Напоминание

Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьников


Автор: Субботина Татьяна Викторовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ О(с)Ш №1
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьников
Раздел: среднее образование





Назад




ДОКЛАД «Взаимосвязь школы и семьи во имя

личностного развития школьника»

(МО классных руководителей - круглый стол)

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в

педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит

первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он

и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся

отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и

воспитании.

Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали

на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы

считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим

образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим

существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это

самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность

и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению

духовно – нравственного, интеллектуального и физического развития

детей.

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние

школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не

может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой,

легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности,

которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В

настоящее время большинство семей озадачено решением проблем

экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась

тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов

воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не

получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и

небезопасное времяпровождение.

В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных

связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом”

становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к

“выходу” ребенка из-под влияния семьи.

К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно

обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них

считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно

может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего

поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у

школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это

дети.

Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего

представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими

детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому

ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими

родителями.” (В. Сатир)

“Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так

же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда

результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не

владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития

ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это,

как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому благодаря

совместной работе учителя, психолога, социального педагога, родители и

дети научатся понимать и помогать друг другу. Залогом успешной

воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество

классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками

педагогического процесса - это важная, сложная и ответственная задача

классного руководителя.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся

осуществляется по следующим направлениям:

Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей,

атмосферы и характеры семейного воспитания;

Педагогическое просвещение родителей;

Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел

в классе;

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета

класса;

Индивидуальная работа с родителями;

Информирование родителей о ходе и результатах обучения,

воспитания и развития учащихся.

Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы

и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности

усиливает

их

положительное

влияние

на

детей

и

нейтрализует

отрицательное.

Существуют разнообразные формы и методы социально-

педагогической работы с семьями. Важнейшей из них

является родительское собрание .В работе с родителями учителя

применяют как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Общеклассные и

общешкольные конференции

Индивидуальные

консультации

Посещение на дому

Родительские тренинги

Дискуссии

Психологические разминки

Круглые столы

Устные журналы

Практикумы

Родительские вечера

Родительские чтения

Родительские ринги

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей ,

анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют

констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей,

ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Однако

наблюдается низкая активность родителей.

Почему родители не любят ходить на родительские

собрания?

Когда заходит речь о родительских собраниях, многие папы и мамы

недовольно морщатся: скучно, мол, неинтересно, пустая трата времени...

Зачастую они могут предугадать ход событий: вот классный руководитель

зачитывает оценки, вот ругает двоечника и хулигана Васю Петрова, а вот

поет хвалебную оду отличнице Маше Калининой...Некоторые родители не

ходят на родительские собрания так как не видят смысла в их проведении,

считают, что собрание - это назидание, нотации. Чтобы родители пошли в

школу их необходимо заинтересовать, т.е. показать практический смысл

собрания.

Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива

всегда была и будет работа с родителями. Казалось бы, родители и учителя

занимаются одним делом: воспитывают и обучают детей. Естественно каждый

занимается этим на своём уровне. Почему же становится так трудно наладить

взаимопонимание между родителем и учителем?

Отрицательные высказывания в адрес учительства развернулись не от

хорошей жизни. Уже давно родители не могут справиться со своими детьми.

Не хотят дети учиться, делать уроки, трудиться.

Кто же изменился, учителя или ученики? Ещё недавно ученик уважал мнение

учителя, прислушивался к нему. Поэтому не возникало желания устраивать

конфликты. Изменился статус школы, и родители смотрят на неё, как на

сервис – услугу, а не на храм науки, который учит, развивает и воспитывает.

Институт социологии Российской Академии наук приводит статистические

данные

опроса

родителей

школьников

в

рамках

проекта

«Социально-

экономические и нормативно-правовые требования к разработке и введению

государственных

стандартов

общего

образования

второго

поколения»

Федерального агентства по образованию. Родители охарактеризовали школу

как дом – 39%, как фабрику и казарму – 30%, и только 12% - как храм знаний.

Жизнь школьника состоит из двух важных сфер: семья и школа, которые

одновременно

с

ребёнком

подвергаются

развитию,

изменению.

При

взаимодействии семьи и школы в деле создания благоприятных условий для

развития личности ребёнка у детей – участников образовательного процесса,

родителей

заказчиков

этого

процесса

и

учителей

исполнителей

образовательного

процесса

отмечается

пропорциональное

увеличение

напряжённости

у

всех

сторон.

Уровень

напряжённости

у

детей

выше,

поскольку

они

являются

промежуточным

звеном

в

общении

между

взрослыми.

Причины

этого

процесса

возникают

из взаимных

претензий,

которые рассмотрены в приведённой ниже таблице.

Таблица 1.

Таблица 1. Отношение участников образовательного процесса к школьной

деятельности.

Родители

Учителя

Дети

Выполнение

домашних

заданий

Школа

перегружает

детей заданиями

Родители

слабо

контролируют

выполнение

домашних

заданий.

