Автор: Мамодолиева Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБСУСО МО «ДМИТРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ»
Населённый пункт: Дмитров
Наименование материала: Информационно-практико-ориентированный проект
Тема: «Русский художник – Илья Ефимович Репин»
Раздел: дополнительное образование
- РФ –
Московская область
Администрация Дмитровского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 18 «БРИГАНТИНА»
141840, Московская область, Дмитровский муниципальный район, городское поселение Яхрома,
г. Яхрома, ул. Бусалова, д. 21, тел: 22-5-26-00
«Принято» «Утверждено»
на заседании педагогического Совета Заведующий
МДОУ №18 «Бригантина» МДОУ №18 «Бригантина»
Протокол №_______ ______________М.Г. Комарова
«____»_______________20_______г. «____»_________20_______г.
Информационно-практико-ориентиро-
ванный проект
На тему: «Русский художник – Илья Ефимович Репин»
Продолжительность
Начало работы: 01.04.2017г
Окончание работы: 31.08.2017г.
г. Яхрома, 2017г
Паспорт проекта
Вид проекта - Информационно — практико - ориентированный
Продолжительность проекта средне - срочный (4 месяца)
Участники проекта -
дети подготовительной группы, воспитатели и старший
воспитатель.
Интеграция
образовательных
областей
-
Художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное, речевое развитие.
Актуальность
темы: У детей слабо развиты
творческие способности в
создании сюжетных композиций на занятиях изобразительной деятельности. В
дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но
мало
внимания
обращается
на
художественную
иллюстрацию.
Она
используется в основном как дидактический материал. Иллюстрация в книге -
это
первая
встреча
ребенка
с
миром
изобразительного
искусства,
она
обогащает
его
зрительное
восприятие,
способствует
пониманию
литературного
текста,
общему
и
эстетическому
развитию.
Иллюстрация
помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и
подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.
Книжная
иллюстрация
помогает
ребенку
в
познании
мира,
освоении
нравственных
ценностей,
эстетическом
развитии,
углубляет
восприятие
литературного
произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для
чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста,
формирует его представление о теме,
персонажах,
несет в себе высокие
художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях
добра и зла, правды и лжи.
Постановка проблемы. Особенность художника: сходство и различие.
Цели проекта: Познакомить детей с художником – И.Е.Репиным.
Задачи проекта - познакомить детей с художником И.Е.Репиным,
выразительными
средствами,
индивидуальной
манерой
передачи
образа;
с
графическими
изобразительными
материалами,
возможностями
их
использования в собственной деятельности;
- формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художника;
эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость
на художественные произведения;
2
-развивать
творческую
активность
в
создании
собственных
сюжетных
композиций;
- воспитывать внимательное
и бережное отношение к книге,
желание постоянно общаться с ней;
-привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Предполагаемый результат
- у детей повысится интерес к творчеству художников;
-сформируется первоначальное представление о средствах выразительности;
-развитие творческих способностей в создании сюжетных композиций.
Предварительная работа
Подбор
иллюстраций
к
детским
книгам
и
рассматривание,
чтение
сказок,
потешек и т.п.
Работа воспитателя
1.
Экскурсия
в
библиотеку.
Знакомство
с
отделами
библиотеки,
книжно
–
иллюстрированными выставками, выставками работ художников (в том числе
акцент на произведения И.Е Репина).
2. Беседа о книгах: «Какие бывают книги». Познакомить с книгой, рассмотреть
из чего она состоит (обложка, титульный лист, страницы, текст, иллюстрации).
Знакомство с творчеством художника – И.Е.Репина.
3. Рассматривание картин И. Е.Репина.
4. Художественное творчество (лепка).
5. Викторина: «Художник» (по иллюстрации назвать произведение художника).
6. Консультация для родителей: «Художник, живописец, мастер портретов, ис-
торических и бытовых сцен», «Развитие творческих способностей старших
дошкольников».
Роль родителей в реализации проекта.
Участие
в
конкурсах
детского
творчества.
Помощь
в
организации
детских
выставок.
Продукт проектной деятельности
- Портрет И.Е.Репина в багетной рамке (для оформления ИЗО студии);
- Презентация «И.Е.Репин»;
- Викторина «Художники детям»;
- Изготовление альбома «Книга сказок» своими руками (со старшими детьми);
- «Посещение библиотеки по теме «Художники для детей»;
- Изготовление книжек-малышек по сказкам для младших групп.
3
- Сбор книг для библиотеки МДОУ № 18 «Бригантина» с иллюстрациями И.Е.
