Напоминание

Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Голубчикова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Шегарский детский сад №1
Населённый пункт: с.Мельниково,Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста

«Проснулся утром – прибери свою планету»

Антуан де Сент-Экзюпери

Все

мы

родом

из

детства…

Всё,

что

заложено

в

детстве,

человек

проносит через всю жизнь.

Современный

технический

прогресс,

равнодушие,

бездумное

и

потребительское

отношение

к

природе

на

протяжении

долгого

времени

привело к тому, что люди наконец-то задумались о том, что ресурсы Земли не

бесконечны, и, если человечество не одумается, то погибнет вместе с ней.

Именно поэтому особенно актуальной становится проблема формирования

экологической культуры с самого раннего детства. Экологическая культура

начинается с малого: не мусорить на улице, вовремя закрывать кран, беречь

электричество,

чувствовать

ответственность

за

тех,

кого

приручили,

заботиться

о

них.

Образовательный

процесс

должен

быть

основан

на

постепенном погружении ребенка в мир природы, только таким образом

можно воспитать личность, живущую в гармонии с природой, чтящую ее

законы, трепетно относящуюся к жизни любого живого существа.

Исследованию

экологической

культуры

посвящены

работы

Н.Н.

Вересова,

Л.И.

Греховой,

Н.С.

Дежниковой,

А.П.

Сидельковского,

И.Т.

Суравегиной

и

других

ученых.

Принципы

экологического

воспитания

разрабатывали Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е.

Письменная, И.Т. Суравегина и другие исследователи.

Большое влияние на исследование проблемы определения содержания

и методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А.

Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой,

Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и других.

Есть

много

определений

термина

«экологическая

культура»,

мы

остановимся

на

предложенном

С.Н.

Николаевой.

Исследователь

под экологической культурой понимает становление у детей осознанного и

правильного

отношения

к

объектам

природы,

составляющих

их

непосредственное

окружение.

Осознанно

правильное

отношение

определяется

автором

как

совокупность

знания

и

активных

проявлений

ребенка [5].

Цель

экологического

воспитания

дошкольников,

по

мнению

С.Н.

Николаевой, заключается в формировании основ экологической культуры,

под

которым

подразумевается

«становление

осознанно-правильного

отношения к природе во всем ее разнообразии; к людям, оберегающим ее и

созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе,

как части природы; осознание ценности жизни и здоровья и их зависимости

от

состояния

окружающей

их

среды»

[5].

Главными

составляющими

экологической

культуры

дошкольника

являются

«знания

о

природе

и

их

экологическая

направленность,

умение

использовать

их

в

повседневной

жизни, в различной деятельности (в играх, в труде, в быту)» [6].

Нам видится, что в детском саду нужно формировать экологическую

культуру

не

только

у

детей,

но

и

у

их

родителей,

которых

необходимо

вовлекать как непосредственных участников в образовательный процесс, ведь

именно они являются для детей главным примером. Опыт показывает, что

очень эффективной формой формирования экологической культуры являются

совместные

экологические

проекты,

так

как

они

предполагают

обучение

детей

в

процессе

деятельности.

Например,

в

детских

садах

можно

разрабатывать следующие проекты:

1)

Озеленение детского сада: совместная с детьми и родителями высадка

деревьев на территории детского сада. Озеленение участков и высадка

цветов на клумбы.

2)

Проект «Огород». Весной совместно с детьми при помощи родителей в

группах

можно

посадить

семена

и

ухаживать

за

рассадой,

затем

совместно

высадить

рассаду

в

огород.

Осенью

вместе

с

детьми

собирается урожай.

3)

Акция по сбору макулатуры и использованных батареек.

4)

Проект

«Подкормите

птиц

зимой».

Итогом

проекта

может

стать

совместное

изготовление

и

размещение

экологических

кормушек,

которые

изготавливаются

из

деревянных

заготовок,

клейстера

и

безопасного для птиц корма. Люди часто не задумываются, что есть

корм,

не

подходящий

для

птиц,

даже

опасный

для

них.

