Напоминание

«Русский художник – Илья Ефимович Репин»


Автор: Мамодолиева Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБСУСО МО «ДМИТРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ»
Населённый пункт: Дмитров
Наименование материала: Информационно-практико-ориентированный проект
Тема: «Русский художник – Илья Ефимович Репин»
Раздел: дополнительное образование





Назад




- РФ –

Московская область

Администрация Дмитровского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 18 «БРИГАНТИНА»

141840, Московская область, Дмитровский муниципальный район, городское поселение Яхрома,

г. Яхрома, ул. Бусалова, д. 21, тел: 22-5-26-00

«Принято» «Утверждено»

на заседании педагогического Совета Заведующий

МДОУ №18 «Бригантина» МДОУ №18 «Бригантина»

Протокол №_______ ______________М.Г. Комарова

«____»_______________20_______г. «____»_________20_______г.

Информационно-практико-ориентиро-

ванный проект

На тему: «Русский художник – Илья Ефимович Репин»

Продолжительность

Начало работы: 01.04.2017г

Окончание работы: 31.08.2017г.

г. Яхрома, 2017г

Паспорт проекта

Вид проекта - Информационно — практико - ориентированный

Продолжительность проекта средне - срочный (4 месяца)

Участники проекта -

дети подготовительной группы, воспитатели и старший

воспитатель.

Интеграция

образовательных

областей

-

Художественно-эстетическое,

социально-коммуникативное, речевое развитие.

Актуальность

темы: У детей слабо развиты

творческие способности в

создании сюжетных композиций на занятиях изобразительной деятельности. В

дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но

мало

внимания

обращается

на

художественную

иллюстрацию.

Она

используется в основном как дидактический материал. Иллюстрация в книге -

это

первая

встреча

ребенка

с

миром

изобразительного

искусства,

она

обогащает

его

зрительное

восприятие,

способствует

пониманию

литературного

текста,

общему

и

эстетическому

развитию.

Иллюстрация

помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и

подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.

Книжная

иллюстрация

помогает

ребенку

в

познании

мира,

освоении

нравственных

ценностей,

эстетическом

развитии,

углубляет

восприятие

литературного

произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для

чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста,

формирует его представление о теме,

персонажах,

несет в себе высокие

художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях

добра и зла, правды и лжи.

Постановка проблемы. Особенность художника: сходство и различие.

Цели проекта: Познакомить детей с художником – И.Е.Репиным.

Задачи проекта - познакомить детей с художником И.Е.Репиным,

выразительными

средствами,

индивидуальной

манерой

передачи

образа;

с

графическими

изобразительными

материалами,

возможностями

их

использования в собственной деятельности;

- формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художника;

эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость

на художественные произведения;

2

-развивать

творческую

активность

в

создании

собственных

сюжетных

композиций;

- воспитывать внимательное

и бережное отношение к книге,

желание постоянно общаться с ней;

-привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Предполагаемый результат

- у детей повысится интерес к творчеству художников;

-сформируется первоначальное представление о средствах выразительности;

-развитие творческих способностей в создании сюжетных композиций.

Предварительная работа

Подбор

иллюстраций

к

детским

книгам

и

рассматривание,

чтение

сказок,

потешек и т.п.

Работа воспитателя

1.

Экскурсия

в

библиотеку.

Знакомство

с

отделами

библиотеки,

книжно

иллюстрированными выставками, выставками работ художников (в том числе

акцент на произведения И.Е Репина).

2. Беседа о книгах: «Какие бывают книги». Познакомить с книгой, рассмотреть

из чего она состоит (обложка, титульный лист, страницы, текст, иллюстрации).

Знакомство с творчеством художника – И.Е.Репина.

3. Рассматривание картин И. Е.Репина.

4. Художественное творчество (лепка).

5. Викторина: «Художник» (по иллюстрации назвать произведение художника).

6. Консультация для родителей: «Художник, живописец, мастер портретов, ис-

торических и бытовых сцен», «Развитие творческих способностей старших

дошкольников».

Роль родителей в реализации проекта.

Участие

в

конкурсах

детского

творчества.

Помощь

в

организации

детских

выставок.

Продукт проектной деятельности

- Портрет И.Е.Репина в багетной рамке (для оформления ИЗО студии);

- Презентация «И.Е.Репин»;

- Викторина «Художники детям»;

- Изготовление альбома «Книга сказок» своими руками (со старшими детьми);

- «Посещение библиотеки по теме «Художники для детей»;

- Изготовление книжек-малышек по сказкам для младших групп.

