Напоминание

«Маленький пешеход»


Автор: Мамодолиева Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБСУСО МО «ДМИТРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ»
Населённый пункт: Дмитров
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста
Тема: «Маленький пешеход»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания Московской области

«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими

недостатками»

«Маленький пешеход»

дополнительная образовательная программа для

детей старшего дошкольного возраста

Направленность: Социально-педагогическая

Вид деятельности: ПДД

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 5-7 лет

Программу составила воспитатель:

Мамодолиева Наталья Сергеевна

г. Дмитров, 2018 г.

Пояснительная записка.

Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста

разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об

образовании в РФ», Приказа Министерства образования и науки РФ от 29

августа

2013

г.

1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»,

По становления

Гл а в н о го

государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН

2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного

образования

детей»;

Письма

Минобрнауки

РФ

от

11.12.2006

06-1844

«О

примерных

требованиях

к

программам

дополнительного образования обучающихся»,

муниципальных правовых

а к т о в ; Федеральной

целевой

программы

«Повышение

безопасности

дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства

Российской

Федерации

«О

внесении

изменений

в

Федеральную

целевую

программу» от 11 октября 2016 г. № 1031), Федерального закона РФ «О

безопасности дорожного движения» (с поправками).

Программа имеет социально-педагогическую направленность и

ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности

обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами,

формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни,

устройстве общества, создание условий

для

развития коммуникативной,

социально-успешной

личности,

расширение

«социальной

практики»,

воспитание социальной компетентности

(сфера деятельности «человек -

общество», «человек – человек»), формирование педагогических навыков.

Срок реализации данной программы один год. Занятия проходят один

раз в неделю. Длительность занятий один академический час (30 минут).

Общее количество часов за год: 36 часов. Возраст детей: 5 – 7 лет.

Программа

предполагает

групповые

занятия

и

проведение

массовых

мероприятий.

По

результатам

статистики,

ежегодно

на

дорогах

нашей

страны

совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием

детей

и

подростков.

Именно

поэтому

дорожно-транспортный

травматизм

остаётся

приоритетной

проблемой

общества,

требующей

решения

при

всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Программа

«Маленький

пешеход» разработана для того, чтобы дети могли легко ориентироваться в

ближайшем пространственном окружении, умели наблюдать и правильно

оценивать дорожные ситуации, владели навыками безопасного поведения в

этих ситуациях.

Программа состоит из трёх «Я»:

«Я – пешеход»;

«Я – пассажир»;

«Я – водитель» (детских транспортных средств).

Цель программы: привить навыки правильного поведения на улицах, во

дворе и в транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного

движения.

Задачи:

воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного

движения;

воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного

движения.

развивать

у

дошкольников

умение

ориентироваться

в

дорожно-

транспортной ситуации;

формировать

у

дошкольников

устойчивые

навыки

соблюдения

и

выполнения правил дорожного движения (ПДД).

Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода:

учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического

и физического развития.

2. Принцип возрастной безопасности:

формирование, развитие и совершенствование восприятия опасной дорожной

среды, показ конкретных безопасных действий выхода из опасной ситуации.

3. Принцип социальной безопасности:

понимание того, что все живут в обществе, где надо соблюдать определенные

нормы и правила поведения, соблюдение которых на дорогах контролирует

ГИБДД.

4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания:

осознание

детьми

правил

безопасного

поведения.

Для

подкрепления

самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Работа

программы

«Маленький

пешеход»

основывается

на

различных видах деятельности:

обучение теоретическим знаниям по ПДД;

самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий

по ПДД);

практическая отработка координации движений, двигательных умений

и

навыков

безопасного

поведения

на

улицах,

дорогах

и

в

транспорте

с

использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые с правилами,

дидактические и др.) и специальных упражнений.

Основные методы, используемые для реализации программы:

в

обучении

-

практический

(различные

упражнения

с

моделями,

с

игровым

материалом

транспортных

средств,

изготовление

макетов);

наглядный

(изучение

правил

на

макетах,

наблюдение

за

движением

транспорта

и

пешеходов,

демонстрация

дорожных

знаков,

технических

средств); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ

(просмотр, обучение).

в

воспитании

методы

формирования

сознания

личности,

направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая

беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта

общественного

поведения

(воспитывающая

ситуация,

приучение,

упражнения,

дорожные

ловушки);

методы

стимулирования

поведения

и

деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Ожидаемый результат.