Репина
- Д/И «Узнай сказку»
-
интегрированное
занятие
в
подготовительной
группе
«Знакомство
с
художником И.Е.Репиным».
Автор составитель проекта
Воспитатель Мамодолиева Н.С. МДОУ № 18 «Бригантина».
Репин, Илья Ефимович
4
Илья Ефимович Репин (1844—1930) — русский художник, живописец,
мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор
ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое»
.
Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894
—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно
преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б.
М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остро-
умова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.
В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В
Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским,
который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского.
Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за
картину «Иов и его друзья».
Художник Репин биография:
Илья Ефимович Репин –
русский художник родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве. На-
чинал в мастерской иконописца Бунакова. Талант Репина проявился
довольно рано и вскоре он уже занимался росписью церквей. На полу-
ченные деньги от этих работ, он отправился в Санкт-Петербург, что бы
заняться обучением живописи профессионально. Здесь он поступает в
художественную школу имени Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского.
Репин запомнился тамошним учителям своей постоянной самокрити-
кой. Художнику казалось, что у него всё получается плохо и над свои-
ми картинами он трудился больше остальных, что приводило к небыва-
лым результатам. Вскоре никто из его соучеников не мог сравниться с
ним в искусстве владения кистью.
5
Илья Репин был очень чувствителен к происходящему в обществе – это
часто отражалось в его картинах. Художник общался с молодёжью, ко-
торая была настроена крайне демократически и был увлечён идеями
Чернышевского. Репин был товарищем ещё одного великого художни-
ка Крамского. Вместе они работали и занимались общественной дея-
тельностью. Вместе же они примкнули к передвижным выставкам,
когда вышли из Академии Художеств за расхождение во мнениях.
Бурлаки на Волге, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану,
Садко – все эти произведения были написаны великим художником.
Его часто упрекали в непостоянстве. Сегодня он пишет картину по биб-
лейским сюжетам, завтра какой-нибудь психологический этюд либо
портрет. Всё его в творчество непоследовательно, подчиняется только
внезапному порыву Ильи Ефимовича. Сам же творец говорил, что он
любит разнообразие.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В этот
период он нарисовал картину “Крестный ход в Курской губернии”, кото-
рую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Репи-
на привлекала тема революционно-настроенной России. Одной из са-
мых значительных полотен на эту тему является “Не ждали”. Здесь
изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Каждый персо-
наж переживает что-то своё. На передвижных выставках к этой карти-
не было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился на-
род. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на “Бур-
лаках”, а пошёл дальше.
Высочайшего пика в своём творчестве Репин достиг с созданием кар-
тины “Иван Грозный и сын его Иван”. На этой картине Царь Иван
Грозный, вдруг понимающий, какой ужасный поступок он совершил,
убив своего сына. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” – во-
все не выдуманный сюжет для картины. Эту историю он услышал от
украинского историка, который поведал ему о том, как смело и дерзко
ответили запорожцы турецкому султану, который потребовал от них
покорности.
В 1894 году Илья Репин занимает место профессора в Академии худо-
жеств. Настал очень сложный период в его жизни. Перестала действо-
вать правая рука и ему пришлось учиться писать левой. В 1907 году Ре-
пин ушёл из Академии и переехал жить на дачу в Пенаты, что в Фин-
ляндии к своей жене Наталье Нордман. Умер великий живописец в
1930 году.
6
Академия Художеств в Петербурге
.
«Иов и его друзья» 1869
7
Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов
и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владими-
ра Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873
году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих бар-
жу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.
«Бурлаки на Волге»1873
8
В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» по-
лучил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Ита-
лии и Франции, где завершил художественное образование.
9
«Воскрешение дочери Иаира»
С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера
Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отри-
цательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и ска-
зочного «Садко»
.
«Парижское кафе»
10
«Садко»
11
Садко — русский былинный герой
,
сохраняющий мифологические чер-
ты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ САДКО, вос-
ходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года худож-
ник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается от-
туда в Москву. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ
украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским
казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел,
дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого
послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоян-
но возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Она была закончена только в 1891 году.
12
“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”
В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным чле-
ном Товарищества передвижных художественных выставок, к которо-
му он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы
живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Пра-
вительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в
Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его
сын Иван» (1885).
«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)
13
14
«Крестный ход в Курской губернии» (1883)
«Не ждали» (1884)
15
«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)
16
17
В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Това-
рищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось,
что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов,
особенно молодых.
В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), пор-
треты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А.
Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С.
Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы
Икскуль и многих других.