Учителя много задают на дом

Школьная

деятельность

Учитель равнодушен

к детям

Родители мало

времени

уделяют

школьной

деятельности

детей

Сложная программа

Взаимоотноше

ния между

участниками

процесса

Не все просьбы и

проблемы от

родителей решаются

оперативно

Дети мало

читают, часто

не готовы к

урокам,

некоторые –

плохо

воспитаны,

пассивны

Много уроков в день

Воспитание

Отношения детей в

классе не всегда

доброжелательны по

отношению друг к

другу

Проблемы с

детьми, так

как есть

недостатки в

семейном

воспитании

Иногда обижают одноклассники, а иногда

учителя позволяют себе вольные фразы в

общении с учениками

С какой целью сами родители отдают ребёнка в школу – «так надо» или

для того, чтобы «не болтался без дела», и совсем другое дело, когда успехи

и неуспехи становятся областью интересов всей семьи. Мотивы самого

ребёнка также могут быть разными: общение с приятелями, стремление

быть лучше всех, похвала родителей; желание узнавать новое или страх

наказания за непосещаемость. Родители стали меньше настраивать детей

на работу, ребята приходят в школу с другой мотивацией. Ни за учёбу, ни за

поведение сам ученик, а тем более его родитель ответственности не несут.

Школа

стала

относиться

к

сфере

услуг

и

материально

зависеть

от

заказчиков, то есть от родителей.

Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические,

личностные подходы в учебно-воспитательном процессе.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи

учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь

наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о

проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни

сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо

придерживаться главного правила: содержание индивидуальной

беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно

разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой

встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о

трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей

появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь

будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все

необходимые условия. Очень важна форма проведения

индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать.

При знакомстве с родителями это правило необходимо соблюдать.

Эффективными формами работы также являются тематические

консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских

собраний.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны.

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его

развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома,

поэтому

важно,

чтобы

взаимодействие

педагогов

и

родителей

не

противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались

ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками

и

единомышленниками,

заинтересованно

и

согласовано

будут

решать

проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает

интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как

именно педагоги являются специалистами в области образования, а

потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями,

приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической

системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и

родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как

сегодня

многие

семьи

беспокоит, прежде

всего

экономическое

благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома

предпочитают

обсуждать

денежные

проблемы,

все

чаще

уклоняясь

от

воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как

сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу?

Как

создать

условия,

чтобы

им

захотелось

с

нами

сотрудничать?

Как

сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все

родители?

Информирование

родителей

о

деятельности

образовательного

учреждения является одним из условий организации сотрудничества

школы и семьи.

Положительный

результат

зависит о т контакта с семьёй учащегося.

Именно

в семье

закладывается фундамент

добра,

порядочности,

ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в

воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность

за воспитание возможно в результате систематической, последовательно

организованной работы.

Работа

педагогического

коллектива школы

показывает, что в своей

практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей

настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического

коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть

успешной,

если

все

положительно

настроены

на

совместную

работу,

действуют

сообща,

осуществляют

совместное

планирование,

подводят

итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен

быть

дифференцированным.

Не

следует

навязывать

всем

одинаковые

формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы

родителей,

особенности

семейного

воспитания,

терпеливо

приобщать

родителей к делам школы, класса.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и

школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление

характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-

воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания,

обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные

организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Основными формами работы с семьёй в школе являются групповые

и индивидуальные.

При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и

склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует

родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения

д о м а ш н и х

з а д а н и й

и

т. д . П о с е щ а я

с е м ь и

и

б е с е д уя

с

родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы

каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее

влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют

большое внимание здоровью ученика.

Иногда

даже телефонный

разговор

можно

считать

достаточно

эффективной

формой

общения

с

родителями,

если

нет

возможности

личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в

работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную

форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К

групповым

формам

работы

с

семьёй относится психолого-

педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей

школы

используют

такие

формы

взаимодействия,

как

родительские

собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками,

администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей

привлекают

специалистов

различных

направление: врачей,

юристов,

психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить

проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному

руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех

учеников,

положение

которых

в

семье

чрезвычайно

трудное.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут

коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье,

изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых

по отношению к ребенку.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного

руководителя

и

родителей

является формирование

у

родителей

понимания

принадлежности к

ш ко л ь н о м у

о б р а з о в а т е л ь н о -

воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.

Классный

руководитель

должен

знакомить

родителей

класса

с

традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании

учащихся;

с

теми

требованиями,

которые

предъявляет

школа

к

своим

ученикам

с

первых

дней

пребывания

в

ней,

с

системой

контроля

за

выполнением

домашних

заданий

учащихся. Это знакомство с Уставом

учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале,

библиотеке, столовой и т.д.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и

учился с радостью. Например, каждый день интересоваться школьными

событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в

столовой?

В

школьной

библиотеке имеется

большая

подборка

нормативных

документов, книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на

многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.

Родители

нуждаются

не

только

в

информировании

со

стороны

школы. Родитель

должен

чувствовать,

что

он

нужен

школе

и

что

школа работает с ним постоянно и системно.

Это не должен быть

просто

перечень

мероприятий

по

работе

с

семьёй,

а

комплексное и

планомерное взаимодействие с ней.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

педагогическому такту и этике взаимоотношений;

педагогической

подготовленности

родителей

и

уровню

их

культуры;

педагогическому просвещению родителей;

умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

единству требований школы и семьи.



В раздел образования