Автор: Макаева Марина Пантелеймоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей № 1
Населённый пункт: город Ачинск Красноярского края
Наименование материала: Интеллектуально- познавательный проект (гражданское и партриотическое воспитание)
Тема: "Они сражались за Родину"
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 1»
г. Ачинска
Интеллектуально-познавательный
проект
«Они сражались за Родину»
Номинация: гражданское и патриотическое воспитание
Разработала: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Макаева Марина Пантелеймоновна
2016 год
Интеллектуально-познавательный проект:
«Они сражались за Родину!»
Сороковые, роковые
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые…
Актуальность, определение проблем
На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями
государства,
немаловажное
значение
занимает
гражданско-патриотическое
воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и
устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и
основные
пути
развития
системы
патриотического
воспитания,
которая
направлена
на
дальнейшее
формирование
патриотического
сознания
российских
граждан
как
важнейшей
ценности,
одной
из
основ
духовно-
нравственного единства общества.
В настоящее время в России идёт всесторонняя работа над
формированием гражданского общества и правового государства. Все это
вносит изменения и в систему современной общеобразовательной системы.
Формирование
гражданского
самосознания
должно
проходить
через
собственное
отечественное
чувствование
каждого
человека.
Родина
нуждается в каждом из своих сынов и дочерей, которые, используя свои права
и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством,
другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния
каждого.
Возникает
острая
необходимость
в
переосмыслении
вопросов
гражданско-патриотического
воспитания
участниками
воспитательного
процесса.
Не
отказываясь
от
прежних
традиций,
достижений
в
этом
направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной
работы.
Готовясь к празднованию 70-летия Победы, я предложила своим ученикам
(На тот момент - третьеклассникам) анкету:
1.
Что вы знаете о сибиряках - героях Великой Отечественной войны?
2.
Знаете
ли
вы
о
родственниках-
участниках
(ветеранах)
Великой
Отечественной войны?
Большинство учащихся, не смогли ответить. Тогда, я предложила им
спросить дома у родителей, у бабушек и дедушек, принести фотографии
родных - бойцов Советской Армии. Из 25 учащихся только 10 человек
смогли
назвать
членов
семьи,
воевавших
на
фронтах
Великой
Отечественной войны, и, только двое из ребят подготовили сообщения о
своих прадедах, защищавших страну от фашистов. Поняв, насколько мало
знают мои ученики о историческом прошлом своей страны, своего города,
своей семьи, я решила восполнить этот пробел. Вместе
с детьми на
классном мероприятии выделили проблему:
ребята очень мало знают о героях Великой Отечественной Войны, о
прошлом нашего города, связанном с героическими событиями 1941-
1945 годов.
Цель
проекта:
расширение
и
углубление
знаний
учащихся
о
героях
Великой Отечественной войны города Ачинска.
Задачи:
- формировать у участников проекта представление об истинных ценностях
настоящего гражданина, таких как интерес к истории своей Родины, к её
героям;
-
обучать
детей
основам
поисковой
деятельности,
коммуникативным
качествам, помогающим найти, отобрать и представить материал по заданной
теме;
- формировать умения оформления
выставки, составлять макет выставки,
осуществлять редактирование предоставленного материала.
- воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ, понимание
необходимости защищать внешние границы своей Родины.
Формы проведения проекта:
уроки гражданственности,
классные часы -
встречи с ветеранами
ВОВ, поисковая работа по сбору информации мест
памяти
(улицы,
памятники,
мемориальные
таблички,
фотографии,
дома
проживания ныне живущих и погибших воинов), экскурсии по памятным
местам
города
Ачинска,
оформление
выставки
на
данную
тематику,
проведение
линейки
ко
Дню
Победы
с
использованием
собранного
материала.
Организация
разных
видов
деятельности: анкетирование,
психологический
тренинг
«Письмо
герою»,
чтение
стихов,
монологов,
оформление выставки об ачинцах-героях Советского Союза ВОВ, подготовка
и реализация сценария ко Дню Победы.
Этапы реализации проекта:
1.
Выделение проблемы.