«Дуэль»,
18
“Портрет Льва Толстого”
19
«Афанасий Фет»
20
«Портрет Д. И. Менделеева»
21
«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»
22
«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»
23
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать
торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего
юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжествен-
ное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903,
ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И.
С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете
изображено более восьмидесяти человек — сановников Государствен-
ного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К карти-
не Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала
действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.
24
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901
года
В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней
в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл
последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской
революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.
Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похо-
ронен в своем любимом саду рядом с домом.
25
Художник Репин картины:
Бурлаки, идущие в брод
Бурлаки на Волге
26
Горбун
27
Иван Грозный и его сын Иван
28
Крестный ход в Курской губернии
Михаил Иванович Глинка
29
На солнце
30
Не ждали
31
Нищая девочка рыбачка
32
Николай Мирликийский спасает от смертной казни трёх невинно осу-
ждённых
.
33
Осенний букет. Портрет Веры Ильиничной Репиной
34
Отдых
.
35
Отказ от исповеди перед казнью
.
36
Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского
.
37
Портрет Нади Репиной, дочери художника
.
38
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
.
39
Портрет Третьякова
.
40
Проводы новобранца
.
Вечеринка
41
Яблоки и листья
42
Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану
Лев Николаевич Толстой в лесу
43
Интегрированное занятие в подготовительной группе
"
Знакомство
с
профессией
художника
"
Тема
: "
Знакомство
с
профессией
художника
".
Образовательные
области
: «
Познавательное
развитие
», «
Ху
-
дожественно
-
эстетическое
развитие
», «
Речевое
развитие
»
Программное
содержание
:
познакомить
детей
с
профессией
и
творчеством
художни
-
ка
,
жанрами
изобразительного
искусства
;
активизировать
познавательную
активность
;
формировать
у
детей
положительное
эмоциональное
от
-
ношение
к
изобразительной
деятельности
;
развивать
мелкую
и
общую
моторику
;
побуждать
использовать
разнообразные
средства
выра
-
зительности
;
воспитывать
у
детей
уважение
к
труду
художника
;
развивать
связную
речь
детей
Оборудование
и
демонстрационный
материал
:
Репродук
-
ции
картин
известных
художников
:
И
.
Левитан
“
Золотая
осень
”,
Ф
.
П
.
Толстой
“
Букет
цветов
,
бабочка
и
птичка
”,
И
.
И
.
Шишкин
“
Перед
грозой
”,
И
.
Е
.
Репин
“
Автопор
-
трет
”;
иллюстрации
с
изображением
профессий
искусства
;
записи
классической
музыки
;
листы
бумаги
,
простые
и
цветные
каран
-
даши
,
цветные
мелки
,
краска
гуашь
,
палитры
.
Интерактивная
доска
.
Предварительная
работа
:
экскурсия
в
выставочный
зал
или
в
картинную
галерею
,
беседа
о
жанрах
изобразительного
искус
-
ства
,
рассматривание
иллюстраций
известных
художников
.
Словарь
:
набросок
,
реставратор
,
театральный
художник
,
скульпторы
,
архитекторы
,
графики
,
пейзаж
,
портрет
,
натюр
-
морт
.
Ход
занятия
:
Воспитатель
:
У
меня
есть
карандаш
,
разноцветная
гуашь
,
Акварель
,
палитра
,
кисть
И
бумаги
плотный
лист
,
44
А
еще
–
мольберт
-
треножник
,
Потому
что
я
… (
художник
).
Воспитатель
:
Правильно
,
ребята
,
это
загадка
про
художника
,
мо
-
лодцы
!
Мы
с
вами
побывали
в
выставочном
зале
.
Рассмотрели
живо
-
писные
,
графические
и
скульптурные
работы
,
а
также
произведения
декоративно
–
прикладного
искусства
.
Мы
узнали
,
что
профессии
искусства
бывают
разные
(
живописцы
,
скульпторы
,
архитекторы
,
графики
).
Воспитатель
:
Кто
же
такой
художник
?
Ответы
детей
(
человек
,
который
занимается
изобразительным
искусством
,
создаёт
картины
,
художественные
произведения
).
Воспитатель
:
Изобразительное
искусство
появилось
в
давние
време
-
на
,
ещё
древние
люди
украшали
стены
своих
пещер
росписями
с
изображением
животных
,
людей
.
Художник
обладает
талантом
изоб
-
ражать
разнообразный
мир
в
своих
произведениях
.
Он
может
пока
-
зать
события
далёкого
прошлого
,
изобразить
героев
сказок
и
рома
-
нов
,
передать
в
красках
изображение
человека
,
его
черты
лица
,
его
настроение
,
характер
.
