Автор: Афанасьева Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие с элементами кукольного театра по теме «Хлеб» в группе компенсирующей направленности детей 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие
с элементами кукольного театра
по теме «Хлеб»
в группе компенсирующей направленности
детей 4-5 лет
Цель: закрепление лексической темы «Хлеб».
Образовательные задачи:
- ввести в активный словарь существительные, прилагательные, глаголы;
- в процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов
фиксировать
внимание
на
их
полноценном
слуховом
восприятии
и
правильном воспроизведении;
- закрепить знания детей о процессе приготовления хлебобулочных изделий;
- познакомить детей с русскими пословицами и поговорками о храбрости.
Развивающие задачи:
- развивать аналитические способности детей посредством загадок;
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- продолжать развивать актерские качества через воплощение в сказочный
образ;
- совершенствовать интонационную выразительность речи и чёткость дикции
при прочтении наизусть детских потешек.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, уважение к
труду людей, выращивающих хлеб;
- учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать
об этом.
Предварительная работа:
- беседа по картине Мясоедова Г.Г. «Косцы»;
- разучивание потешек и песен.
Оборудование: макет
русской
печи,
сценография,
кувшин,
вёдра,
шапочки-маски
(кошки,
курицы),
гнездо,
яйцо,
противень
с
баранками,
прихватки,
деревянная
свирель,
свистулька,
персонажи
«Сказки
о
храбрости».
Ход занятия:
Выходит учитель-логопед в русском костюме, играет на свистульке.
Учитель-логопед:
Слетались птицы с моря,
Сидели у нас на заборе.
Пели птицы,
Сказывали птицы,
Песни да сказки,
Были да небылицы.
Одну я перевела
Да вам принесла.
А про что же будет наша сказочка, узнаете, если отгадаете загадку:
- Есть такие слова: «Он всему голова».
- Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и чёрный, он и
белый, а бывает подгорелый.
Ответ детей: хлеб.
Учитель-логопед:
- Скажите, ребята, а у вас дома хлебушек имеется?
- А как же он к вам на стол попадает? (Беседа с детьми)
Учитель-логопед:
Правильно, ребята, сначала рожь и пшеница в поле поспевает, а как поспела,
уж тут не зевай, хлеб скорее убирай.
Физминутка «Косцы» под музыкальное сопровождение.
Учитель-логопед:
Ну что ж! Хлеб убрали, на мельнице зерно перемололи. Можно хлеб печь! А
что ещё для теста нужно? (Дети называют компоненты, учитель-логопед в
зависимости от предложенных детьми вариантов ведёт рассказ дальше)
Ответ детей: вода.
Разыгрывается диалог с ребёнком.
Учитель-логопед:
Красна девица,
Сходи за водицей!
Ребёнок:
Волка боюся,
Медведя страшуся!
Учитель-логопед:
Волк на работе,
Медведь на заботе,
Ступай за водицей.
(Подаёт вёдра, ребёнок изображает, как набирает воду и несёт её)
Ответ детей: яйца.
Учитель-логопед
кивает
головой
на
курицу,
сидящую
в
гнезде,
подкрадывается, хватает её, курица начинает кудахтать и трепыхаться в его
руках, несёт курицу (шапку) и одевает на голову ребёнка по желанию.
Разыгрывается сценка, в которой участвуют все дети.
Учитель-логопед и дети:
Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
Ребёнок: На речку.
Учитель-логопед и дети:
Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?
Ребёнок: За водичкой.
Учитель-логопед и дети:
Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
Ребёнок: Цыпляток поить.
Учитель-логопед и дети:
Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
Ребёнок и дети: пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Подвижная игра «Курочка и цыплята»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки - желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Учитель-логопед:
Курочка-рябушечка, а ты нам дашь яичко хлебушек испечь?
Ребёнок подаёт яйцо из гнезда.
Ответ детей: молоко.
Учитель-логопед играет на свирели, а затем вместе с детьми поёт песенку:
Рано-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, бурёнушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Учитель-логопед берёт кувшин, бережно несёт, делает вид, что пьёт.
Учитель-логопед: Ой, какое вкусное молоко! Хотите попробовать? (Дети
пьют импровизированное молоко, показывают как вкусно)
Учитель-логопед:
Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
Учитель-логопед: Ну что, пора тесто месить.
Физминутка «Тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Бараночки и калачи
В печку выпекать поставим.
Учитель-логопед: Ребята, а что ещё можно испечь из теста?
