Автор: Сурьянинова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 45
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование: пути и решения
Раздел: дошкольное образование
Всем ли полезно инклюзивное образование?
5 важных вопросов
«Образование
–
право
каждого
человека,
имеющее
огромное
значение
и
потенциал.
На
образовании
строятся
принципы
свободы,
демократии
и
устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области
начального,
среднего
и
высшего
образования
для
детей,
молодежи
и
взрослых,
имеющих
инвалидность,
в
интегрированных
структурах.
Они
обязаны
обеспечивать
включение
образования
инвалидов
в
качестве
неотъемлемой части в систему общего образования.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных
возможностей для людей с ограничениями
«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели –
создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым,
независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей,
наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в
жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия
уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике,
повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных
задач
для
страны.
Это
необходимое
условие
создания
действительно
инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому
ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью
реализовать
свой
потенциал,
приносить
пользу
обществу
и
стать
полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Инклюзивное
(включающее)
образование дает
возможность
всем
учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада,
школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное
(включающее)
образование обладает
ре сурсами,
направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия
во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех
людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное
(включающее)
образование
базируется
на
восьми
принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый
человек
имеет
право
на
общение
и
на
то,
чтобы
быть
услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное
образование
может
осуществляться
только
в
контексте
реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
Включение – это больше, чем интеграция
Молодые люди учатся вместе в обычной школе
Специалисты приходят помогать детям
Обычные школы изменяются
Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для
того, чтобы жить полной жизнью
Взгляды
и
мнения
молодых
людей
становятся
важными
для
окружающих
Включение – это:
НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
НЕТ закрытых учреждений интернатного типа
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества:
Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе
во время обучения (включая детей с инвалидностью).
Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе,
тому месту, где живем)
Инклюзия
означает
- раскрытие
каждого
ученика с
п омо щью
образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует
его способностям.
Инклюзия учитывает
как
потребности,
так
и
специальные
условия
и
поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом
коллектива
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и
другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных
образовательных потребностей.
5 важных вопросов
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе
появился новенький с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они
и раньше-то терялись, когда сын или дочка задавали вопросы, увидев
на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы
психолога.
1. Как рассказывать детям о том, что бывают особенности, ограничения
по здоровью?
Увидев на улице или в поликлинике ребёнка, который чем-то от него
отличается, ваш малыш спросит: «А почему он не говорит?» или «А почему
девочка вдруг подошла и до меня дотронулась?». Отвечайте именно
на поставленный вопрос: объясните, что этот мальчик еще просто
не научился говорить. Или, что девочка потрогала тебя за волосы, потому что
так показала, что хочет дружить. Часто детям достаточно простых
объяснений. Это мы, взрослые, любим все усложнять. Дети же более
непосредственные, они обращают внимание совсем на другие вещи.
В возрасте 6−7 лет малыш оценивает только наличие или отсутствие
навыков у сверстников. Он будет воспринимать ребенка с особенностями
сквозь призму их внешних проявлений. Например, мальчик, который всегда
кричит. Или девочка, которая передвигается на коляске. Дети не делят
других детей на социальные группы: все эти рамки лишь в головах взрослых.
Если расспросы продолжаются: «А сможет ли мальчик ходить или
говорить?», — спокойно отвечайте: «Будем надеяться, что сможет».
У ребёнка создастся ощущение, что это нестрашное временное явление.
Намного более сложный процесс для детской психики — это понять,
почему у другого человека нет руки или ноги. Отвечайте так же просто: «Так
получилось. Возможно, с ним что-то произошло или он родился без руки».
Для детей дошкольного возраста страх утери части тела довольно ощутим.
Если ребенок не получит ответа от мамы, то может проявиться навязчивый
интерес. Можно переключить внимание ребенка и сказать: «Зато смотри
какая у него прикольная коляска».
2. Ребёнок громко спрашивает при всех, показывая пальцем: «Почему эта
девочка странно говорит, глупая, что ли?». Как реагировать?
Правильно будет так же громко ответить, что глупость здесь не при чем. Все
люди разные, а если тебе интересно, давай познакомимся, спросим сами
у мальчика и его мамы. Поверьте, если такой вопрос маму смутит, то она вам
об этом скажет.
