Автор: Мамодолиева Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБСУСО МО «ДМИТРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ»
Населённый пункт: Дмитров
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста
Тема: «Маленький пешеход»
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания Московской области
«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими
недостатками»
«Маленький пешеход»
дополнительная образовательная программа для
детей старшего дошкольного возраста
Направленность: Социально-педагогическая
Вид деятельности: ПДД
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 5-7 лет
Программу составила воспитатель:
Мамодолиева Наталья Сергеевна
г. Дмитров, 2018 г.
Пояснительная записка.
Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста
разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в РФ», Приказа Министерства образования и науки РФ от 29
августа
2013
г.
№
1008
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
По становления
Гл а в н о го
государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного
образования
детей»;
Письма
Минобрнауки
РФ
от
11.12.2006
№
06-1844
«О
примерных
требованиях
к
программам
дополнительного образования обучающихся»,
муниципальных правовых
а к т о в ; Федеральной
целевой
программы
«Повышение
безопасности
дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства
Российской
Федерации
«О
внесении
изменений
в
Федеральную
целевую
программу» от 11 октября 2016 г. № 1031), Федерального закона РФ «О
безопасности дорожного движения» (с поправками).
Программа имеет социально-педагогическую направленность и
ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности
обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами,
формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни,
устройстве общества, создание условий
для
развития коммуникативной,
социально-успешной
личности,
расширение
«социальной
практики»,
воспитание социальной компетентности
(сфера деятельности «человек -
общество», «человек – человек»), формирование педагогических навыков.
Срок реализации данной программы один год. Занятия проходят один
раз в неделю. Длительность занятий один академический час (30 минут).
Общее количество часов за год: 36 часов. Возраст детей: 5 – 7 лет.
Программа
предполагает
групповые
занятия
и
проведение
массовых
мероприятий.
По
результатам
статистики,
ежегодно
на
дорогах
нашей
страны
совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием
детей
и
подростков.
Именно
поэтому
дорожно-транспортный
травматизм
остаётся
приоритетной
проблемой
общества,
требующей
решения
при
всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Программа
«Маленький
пешеход» разработана для того, чтобы дети могли легко ориентироваться в
ближайшем пространственном окружении, умели наблюдать и правильно
оценивать дорожные ситуации, владели навыками безопасного поведения в
этих ситуациях.
Программа состоит из трёх «Я»:
«Я – пешеход»;
«Я – пассажир»;
«Я – водитель» (детских транспортных средств).
Цель программы: привить навыки правильного поведения на улицах, во
дворе и в транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного
движения.
Задачи:
воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
развивать
у
дошкольников
умение
ориентироваться
в
дорожно-
транспортной ситуации;
формировать
у
дошкольников
устойчивые
навыки
соблюдения
и
выполнения правил дорожного движения (ПДД).
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода:
учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического
и физического развития.
2. Принцип возрастной безопасности:
формирование, развитие и совершенствование восприятия опасной дорожной
среды, показ конкретных безопасных действий выхода из опасной ситуации.
3. Принцип социальной безопасности:
понимание того, что все живут в обществе, где надо соблюдать определенные
нормы и правила поведения, соблюдение которых на дорогах контролирует
ГИБДД.
4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания:
осознание
детьми
правил
безопасного
поведения.
Для
подкрепления
самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Работа
программы
«Маленький
пешеход»
основывается
на
различных видах деятельности:
обучение теоретическим знаниям по ПДД;
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий
по ПДД);
практическая отработка координации движений, двигательных умений
и
навыков
безопасного
поведения
на
улицах,
дорогах
и
в
транспорте
с
использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые с правилами,
дидактические и др.) и специальных упражнений.
Основные методы, используемые для реализации программы:
в
обучении
-
практический
(различные
упражнения
с
моделями,
с
игровым
материалом
транспортных
средств,
изготовление
макетов);
наглядный
(изучение
правил
на
макетах,
наблюдение
за
движением
транспорта
и
пешеходов,
демонстрация
дорожных
знаков,
технических
средств); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ
(просмотр, обучение).
в
воспитании
–
методы
формирования
сознания
личности,
направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая
беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта
общественного
поведения
(воспитывающая
ситуация,
приучение,
упражнения,
дорожные
ловушки);
методы
стимулирования
поведения
и
деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Ожидаемый результат.
