Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность как метод воспитания успешной личности и социализации обучающихся/


Авторы: Филипенко Нина Федоровна, Нина Федоровна Филипенко
Должность: преподаватель биологии и химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Лукояновский Губернский колледж"
Населённый пункт: Дапьнеконстантиновский район
Наименование материала: статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность как метод воспитания успешной личности и социализации обучающихся/
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектная и исследовательская деятельность как метод воспитания успешной

личности и социализации обучающихся Дальнеконстантиновского филиала

ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»

Филипенко Нина Федоровна – преподаватель ГБПОУ «Лукояновский

Губернский колледж» Дальнеконстантиновский филиал.

В проекте ФГОС социализация личности обучающегося определена как одна

из важнейших задач.

Актуальность проблемы:

Стратегия развития образования до 2020 года

предполагает новые ориентиры в развитии образовательных учреждений СПО,

что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию

образовательного и воспитательного процесса.

Постоянно растущие темпы развития производства опережают динамику

смены поколений работников. Профессионалу в XXI веке недостаточно

получить просто образование, необходимо постоянно самосовершенствоваться,

повышать квалификацию, осваивать смежные специальности для получения

синергетического эффекта от синтеза имеющихся и вновь приобретаемых

навыков и умений специалиста.

Важнейшим средством формирования творческой личности является

компетентностный подход в образовании. Проектная и исследовательская

деятельность, в процессе которой возникает потребность в познании и

формировании общекультурных, образовательных и профессиональных

компетенций - основной метод реализации компетентностного подхода.

В этом плане CПО имеет значительный педагогический потенциал и

неисчерпаемые возможности для организации проектной и исследовательской

деятельности и создания ситуации успеха для каждого студента, что

благоприятно сказывается на воспитании и укреплении его личного

достоинства.

Проблема поиска эффективных условий, при которых образовательное

учреждение любого типа, и наш филиал в том числе, учит своих воспитанников

побеждать в жизни, управлять своей судьбой, особенно актуальна в настоящее

время. Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и

практическом использовании проектной и исследовательской деятельности в

качестве средства формирования общекультурных, образовательных и

профессиональных компетенций студентов учреждений среднего

профессионального образования, мотивации к обучению, созданию «ситуации

успеха» в деятельности обучающихся и формированию успешной личности.

Задачи: ,

1.

Разработать на основе ФГОС и проверить на практике педагогическую

модель формирования профессиональной компетентности студента

учреждения СПО методами проектной и исследовательской

деятельности

2.

Определить роль проектной исследовательской деятельности в

процессе формирования и развития профессиональной компетентности

студентов и как средства адаптации к будущей профессиональной

деятельности

3.

.Доказать:

эффективность работы предлагаемой педагогической модели по

формированию общих и профессиональных компетенций

обучающихся методами проектной и исследовательской

деятельности;

образовательная модель является средством адаптации к

будущей профессиональной деятельности и воспитанию

конкурентоспособной личности.

Проблема поиска новых форм организации исследовательской деятельности

и разработка педагогической модели возникла в связи с тем, что у меня не было

часов кружковой работы, а полевые исследования, изучение качества воды

Педагогическая модель

Кружок "Юный

исследователь"

Волонтерское

движение

Внеклассная

работа по

предметам

Научно-практические

конференции,

олимпиады,

консультации

Деятельностный, компетентностный

подход

Организация проектной и

исследовательской деятельности

различных водных источников района проводить было просто необходимо, так

как в процессе этих исследований формируются профессиональные

компетенции студентов специальности «Повар» и «Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства». В это время в филиале организовалась

группа волонтеров. И одним из направлений работы этой группы стала

исследовательская деятельность по изучению состояния грунтовых вод,

родников и полевые исследования почв района. В мое «советское» время

умный, мудрый директор школы обязательно создавал школьный театр, нашим

театром стало волонтерское движение. Любые общекультурные,

профессиональные, общеобразовательные компетенции при этой форме

организации воспитательной работы формируются легко, свободно и

непринужденно.