2.
Определение цели и задач проекта.
3.
Разработка плана действий.
4.
Сбор информации.
5.
Реализация проекта.
6.
Результаты проекта.
Участники проекта: учащиеся 4»В» класса, классный руководитель,
родители учащихся.
По продолжительности выполнения: один учебный год.
Оборудование:
ПК,
принтер-сканер EPSON,
принтер HP-1102. Программы
Word, Power Point.
Идея групповой работы заключается в разделении класса на группы по
направлениям: «поисковики», «историки», «сборщики», «оформители»,
«координаторы» Это идея детей, так как каждый из ребят выбрал свое поле
деятельности, наиболее интересное для себя, имеющее свою цель.
Перед тем, как приступить непосредственно к проведению данных
мероприятий рекомендуется провести
предварительную работу. Следует
определить круг вопросов и проблем, волнующих на сегодняшний день детей
по данной теме, провести предварительное анкетирование, беседу, опрос.
Ожидаемые результаты:
-
оформление
и
презентация
выставки
«Они
сражались
за
Родину»
в
рекреации
начальной
школы
Лицея,
для
привлечения
внимания
к
патриотической истории своей малой Родины;
- обогащение знаний учащихся об ачинцах-героях ВОВ, в образовательно-
воспитательном пространстве школы;
-
вовлечение
в
систему
гражданско-патриотического
воспитания
представителей родительской общественности;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- осознание ответственности за судьбу Родины, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
осознание
обучающимися
высших
ценностей,
спо собно сть
руководствоваться ими в практической деятельности.
Финансовое обеспечение проекта: данный проект требует материальные
затраты на распечатку и оформление материалов выставки, посвящённой
воинам
ачинцам-героям
Великой
Отечественной
Войны,
а
так
же
на
посещение тематических экскурсий в краеведческий музей, осуществление
данного
проекта
стало
возможным,
благодаря
спонсорской
помощи
родителей.
В результате осуществления данного проекта была сделана ставка на
истинную
заинтересованность
детей
к
изучению
данной
проблемы
и
на
любознательность.
Всё, что происходит в данном проекте – это идеи учащихся 4 «В» класса.
Осуществление проекта (описание):
1 этап – анкетирование детей;
2
этап
–
экскурсия
по
памятным
местам
города
Ачинска,
связанным
с
событиями Великой Отечественной войны: к памятнику Скорбящей матери,
на Аллею Героев Советского Союза в Парке Победы;
3 этап – сбор информации об ачинцах-героях Великой Отечественной Войны,
отбор и редактирование материала по данной тематике;
4
этап
–
оформление
выставки,
посвящённой
воинам-героям,
создание
презентации
«Они
сражались
за
Родину»,
подготовка
выступления
–
презентации выставки для учащихся лицея. Анализ проведенной работы и
определение последующих действий в данном направлении.
С
целью
исследования
уровня
знаний
учащихся
по
данной
тематике было проведено анкетирование.
1. «Знаете ли вы, имена своих родных , участников Великой Отечественной
Войны ?»
а) да;
б) нет.
2. «Знаете ли вы, имена ачинцев- героев Советского Союза – участников
Великой Отечественной Войны?»
а) если «да», напишите, имя героя;
б) нет.
3. «Знаете ли вы, какие памятники, места памяти вы знаете, посвящённые
воинам ВОВ 1941-1945 гг.?»
а) если «да», то перечислите их названия и местонахождение;
б) нет.
(Результаты ответов учащихся на диаграмме № 1)
№ 1
Для устранения пробелов предстояла большая и кропотливая работа. В
начале, на мой взгляд, нужно было пробудить интерес у ребят к истории
родного края. Для этого организовала экскурсию в Ачинский краеведческий
музей
им.
Д.
Каргаполова,
по
памятным
местам
города,
связанным
с
героическими событиями 1941-1945 года.
План проведения мероприятий для реализации проекта:
№
Вид деятельности
Ответственные
Дата проведения
1.
Выбор
темы
проекта,
составление
плана
действий.
Руководитель
проекта
сентябрь
2.
