Автор: Голубчикова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Шегарский детский сад №1
Населённый пункт: с.Мельниково,Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста
«Проснулся утром – прибери свою планету»
Антуан де Сент-Экзюпери
Все
мы
родом
из
детства…
Всё,
что
заложено
в
детстве,
человек
проносит через всю жизнь.
Современный
технический
прогресс,
равнодушие,
бездумное
и
потребительское
отношение
к
природе
на
протяжении
долгого
времени
привело к тому, что люди наконец-то задумались о том, что ресурсы Земли не
бесконечны, и, если человечество не одумается, то погибнет вместе с ней.
Именно поэтому особенно актуальной становится проблема формирования
экологической культуры с самого раннего детства. Экологическая культура
начинается с малого: не мусорить на улице, вовремя закрывать кран, беречь
электричество,
чувствовать
ответственность
за
тех,
кого
приручили,
заботиться
о
них.
Образовательный
процесс
должен
быть
основан
на
постепенном погружении ребенка в мир природы, только таким образом
можно воспитать личность, живущую в гармонии с природой, чтящую ее
законы, трепетно относящуюся к жизни любого живого существа.
Исследованию
экологической
культуры
посвящены
работы
Н.Н.
Вересова,
Л.И.
Греховой,
Н.С.
Дежниковой,
А.П.
Сидельковского,
И.Т.
Суравегиной
и
других
ученых.
Принципы
экологического
воспитания
разрабатывали Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е.
Письменная, И.Т. Суравегина и другие исследователи.
Большое влияние на исследование проблемы определения содержания
и методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А.
Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой,
Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и других.
Есть
много
определений
термина
«экологическая
культура»,
мы
остановимся
на
предложенном
С.Н.
Николаевой.
Исследователь
под экологической культурой понимает становление у детей осознанного и
правильного
отношения
к
объектам
природы,
составляющих
их
непосредственное
окружение.
Осознанно
правильное
отношение
определяется
автором
как
совокупность
знания
и
активных
проявлений
ребенка [5].
Цель
экологического
воспитания
дошкольников,
по
мнению
С.Н.
Николаевой, заключается в формировании основ экологической культуры,
под
которым
подразумевается
«становление
осознанно-правильного
отношения к природе во всем ее разнообразии; к людям, оберегающим ее и
созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе,
как части природы; осознание ценности жизни и здоровья и их зависимости
от
состояния
окружающей
их
среды»
[5].
Главными
составляющими
экологической
культуры
дошкольника
являются
«знания
о
природе
и
их
экологическая
направленность,
умение
использовать
их
в
повседневной
жизни, в различной деятельности (в играх, в труде, в быту)» [6].
Нам видится, что в детском саду нужно формировать экологическую
культуру
не
только
у
детей,
но
и
у
их
родителей,
которых
необходимо
вовлекать как непосредственных участников в образовательный процесс, ведь
именно они являются для детей главным примером. Опыт показывает, что
очень эффективной формой формирования экологической культуры являются
совместные
экологические
проекты,
так
как
они
предполагают
обучение
детей
в
процессе
деятельности.
Например,
в
детских
садах
можно
разрабатывать следующие проекты:
1)
Озеленение детского сада: совместная с детьми и родителями высадка
деревьев на территории детского сада. Озеленение участков и высадка
цветов на клумбы.
2)
Проект «Огород». Весной совместно с детьми при помощи родителей в
группах
можно
посадить
семена
и
ухаживать
за
рассадой,
затем
совместно
высадить
рассаду
в
огород.
Осенью
вместе
с
детьми
собирается урожай.
3)
Акция по сбору макулатуры и использованных батареек.
4)
Проект
«Подкормите
птиц
зимой».
Итогом
проекта
может
стать
совместное
изготовление
и
размещение
экологических
кормушек,
которые
изготавливаются
из
деревянных
заготовок,
клейстера
и
безопасного для птиц корма. Люди часто не задумываются, что есть
корм,
не
подходящий
для
птиц,
даже
опасный
для
них.
