Автор: Карпова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №59 п.Белозёрный
Населённый пункт: п.Белозерный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Решение задач по теме "Четырехугольники"
Раздел: среднее образование
Конспект урока геометрии в 8 классе
Тема: Решение задач по теме «Четырехугольники»
Тип урока: комплексное применение знаний и навыков
Цель деятельности: создать условия для закрепления знаний по теме «Прямоугольник.
Ромб. Квадрат»; для совершенствования навыков решения задач по данной теме.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи с применением терминологии и символики.
Универсальные учебные действия
Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и выводы.
Регулятивные: осознают важность и необходимость знаний для человека, проявляют
познавательный интерес к изучению предмета.
Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать в паре.
Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебник, раздаточный материал (карточки), система
тестирования Mimio Vote, компьютерная презентация.
Ход урока
1.
Организационный этап (1’)
2.
Актуализация знаний
Работа над задачами устно (презентация) (5’)
Цель
деятельности
Работа в парах (5’)
Проверить
уровень
усвоения
теоретического
материала
Раздаточный материал (правильные ответы)
Паралле-
лограмм
Прямо-
угольник
Ромб
квадрат
Противоположные стороны
параллельны и равны
+
+
+
+
Все стороны равны
-
-
+
+
Противолежащие углы равны,
сумма углов, прилежащих к
одной стороне, равна 180
0
+
+
+
+
1
Все углы прямые
-
+
-
+
Диагонали пересекаются и
точкой пересечения делятся
пополам
+
+
+
+
Диагонали равны
-
+
-
+
Диагонали взаимно
перпендикулярны и являются
биссектрисами углов
-
-
+
+
Проверка в парах. Выставление баллов: без ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
3.
Первичное закрепление (в знакомой ситуации – типовые, в
измененной ситуации – конструктивные навыки).
Цель
деятельности
Самостоятельная работа (10-12’)
Проверить
уровень умения
применять
теоретические
знания в
решении
типовых задач
Раздаточный материал с задачами.
Работа по вариантам. Три человека у доски (на скрытых досках)
Вариант 1
Тема
Задачи
прямоугольник
Задача 1.
Вычислите периметр прямоугольника АВСД, если
биссектриса угла В пересекает сторону АД в точке Е и
делит ее на отрезки АЕ= 17 см и ЕД=21см.
параллелограм
м
Задача 2.
Диагональ BD параллело-
грамма ABCD образует с его
сторонами углы, равные 65° и
50°. Найдите меньший угол
параллелограмма.
ромб
Задача 3
Диагонали ромба АКСВ пересекаются в точке О.
Найдите углы треугольника АОК, если угол ВАК равен
120
0
.
трапеция
Задача 4.
Найдите больший угол рав-
нобедренной трапе-
ции ABCD, если диаго-
наль AC образует с основа-
нием AD и боковой сторо-
ной AB углы, равные 30° и 45° соответственно.
Вариант 2
Тема
Задачи
прямоугольник
Задача 1
В прямоугольнике АВСД сторона АВ равна 12 см, а
угол АВД равен 60
0
. Найдите диагональ АС.
параллелограм
м
Задача 2
Д и а го н а л ь AC
п араллелограмма
ABCD
образует
с
его
сторонами
углы,
равные 30° и 45°. Найдите больший угол
параллелограмма.
2
ромб
Задача 3.
Одна из диагоналей ромба равна его стороне.
Определите углы ромба.
трапеция
Задача 4.
Найдите
угол АDС рав-
нобедренн о й
т р апе-
ции ABCD,
е с л и
д и аго-
наль АС образует с основа-
нием ВС и боковой стороной АВ углы, равные 30° и 50°
соответственно.
Вариант 3
Тема
Задачи
прямоугольник
Задача 1.
Диагонали АС и ВД прямоугольника АВСД
пересекаются в точке О, угол АОВ равен 40
0
. Найдите
угол ВАО.
параллелограм
м
Задача 2.
Диагональ BD параллелограмма
ABCD образует с его сторонами
углы, равные 50° и 85°. Найдите
меньший угол параллелограмма.
ромб
Задача 3.
В ромбе АВСД угол А равен 140
0
. Определите углы
треугольника АОВ , если О – точка пересечения
диагоналей.
трапеция
Задача 4.
Найдите угол ABC рав-
нобедренной трапеции
ABCD, если диагональ
AC образует с основани-
ем AD и боковой сторо-
ной CD углы, равные 30° и 80° соответственно.
Решение и ответы проверяются по доске. За каждую правильно
решенную задачу – 1 балл. Максимальная оценка за задание - 4
4.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
(проблемные задания)
Цель
деятельности
Совместная работа. (10’)
Выяснить
степень
понимания
материала,
умения
применять его
на практике в
нестандартных
задачах.
Задача 1.
На продолжении стороны AD параллелограмма ABCD за точкой D отмече-
на точка E так, что DC = DE. Найдите больший угол параллелограмма ABCD,
если
∠
DEC = 53°. Ответ дайте в градусах.
Задача 2.
В равнобедренной трапеции известны высота, мень-
шее основание и угол при основании. Найдите большее
основание.
Задача 3 (если позволит время).
Сторона ромба равна 34, а острый угол равен 60° . Высо-
та ромба, опущенная из вершины тупого угла, делит сторону
на два отрезка. Каковы длины этих отрезков?
Перечислите эти длины в ответе без пробелов в порядке возрастания.
3
Каждую задачу решает один ученик у доски, если задача решена
верно, прибавляют себе 1 балл. Каждый, кто решил правильно в
тетради раньше, тоже получают 1 балл.
5.
Рефлексия. Информация о домашнем задании.
Цель
деятельности
Работа в системе тестирования Mimio Vote (6')
Подвести итоги
урока.
Подсчитать
количество
заработанных
баллов,
выставить
предварительны
е оценки.
Выбрать из приведенных высказываний верные.
1.
Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны,
называется трапецией. Да
2.
Трапеция, у которой один из углов равен 90 градусов, называется
равнобедренной. Нет
3.
Любой ромб является параллелограммом. Да
4.
У прямоугольника все углы – прямые Да
5.
У трапеции стороны попарно параллельны Нет
6.
Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны Да
7.
У ромба все стороны равны Да
8.
Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 540 градусов. Нет
9.
Диагонали прямоугольника равны. Да
10.
Периметр – это произведение сторон. Нет.
Количество начисляемых баллов за задание:
5 – 90-100%
4 – 70-80%
3 – 50-60%
Итоговые оценки:
14-15 баллов – 5
11-13 баллов – 4
8-10 баллов - 3
4