Провести опрос в виде заполнения анкеты
среди учащихся 4 «В» класса.
Сентябрь
3.
Провести классный час на тему:
«Люблю тебя, мой край родной».
Октябрь
4.
Экскурсия в Ачинский краеведческий музей
Им. Д. Каргаполова.
Родители
ноябрь
5.
Работа в компьютерном классе :
- сбор информации через интернет;
- подготовка к защите презентаций.
Учащиеся
4
«В»
к л а с с а
п о д
руководством
6.
Провести
экскурсию
по
памятным
местам
города
Ачинска
,
связанным
с
событиями
1941-1945 года.
Руководитель
проекта, родители
7.
Оформление
фотовыставки
по
материалам
экскурсии
«Наш
Ачинск
любимый,
наш
город родной»
Руководитель
проекта,
учащиеся,
родители.
Ноябрь-декабрь
8.
Сбор материала о героях Советского Союза
Великой Отечественной войны.
Координаторы,
Учащиеся 4 «В»
декабрь
8.
Проведение конкурса сочинений «Что я знаю
о войне?»
Учитель, учащиеся январь
9.
П р о в е д е н и е
п р е з е н т а ц и и
г р у п п ы
«поисковиков»
на
основе
собранных
материалов.
Учитель, учащиеся февраль
10.
Конкурс
стихов,
посвященный
подвигу
советского народа в Великой Отечественной
Войне
Педагог-
организатор
Н.В.
Башкирова,
учитель,
учащиеся
11.
Классный час: «Поэты – фронтовики»
Стихи
Ачинских
поэтов:
Б.
Богаткова,
А.
Чмыхало, Н. Овсянникова, Л. Радия
Руководитель
проекта, родители
учащиеся
апрель
12.
Работа над макетом выставки.
Руководитель
проекта, родители
учащиеся
13.
Оформление
выставки
«Они
сражались
за
Родину»
Руководитель
проекта, родители
учащиеся
май
14.
Подготовка
сценария
и
пре зент ации
фотовыставки.
Руководитель
проекта, учащиеся
15.
Защита
мультимедийных
презентаций
и
фильмов проекта
учащиеся
16.
Повторное анкетирование ребят, рефлексия
Оформление результатов, обобщение работ
н а д
п р о е к т о м
( в ы д ач а
д и п л о м о в ,
благодарностей участникам проекта)
Руководитель
проекта
май
Для работы над проектом были использованы организационные формы:
Экскурсии по памятным местам родного города.
Прогулки и наблюдения.
По с ещение
библиотеки
с
целью
с бора
информации
и з
первоисточников.
Конкурс сочинений «Что я знаю о войне?»
Конкурс стихов о войне.
Интернет – ресурсы.
Посещение выставки «Голоса войны» краеведческого музея
Встречи с известными людьми и героями.
Исследование первоисточников.
После проведения презентации в виде выставки и линейки, ученики вновь
заполнили анкету:
1. «Знаете ли вы, имена своих родных , участников Великой Отечественной
Войны ?»
а) да;
б) нет.
2. «Знаете ли вы, имена ачинцев- героев Советского Союза – участников
Великой Отечественной Войны?»
а) если «да», напишите, имя (имена) героя;
б) нет.
3. «Знаете ли вы, какие памятники, места памяти вы знаете, посвящённые
воинам ВОВ 1941-1945 гг.?»
а) если «да», то перечислите их названия и местонахождение;
б)нет.
4. Сможете ли вы рассказать о героях ВОВ Своим сверстникам?
а)если «да», то о чём именно (или о ком)
б) нет
Результат
анкетирования
меня
порадовал:
в
этот
раз
всего
двое
ребят
затруднялись
ответить
на
вопросы
анкеты.
Вывод:
работу
в
данном
направлении следует продолжать, что бы достучаться до каждого необходимо
терпение, а главное желание донести важность изучаемого материала, что бы
подрастающее
поколение
не
стало
поколением
«иванов,
не
помнящих
родства».
Презентация проекта.
