Ваш ребенок начинает изучать французский язык. (несколько советов для родителей)
Автор: Шарафутдинова Марина Ильинична Должность: учитель французского языка Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка Населённый пункт: Пермь Наименование материала: статья Тема: Ваш ребенок начинает изучать французский язык. (несколько советов для родителей) Раздел: среднее образование
второй иностранный (несколько советов родителям пятиклассников ).
Французский язык . как любой иностранный, входит в образовательную область
«Филология». Язык, как известно, является важнейшим средством общения, без которого
невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня
изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации ( использование новых
информационных технологий ) требуют повышения коммуникативной компетенции
школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Основная цель обучения французскому языку как второму иностранному на данном
этапе- достижение учащимися элементарного уровня коммуникативной компетенции, что
соответствует уровню А1 scolaire в общей шкале уровней владения иностранным языком.
Первый этап обучения закладывает необходимые основы для формирования базовых
умений владения французским языком как вторым иностранным. Ребенок приступает к
изучению второго иностранного языка одновременно с переходом из начальной в
основную среднюю школу, что само по себе создает определенные проблемы для
значительного числа учащихся.
Ранний подростковый возраст, в который вступает пятиклассник, является началом
перехода от детства к взрослости, что находит отражение в познавательной, личностной
сферах, учебной деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Учебная
деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности-
теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением .Что касается второго
иностранного языка, изучение последнего осуществляется с опорой на первый. У
учащихся 5-х классов за период изучения английского языка в начальной школе уже
выработаны определенные стереотипы в работе с иноязычным языковым материалом.
Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые типичные ошибки при выполнении
домашних заданий и самостоятельной работе ребенка с языковым материалом.
Часто учащиеся 5-6 классов не умеют правильно работать с лексическим материалом.
Артикль, например, имеет важнейшее значение при заучивании новых слов, если речь
идет о существительных. Запоминая слово ECOLE вместо UNE ECOLE ( ж.р., ед. ч. ),
учащиеся заведомо обрекают себя на совершение грамматических ошибок при
употреблении данного слова с прилагательными ( UNE GRANDE ECOLE ) или с предлогами
( A L’ECOLE, но AU MAGASIN ).Выписывая из текста глаголы ,учащиеся обязательно должны
указывать их в неопределенной форме, которая, в свою очередь, особенности спряжения
и образования «отглагольных» форм. Целый ряд глаголов вообще невозможно
идентифицировать, не зная на память основные формы спряжения. Не менее важно
учитывать при заучивании новых слов и выражений так называемое «управление
глагола», т. е. предлоги, которые не совпадают в падежном значении с русским языком.
Имя прилагательное во французском языке имеет род и число, которые определяются
соответствующим существительным ( C’EST UNE PETITE CHAMBRE DU PETIT NICOLAS ).
Распространенной ошибкой учащихся, которые начинают изучать французский язык как
второй после английского является употребление прилагательного перед
существительным, что допускается с очень ограниченным числом прилагательных.
Французская орфография, как правило, вызывает серьезные затруднения у учащихся,
особенно на начальном этапе. Омофония ( абсолютно схожее звучание ) вызывает
большое количество ошибок у детей, которые записывают текст « на слух» ,не отдавая
себе отчета о том, что именно они услышали и не сверяя свой текст с уже изученным
лексическим и грамматическим материалом JE PASSER, JE PASSE, J’AI PASSE( продиктован
3-й вариант )-воспринимается на слух совершенно одинаково большинством детей. Все
вышеизложенное объясняется на уроках, проговаривается учителем во время выполнения
аналогичных заданий в классе, однако, по опыту знаю, что большинство учащихся не
обращают должного внимания на эти « мелочи», что в дальнейшем ограничивает их
возможности в продуктивной речевой деятельности.
Не хотелось бы говорить о таких банальных вещах как рассеянное внимание,
выключение из рабочего процесса во время фронтальных видов деятельности на уроке,
когда ребенок не слышит общение учителя с его одноклассниками, не фиксирует для себя
замечания, исправление ошибок, не проговаривает мысленно слова и выражения. На
начальном этапе изучения языка крайне нежелательны пропуски уроков, которые
полностью выключают некоторых учащихся из учебного процесса. Язык - стройная
система, и выпадение любого из ее звеньев неминуемо повлечет проблемы в успешном
усвоении последующего материала. Описанные проблемы достаточно хорошо известны
специалистам. Далее я хотела бы обратиться к родителям , особенно к тем, кто привык
«держать руку на пульсе», вникать во все сложности и проблемы учебного процесса,
готовым совместно с ребенком преодолевать сложности нового предмета.
На что обращать внимание, когда ваш ребенок готовит домашнее задание?
-ведение словаря с учетом данных рекомендаций;
-многократное ( 5-7 раз ) чтение вслух;
- обязательное выписывание новых слов при знакомстве с новым текстом;
- самоконтроль (запись новых слов по памяти ).
В заключение хотелось бы сказать, что вашим детям необычайно повезло. У них есть все
возможности присоединиться к жителям более 40 стран мира, говорящим на языке
Вольтера и Стендаля, Мольера и Гюго, Бальзака и Превера, на языке страны, подарившей
миру пастеризованное молоко и кинематограф, акваланг и воздушный шар, современные
Олимпийские игры и почту… Не будем бояться трудностей, давайте преодолевать их
вместе.