Воспитанники должны знать:

правила

дорожного

движения:

основные

термины

и

понятия,

все

элементы

дорог,

обязанности

пешеходов

и

пассажиров,

правила

перехода

железнодорожных

переездов,

предупредительные

сигналы,

подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения,

дорожные знаки;

правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира

на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

Воспитанники должны уметь:

свободно ориентироваться на территории вокруг детского дома-

интерната;

уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города;

оценивать дорожную обстановку;

соблюдать

правила

дорожного

движения

в

качестве

пешехода,

пассажира, водителя детских транспортных средств.

Учебно - тематический план программы «Маленький пешеход».

Разделы, темы

Теория

Практика

Общее

кол-во

часов

1.

Введение

0,5

0,5

1

1.1.

Участники дорожного движения.

0.5

0,5

1

2.

Я – пешеход.

12

12

24

2.1.

Улица и дорога.

3

3

6

2.2.

Виды пешеходных переходов.

2

2

4

2.3.

Светофор и его сигналы.

2

2

4

2.4.

Дорога. Правила перехода дороги.

2

2

4

2.5.

Дорожные знаки.

3

3

6

3.

Я – пассажир.

3

3

6

3.1.

Виды транспорта.

1

1

2

3.2.

Маршрутные транспортные

средства.

1

1

2

3.3.

Безопасность пассажиров.

1

1

2

4.

Я – водитель.

1

3

4

4.2.

Фигурное вождение велосипеда.

1

3

4

5.

Обобщающее занятие.

0,5

0,5

1

5.1.

Обобщающее занятие.

0,5

0,5

1

ИТОГО

17

19

36

План мероприятий программы «Маленький пешеход».

Мероприятия учебного и воспитательно-развивающего характера:

Дата

Мероприятие

1.

Сентябрь

Игры по ПДД.

2.

Октябрь

Мероприятие «Засветись!».

3.

Март

Квест-игра по ПДД.

4.

Май

Конкурсная

программа: «Мы

знаем

правила

дорожного

движения».

5.

Май

Праздничное занятие «В стране дорожных знаков».

План работы с родителями:

- доведение

до

родителей

информации о занятиях: дни и время

занятий;

- проведение бесед и консультаций с родителями (по необходимости).

Личный творческий план педагога.

Содержание методической работы:

- разработка и коррекция образовательной программы;

- участие в педагогических советах, методобъединениях.

Используемая литература и интернет ресурсы:

1.

Авдеева

Н.Н.,

Князева

О.Л.,

Стёркина

Р.Б.

Безопасность.

Учебное

пособие

по

основам

безопасности

жизнедеятельности

детей

старшего

дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.

2.

Гарнышева

Т.П.

Как

научить

детей

ПДД?

Планирование

занятий,

конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.

3.

Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А.,

Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.

4.

Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы.

– М.: ООО София, 2008.

5.

Поддубная

Л.

Б.

Правила

дорожного

движения.

Старшая

и

подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

6.

Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по

теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.

7.

Старцева

О.

Ю.

Школа

дорожных

наук:

профилактика

детского

дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.

Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного

движения в 2013 - 2020 годах» (Постановление Правительства Российской

Федерации «О внесении изменений в Федеральную целевую программу» от

11 октября 2016 г. № 1031);

9.

Федеральный

закон

РФ

«О

безопасности

дорожного

движения»

поправками);

10.

Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.:

ТЦ Сфера, 2008.

Календарно-тематический план программы «Маленький

пешеход».

Тема

Дата

Часы

Содержание занятий

Материально-

техническое

обеспечение

Введение – 1 ч.

1.

Участники

дорожного

движения.

18.09.18

1

Теория:

у ч а с т н и к и

дорожного

движения:

пешеходы, пассажиры,

водители.

Практика:

и г р а

«Дорожные

превращения».

Игра

«Светофор».

Мультфильмы

« П Д Д

с о

смешариками».

«Я – пешеход» - 24 ч.

2.

Улица и дорога.

25.09.18

1

Теория:

у л и ц а

и

д о р о г а :

о б щ е е

и

отличия.

Практика:

и г р ы

н а

внимание и память.

Игра

«Лабиринт»,

«Что лишнее?»

3.

Улица и дорога.

02.10.18

1

Теория:

э л е м е н т ы

д о р о г и :

п р о е з ж а я

часть,

разделительная

ч а с т ь ,

о б о ч и н а ,

тротуар.

