Автор: Худякова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Аганская общеобразовательная школа" дошкольные группы
Населённый пункт: поселок Аган Нижневартовский район
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация.
Формирование
математических
представлений
у
дошкольников важно при учете будущей необходимости применения их для
обучения в школе предмету «математике». Воспитатель при формировании
математических
представлений
обращает
внимание
на
индивидуальные
возможности
дошкольников.
Для
того,
чтобы
успешно
осуществлять
формирование
математических
представлений
у
дошкольников,
согласно
ФГОС сегодня активно используются игровые технологии.
Ключевые слова: математика, математические представления, ФГОС,
воспитатель, дошкольник.
Игровые технологии во все времена воспитания и обучения имели
большое значение для общего развития ребенка. Ведь в игре дети не только
познают
себя,
а
также
открывают
новые
явления,
предметы,
события.
Формирование
математических
представлений
с
помощью
игр
осуществляется гораздо быстрее и успешнее, чем при применении иных
технологий [2].
Особенности
игр,
в
данном
случае,
заключаются
в
следующих
обособленных факторах:
- игры мотивируют детей на познавательную деятельность, расширяя
область действия;
-
игры
помогают
детям
в
легкой
форме
осваивать
простейшие
математические представления, легко ими запоминаются;
- в игре у ребенка присутствует большее включение в процесс, нежели
при традиционном процессе обучения;
- отсутствие повторений «скучных» для ребенка действий;
-
повышение
потенциала
играющих
при
сопутствующем
развитии
мышления;
- большое разнообразие игр, формирующих начальные математические
представления.
Важно при игре учитывать, чтобы все дошкольники были вовлечены в
основной процесс. Воспитатель должен помогать преодолевать препятствия и
недопонимания
условий
игры.
Как
правило,
игры,
направленные
на
формирование
математических
представлений
просты
и
понятны
дошкольникам.
С
помощью
формирования
в
процессе
игры
математических
представлений у дошкольников развивается:
- память;
- мышление;
- мотивация на изучение новых предметов;
- логика в начальной её форме.
Воспитатель, используя игровые технологии всегда должен учитывать
индивидуальные особенности детей. Кроме того, важно руководствоваться
принципами:
- простота задания – игра должна иметь максимум 1-2 действия для
детей, чтобы исключить существенное повторение;
-
разнообразие
отдельных
игр.
Здесь
важно
учитывать,
чтобы
применяемые игры в процессе формирования математических представлений
были разного типа;
- применение современных технологий, в том числе информационных и
цифровых. Сегодня воспитателю доступны разные формы отображения игр, в
том
числе
присутствует
возможность
представления
игрового
формата
с
помощью проектора;
-
обязательный
учет
базовых
возможностей
дошкольников,
помощь
тем, кто не может быстро сформировать ответ на поставленный вопрос;
- формирование взаимодействия между отдельными дошкольниками,
создание единой обстановки игры [1].
С
помощью
игр
дошкольники
знакомятся
с
формой
предметов,
пространственными отношениями между ними. Дети в результате игры могут
развивать воображение, память, внимание, ведь без этих качеств невозможно
развитие
дошкольников,
в
общем
смысле.
Понятие
математических
представлений дошкольников характеризуется системой знаний о величине,
форме,
количестве,
пространстве.
При
формировании
у
дошкольников
математических представлений, он получает важный опыт ориентировки в
многочисленных
свойствах
окружающих
предметов,
отношениях
между
ними, может использовать полученные навыки на практике.
Игровая
деятельность
формирует
предпосылки
для
формирования
связи с окружающей жизнью, воспитывает позитивные личностные черты
ребенка. Первичные простейшие математические представления являются
элементарными. Среди данных представлений стоит отметить: отношение,
величина, множество, число.
С раннего возраста воспитатель должен формировать у дошкольников
представления
о
свойствах
предметного
мира,
об
окружающей
среде,
пространственного расположения предметов. Со временем, полученный опыт
формирует первые самостоятельные представления у дошкольников.
В результате формирования у детей математических представлений,
дошкольники овладевают умениями различать время суток, знают значение
многих числовых элементов, например: день недели, дата и т.д.
К
среднему
дошкольному
возрасту
у
детей
формируется
довольно
большое количество видов математических представлений, воспитатель в
будущей работе, должен пополнять, развивать данные знания, основываясь на
существующих
стандартах
дошкольного
образования
[2].
ФГОС
устанавливает,
что
основные
образовательные
программы
воспитатель
должен реализовывать в виде игровой деятельности, можно сказать, что игра
характеризуется
видом
деятельности,
который
ускоряет
процесс
формирования личности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жексимбаева Д. М. Формирование элементарных математических
представлений
младшего
дошкольника//
Вопросы
дополнительного
профессионального образования педагога, №1, 2017 г. 7 с.;
2. Овчинникова М. В. Формирование элементарных математических
представлений с использованием современных образовательных технологий//
Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по
материалам международной научно-практической конференции, 2017 г. 25-29
с.;
3.
Тронина
Н.
М.
Использование
игровых
методов
и
приемов
для
развития
математических
представлений//
Проблемы
школьного
и
дошкольного образования. Материалы регионального научно-практического
семинара, 2015 г. 39 с.