В дополнение к оценке по результатам усвоения материала, совместно с
учащимися был разработан мониторинг активности на уроке.
№ Фамилия Имя
Видеть
ошибку
Задать
вопрос
Аргументировать
Привести
пример
Выполнить
схему
1.
Иванов
Миша
+
+
+
+
+
Варианты применения:
1.
Учитель оценивает деятельность учащихся в конце урока.
2.
При групповой работе спикер группы (после обсуждения) заполняет
мониторинг активности на каждого члена команды.
3.
Сам ученик оценивает свою деятельность.
- Оценка “5” ставится в конце урока, если отмечены все критерии
мониторинга, присутствующие на уроке.
- Учащиеся, заполнившие строку “+” за несколько уроков, получают в
журнал оценку “4”.
Что дает использование мониторинга?
Для «сильных» учащихся мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к.
мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать,
видеть ошибки, искать новые подходы.
Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность
прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса
деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений.
Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит
заветную “4”.
Ценность мониторинга в том, что ни один даже небольшой успех
учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и
более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности
учебно–познавательной деятельности учащегося.
А для учителя этот мониторинг является еще и диагностикой, на
основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру)
мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Итак, на сегодня я определила три пути (условия) развития и повышения
мотивации учения учащихся:
- создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
- применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
- применение мониторинга активности учащихся на уроке.
Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны
быть посильными.
“Неправомерное облегчение учебного материала,
неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные
повторения не могут способствовать интенсивному развитию” (Л.В. Занков).
Строго придерживаясь данной декларации, я даю возможность
ученикам-“звездочкам” двигаться вперед, самостоятельно добывать знания,
развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать. Каждая
выращенная мною “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения
через подражание сильной личности). А тем, кто отстанет, надо вовремя,
оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах. Никогда
нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя
пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал –
покажи. Таким образом, строится система: значимость – компетентность –
добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. “Если на уроке
ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию
мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом,
получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой
объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему
по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи,
когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя
интуитивность и эмпатия. Ребенок сделал выбор, а моя задача- помочь ему
осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации:
дать возможность поверить ребенку в свою неповторимость, в свои
возможности.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за
счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи,
связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Поэтому
такие понятия, как привесы, удои, урожайность, грузоподъемность, делают
знания понятными и значимыми.
Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал
увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, я
всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать.
Например, при изучении темы «Рыночное равновесие» по экономике (10
кл) обязательно задаю вопрос: «Ребята, а зачем нам это нужно знать?»- Изучив
эту тему, мы будем лучше разбираться в экономических вопросах, так как мы
живём в рыночной экономике.
Успех, достигнутый без особого труда часто быстро забывается. Уже на
следующем уроке у некоторых учащихся нет и следа той увлеченности, что
была на кануне. Продолжить работу можно двумя путями: организовать на
других уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущей; напомнить
о предшествующем успехе и определить новые задачи в рамках того же
предмета.
Положительная мотивация является основой успешности урока,
толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей
силой, формирующей интерес к уроку.
Таким образом, можно сделать следующие выводы :
1.
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на
уроках.
2.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению
успешности и эффективности обучения.
3.
Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения,
позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным
предметам.
4.
Использование
в
учебной
деятельности
методов
и
приемов
современных
педагогических
технологий
формирует
положительную
мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций,
коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Из всего изложенного можно заключить, что ситуация успеха – это
эффективное средство формирования положительного отношения к учению.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный
желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не
только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию
для
преодоления
трудностей,
желания
учиться.
Ребенок
испытывает
уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно
сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!