В 2015 году в филиале был создан кружок «Юный исследователь» и перед

нами встала задача разработки оптимальной, разумной программы, которая бы

включала в себя все исследования, которые не вошли в ученые программы, но

столь необходимы для формирования профессиональных и общекультурных

компетенций студентов.

Основные направления работы кружка:

Природоохранная деятельность в различных агроценозах района .

Социальные проекты. Бизнес-проекты

Публикации.

Методические разработки (презентации к урокам).

Экспертная деятельность (работа в ресурсном центре ЛСХТ)

Участие в олимпиадах, семинарах, научно-практических конференциях

(областных, федеральных)

Иногда тематику исследований подсказывает сама жизнь. Например, в 2017

году студентам филиала выделили деньги на бесплатное питание (столовой в

филиале нет). Некоторые студенты стали использовать эти деньги на

нездоровое питание. Административные и силовые методы в данном случае

неэффективны. Нельзя заставить – нужно убедить. Провели исследование на

влияние негативных факторов среды на здоровье человека. В исследовании

принимали участие волонтеры и все студенты 1 курса. Эти методы убеждения

оказались более эффективными.

Филиал ГБПОУ ЛГК активно сотрудничает с районным краеведческим

музеем. Студенты частые гости музея, изучают прошлое

Дальнеконстантиновского района, его природу и достопримечательности.

Иногда мы участвуем в качестве экспертов и докладчиков экологических

семинаров.

Очень важным аспектом деятельности кружка стала разработка социальных

проектов. Тематика этих проектов самая разнообразная: природоохранная,

бизнес-проекты по созданию фермерских хозяйств, ландшафтные проекты и др.

В связи с тем, что в филиале обучаются много детей-сирот, эта форма

организации учебной деятельности не просто актуальна, а жизненно

необходима. Тематику и формат исследований обычно студенты выбирают

сами, 80% это фермерские проекты. Работа над проектом продолжается в

течение 2 лет. В процессе работы формируются общеобразовательные,

профессиональные и общекультурные компетенции. Причем, работа над

проектом мотивирует обучающихся к изучению тем и предметов, которые не

включены в учебные программы. Пример: Мустафина Анна проект

«Перепелиная ферма». Прибыль она планирует получить за счет большой

численности птиц. Когда был составлен и осмыслен проект, Анна поняла, что

при заявленной численности ее фермерское хозяйство без антибиотиков,

гормонов и ферментов долго не просуществует. В план кружка на следующий

год мы включили изучение материала и исследования на данные темы

Участие в олимпиадах, семинарах, научно-практических конференциях

(областных, федеральных)

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и

признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки

отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не

надо скупиться на награды обучающимся и их родителям. Участие в конкурсах,

олимпиадах, научных конференциях – одна из приоритетных форм организации

проектной и исследовательской работы, пожалуй, самая действенная мотивация

развития личности, требующая не только настоящего самостоятельного

творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот

метод позволяет сохранить контингент обучающихся и является одним из

слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Успешное участие и победы на научно-практических конференциях,

семинарах, олимпиадах – результат эффективной работы данной

педагогической модели. Причем, призёрами и победителями становятся

студенты групп СПО «Подготовка квалифицированных рабочих и служащих».

Примеры: Исследовательские работы Ивановой В. «Исследование озера и

родника в воинской части ДК 5», Миковой Е. «Влияние внешних факторов

среды на здоровье студентов ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный

техникум» Дальнеконстантиновский филиал», «Экологическое состояние

колонии серой цапли (A. cinerea) в Дальнеконстантиновском районе

Нижегородской области», Мустафиной А. «Фермерское хозяйство

«Перепелиная ферма», проект «Создания единого комплекса ландшафтного

дизайна прилегающей территории техникума и центральной площади рабочего

поселка Дальнее Константиново», Мешковой Натальи «Бизнес-

проект.Фермерское хозяйство», Оскирко Ольги «Ихтиопатологическое

исследование искусственных водоемов Дальнеконстантиновского района

Нижегородской области и структура взаимоотношений компонентов

экосистемы «рыбы семейства карповых Cyprinidae – трематоды

Posthodiplostomum cuticola – среда» были отмечены грамотами и дипломами

областных, вузовских и всероссийских конкурсов, научных конференций и

олимпиад.

