Напоминание

Дидактические игры на уроках географии и их роль в формировании познавательного интереса школьников с нарушением интеллекта


Автор: Прокопьева Селена Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ школа № 29
Населённый пункт: г. Усть--Лабинск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры на уроках географии и их роль в формировании познавательного интереса школьников с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 29

г. Усть-Лабинска

Дидактические игры на уроках географии и их роль в

формировании познавательного интереса школьников с

нарушением интеллекта

Прокопьева Селена Николаевна

учитель географии

2018

I.Вопросы формирования познавательной сферы обучающихся

относятся к числу наиболее актуальных проблем современной

педагогической науки и практики. Для обучающихся с нарушениями

интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость,

интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной

деятельности. В процессе обучения обучаемым часто, преподносится

готовый материал, который они должны запомнить, таким образом,

происходит формальное «механическое» усвоение материала.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить

обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания,

а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе

решения познавательных задач. Обучающиеся должны учиться рассуждать,

использовать имеющуюся у них информацию.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе

имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной

мотивацией к познанию.

Программа по географии в 6-9 классах специальной (коррекционной)

школы рассчитана на усвоение элементарных географических

знаний и

представлений обучающимися.

Поэтому при организации и осуществлении учебно-познавательной

деятельности , стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в

своей практике я использую традиционные и нетрадиционные подходы в

преподавании географии : игровые моменты по теме, объяснение с

использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал,

нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

II.

Усвоение программного материала зависит от правильного

выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о

возрастных

особенностях

детей,

о

тех

отклонениях

в

развитии,

которые

характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети

инертны,

неэмоциональны.

Поэтому

необходимы

такие

методические

приемы,

которые

могли

бы

привлечь

внимание,

заинтересовать

каждого

ребенка.

Умственно

отсталые

дети

пассивны

и

не

проявляют

желания

активно

действовать

с

предметами

и

игрушками.

Взрослым

необходимо

постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к

предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Игра - метод обучения.

Дидактическая

игра

является

и

игровым

методом

и

формой

обучения

умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и

средством

всестороннего

развития

личности

учащегося.

Это

сложное

педагогическое явление.

Любая

дидактическая

игра

имеет

две

цели:

одна

обучающая,

которую

преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две

цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из

самых

эффективных

методов

усвоения

учебного

материала.

Она

дает

возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся.

Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:

-какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;

-какие знания, навыки, умения нужно закрепить;

-какие умственные операции развиваются;

- какие личностные качества формируются.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия,

уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных

целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя,

поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и

подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если

она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся

подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это

время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к

поставленной задаче.

Особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры:

развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения.

Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой

процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий,

приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры.

Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении школьников с

окружающим миром, расширении и обогащении их представлений о нем.

Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по

учебному материалу, степенью овладению общеучебными и специальными

умениями и навыками.

Игровые формы учебной деятельности все еще встречаются в 6 и 7 классах,

чаще всего на повторительно-обобщающем уроке. В 6 кл., например, после

обучения тем «План и карта», «Ориентирование».

Цель такого урока - дать возможность каждому ученику ответить устно и

показать свои знания по теме. Например, игра по теме «План и карта».

Известно, что в играх детей проявляется воображение, сообразительность,

наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логически рассуждать. В

коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования / кто быстрее,

правильнее ответит, кто больше знает /, а значит есть и усилие воли,

настойчивость, внимание.

«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли

«/А.С.Макаренко/.

В познавательной географической игре закрепляется умение применять

получены заранее знания, навыки, пользоваться справочной и другой

литературой. А главное в процессе игры школьники получают знания,

испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на

лучшем усвоении изученного материала, влияют на развитие личности

ребенка в целом. Вот почему игра может стати средством всестороннего

развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следовательно, от

учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и

руководстве игрой. Иначе результаты ее будут противоположны ожидаемых.

