Авторы: Филипенко Нина Федоровна, Нина Федоровна Филипенко
Должность: преподаватель биологии и химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Лукояновский Губернский колледж"
Населённый пункт: Дапьнеконстантиновский район
Наименование материала: статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность как метод воспитания успешной личности и социализации обучающихся/
Раздел: среднее профессиональное
Проектная и исследовательская деятельность как метод воспитания успешной
личности и социализации обучающихся Дальнеконстантиновского филиала
ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»
Филипенко Нина Федоровна – преподаватель ГБПОУ «Лукояновский
Губернский колледж» Дальнеконстантиновский филиал.
В проекте ФГОС социализация личности обучающегося определена как одна
из важнейших задач.
Актуальность проблемы:
Стратегия развития образования до 2020 года
предполагает новые ориентиры в развитии образовательных учреждений СПО,
что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию
образовательного и воспитательного процесса.
Постоянно растущие темпы развития производства опережают динамику
смены поколений работников. Профессионалу в XXI веке недостаточно
получить просто образование, необходимо постоянно самосовершенствоваться,
повышать квалификацию, осваивать смежные специальности для получения
синергетического эффекта от синтеза имеющихся и вновь приобретаемых
навыков и умений специалиста.
Важнейшим средством формирования творческой личности является
компетентностный подход в образовании. Проектная и исследовательская
деятельность, в процессе которой возникает потребность в познании и
формировании общекультурных, образовательных и профессиональных
компетенций - основной метод реализации компетентностного подхода.
В этом плане CПО имеет значительный педагогический потенциал и
неисчерпаемые возможности для организации проектной и исследовательской
деятельности и создания ситуации успеха для каждого студента, что
благоприятно сказывается на воспитании и укреплении его личного
достоинства.
Проблема поиска эффективных условий, при которых образовательное
учреждение любого типа, и наш филиал в том числе, учит своих воспитанников
побеждать в жизни, управлять своей судьбой, особенно актуальна в настоящее
время. Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и
практическом использовании проектной и исследовательской деятельности в
качестве средства формирования общекультурных, образовательных и
профессиональных компетенций студентов учреждений среднего
профессионального образования, мотивации к обучению, созданию «ситуации
успеха» в деятельности обучающихся и формированию успешной личности.
Задачи: ,
1.
Разработать на основе ФГОС и проверить на практике педагогическую
модель формирования профессиональной компетентности студента
учреждения СПО методами проектной и исследовательской
деятельности
2.
Определить роль проектной исследовательской деятельности в
процессе формирования и развития профессиональной компетентности
студентов и как средства адаптации к будущей профессиональной
деятельности
3.
.Доказать:
•
эффективность работы предлагаемой педагогической модели по
формированию общих и профессиональных компетенций
обучающихся методами проектной и исследовательской
деятельности;
•
образовательная модель является средством адаптации к
будущей профессиональной деятельности и воспитанию
конкурентоспособной личности.
Проблема поиска новых форм организации исследовательской деятельности
и разработка педагогической модели возникла в связи с тем, что у меня не было
часов кружковой работы, а полевые исследования, изучение качества воды
Педагогическая модель
Кружок "Юный
исследователь"
Волонтерское
движение
Внеклассная
работа по
предметам
Научно-практические
конференции,
олимпиады,
консультации
Деятельностный, компетентностный
подход
Организация проектной и
исследовательской деятельности
различных водных источников района проводить было просто необходимо, так
как в процессе этих исследований формируются профессиональные
компетенции студентов специальности «Повар» и «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства». В это время в филиале организовалась
группа волонтеров. И одним из направлений работы этой группы стала
исследовательская деятельность по изучению состояния грунтовых вод,
родников и полевые исследования почв района. В мое «советское» время
умный, мудрый директор школы обязательно создавал школьный театр, нашим
театром стало волонтерское движение. Любые общекультурные,
профессиональные, общеобразовательные компетенции при этой форме
организации воспитательной работы формируются легко, свободно и
непринужденно.