Также
необходимо объяснить детям и их родителям, что кормить птиц нужно
в определенные периоды, иначе птицы разучатся сами добывать корм и
погибнуть, если люди забудут их покормить. Любая помощь живой
природе должна быть разумной и учитывающей ее законы.
5)
Проекты о живой природе родного края. Этот вид проектов можно уже
в детском саду представлять самим детям. Они могут подготовить
проект
по
интересующей
их
теме
совместно
с
родителями
и
при
помощи педагогов представлять их не только в своей группе, но и в
других группах детского сада. Это не только развивает детей, развивает
их
экологическую
культуру,
но
дает
возможность
детям
проявить
инициативу,
самостоятельность,
приобрести
опыт
публичных
выступлений.
Вместе
с
детьми
можно
создавать
проекты
о
живой
природе мест, которым мало уделяется времени в детском саду (тундре,
пустыне, горах и т. д.).
6)
Проекты,
предполагающие
совместное
создание
картотек
народных
примет, игр и т. д. Можно создавать с детьми книги о природе с
использованием детских рассказов, сказок, детских рисунков.
Дети,
принимая
непосредственное
участие
в
таких
мероприятиях,
приобретают
в
плане
формирования
экологической
культуры
гораздо
больше, чем во время общих бесед и обсуждений.
Еще одним очень важным направлением является создание предметно-
пространственной
среды
в
группах
для
организации
образовательной
деятельности
и
самостоятельной
деятельности
детей.
В
неё
входят
картотеки
экологических
игр,
экологические
сказки,
презентации,
аудиозаписи
звуков
природы
и
видеозаписи,
дидактические
игры,
интерактивные
игры.
Совместно
с
детьми
и
родителями
можно
изготавливать
макеты
и
лэпбуки,
с
которыми
дети
могут
играть
самостоятельно, как сообща, так и индивидуально. Для экологических игр
можно
использовать
и
такие
простые
вещи,
как
песочницы
с
кинетическим песком, фигурки животных, рыб, птиц, насекомых, макеты
растений.
Также
формировать
основы
экологической
культуры
можно
посредством конструирования из лего и других материалов.
Также можно оформить в экологической тематике коридоры детского
сада, например, изобразить силуэты птиц и животных со следами. Проходя
по коридору, дети будут обращать внимание на изображения, закреплять
названия птиц и животных, запоминать, какие следы они оставляют.
Очень интересной формой являются экскурсии в планетарии, музеи,
парки совместно с родителями. Это и возможность приобщить детей к
природе, и создать условия для совместного интересного досуга детей и
родителей,
и
собрать
природный
материал
для
изобразительной
деятельности в детском саду.
Все перечисленные формы работы создают благоприятные условия для
формирования
экологической
культуры:
расширяются
экологические
представления детей, воспитывается уважительное отношение ко всему
живому, появляется желание участвовать в экологически ориентированной
деятельности. Родители становятся более открытыми, активно принимают
участие в проектах, экскурсиях, природоохранных акциях.
Список литературы:
1.
Виноградова,
Н.Ф.
Экологическое
образование:
концепции
и
методические подходы / Н.Ф. Виноградова. – Москва, 1996.
2.
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо,
В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс, 1996. – С. 362 -
363.
3.
Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в
современной
педагогической
теории
//
Педагогическое
мастерство:
материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). –
Москва: Буки-Веди, 2014. – С. 160-162.
4.
Марковская,
М.М.
Уголок
природы
в
детском
саду:
пособие
для
воспитателя детского сада / М.М. Марковская. – Москва: Просвещение,
1984. – 160 с.
5.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред.
П.Г. Саморуковой. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 131-132.
6.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду /
С.Н. Николаева. – Москва: Просвещение, 2007. – 208 с.
7.
Николаева,
С.Н.
Сюжетные
игры
в
экологическом
воспитании
дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного
типа и литературными персонажами / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. –
Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 100 с.
8.
Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / под
ред. Прохоровой Л.Н. – Москва: АРКТИ, 2003. – 72 с.