Если ваш ребенок кричит и показывает пальцем: «Смотри! Мальчик без
ноги!», то следует объяснить, что невежливо объявлять человеку о том, что
он и так уже знает. Надо извиниться перед мамой, и потом дома в спокойной
обстановке объяснить своему ребенку, почему он повел себя бестактно, и как
чтоит вести себя в следующий раз в подобной ситуации.
3. В группе детсада, в классе появился такой ребёнок: надо ли поднимать эту
тему дома, если сын или дочь ничего не спрашивает?
Если ваш ребёнок сам вас не спрашивает, значит, он уже нашел ответ. Если
маме хочется обсудить эту тему, то можно аккуратно спросить: «А кто у вас
в классе? А что за ребята?».
Вы удивитесь, но часто дети не замечают особенностей других детей.
В моей практике был подопечный с выраженными нарушениями движения.
В классе с ним все общались на равных. А вот учитель не мог переступить
барьер своего восприятия и каждый раз обращал внимание ребят
на особенности нового ученика. Для детей же он был обычным членом
коллектива и партнером для игр.
Кстати, если дети смеются над особенностями, то это тоже
нормально. При работе с особыми детьми, когда мы их социализируем,
то заранее придумываем ответ на вопрос «Почему ты так странно ходишь?».
И конечно будет лучше, если дети напрямую спросят об этом у самого
ребёнка, чем будут строить домыслы за его спиной. Психологи, которые
работают с особым ребенком, помогают ему нормально реагировать
на подобные вопросы: он столкнется с ними еще очень много раз в своей
жизни.
4. Как помочь наладить отношения с таким одноклассником?
У всех таких детей есть огромное желание общаться. Придя в новый
коллектив, они расстраиваются, если их игнорируют. Для них важнее всего
социализация в обществе, принятие, а не знания.
Можно прямо спросить одноклассника: «А как ты можешь
общаться?». Если с ним есть сопровождающий, то не надо говорить
с ним о ребёнке в третьем лице. Если тот пока не может или
стесняется ответить, то сопровождающий взрослый скажет, что
он рад, что ты с ним поздоровался. Обычно это тьютор, которого
предоставила школа. Он знает, как правильно начинать
взаимодействие, поможет наладить контакт. В школу приводят только
тех детей, для которых общение имеет смысл, они хотят дружить,
даже если еще не умеют.
Бывают ситуации, когда ребёнок с особенностями ведет себя,
на наш взгляд, угрожающе. Например, может схватить за руку,
за волосы. Расскажите своему ребенку, что нужно спокойным
голосом сообщить: не надо меня трогать — и отвести его руку. Если
ребёнок кричит, (такое иногда бывает при расстройствах
аутистического спектра), ему просто надо выйти в другую комнату,
чтобы переключиться. Ребёнку с аутизмом нужно время
на адаптацию. Через пару недель он уже не будет кричать, а будет
тихо сидеть за партой и учиться.
Еще у детей часто возникает желание помочь. Надо заранее
объяснить, что помогать нужно только тогда, когда тебя об этом
попросили. Не надо выхватывать чашку и бежать за водой для
одноклассника. Или, что еще хуже, трогать или двигать его коляску.
Коляска — это фактически продолжение тела человека
с инвалидностью. А непрошенная помощь может восприниматься
болезненно. Любой человек гордится тем, что умеет делать сам:
просто кому-то нужно чуть больше времени. Главный смысл
инклюзивного общества как раз в том, чтобы каждый делал то, что
ему по силам.
5. Зачем нужен инклюзивный подход?
Наше общество достигло высокого уровня гуманизации и развития.
Мы говорим: мы должны и хотим жить вместе. В реально существующем
мире все люди разные. Есть толстые и худые, есть низкие и высокие, есть
люди с особенностями. Жить в высокоразвитом обществе всем приятно.
Еще буквально 10 лет назад гиперактивность была противопоказанием для
массовой школы. Сейчас же наука и практика продвинулись вперед, и почти
в каждом классе и группе детского сада есть несколько детей
с гиперактивностью. Часто они становятся звёздами класса, хотят отвечать
у доски, во всем участвуют. Или же становятся двоечниками, что тоже
прекрасно. Ведь все мы разные!