Чтобы
написать
картину
художнику
нужно
со
-
брать
материал
,
представить
себе
картину
,
сделать
множество
на
-
бросков
.
Художником
может
стать
только
тот
,
кто
хорошо
рисует
,
по
-
тому
,
что
рисунок
–
это
основа
любого
изображения
.
Профессия
ху
-
дожника
имеет
много
разновидностей
:
живописец
любит
рисовать
пейзажи
–
это
любимые
уголки
природы
,
разные
времена
года
.
Пор
-
третист
рисует
лицо
человека
или
во
весь
рост
,
передаёт
черты
лица
человека
,
его
характер
.
Реставратор
–
это
человек
,
который
обнов
-
ляет
старые
или
испорченные
предметы
старины
,
картины
.
При
по
-
мощи
этих
людей
мы
можем
увидеть
картины
,
которые
были
нарисо
-
ваны
несколько
столетий
назад
.
Театральный
художник
.
Без
его
ра
-
боты
не
проходит
не
одно
представление
в
театре
.
Только
он
умеет
и
знает
,
как
оформить
сцену
.
Увидев
сцену
,
мы
с
вами
понимаем
,
в
ка
-
кое
время
года
,
внутри
здания
или
на
улице
идёт
действие
.
Худож
-
ник
по
костюмам
придумывает
новые
модели
разнообразных
и
кра
-
сивых
костюмов
.
Художник
-
мультипликатор
для
создания
новых
мультфильмов
рисует
интересную
историю
на
бумаге
.
При
помощи
этих
людей
мы
на
экранах
телевизоров
видим
очень
много
сказок
.
(
демонстрация
иллюстраций
на
интерактивной
доске
).
Воспитатель
:
Итак
,
мы
с
вами
узнали
,
как
на
протяжении
многих
сто
-
летий
художники
изображали
в
своих
картинах
окружающий
их
мир
,
всю
его
многообразную
природу
,
животных
,
предметы
,
человека
и
его
жизнь
.
Отсюда
возникло
деление
картин
по
жанрам
.
45
Воспитатель
:
Картины
,
изображающие
природу
,
называли
жанром
пейзажа
;
Изображение
красивых
вещей
и
предметов
–
жанром
на
-
тюрморта
;
Рисование
человека
–
жанр
портрета
;
а
изображение
жи
-
вотных
–
жанром
анималистки
.
Ребята
,
а
где
хранят
свои
работы
художники
? (
Ответы
де
-
тей
)
Воспитатель
:
Правильно
,
некоторые
произведения
художников
хра
-
нятся
в
музеях
и
картинных
галереях
.
Ребята
как
вы
думаете
,
какими
качествами
должен
обла
-
дать
художник
,
чтобы
нарисовать
картину
? (
Ответы
детей
)
Воспитатель
:
Правильно
,
художник
должен
быть
аккуратным
,
усид
-
чивым
,
терпеливым
,
наблюдательным
,
творческим
.
Рассматривание
репродукций
картин
(
на
интерактивной
дос
-
ке
):
И
.
Левитан
“
Золотая
осень
”;
Ф
.
П
.
Толстой
“
Букет
цветов
,
бабочка
и
птичка
”;
И
.
И
.
Шишкин
“
Перед
грозой
”;
И
.
Е
.
Репин
“
Автопортрет
”.
Воспитатель
:
Ребята
,
чтобы
художниками
быть
,
надо
чтобы
мы
были
здоровыми
и
наши
руки
никогда
не
уставали
,
в
этом
нам
поможет
Физминутка
“
Юные
волшебники
”.
Раз
–
подняться
,
потянуться
.
Два
–
согнуться
,
разогнуться
.
Три
–
в
ладоши
три
хлопка
,
Головою
три
кивка
.
На
четыре
руки
шире
.
Пять
-
руками
помахать
.
Шесть
–
на
место
тихо
сесть
.
Будем
дружно
рисовать
,
И
картины
создавать
.
Воспитатель
:
Ребята
,
а
теперь
послушайте
загадки
и
если
вы
угадае
-
те
,
мы
узнаем
,
какими
инструментами
пользуются
юные
художники
.
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканому холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть)
46
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (Карандаш)
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (Палитры).
Воспитатель предлагает детям представить, что они – художники и
написать свою картину для выставочного зала детского сада.
Итог:
Воспитатель
:
Ребята
что
нового
вы
узнали
сегодня
?
Что
вам
больше
всего
понравилось
?
Дети
делятся
своими
впечатлениями
.
Оформляют
выставку
работ
.
47