Воспитанники должны знать:
правила
дорожного
движения:
основные
термины
и
понятия,
все
элементы
дорог,
обязанности
пешеходов
и
пассажиров,
правила
перехода
железнодорожных
переездов,
предупредительные
сигналы,
подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения,
дорожные знаки;
правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира
на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Воспитанники должны уметь:
свободно ориентироваться на территории вокруг детского дома-
интерната;
уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города;
оценивать дорожную обстановку;
соблюдать
правила
дорожного
движения
в
качестве
пешехода,
пассажира, водителя детских транспортных средств.
Учебно - тематический план программы «Маленький пешеход».
№
Разделы, темы
Теория
Практика
Общее
кол-во
часов
1.
Введение
0,5
0,5
1
1.1.
Участники дорожного движения.
0.5
0,5
1
2.
Я – пешеход.
12
12
24
2.1.
Улица и дорога.
3
3
6
2.2.
Виды пешеходных переходов.
2
2
4
2.3.
Светофор и его сигналы.
2
2
4
2.4.
Дорога. Правила перехода дороги.
2
2
4
2.5.
Дорожные знаки.
3
3
6
3.
Я – пассажир.
3
3
6
3.1.
Виды транспорта.
1
1
2
3.2.
Маршрутные транспортные
средства.
1
1
2
3.3.
Безопасность пассажиров.
1
1
2
4.
Я – водитель.
1
3
4
4.2.
Фигурное вождение велосипеда.
1
3
4
5.
Обобщающее занятие.
0,5
0,5
1
5.1.
Обобщающее занятие.
0,5
0,5
1
ИТОГО
17
19
36
План мероприятий программы «Маленький пешеход».
Мероприятия учебного и воспитательно-развивающего характера:
№
Дата
Мероприятие
1.
Сентябрь
Игры по ПДД.
2.
Октябрь
Мероприятие «Засветись!».
3.
Март
Квест-игра по ПДД.
4.
Май
Конкурсная
программа: «Мы
знаем
правила
дорожного
движения».
5.
Май
Праздничное занятие «В стране дорожных знаков».
План работы с родителями:
- доведение
до
родителей
информации о занятиях: дни и время
занятий;
- проведение бесед и консультаций с родителями (по необходимости).
Личный творческий план педагога.
Содержание методической работы:
- разработка и коррекция образовательной программы;
- участие в педагогических советах, методобъединениях.
Используемая литература и интернет ресурсы:
1.
Авдеева
Н.Н.,
Князева
О.Л.,
Стёркина
Р.Б.
Безопасность.
Учебное
пособие
по
основам
безопасности
жизнедеятельности
детей
старшего
дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
2.
Гарнышева
Т.П.
Как
научить
детей
ПДД?
Планирование
занятий,
конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
3.
Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А.,
Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
4.
Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы.
– М.: ООО София, 2008.
5.
Поддубная
Л.
Б.
Правила
дорожного
движения.
Старшая
и
подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
6.
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
7.
Старцева
О.
Ю.
Школа
дорожных
наук:
профилактика
детского
дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
8.
Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного
движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу» от
11 октября 2016 г. № 1031);
9.
Федеральный
закон
РФ
«О
безопасности
дорожного
движения»
(с
поправками);
10.
Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2008.
Календарно-тематический план программы «Маленький
пешеход».
№
Тема
Дата
Часы
Содержание занятий
Материально-
техническое
обеспечение
Введение – 1 ч.
1.
Участники
дорожного
движения.
18.09.18
1
Теория:
у ч а с т н и к и
дорожного
движения:
пешеходы, пассажиры,
водители.
Практика:
и г р а
«Дорожные
превращения».
Игра
«Светофор».
Мультфильмы
« П Д Д
с о
смешариками».
«Я – пешеход» - 24 ч.
2.
Улица и дорога.
25.09.18
1
Теория:
у л и ц а
и
д о р о г а :
о б щ е е
и
отличия.
Практика:
и г р ы
н а
внимание и память.
Игра
«Лабиринт»,
«Что лишнее?»
3.
Улица и дорога.
02.10.18
1
Теория:
э л е м е н т ы
д о р о г и :
п р о е з ж а я
часть,
разделительная
ч а с т ь ,
о б о ч и н а ,
тротуар.
Практика:
и г р а
н а
внимание.