Практика:

и г р а

н а

внимание.

Игра

«Внимание»,

плакат

«Элементы

дороги», набор

магнитных

фигурок

пешеходов

и

транспортных

средств.

4.

Улица и дорога.

09.10.18

1

Теория:

э л е м е н т ы

д о р о г и :

п о л о с а

д в и ж е н и я ,

к ю в е т,

бордюр.

Практика:

и г р а - п а з л

«Сложи дорогу».

Игра-пазл

«Сложи

дорогу».

5.

Улица и дорога.

16.10.18

1

Теория:

п е ш е х о д ы .

Правила

дорожного

д в и ж е н и я

д л я

пешеходов.

Практика:

игра

«Я

пешеход».

Тематические

карточки

«Безопасность

на дороге»

6.

Улица и дорога.

23.10.18

1

Теория:

д о р о ж н ы е

ловушки

скрытые

опасности.

Практика: игра «Найди

Тематические

карточки «Дети

и

д о р о г а » .

Мультфильмы

опасность».

« П Д Д

с о

смешариками».

7.

Улица и дорога.

30.10.18

1

Теория:

опасности

на

дороге и во дворе.

Практика:

ориентирование

на

территории

детского

дома-интерната.

Тематический

уголок

«Безопасность

н а

д о р о г е :

сложные

ситуации».

Мультфильмы

« П Д Д

с о

смешариками».

8.

Виды

пешеходных

переходов.

06.11.18

1

Теория:

перекрёстки.

Виды

перекрёстков.

Переход перекрёстка.

Практика:

и г р а

«Пешеходный

переход».

Плакат

«Перекрёсток»,

набор

магнитных

фигурок

пешеходов

и

транспортных

средств.

9.

Виды

пешеходных

переходов.

13.11.18

1

Теория:

пешеходный

п е р е х о д .

В и д ы

пешеходных

переходов:

наземный,

подземный,

надземный.

Практика:

подвижные

игры по ПДД.

Конусы,

обручи.

10.

Виды

пешеходных

переходов.

20.11.18

1

Теория:

пешеходный

переход.

Нарушения

при переходе дороги.

Практика: упражнение

«Найди нарушителей».

Карточки

«Нарушители

ПДД».

11.

Виды

пешеходных

переходов.

27.11.18

1

Теория:

пешеходный

переход.

Дорожные

знаки,

связанные

с

пешеходным

переходом.

Практика:

изготовление

знака

«Пешеходный

переход».

Изображения

дорожных

знаков,

с вя з а н н ы е

с

пешеходным

переходом,

шпажки, скотч.

12.

Светофор

и

е го

сигналы.

04.12.18

1

Теория:

с в е т о ф о р .

Виды

с в е т о ф о р о в :

пешеходный,

транспортный.

Практика:

и г р а

«Светофор».

Мультфильмы

« П Д Д

с о

смешариками».

Макеты

светофоров.

13.

Светофор

и

е го

сигналы.

11.12.18

1

Теория:

с и г н а л ы

светофора.

Практика:

и г р а

«Сигналы светофора».

14.

Светофор

и

е го

сигналы.

18.12.18

1

Теория:

светофор

на

железной дороге.

Практика:

подвижные

игры по ПДД.

Конусы,

обручи.

15.

Светофор

и

е го

сигналы.

25.12.18

1

Т е о р и я : правила

перехода

дороги

на

регулируемом

перекрёстке.

Практика: выполнение

р и с у н к а

« М о й

светофор».

Ватман,

фломастеры.

16.

Дорога.

Правила

перехода дороги.

09.01.19

1

Теория:

п р а в и л а

перехода

дороги

на

нерегулируемом

перекрёстке. Практика:

отработка

навыков

перехода дороги.

Мультфильмы

« П Д Д

с

совой».

Плакаты

«Безопасность

на дороге».

17.

Дорога.

Правила

перехода дороги.

15.01.19

1

Теория:

д в и ж е н и е

пешеходов

в

тёмное

время суток. Фликеры.

Практика:

изготовление фликера.

Мультфильмы

« П Д Д

с о

смешариками».

18.

Дорога.

Правила

перехода дороги.

22.01.19

1

Теория:

обязанности

пешеходов.

Дорога

в

различное время года.

Практика:

и г р а

н а

внимание.

Игра

«Внимание».

19.

Дорога.

Правила

перехода дороги.

29.01.19

1

Т е о р и я : движение

пешей колонны.

