Напоминание

Детская хоровая студия как пространство духовно-нравственного воспитания личности ребенка.


Автор: Выборнов Кирилл Юрьевич
Должность: старший педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Центр внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Доклад
Тема: Детская хоровая студия как пространство духовно-нравственного воспитания личности ребенка.
Раздел: дополнительное образование





Назад




К. Ю. Выборнов Детская хоровая студия как пространство духовно-нравственного воспитания личности ребенка. У многих подростков есть способности к саморазвитию и потребности в творческом самовыражении. Пространство хоровой студии помогает каждому новому ребенку, приходящему в коллектив, найти себе единомышленников, друзей; научиться общаться с детьми разных возрастов и социальных слоев и с помощью педагогов выявить свои скрытые и реальные возможности, свой талант. Благодаря совместному труду и творчеству, а также межличностному общению детей возникает ситуация разностороннего самовыражения ребенка. Хоровая студия – это, прежде всего, творческий коллектив, который существует под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. И только единый дух всего коллектива, стремление к новым свершениям и неподдельное творческое воодушевление могут способствовать развитию и творческому росту коллектива. Но, для того, чтобы коллектив существовал, нужно с самого раннего возраста воспитывать в обучающихся духовно-нравственные качества. В хоре воспитание личности происходит через коллектив, так как хоровое пение это коллективное творчество. Нравственное воспитание в хоре должно происходить благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям в процессе различной деятельности. Воспитывать необходимо не только музыкой, но и проводя беседы на жизненно насущные темы, обсуждения положительных и отрицательных поступков детей, ознакомление их с нравственными нормами. Необходимо формировать гуманные отношения между детьми. Роль дирижёра, как главного педагога и воспитателя, в хоре велика. Он должен быть не только хорошим музыкантом, но и чутким педагогом. Поскольку у всех детей разный уровень музыкальных способностей, очень важно, чтобы педагог не создавал у своих учеников негативного отношения к
тем, кто поёт хуже, делая им постоянные замечания, а формировал у них чувство коллективизма, готовности прийти на помощь. Одним из подобных способов воспитания может быть практика, когда на занятии старшие хористы садятся рядом с младшими, и становятся для последних, так называемыми, «шефами», которые курируют младших и помогают обосноваться в студии и влиться в коллектив. «Шеф» помогает младшему хористу и в процессе пения: учит работать с партитурой, следит за нотами, указывая нужное место пальцем и правильно интонируя. В наше время, когда происходит искажение представлений о духовных ценностях, педагогу необходимо на своих занятиях касаться таких понятий, как «скромность», «честность», «порядочность» и др. Зачастую, дети не могут дать правильный ответ на вопрос, что значит скромный человек? У современных ребят размыты понятия о том, что такое хорошо, а что плохо, что нравственно, а что безнравственно. Таким образом, важным является сформировать у ребенка представление о самом себе, воспитывать в нём уверенность, умение анализировать свои и чужие поступки, чувства, мысли, научить его уважительно относиться к своей семье и друзьям. Одним из важных нравственных качеств, необходимых для дальнейшего успешного формирования личности, является патриотизм. Быть патриотом это значит осознанно любить свой город, край, Родину. В этой связи мы определили для себя основные задачи работы педагога студии по духовно–нравственному воспитанию детей, где первостепенное значение будет иметь задача по грамотному подбору репертуара для хорового коллектива, так как репертуар – это одна из главных составляющих успеха хора, его определенная визитная карточка. И, несомненно, репертуар хора несет на себе огромную воспитательную нагрузку, способствующую всестороннему развитию обучающихся. Репертуар должен состоять из народных песен, духовной музыки, образцов русской и западно-
европейской классики, современной музыки, как советских и российский, так и западных композиторов, песен военно-патриотической тематики. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. Знакомство с лучшими образцами вокально-хорового искусства обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого хориста, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Ежегодно в студии проводится анкетирование детей и родителей с целью выявления степени удовлетворения качеством образовательного процесса и результатов развития музыкальных и коммуникативных навыков. По итогам последнего проведенного анкетного опроса были получены следующие результаты: Все опрошенные указывают на то, что студия является особым пространством, где формируется определенное сообщество, обладающее общими интересами и знаниями: в данном случае в качестве сообщества рассматривается детский хоровой коллектив и его педагоги, обладающие общим интересом к хоровому искусству. Устойчивость этого сообщества доказывает, в частности, длительный стаж занятий большинства участников, а так же наличие механизмов межпоколенческой преемственности. Например, между старшими и младшими поколениями хористов существуют формальные и неформальные отношения «шефства», о которых уже говорилось ранее. Также очень распространен механизм семейной преемственности. Часто родители, которые привели одного из своих детей заниматься в студию и убедились в том, что ребенок получает в ней всестороннее развитие, приводят на занятия и второго ребенка. Студия выступает пространством регулярных взаимодействий и коллективных действий: это репетиции, выступления, гастроли и досуговые практики.
Участники анкетного опроса отмечают разницу между относительно демократичной, свободной структурой студии, с одной стороны, и опрессивными общеобразовательными и музыкальными школами, с другой стороны, подчеркивая, что студия – это гораздо более свободное, творческое, гибкое, неофициальное пространство, чем школа. Студия характеризуется выраженной экспрессивностью взаимодействий: в коллективе хоровой студии возникают тесные дружеские связи, отношения заботы и опеки. Занятия в студии прививают детям и подросткам ответственность перед коллективом. Собранные данные демонстрируют, что одним из серьезнейших проступков, является неявка на концерт. Участие в концертах является бесспорным приоритетом для хористов, которые готовы ради коллектива пожертвовать своими личными интересами. Так же отмечается присутствие и эмоционально нагруженныхотношений конкуренции (например, за сольные партии) и даже конфликты. Однако многие хористы понимают, что конкуренция может выступать важным ресурсом развития коллектива, его движущей силой. Пространство студии стимулирует индивидуальное творчество и креативное самовыражение: занятия в студии выступают ресурсом личностного и духовно-нравственного развития детей. Можно выделить следующие элементы этого развития:  развитие профессиональных навыков;  формирование коммуникативной компетентности и расширение круга социальных связей;  рост географической и социокультурной мобильности;  реализация своих индивидуальных способностей и осознание студии как стартовой площадки предпрофессионального уровня для дальнейшей музыкальной деятельности.
Всё это вполне доказывает, что пространство детских хоровых студий играет роль социализационного агента и одновременно является ресурсом для духовно-нравственного воспитания личности ребенка.


В раздел образования