Игра
«Внимание»,
плакат
«Элементы
дороги», набор
магнитных
фигурок
пешеходов
и
транспортных
средств.
4.
Улица и дорога.
09.10.18
1
Теория:
э л е м е н т ы
д о р о г и :
п о л о с а
д в и ж е н и я ,
к ю в е т,
бордюр.
Практика:
и г р а - п а з л
«Сложи дорогу».
Игра-пазл
«Сложи
дорогу».
5.
Улица и дорога.
16.10.18
1
Теория:
п е ш е х о д ы .
Правила
дорожного
д в и ж е н и я
д л я
пешеходов.
Практика:
игра
«Я
–
пешеход».
Тематические
карточки
«Безопасность
на дороге»
6.
Улица и дорога.
23.10.18
1
Теория:
д о р о ж н ы е
ловушки
–
скрытые
опасности.
Практика: игра «Найди
Тематические
карточки «Дети
и
д о р о г а » .
Мультфильмы
опасность».
« П Д Д
с о
смешариками».
7.
Улица и дорога.
30.10.18
1
Теория:
опасности
на
дороге и во дворе.
Практика:
ориентирование
на
территории
детского
дома-интерната.
Тематический
уголок
«Безопасность
н а
д о р о г е :
сложные
ситуации».
Мультфильмы
« П Д Д
с о
смешариками».
8.
Виды
пешеходных
переходов.
06.11.18
1
Теория:
перекрёстки.
Виды
перекрёстков.
Переход перекрёстка.
Практика:
и г р а
«Пешеходный
переход».
Плакат
«Перекрёсток»,
набор
магнитных
фигурок
пешеходов
и
транспортных
средств.
9.
Виды
пешеходных
переходов.
13.11.18
1
Теория:
пешеходный
п е р е х о д .
В и д ы
пешеходных
переходов:
наземный,
подземный,
надземный.
Практика:
подвижные
игры по ПДД.
Конусы,
обручи.
10.
Виды
пешеходных
переходов.
20.11.18
1
Теория:
пешеходный
переход.
Нарушения
при переходе дороги.
Практика: упражнение
«Найди нарушителей».
Карточки
«Нарушители
ПДД».
11.
Виды
пешеходных
переходов.
27.11.18
1
Теория:
пешеходный
переход.
Дорожные
знаки,
связанные
с
пешеходным
переходом.
Практика:
изготовление
знака
«Пешеходный
переход».
Изображения
дорожных
знаков,
с вя з а н н ы е
с
пешеходным
переходом,
шпажки, скотч.
12.
Светофор
и
е го
сигналы.
04.12.18
1
Теория:
с в е т о ф о р .
Виды
с в е т о ф о р о в :
пешеходный,
транспортный.
Практика:
и г р а
«Светофор».
Мультфильмы
« П Д Д
с о
смешариками».
Макеты
светофоров.
13.
Светофор
и
е го
сигналы.
11.12.18
1
Теория:
с и г н а л ы
светофора.
Практика:
и г р а
«Сигналы светофора».
14.
Светофор
и
е го
сигналы.
18.12.18
1
Теория:
светофор
на
железной дороге.
Практика:
подвижные
игры по ПДД.
Конусы,
обручи.
15.
Светофор
и
е го
сигналы.
25.12.18
1
Т е о р и я : правила
перехода
дороги
на
регулируемом
перекрёстке.
Практика: выполнение
р и с у н к а
« М о й
светофор».
Ватман,
фломастеры.
16.
Дорога.
Правила
перехода дороги.
09.01.19
1
Теория:
п р а в и л а
перехода
дороги
на
нерегулируемом
перекрёстке. Практика:
отработка
навыков
перехода дороги.
Мультфильмы
« П Д Д
с
совой».
Плакаты
«Безопасность
на дороге».
17.
Дорога.
Правила
перехода дороги.
15.01.19
1
Теория:
д в и ж е н и е
пешеходов
в
тёмное
время суток. Фликеры.
Практика:
изготовление фликера.
Мультфильмы
« П Д Д
с о
смешариками».
18.
Дорога.
Правила
перехода дороги.
22.01.19
1
Теория:
обязанности
пешеходов.
Дорога
в
различное время года.
Практика:
и г р а
н а
внимание.
Игра
«Внимание».
19.
Дорога.
Правила
перехода дороги.
29.01.19
1
Т е о р и я : движение
пешей колонны.
Практика: подвижные
игры по ПДД.