3

- Сбор книг для библиотеки МДОУ № 18 «Бригантина» с иллюстрациями И.Е.

Репина

- Д/И «Узнай сказку»

-

интегрированное

занятие

в

подготовительной

группе

«Знакомство

с

художником И.Е.Репиным».

Автор составитель проекта

Воспитатель Мамодолиева Н.С. МДОУ № 18 «Бригантина».

Репин, Илья Ефимович

4

Илья Ефимович Репин (1844—1930) — русский художник, живописец,

мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор

ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое»

.

Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894

—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно

преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б.

М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остро-

умова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В

Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским,

который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского.

Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за

картину «Иов и его друзья».

Художник Репин биография:

Илья Ефимович Репин –

русский художник родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве. На-

чинал в мастерской иконописца Бунакова. Талант Репина проявился

довольно рано и вскоре он уже занимался росписью церквей. На полу-

ченные деньги от этих работ, он отправился в Санкт-Петербург, что бы

заняться обучением живописи профессионально. Здесь он поступает в

художественную школу имени Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского.

Репин запомнился тамошним учителям своей постоянной самокрити-

кой. Художнику казалось, что у него всё получается плохо и над свои-

ми картинами он трудился больше остальных, что приводило к небыва-

лым результатам. Вскоре никто из его соучеников не мог сравниться с

ним в искусстве владения кистью.

5

Илья Репин был очень чувствителен к происходящему в обществе – это

часто отражалось в его картинах. Художник общался с молодёжью, ко-

торая была настроена крайне демократически и был увлечён идеями

Чернышевского. Репин был товарищем ещё одного великого художни-

ка Крамского. Вместе они работали и занимались общественной дея-

тельностью. Вместе же они примкнули к передвижным выставкам,

когда вышли из Академии Художеств за расхождение во мнениях.

Бурлаки на Волге, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану,

Садко – все эти произведения были написаны великим художником.

Его часто упрекали в непостоянстве. Сегодня он пишет картину по биб-

лейским сюжетам, завтра какой-нибудь психологический этюд либо

портрет. Всё его в творчество непоследовательно, подчиняется только

внезапному порыву Ильи Ефимовича. Сам же творец говорил, что он

любит разнообразие.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В этот

период он нарисовал картину “Крестный ход в Курской губернии”, кото-

рую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Репи-

на привлекала тема революционно-настроенной России. Одной из са-

мых значительных полотен на эту тему является “Не ждали”. Здесь

изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Каждый персо-

наж переживает что-то своё. На передвижных выставках к этой карти-

не было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился на-

род. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на “Бур-

лаках”, а пошёл дальше.

Высочайшего пика в своём творчестве Репин достиг с созданием кар-

тины “Иван Грозный и сын его Иван”. На этой картине Царь Иван

Грозный, вдруг понимающий, какой ужасный поступок он совершил,

убив своего сына. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” – во-

все не выдуманный сюжет для картины. Эту историю он услышал от

украинского историка, который поведал ему о том, как смело и дерзко

ответили запорожцы турецкому султану, который потребовал от них

покорности.

В 1894 году Илья Репин занимает место профессора в Академии худо-

жеств. Настал очень сложный период в его жизни. Перестала действо-

вать правая рука и ему пришлось учиться писать левой. В 1907 году Ре-

пин ушёл из Академии и переехал жить на дачу в Пенаты, что в Фин-

ляндии к своей жене Наталье Нордман. Умер великий живописец в

1930 году.

6

Академия Художеств в Петербурге

.

«Иов и его друзья» 1869

7

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов

и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владими-

ра Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873

году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих бар-

жу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873

8

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» по-

лучил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Ита-

лии и Франции, где завершил художественное образование.

9

«Воскрешение дочери Иаира»

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера

Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отри-

цательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и ска-

зочного «Садко»

.

«Парижское кафе»

10

«Садко»

11

Садко — русский былинный герой

,

сохраняющий мифологические чер-

ты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ САДКО, вос-

ходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года худож-

ник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается от-

туда в Москву. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ

украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским

казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел,

дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого

послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоян-

но возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Она была закончена только в 1891 году.

12

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным чле-

ном Товарищества передвижных художественных выставок, к которо-

му он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы

живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Пра-

вительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в

Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его

сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

13

14

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)

«Не ждали» (1884)

15

«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)

16

17

В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Това-

рищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось,

что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов,

особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), пор-

треты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А.

Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С.

Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы

Икскуль и многих других.