В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более

легких. Если ученик не умеет «путешествие» по карте и увидеть мимо каких

островов и полуостровов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с

описанием географических объектов и с привлечением дополнительной

литературы.

Пренебрегать дидактическим принципом «от простого - к сложному, через

известное -к неизвестному» нельзя.

Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать ее. Ребята довольно

рано друг от друга узнают игру «Геоцепочка», часто играют в нее. Следует

познакомить их и с игрой «На реке ... город ...» I Один из учащихся называет

реку, другой сообщает какой город стоит на реке, называет следующему

другую реку ... и т. Д. / «Георг. Чемпионы», Самый, самый» и др. (Для детей с

ЗПР разрешаю пользоваться во время игры картой и др. дополнительными

источниками.

Цель географических игр прежде всего учебная: закреплять навыки чтения

карты, умения использовать полученные знания, разнообразную

дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще

больше познать.

Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать ив

начале урока для активизации внимания уч - ся, и в конце его для закрепления

изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Учителя знают, что одной из сложнейших тем для объяснения является тема

«Климат». Твердо усвоить особенности климата помогают многочисленные

упражнения, которые удобно проводить в виде занимательных заданий.

Например, задание «Где выпадает столько осадков?» - кружочки с цифрами

средне январской температурой надо укрепить с помощью булавочки на одно

из нескольких мест на карте, указанных учителем.

Ребята с удовольствием играют в игру «Слова в словах». Учитель пишет на

доске географическое название, например «Караганда». Из слова, с помощью

имеющихся букв в нем, нужно составить другие географические названия, не

прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове

можно использовать только раз. / Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг /.

Ребята очень любят географические задачи и головоломки. Например,

переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов:

игра - Рига, варан, - Нарва, остров - Ростов и т.д.

Или «Выпишите в клеточки недостающие буквы, чтобы получилось название

обл. города, носящего имя мужчины. (Владимир)

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ:

1 .Виден край, да не дойдешь (Горизонт)

2.Шар не велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажешь весь

свет.(Глобус) и т.д.

ВЕСЕЛАЯ ГЕОГРАФИЯ:

1 .Какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал).

2.Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

3. Что называют и где находится «крыша мира»? («Памир» в переводе на

русский язык означает «Крыша мира»), и т.д.

Уроки обобщающего повторения проходят более интересно, когда

применяются элементы игры. С этой целью после изучения больших тем, я

предлагаю учащимся решение кроссвордов. Работу эту ребята любят, делают

ее с большим удовольствием. Часто использую чайнворды, ребусы.

Такая организация работы уч-ся вызывает у них интерес к новому материалу,

способствует его более прочному усвоению, развивает навыки

самообразования. Учитель дает возможность ознакомить их с некоторыми

профессиями, сделать урок более увлекательным..

На экскурсиях в природу, на прогулках, школьных переменах можно

использовать подвижные географические игры, например, игра «Раз, два,

три!» Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движения по

часовой стрелке, они произносят слова: «Раз, два, три!» (3 раза) Море

назови!». При последних словах все останавливаются и начинают по очереди

перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит более 3 сек., то он

выбывает из игры. Игра со словами :»1,2,3! Остров (горы, реки, город)

назови!» продолжается , пока не останется минимум кол-ва участников.

III. Игры не только позволяют активизировать познавательную

деятельность учащихся , но и вызывают у них стремление к получению

новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды,

игры-уроки. При разработке и определении места игр на уроках

необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок,

отводимое время и средства повышения познавательной активности. У

школьников не только повысился познавательный интерес к географии, но и в

целом расширился кругозор, пополнился словарный запас. В 6-9 классах нет

неуспевающих. Качество знаний, умений и навыков стабильно. Учащиеся

самостоятельно выполняют посильные задания; умеют самостоятельно

работать с контурными картами, атласом; могут подготовить небольшие

сообщения.

Список литературы.

1.

Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр.

психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.

2.

Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование

//Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН РСФСР,

1963. – С. 7-68.

3.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:

(Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд.,

стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.

4.

Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И.

Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.



В раздел образования