Конусы,
обручи.
20.
Дорожные знаки.
05.02.19
1
Теория:
предупреждающие
дорожные знаки.
Практика: игра «Найди
знак».
Набор
магнитных
дорожных
знаков.
21.
Дорожные знаки.
12.02.19
1
Теория:
запрещающие
дорожные знаки.
Практика:
подвижные
игры по ПДД.
Макеты
дорожных
знаков, конусы.
22.
Дорожные знаки.
19.02.19
1
Теория:
д о р о ж н ы е
з н а к и
–
з н а к и
приоритета.
Практика:
и г р а
Игра
«Дорожные
знаки».
«Дорожные знаки».
23.
Дорожные знаки.
26.02.19
1
Теория:
информационные
дорожные знаки.
Практика:
и г р а
«Дорожные знаки».
Игра
«Дорожные
знаки».
24.
Дорожные знаки.
05.03.19
1
Теория:
предписывающие
дорожные знаки.
Практика:
и г р а
«Дорожные знаки».
Мультфильмы
« П Д Д
с о
смешариками».
Игра
«Дорожные
знаки».
25.
Дорожные знаки.
12.03.19
1
Теория:
д о р о ж н ы е
знаки – знаки сервиса.
Практика:
и г р а
«Дорожные знаки».
«Я – пассажир» - 6 ч.
26.
Виды транспорта.
19.03.19
1
Теория:
в и д ы
транспорта.
Практика:
изгоговление
магнита
« А в т о м о б и л ь »
н а
холодильник.
Комплект
«Азбука
дороги».
27.
Виды транспорта.
26.03.19
1
Теория:
спецтранспорт.
Практика:
квест-игра
по ПДД.
Квест-игра
по
ПДД.
28.
Маршрутные
транспортные
средства.
02.04.19
1
Теория:
маршрутные
транспортные
средства.
Практика:
и г р ы
н а
внимание и память.
Игра
«Автомир».
29.
Маршрутные
транспортные
средства.
09.04.19
1
Теория:
п асс аж и ры.
Правила
поведения
п а с с а ж и р о в
в
общественном
транспорте.
Практика:
игра
«В
автобусе».
Тематические
карточки «Дети
и дорога»
30.
Безопасность
пассажиров.
16.04.19
1
Теория:
п асс аж и ры.
Правила
поведения
п а с с а ж и р о в
н а
остановке.
П р а к т и к а : викторина
по ПДД.
Викторина
«Правила
дорожного
движения».
31.
Безопасность
пассажиров.
23.04.19
1
Теория:
д е т и
–
пасссажиры.
Детские
удерживающие
устройства.
Тематические
карточки «Дети
и дорога»
Практика:
и г р ы
п о
ПДД.
«Я – водитель» - 4 ч.
32.
Фигурное
вождение
велосипеда.
30.04.19
1
Теория:
В о д и т е л и .
Правила
дорожного
д в и ж е н и я
д л я
велосипедистов.
Практика:
подвижные
игры по ПДД.
Велосипеды,
конусы,
шайбы, стойки.
33.
Фигурное
вождение
велосипеда.
07.05.19
1
Теория:
С и г н а л ы ,
подаваемые
водителями при начале
движения,
повороте,
развороте,
перестроении,
окончании движения.
Практика:
отработка
м а н е в р о в
н а
велосипеде
(индивидуальная
работа).
Велосипеды,
конусы.
34.
Фигурное
вождение
велосипеда.
14.05.19
1
Теория:
Ф и г у р н о е
вождение
велосипеда:
препятствия
«змейка»
и «слалом».
Практика:
п р о е з д
п р е п я т с т в и й
н а
велосипеде
(змейка,
слалом),
(индивидуальная
работа).
Велосипед,
конусы,
шайбы.
35.
Фигурное
вождение
велосипеда.
21.05.19
1
Теория:
Ф и г у р н о е
вождение
велосипеда:
препятствие
«узор
из
конусов».
Практика:
п р о е з д
п р е п я т с т в и й
н а
велосипеде
(узор
из
конусов),
(индивидуальная
работа).
Велосипед.
Конусы.
Обобщающее занятие – 1 ч.
36.
Обобщающее
занятие.
28.05.19
1
Конкурсная
программа: «Мы знаем
правила
дорожного
движения».
Конкурсная
программа
по
ПДД.
ИТОГО
36