«Дуэль»,

18

“Портрет Льва Толстого”

19

«Афанасий Фет»

20

«Портрет Д. И. Менделеева»

21

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

22

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

23

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать

торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего

юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжествен-

ное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903,

ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И.

С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете

изображено более восьмидесяти человек — сановников Государствен-

ного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К карти-

не Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала

действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

24

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901

года

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней

в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл

последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской

революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похо-

ронен в своем любимом саду рядом с домом.

25

Художник Репин картины:

Бурлаки, идущие в брод

Бурлаки на Волге

26

Горбун

27

Иван Грозный и его сын Иван

28

Крестный ход в Курской губернии

Михаил Иванович Глинка

29

На солнце

30

Не ждали

31

Нищая девочка рыбачка

32

Николай Мирликийский спасает от смертной казни трёх невинно осу-

ждённых

.

33

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничной Репиной

34

Отдых

.

35

Отказ от исповеди перед казнью

.

36

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

.

37

Портрет Нади Репиной, дочери художника

.

38

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

.

39

Портрет Третьякова

.

40

Проводы новобранца

.

Вечеринка

41

Яблоки и листья

42

Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану

Лев Николаевич Толстой в лесу

43

Интегрированное занятие в подготовительной группе

"

Знакомство

с

профессией

художника

"

Тема

: "

Знакомство

с

профессией

художника

".

Образовательные

области

: «

Познавательное

развитие

», «

Ху

-

дожественно

-

эстетическое

развитие

», «

Речевое

развитие

»

Программное

содержание

:

познакомить

детей

с

профессией

и

творчеством

художни

-

ка

,

жанрами

изобразительного

искусства

;

активизировать

познавательную

активность

;

формировать

у

детей

положительное

эмоциональное

от

-

ношение

к

изобразительной

деятельности

;

развивать

мелкую

и

общую

моторику

;

побуждать

использовать

разнообразные

средства

выра

-

зительности

;

воспитывать

у

детей

уважение

к

труду

художника

;

развивать

связную

речь

детей

Оборудование

и

демонстрационный

материал

:

Репродук

-

ции

картин

известных

художников

:

И

.

Левитан

Золотая

осень

”,

Ф

.

П

.

Толстой

Букет

цветов

,

бабочка

и

птичка

”,

И

.

И

.

Шишкин

Перед

грозой

”,

И

.

Е

.

Репин

Автопор

-

трет

”;

иллюстрации

с

изображением

профессий

искусства

;

записи

классической

музыки

;

листы

бумаги

,

простые

и

цветные

каран

-

даши

,

цветные

мелки

,

краска

гуашь

,

палитры

.

Интерактивная

доска

.

Предварительная

работа

:

экскурсия

в

выставочный

зал

или

в

картинную

галерею

,

беседа

о

жанрах

изобразительного

искус

-

ства

,

рассматривание

иллюстраций

известных

художников

.

Словарь

:

набросок

,

реставратор

,

театральный

художник

,

скульпторы

,

архитекторы

,

графики

,

пейзаж

,

портрет

,

натюр

-

морт

.

Ход

занятия

:

Воспитатель

:

У

меня

есть

карандаш

,

разноцветная

гуашь

,

Акварель

,

палитра

,

кисть

И

бумаги

плотный

лист

,

44

А

еще

мольберт

-

треножник

,

Потому

что

я

… (

художник

).

Воспитатель

:

Правильно

,

ребята

,

это

загадка

про

художника

,

мо

-

лодцы

!

Мы

с

вами

побывали

в

выставочном

зале

.

Рассмотрели

живо

-

писные

,

графические

и

скульптурные

работы

,

а

также

произведения

декоративно

прикладного

искусства

.

Мы

узнали

,

что

профессии

искусства

бывают

разные

(

живописцы

,

скульпторы

,

архитекторы

,

графики

).

Воспитатель

:

Кто

же

такой

художник

?

Ответы

детей

(

человек

,

который

занимается

изобразительным

искусством

,

создаёт

картины

,

художественные

произведения

).

Воспитатель

:

Изобразительное

искусство

появилось

в

давние

време

-

на

,

ещё

древние

люди

украшали

стены

своих

пещер

росписями

с

изображением

животных

,

людей

.

Художник

обладает

талантом

изоб

-

ражать

разнообразный

мир

в

своих

произведениях

.

Он

может

пока

-

зать

события

далёкого

прошлого

,

изобразить

героев

сказок

и

рома

-

нов

,

передать

в

красках

изображение

человека

,

его

черты

лица

,

его

настроение

,

характер

.