(Ответы детей)
Учитель-логопед: А скажите, ребята, можно ли испечь из теста сказку? А вот
мы сейчас посмотрим.
Учитель-логопед подходит к сценографии, которая укрыта несколькими
слоями русских платков, поднимает поочерёдно платки и напевает:
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точенная,
позолоченная.
Песня ладная,
Сказка складная.
Воспитатель и дети (хором):
Мы тихонько посидим,
Сказочку поглядим,
Сказочку поглядим
Да послушаем!
Разыгрывается «Сказка о храбрости».
Учитель-логопед:
В одном лесу жила-была зайчиха с зайчонком (персонажи сделаны из
солёного теста). Всем известно, что зайцы – трусливый народ. А наш
зайчонок до того труслив был, что каждого шороха боялся. Ведь трус и
таракана принимает за великана. Сидел зайчишка всё время дома, носу на
улицу боялся показать. Вот затеяла как-то зайчиха пироги, а зайчишка
спрашивает: «С чем, мама, пирожки будут?» А зайчиха отвечает: «С
любовью да с радостью». Зайчишка посмотрел чашки, что с начинкой
стояли, а там капуста да морковка. «А где же любовь и радость?» -
спрашивает. А мама ему отвечает: «Я капусту с любовью сажала, с любовью
за ней ухаживала, вот она с любовью и выросла. А морковку сажала, думала,
как зайчишки мои будут её грызть и радоваться. Вот морковка и выросла
всем на радость». Зайчишка подумал-подумал и спрашивает: «А со
смелостью у тебя начинка есть?» «Есть такая начинка, - отвечает мама
зайчиха, - в лесу на поляне куст калины растёт, ягодки первым морозом
ударило, они сладкие стали – это и есть смелость. Только я на ту полянку не
успела сходить. Может сам сходишь?»
Как вы думаете, ребята, идти зайчишке за смелостью или нет?
Ответы детей.
Подумал-подумал зайчишка, и хоть страшно было, взял он корзинку и
отправился в лес. Идёт он, снег сыплет (мука из сита), под ногами хрустит,
страшно зайчишке. Ветка скрипнет на ветру – у него душа в пятки уходит.
Ребята, как вы думаете, что значит «душа в пятки уходит»?
Ответы детей.
Вдруг видит навстречу лисица идёт. Затрясся зайчишка от страха, а потом
думает: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать, будь что будет».
Ребята, может мы поможем зайчишке? Кого лисица боится? А собак боится
лисица? Предлагаю полаять как собачки, прогнать лисицу.
Лисица сама испугалась и убежала. Идёт зайчишка дальше, смотрит,
медведь-шатун бродит по лесу, не спится что-то косолапому. И хоть медведь
не очень крупным был, но у страха глаза велики. Испугался зайчишка, а
потом думает: «Кто вперёд идёт, того страх не берёт». И пошёл навстречу
медведю.
Ребята, поможем нашему зайчику? Кого медведь боится?
Ответы детей.
А ещё медведь боится пчёл. Если мы пожужжим как пчёлы, может он
испугается и убежит?
Испугался медведь. Думает: «Откуда зимой пчёлы? Это какие-то
неправильные пчёлы». И пустился наутёк. А зайчишка пошёл дальше. Нашёл
ту самую поляну, тот самый калиновый куст. Набрал ягод целую корзину и
домой побежал. А мама его уже встречает: «Ну, зайчишка, молодец – не
трусишка, а храбрец». «Какой же я храбрец, мама, я же ещё пирожки со
смелостью не ел». А мама ему говорит: «Я тебе любовь и радость подарила, а
смелость ты себе сам в лесу добыл».
Вот такая сказка, ребятушки.
Воспитатель: А что дальше с зайчиком приключилось?
Учитель-логопед: А это ребятам самим решать. Придумайте продолжение
сказки, а во время нашей следующей встречи, нам расскажете.
Учитель-логопед:
Ой, у нас же тесто в печи.
Бай, качи, качи, качи!
Глянь, баранки, калачи!
Глянь, баранки, калачи
С пылу с жару, из печи.
С пылу с жару, из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Нам остались – бараночки.
Учитель-логопед вынимает из печи баранки, угощает детей:
Вы угощайтесь да над сказкой думайте, а я пойду да ещё птиц послушаю,
может ещё сказку услышу. (Уходит)
Воспитатель: А у нас в группе чай есть, сейчас самовар поставим, пир
устроим. Согласны?