Также

необходимо объяснить детям и их родителям, что кормить птиц нужно

в определенные периоды, иначе птицы разучатся сами добывать корм и

погибнуть, если люди забудут их покормить. Любая помощь живой

природе должна быть разумной и учитывающей ее законы.

5)

Проекты о живой природе родного края. Этот вид проектов можно уже

в детском саду представлять самим детям. Они могут подготовить

проект

по

интересующей

их

теме

совместно

с

родителями

и

при

помощи педагогов представлять их не только в своей группе, но и в

других группах детского сада. Это не только развивает детей, развивает

их

экологическую

культуру,

но

дает

возможность

детям

проявить

инициативу,

самостоятельность,

приобрести

опыт

публичных

выступлений.

Вместе

с

детьми

можно

создавать

проекты

о

живой

природе мест, которым мало уделяется времени в детском саду (тундре,

пустыне, горах и т. д.).

6)

Проекты,

предполагающие

совместное

создание

картотек

народных

примет, игр и т. д. Можно создавать с детьми книги о природе с

использованием детских рассказов, сказок, детских рисунков.

Дети,

принимая

непосредственное

участие

в

таких

мероприятиях,

приобретают

в

плане

формирования

экологической

культуры

гораздо

больше, чем во время общих бесед и обсуждений.

Еще одним очень важным направлением является создание предметно-

пространственной

среды

в

группах

для

организации

образовательной

деятельности

и

самостоятельной

деятельности

детей.

В

неё

входят

картотеки

экологических

игр,

экологические

сказки,

презентации,

аудиозаписи

звуков

природы

и

видеозаписи,

дидактические

игры,

интерактивные

игры.

Совместно

с

детьми

и

родителями

можно

изготавливать

макеты

и

лэпбуки,

с

которыми

дети

могут

играть

самостоятельно, как сообща, так и индивидуально. Для экологических игр

можно

использовать

и

такие

простые

вещи,

как

песочницы

с

кинетическим песком, фигурки животных, рыб, птиц, насекомых, макеты

растений.

Также

формировать

основы

экологической

культуры

можно

посредством конструирования из лего и других материалов.

Также можно оформить в экологической тематике коридоры детского

сада, например, изобразить силуэты птиц и животных со следами. Проходя

по коридору, дети будут обращать внимание на изображения, закреплять

названия птиц и животных, запоминать, какие следы они оставляют.

Очень интересной формой являются экскурсии в планетарии, музеи,

парки совместно с родителями. Это и возможность приобщить детей к

природе, и создать условия для совместного интересного досуга детей и

родителей,

и

собрать

природный

материал

для

изобразительной

деятельности в детском саду.

Все перечисленные формы работы создают благоприятные условия для

формирования

экологической

культуры:

расширяются

экологические

представления детей, воспитывается уважительное отношение ко всему

живому, появляется желание участвовать в экологически ориентированной

деятельности. Родители становятся более открытыми, активно принимают

участие в проектах, экскурсиях, природоохранных акциях.

Список литературы:

1.

Виноградова,

Н.Ф.

Экологическое

образование:

концепции

и

методические подходы / Н.Ф. Виноградова. – Москва, 1996.

2.

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо,

В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс, 1996. – С. 362 -

363.

3.

Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в

современной

педагогической

теории

//

Педагогическое

мастерство:

материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). –

Москва: Буки-Веди, 2014. – С. 160-162.

4.

Марковская,

М.М.

Уголок

природы

в

детском

саду:

пособие

для

воспитателя детского сада / М.М. Марковская. – Москва: Просвещение,

1984. – 160 с.

5.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред.

П.Г. Саморуковой. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 131-132.

6.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду /

С.Н. Николаева. – Москва: Просвещение, 2007. – 208 с.

7.

Николаева,

С.Н.

Сюжетные

игры

в

экологическом

воспитании

дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного

типа и литературными персонажами / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. –

Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 100 с.

8.

Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / под

ред. Прохоровой Л.Н. – Москва: АРКТИ, 2003. – 72 с.



В раздел образования