Практика: подвижные

игры по ПДД.

Конусы,

обручи.

20.

Дорожные знаки.

05.02.19

1

Теория:

предупреждающие

дорожные знаки.

Практика: игра «Найди

знак».

Набор

магнитных

дорожных

знаков.

21.

Дорожные знаки.

12.02.19

1

Теория:

запрещающие

дорожные знаки.

Практика:

подвижные

игры по ПДД.

Макеты

дорожных

знаков, конусы.

22.

Дорожные знаки.

19.02.19

1

Теория:

д о р о ж н ы е

з н а к и

з н а к и

приоритета.

Практика:

и г р а

Игра

«Дорожные

знаки».

«Дорожные знаки».

23.

Дорожные знаки.

26.02.19

1

Теория:

информационные

дорожные знаки.

Практика:

и г р а

«Дорожные знаки».

Игра

«Дорожные

знаки».

24.

Дорожные знаки.

05.03.19

1

Теория:

предписывающие

дорожные знаки.

Практика:

и г р а

«Дорожные знаки».

Мультфильмы

« П Д Д

с о

смешариками».

Игра

«Дорожные

знаки».

25.

Дорожные знаки.

12.03.19

1

Теория:

д о р о ж н ы е

знаки – знаки сервиса.

Практика:

и г р а

«Дорожные знаки».

«Я – пассажир» - 6 ч.

26.

Виды транспорта.

19.03.19

1

Теория:

в и д ы

транспорта.

Практика:

изгоговление

магнита

« А в т о м о б и л ь »

н а

холодильник.

Комплект

«Азбука

дороги».

27.

Виды транспорта.

26.03.19

1

Теория:

спецтранспорт.

Практика:

квест-игра

по ПДД.

Квест-игра

по

ПДД.

28.

Маршрутные

транспортные

средства.

02.04.19

1

Теория:

маршрутные

транспортные

средства.

Практика:

и г р ы

н а

внимание и память.

Игра

«Автомир».

29.

Маршрутные

транспортные

средства.

09.04.19

1

Теория:

п асс аж и ры.

Правила

поведения

п а с с а ж и р о в

в

общественном

транспорте.

Практика:

игра

«В

автобусе».

Тематические

карточки «Дети

и дорога»

30.

Безопасность

пассажиров.

16.04.19

1

Теория:

п асс аж и ры.

Правила

поведения

п а с с а ж и р о в

н а

остановке.

П р а к т и к а : викторина

по ПДД.

Викторина

«Правила

дорожного

движения».

31.

Безопасность

пассажиров.

23.04.19

1

Теория:

д е т и

пасссажиры.

Детские

удерживающие

устройства.

Тематические

карточки «Дети

и дорога»

Практика:

и г р ы

п о

ПДД.

«Я – водитель» - 4 ч.

32.

Фигурное

вождение

велосипеда.

30.04.19

1

Теория:

В о д и т е л и .

Правила

дорожного

д в и ж е н и я

д л я

велосипедистов.

Практика:

подвижные

игры по ПДД.

Велосипеды,

конусы,

шайбы, стойки.

33.

Фигурное

вождение

велосипеда.

07.05.19

1

Теория:

С и г н а л ы ,

подаваемые

водителями при начале

движения,

повороте,

развороте,

перестроении,

окончании движения.

Практика:

отработка

м а н е в р о в

н а

велосипеде

(индивидуальная

работа).

Велосипеды,

конусы.

34.

Фигурное

вождение

велосипеда.

14.05.19

1

Теория:

Ф и г у р н о е

вождение

велосипеда:

препятствия

«змейка»

и «слалом».

Практика:

п р о е з д

п р е п я т с т в и й

н а

велосипеде

(змейка,

слалом),

(индивидуальная

работа).

Велосипед,

конусы,

шайбы.

35.

Фигурное

вождение

велосипеда.

21.05.19

1

Теория:

Ф и г у р н о е

вождение

велосипеда:

препятствие

«узор

из

конусов».

Практика:

п р о е з д

п р е п я т с т в и й

н а

велосипеде

(узор

из

конусов),

(индивидуальная

работа).

Велосипед.

Конусы.

Обобщающее занятие – 1 ч.

36.

Обобщающее

занятие.

28.05.19

1

Конкурсная

программа: «Мы знаем

правила

дорожного

движения».

Конкурсная

программа

по

ПДД.

ИТОГО

36



В раздел образования