Эффективность использования проектной и исследовательской

деятельности

Итоги успеваемости и качества обучения (химия -промежуточная аттестация,

дифференцированный зачет профессия «Тракторист – машинист, водитель

категории «С»):

2012-2013

2013-2014

2014-2015

14

26

34

15

23

21

28

Качество обучения

1,2,3 гр.

4 группа

6 группа

Приведенные данные доказывают эффективность работы предлагаемой

образовательной модели по формированию общеобразовательных компетенций

студентов в процессе обучения химии методами проектной и

исследовательской деятельности.

Показатель результативности компетентностного подхода –реализация

профессиональных, личностных амбиций и социализация выпускников филиала

ГБПОУ ЛГК.

Большинство наших выпускников работают в сельскохозяйственных

предприятиях Дальнеконстантиновского района. В районе среди

сельскохозяйственных организаций большой процент частных фермерских

хозяйств, а 27 процентов из них это малые сельхозпредприятия наших

выпускников. В связи с вводом санкций ЕС о поставке импортной продукции в

Россию встал вопрос о развитии и возрождении собственного

сельскохозяйственного производства. Особое внимание уделяется вопросу

обеспечения населения продукцией местного производства. Решение данной

проблемы является актуальной и зависит, в том числе от преподавателей и

наших студентов и выпускников. Создавая свое фермерское хозяйство, в какой-

то мере выпускники принимают участие в управлении своим поселком, в

решении повседневных вопросов, которые очень важны и актуальны для

страны.

ООО «Агросфера».

Многие выпускники Дальнеконстантиновского филиала ЛСХТ успешно

работают в этом технологически передовом хозяйстве, где используется

современная импортная техника, но выполняют они актуальную задачу

государства – импортозамещение.

ООО «Агросфера». Статья «Главный критерий – качество»

12 сентября 2014 г. Газета «Родная земля»

Династии. КФХ «Евлоев В. И»

«Два главы крестьянско-фермерского хозяйства нашего района 6 августа 2015

года в Нижегородском Кремле получили гранты на развитие своих хозяйств.

Это В. И. Евлоев из Белозёрова и Р. К. Авдоян из Дальнего Константинова.

КФХ «Евлоев В. И» - грант на развитие семейной животноводческой фермы. Он

предполагает приобретение техники для заготовки кормов (трактор МТЗ-82,

прессподборщик).»

Статья в газете «Родная земля» «В помощь

селу» 25 августа 2015 года

Тема бизнес - проекта на получение правительственного гранта -

«Кормопроизводство КФХ «Евлоев В. И». В этом проекте Евлоева О.В. и

Евлоева Е.В. на основе исследований почвы своего хозяйства обосновывали

нормы внесения минеральных удобрений.

Бизнес-план для получения гранта разрабатывали выпускники

Дальнеконстантиновского филиала ЛСХТ 2014года– Евлоева Е.В и Евлоева О.

В. Владимир Иванович Евлоев тоже наш выпускник 1990 года.

Заключение.

Получение максимального удовольствия от жизни напрямую

связано от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от

признания себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как

профессионала и полноценного члена общества. Представленная

педагогическая модель является средством адаптации обучающихся и

выпускников ГБПОУ ЛГК к будущей профессиональной деятельности и

выступает как фактор воспитания конкурентоспособной творческой личности.

Литература.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические

труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической

психологии, 1995.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании

умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М.,

1966.

Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.

Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.



В раздел образования