Чтобы

написать

картину

художнику

нужно

со

-

брать

материал

,

представить

себе

картину

,

сделать

множество

на

-

бросков

.

Художником

может

стать

только

тот

,

кто

хорошо

рисует

,

по

-

тому

,

что

рисунок

это

основа

любого

изображения

.

Профессия

ху

-

дожника

имеет

много

разновидностей

:

живописец

любит

рисовать

пейзажи

это

любимые

уголки

природы

,

разные

времена

года

.

Пор

-

третист

рисует

лицо

человека

или

во

весь

рост

,

передаёт

черты

лица

человека

,

его

характер

.

Реставратор

это

человек

,

который

обнов

-

ляет

старые

или

испорченные

предметы

старины

,

картины

.

При

по

-

мощи

этих

людей

мы

можем

увидеть

картины

,

которые

были

нарисо

-

ваны

несколько

столетий

назад

.

Театральный

художник

.

Без

его

ра

-

боты

не

проходит

не

одно

представление

в

театре

.

Только

он

умеет

и

знает

,

как

оформить

сцену

.

Увидев

сцену

,

мы

с

вами

понимаем

,

в

ка

-

кое

время

года

,

внутри

здания

или

на

улице

идёт

действие

.

Худож

-

ник

по

костюмам

придумывает

новые

модели

разнообразных

и

кра

-

сивых

костюмов

.

Художник

-

мультипликатор

для

создания

новых

мультфильмов

рисует

интересную

историю

на

бумаге

.

При

помощи

этих

людей

мы

на

экранах

телевизоров

видим

очень

много

сказок

.

(

демонстрация

иллюстраций

на

интерактивной

доске

).

Воспитатель

:

Итак

,

мы

с

вами

узнали

,

как

на

протяжении

многих

сто

-

летий

художники

изображали

в

своих

картинах

окружающий

их

мир

,

всю

его

многообразную

природу

,

животных

,

предметы

,

человека

и

его

жизнь

.

Отсюда

возникло

деление

картин

по

жанрам

.

45

Воспитатель

:

Картины

,

изображающие

природу

,

называли

жанром

пейзажа

;

Изображение

красивых

вещей

и

предметов

жанром

на

-

тюрморта

;

Рисование

человека

жанр

портрета

;

а

изображение

жи

-

вотных

жанром

анималистки

.

Ребята

,

а

где

хранят

свои

работы

художники

? (

Ответы

де

-

тей

)

Воспитатель

:

Правильно

,

некоторые

произведения

художников

хра

-

нятся

в

музеях

и

картинных

галереях

.

Ребята

как

вы

думаете

,

какими

качествами

должен

обла

-

дать

художник

,

чтобы

нарисовать

картину

? (

Ответы

детей

)

Воспитатель

:

Правильно

,

художник

должен

быть

аккуратным

,

усид

-

чивым

,

терпеливым

,

наблюдательным

,

творческим

.

Рассматривание

репродукций

картин

(

на

интерактивной

дос

-

ке

):

И

.

Левитан

Золотая

осень

”;

Ф

.

П

.

Толстой

Букет

цветов

,

бабочка

и

птичка

”;

И

.

И

.

Шишкин

Перед

грозой

”;

И

.

Е

.

Репин

Автопортрет

”.

Воспитатель

:

Ребята

,

чтобы

художниками

быть

,

надо

чтобы

мы

были

здоровыми

и

наши

руки

никогда

не

уставали

,

в

этом

нам

поможет

Физминутка

Юные

волшебники

”.

Раз

подняться

,

потянуться

.

Два

согнуться

,

разогнуться

.

Три

в

ладоши

три

хлопка

,

Головою

три

кивка

.

На

четыре

руки

шире

.

Пять

-

руками

помахать

.

Шесть

на

место

тихо

сесть

.

Будем

дружно

рисовать

,

И

картины

создавать

.

Воспитатель

:

Ребята

,

а

теперь

послушайте

загадки

и

если

вы

угадае

-

те

,

мы

узнаем

,

какими

инструментами

пользуются

юные

художники

.

Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираюсь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я? (Кисть)

46

Вот тебе помощник деревянный.

Должен быть он острым постоянно.

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж

Быстро нарисует… (Карандаш)

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны… (Палитры).

Воспитатель предлагает детям представить, что они – художники и

написать свою картину для выставочного зала детского сада.

Итог:

Воспитатель

:

Ребята

что

нового

вы

узнали

сегодня

?

Что

вам

больше

всего

понравилось

?

Дети

делятся

своими

впечатлениями

.

Оформляют

выставку

работ

.

47



В раздел образования