Автор: Цысь Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: станица Советская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Роль конструирования ТИКО в развитии учебных умений младших школьников»
Раздел: начальное образование
Мастер - класс.
Учитель: Цысь Т.Н.
Тема: «Роль конструирования ТИКО в развитии учебных умений младших
школьников»
Цель: познакомить участников с новой педагогической технологией «ТИКО
конструирование», основанной на практической работе с конструктором для
объемного моделирования.
Вид: практическая работа
Оборудование: конструктор «ТИКО» (6 шт.)
Ход занятия:
1. Организационный момент
Здравствуйте участники мастер-класса.
2. Информационная минутка
Современные условия развития общества требуют абсолютно нового,
нестандартного подхода к организации образовательного процесса. Педагог
должен владеть арсеналом методов, приемов, быть универсалом, который
способен варьировать, создавать, видеть перспективу, экспериментировать.
Заинтересовать школьников, увлечь их, в доступной игровой форме
познакомить со сложными понятиями помогает хорошо организованная
развивающая предметно-пространственная среда.
В сентябре прошлого учебного года я набирала первый класс, поэтому
мне пришлось задуматься над выбором направления внеурочной
деятельности. Я пересмотрела много интересного материала. Мне хотелось,
чтобы дети в школе после уроков проводили время интересно и с пользой.
Мое внимание привлекла программа курса внеурочной деятельности «ТИКО
конструирование» автора Логиновой И. В.
«ТИКО конструирование» - это новая педагогическая технология,
основанная на практической работе с конструктором для объемного
моделирования.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов начального
образования и нацелена на формирование у учащихся начальной школы
личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа состоит
из двух модулей «Плоскостное моделирование» и «Объёмное
моделирование», которые базируются на общеобразовательных предметах:
«Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Наглядная геометрия».
Система практических заданий и занимательных упражнений позволяет
педагогам формировать, развивать, корректировать у младших школьников
пространственные, зрительные и математические представления через
игровой формат занятий.
3. Сообщение темы и целей занятия
Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с конструктором «ТИКО».
Цель
нашей
работы:
понять,
что
же
делает
«ТИКО»
эффективным
инструментом развития личности ребёнка.
4. Исследование ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для
Обучения).
Исследуйте и выявите конструктивные особенности ТИКО деталей.
Рассмотрите детали конструктора. Что они собой представляют?
-состоит из многоугольников;
-детали имеют шарнирное соединение, что позволяет вращать детали на
большой градус;
- шарнирное соединение по центру – для перпендикулярного соединения.
-внутри некоторых деталей есть отверстия, которые при сборе игровых форм
выступают в роли «окошка», «двери» и расширяют возможности объёмного
моделирования.
Предположите, каковы развивающие и образовательные возможности ТИКО.
(моторика, воображение, мышление; математика, геометрия)
5. Практическая работа с конструктором.
Содержание программы представляет собой единую систему
взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу.
На начальных этапах первоклассник, например, учится конструировать
плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на
слух (словесная инструкция). Самый сложный этап – изобретение и
конструирование объемных тематических конструкций.
Мы тоже начнем с плоскостного моделирования, и постепенно будем
усложнять вид работы.
Тико-диктант.
Детали: квадрат маленький-3, треугольник равносторонний маленький-1,
треугольник прямоугольный-2.
Задание: -соедини три квадрата друг за другом, расположи фигуру
вертикально;
-сверху прикрепи равносторонний треугольник;
-к нижнему квадрату справа и слева короткими сторонами прикрепите по
одному прямоугольному треугольнику.
2.Объёмное моделирование.
-Подумайте, что нужно сделать, чтобы достроить плоскостную ракету в
объёмную? Достройте.
- (Что развивает данная работа?)
Контурные схемы. Работа по карточкам.
Сконструируй фигуру по контурной схеме.
Расчерти и раскрась схему.
Внизу нарисуй ТИКО-детали, из которых собрана конструкция.
4. Исследование многогранника.
Тема: «Многогранники. Четырехугольная пирамида»
1.
Сконструируйте развёртку четырёхугольной пирамиды.
2.
Сконструируйте пирамиду из развёртки.
3.
Исследование: исследуй пирамиду, начерти и заполни таблицу.
Название фигуры
Количество
вершин
Количество
ребер
Количество
граней
Основание
Четырехугольная
пирамида
5
8
5
четырехугольник
4.
Фантазия.
- Пофантазируйте и превратите пирамиду в любой предмет.
(Что развивает данная работа?)
5.Использование ТИКО на уроках.
На уроках математики с помощью конструктора мы научились:
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным
признакам;
учились ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо»,
«влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
представление о различных видах многоугольников;
знакомились с образованием чисел второго десятка;
знакомились с различными видами углов;
вычислять периметр фигуры практическим путем;
На уроках ИЗО и технологии
Используя ТИКО-детали можно создавать различные узоры и орнаменты. На
примере орнаментов можно объяснить учащимся понятие симметрии.
6.Итог.
Давайте подведем итог. Мы убедились, что конструирование в рамках
программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную
деятельность педагога и детей, детей друг с другом. При этом дети через
развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности,
принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный
способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
А какую цель мы ставили?
Достигли ли вы этой цели? Остались ли вы, довольны, сделанной работой?
Что удалось? Что показалось трудным? Всем спасибо!