В 2015 году в филиале был создан кружок «Юный исследователь» и перед
нами встала задача разработки оптимальной, разумной программы, которая бы
включала в себя все исследования, которые не вошли в ученые программы, но
столь необходимы для формирования профессиональных и общекультурных
компетенций студентов.
Основные направления работы кружка:
•
Природоохранная деятельность в различных агроценозах района .
•
Социальные проекты. Бизнес-проекты
•
Публикации.
•
Методические разработки (презентации к урокам).
•
Экспертная деятельность (работа в ресурсном центре ЛСХТ)
•
Участие в олимпиадах, семинарах, научно-практических конференциях
(областных, федеральных)
Иногда тематику исследований подсказывает сама жизнь. Например, в 2017
году студентам филиала выделили деньги на бесплатное питание (столовой в
филиале нет). Некоторые студенты стали использовать эти деньги на
нездоровое питание. Административные и силовые методы в данном случае
неэффективны. Нельзя заставить – нужно убедить. Провели исследование на
влияние негативных факторов среды на здоровье человека. В исследовании
принимали участие волонтеры и все студенты 1 курса. Эти методы убеждения
оказались более эффективными.
Филиал ГБПОУ ЛГК активно сотрудничает с районным краеведческим
музеем. Студенты частые гости музея, изучают прошлое
Дальнеконстантиновского района, его природу и достопримечательности.
Иногда мы участвуем в качестве экспертов и докладчиков экологических
семинаров.
Очень важным аспектом деятельности кружка стала разработка социальных
проектов. Тематика этих проектов самая разнообразная: природоохранная,
бизнес-проекты по созданию фермерских хозяйств, ландшафтные проекты и др.
В связи с тем, что в филиале обучаются много детей-сирот, эта форма
организации учебной деятельности не просто актуальна, а жизненно
необходима. Тематику и формат исследований обычно студенты выбирают
сами, 80% это фермерские проекты. Работа над проектом продолжается в
течение 2 лет. В процессе работы формируются общеобразовательные,
профессиональные и общекультурные компетенции. Причем, работа над
проектом мотивирует обучающихся к изучению тем и предметов, которые не
включены в учебные программы. Пример: Мустафина Анна проект
«Перепелиная ферма». Прибыль она планирует получить за счет большой
численности птиц. Когда был составлен и осмыслен проект, Анна поняла, что
при заявленной численности ее фермерское хозяйство без антибиотиков,
гормонов и ферментов долго не просуществует. В план кружка на следующий
год мы включили изучение материала и исследования на данные темы
Участие в олимпиадах, семинарах, научно-практических конференциях
(областных, федеральных)
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и
признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки
отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не
надо скупиться на награды обучающимся и их родителям. Участие в конкурсах,
олимпиадах, научных конференциях – одна из приоритетных форм организации
проектной и исследовательской работы, пожалуй, самая действенная мотивация
развития личности, требующая не только настоящего самостоятельного
творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот
метод позволяет сохранить контингент обучающихся и является одним из
слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.
Успешное участие и победы на научно-практических конференциях,
семинарах, олимпиадах – результат эффективной работы данной
педагогической модели. Причем, призёрами и победителями становятся
студенты групп СПО «Подготовка квалифицированных рабочих и служащих».
Примеры: Исследовательские работы Ивановой В. «Исследование озера и
родника в воинской части ДК 5», Миковой Е. «Влияние внешних факторов
среды на здоровье студентов ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный
техникум» Дальнеконстантиновский филиал», «Экологическое состояние
колонии серой цапли (A. cinerea) в Дальнеконстантиновском районе
Нижегородской области», Мустафиной А. «Фермерское хозяйство
«Перепелиная ферма», проект «Создания единого комплекса ландшафтного
дизайна прилегающей территории техникума и центральной площади рабочего
поселка Дальнее Константиново», Мешковой Натальи «Бизнес-
проект.Фермерское хозяйство», Оскирко Ольги «Ихтиопатологическое
исследование искусственных водоемов Дальнеконстантиновского района
Нижегородской области и структура взаимоотношений компонентов
экосистемы «рыбы семейства карповых Cyprinidae – трематоды
Posthodiplostomum cuticola – среда» были отмечены грамотами и дипломами
областных, вузовских и всероссийских конкурсов, научных конференций и
олимпиад.