Заключительным этапом работы стала презентация проекта. Ко Дню
Победы в рекреации начальных классов была оформлена фотовыставка «Они
сражались за Родину».
7 мая 2016 года на линейку посвященную Дню Победы и презентации
выставки были приглашены гости из числа родителей, педагогов и учащихся
лицея. Сценарий был разработан и представлен учащимися 4 «В» класса, в
нём были использованы материалы поисковых групп, звучали стихи ачинских
поэтов-фронтовиков: Бориса Богаткова, Анатолия Чмыхало, Леонида Радия,
Николая Овсянникова.
Мультимедийная презентация Power Point «Они сражались за Родину» была
использована в качестве демонстрационного материала на мониторе Лицея.
Таким
образом,
с
результатами
нашей
поисковой
деятельности
смогли
познакомиться учащиеся и посетители нашего учебного заведения.
Результаты работы над проектом
1. Оформлена и презентована выставка об ачинцах-героях Советского
Союза Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
2. Учащиеся расширили и углубили свои знания об историческом
прошлом,
приобщились
к
историческому
наследию
г.
Ачинска.
У
них
появился
интерес
к
истории
родного
края,
традициям
народа.
Работа
способствовала также развитию чувства гордости за земляков. Кроме того,
дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного
общения.
3. Педагоги и родители расширили свои знания по истории родного
города, краеведению. Работа в этом направлении способствовала активному
взаимодействию с сотрудниками краеведческого музея г. Ачинска, сплочению
коллектива
учащихся,
родителей
и
педагогов.
Все
получили
массу
впечатлений
и
информации
о
родном
городе,
осознали
значимость
этой
работы.
4. В ходе работы над проектом, обозначилась не только
познавательная, творческая сторона проекта, но и
в большей степени
социально-значимая, так как ребята не только сами обогатились знаниями,
но
и
постарались
донести
эти
знания
не
только
до
сверстников,
но
и
взрослых, посредством оформления выставки, презентации и выступления к
празднику 9 Мая.
Открытия нашего проекта.
В результате работы над проектом были получены сведения, которые
не предполагались, но оказались не менее значимыми:
во-первых, знакомство с памятными местами города привело к
знакомству с биографией сибирского поэта Бориса Богаткова, погибшего в
бою, когда он поднимал песней свой взвод в атаку. После чего, по инициативе
ребят, были «открыты» имена поэтов-фронтовиков- Николая Овсянникова,
Леонида
Радия
–
родившихся
в
Ачинске
и
Ачинском
районе,
так
же
погибших на фронтах Великой Отечественной войны, Анатолия Чмыхало –
долгое
время
возглавлявшего
писательскую
организацию
Красноярска.
Именно их стихи о войне стали основой сценария к презентации;
во-вторых, оказалось, что в нашем лицее обучается правнучка майора
Александра Петровича Назарова , погибшего в 1944 году при форсировании
Западной Двины – ученица 5 «А» класса Смирных Анастасия;
в-третьих, в нашем лицее работает учитель русского языка Зыкова
Валентина Ивановна, которая лично знала родственников капитана Волкова
Павла
Семёновича-командира
батареи
противотанкового
артиллерийского
полка, погибшего при взятии Берлина.
Таким образом, наш проект стал историей «в лицах», ученики моего
класса
прочувствовали
неразрывную
связь
прошлого
с
настоящим.
Пока
герои живы в памяти людей, их подвиг значим для будущих поколений.
Список используемой литературы:
1.
М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И.Самохвалова, Ю.А. Родионова,
О.Ю. Эктова, Т.А.Гордиектов, Т.Е. Силаева «Проектная деятельность
учащихся», Волгоград, 2008 г.
2.
Н.В. Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина «Школьная проектная
лаборатория», Волгоград 2009 г.
3.
Научно
-
методический
журнал
«Воспитание
школьников»
№
2,
1998год,
№ 5,10, 2008 год.
4.
«Корпоративная библиотека ОАО «Татнефть»
«Три миллиарда. ИСТОРИЯ», Москва, «Закон и порядок», 2007 год
5.
Википедия.
6.
Книга Памяти Красноярского края