Эффективность использования проектной и исследовательской
деятельности
Итоги успеваемости и качества обучения (химия -промежуточная аттестация,
дифференцированный зачет профессия «Тракторист – машинист, водитель
категории «С»):
2012-2013
2013-2014
2014-2015
14
26
34
15
23
21
28
Качество обучения
1,2,3 гр.
4 группа
6 группа
Приведенные данные доказывают эффективность работы предлагаемой
образовательной модели по формированию общеобразовательных компетенций
студентов в процессе обучения химии методами проектной и
исследовательской деятельности.
Показатель результативности компетентностного подхода –реализация
профессиональных, личностных амбиций и социализация выпускников филиала
ГБПОУ ЛГК.
Большинство наших выпускников работают в сельскохозяйственных
предприятиях Дальнеконстантиновского района. В районе среди
сельскохозяйственных организаций большой процент частных фермерских
хозяйств, а 27 процентов из них это малые сельхозпредприятия наших
выпускников. В связи с вводом санкций ЕС о поставке импортной продукции в
Россию встал вопрос о развитии и возрождении собственного
сельскохозяйственного производства. Особое внимание уделяется вопросу
обеспечения населения продукцией местного производства. Решение данной
проблемы является актуальной и зависит, в том числе от преподавателей и
наших студентов и выпускников. Создавая свое фермерское хозяйство, в какой-
то мере выпускники принимают участие в управлении своим поселком, в
решении повседневных вопросов, которые очень важны и актуальны для
страны.
ООО «Агросфера».
Многие выпускники Дальнеконстантиновского филиала ЛСХТ успешно
работают в этом технологически передовом хозяйстве, где используется
современная импортная техника, но выполняют они актуальную задачу
государства – импортозамещение.
ООО «Агросфера». Статья «Главный критерий – качество»
12 сентября 2014 г. Газета «Родная земля»
Династии. КФХ «Евлоев В. И»
«Два главы крестьянско-фермерского хозяйства нашего района 6 августа 2015
года в Нижегородском Кремле получили гранты на развитие своих хозяйств.
Это В. И. Евлоев из Белозёрова и Р. К. Авдоян из Дальнего Константинова.
КФХ «Евлоев В. И» - грант на развитие семейной животноводческой фермы. Он
предполагает приобретение техники для заготовки кормов (трактор МТЗ-82,
прессподборщик).»
Статья в газете «Родная земля» «В помощь
селу» 25 августа 2015 года
Тема бизнес - проекта на получение правительственного гранта -
«Кормопроизводство КФХ «Евлоев В. И». В этом проекте Евлоева О.В. и
Евлоева Е.В. на основе исследований почвы своего хозяйства обосновывали
нормы внесения минеральных удобрений.
Бизнес-план для получения гранта разрабатывали выпускники
Дальнеконстантиновского филиала ЛСХТ 2014года– Евлоева Е.В и Евлоева О.
В. Владимир Иванович Евлоев тоже наш выпускник 1990 года.
Заключение.
Получение максимального удовольствия от жизни напрямую
связано от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от
признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как
профессионала и полноценного члена общества. Представленная
педагогическая модель является средством адаптации обучающихся и
выпускников ГБПОУ ЛГК к будущей профессиональной деятельности и
выступает как фактор воспитания конкурентоспособной творческой личности.
Литература.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические
труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической
психологии, 1995.
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании
умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М.,
1966.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.
Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.