Напоминание

"Они сражались за Родину"


Автор: Макаева Марина Пантелеймоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей № 1
Населённый пункт: город Ачинск Красноярского края
Наименование материала: Интеллектуально- познавательный проект (гражданское и партриотическое воспитание)
Тема: "Они сражались за Родину"
Раздел: начальное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 1»

г. Ачинска

Интеллектуально-познавательный

проект

«Они сражались за Родину»

Номинация: гражданское и патриотическое воспитание

Разработала: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Макаева Марина Пантелеймоновна

2016 год

Интеллектуально-познавательный проект:

«Они сражались за Родину!»

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые…

Актуальность, определение проблем

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями

государства,

немаловажное

значение

занимает

гражданско-патриотическое

воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и

устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и

основные

пути

развития

системы

патриотического

воспитания,

которая

направлена

на

дальнейшее

формирование

патриотического

сознания

российских

граждан

как

важнейшей

ценности,

одной

из

основ

духовно-

нравственного единства общества.

В настоящее время в России идёт всесторонняя работа над

формированием гражданского общества и правового государства. Все это

вносит изменения и в систему современной общеобразовательной системы.

Формирование

гражданского

самосознания

должно

проходить

через

собственное

отечественное

чувствование

каждого

человека.

Родина

нуждается в каждом из своих сынов и дочерей, которые, используя свои права

и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством,

другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния

каждого.

Возникает

острая

необходимость

в

переосмыслении

вопросов

гражданско-патриотического

воспитания

участниками

воспитательного

процесса.

Не

отказываясь

от

прежних

традиций,

достижений

в

этом

направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной

работы.

Готовясь к празднованию 70-летия Победы, я предложила своим ученикам

(На тот момент - третьеклассникам) анкету:

1.

Что вы знаете о сибиряках - героях Великой Отечественной войны?

2.

Знаете

ли

вы

о

родственниках-

участниках

(ветеранах)

Великой

Отечественной войны?

Большинство учащихся, не смогли ответить. Тогда, я предложила им

спросить дома у родителей, у бабушек и дедушек, принести фотографии

родных - бойцов Советской Армии. Из 25 учащихся только 10 человек

смогли

назвать

членов

семьи,

воевавших

на

фронтах

Великой

Отечественной войны, и, только двое из ребят подготовили сообщения о

своих прадедах, защищавших страну от фашистов. Поняв, насколько мало

знают мои ученики о историческом прошлом своей страны, своего города,

своей семьи, я решила восполнить этот пробел. Вместе

с детьми на

классном мероприятии выделили проблему:

ребята очень мало знают о героях Великой Отечественной Войны, о

прошлом нашего города, связанном с героическими событиями 1941-

1945 годов.

Цель

проекта:

расширение

и

углубление

знаний

учащихся

о

героях

Великой Отечественной войны города Ачинска.

Задачи:

- формировать у участников проекта представление об истинных ценностях

настоящего гражданина, таких как интерес к истории своей Родины, к её

героям;

-

обучать

детей

основам

поисковой

деятельности,

коммуникативным

качествам, помогающим найти, отобрать и представить материал по заданной

теме;

- формировать умения оформления

выставки, составлять макет выставки,

осуществлять редактирование предоставленного материала.

- воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ, понимание

необходимости защищать внешние границы своей Родины.

Формы проведения проекта:

уроки гражданственности,

классные часы -

встречи с ветеранами

ВОВ, поисковая работа по сбору информации мест

памяти

(улицы,

памятники,

мемориальные

таблички,

фотографии,

дома

проживания ныне живущих и погибших воинов), экскурсии по памятным

местам

города

Ачинска,

оформление

выставки

на

данную

тематику,

проведение

линейки

ко

Дню

Победы

с

использованием

собранного

материала.

Организация

разных

видов

деятельности: анкетирование,

психологический

тренинг

«Письмо

герою»,

чтение

стихов,

монологов,

оформление выставки об ачинцах-героях Советского Союза ВОВ, подготовка

и реализация сценария ко Дню Победы.

Этапы реализации проекта:

1.

Выделение проблемы.

2.

Определение цели и задач проекта.

3.

Разработка плана действий.

4.

Сбор информации.

5.

Реализация проекта.

6.

Результаты проекта.

Участники проекта: учащиеся 4»В» класса, классный руководитель,

родители учащихся.

По продолжительности выполнения: один учебный год.

Оборудование:

ПК,

принтер-сканер EPSON,

принтер HP-1102. Программы

Word, Power Point.

Идея групповой работы заключается в разделении класса на группы по

направлениям: «поисковики», «историки», «сборщики», «оформители»,

«координаторы» Это идея детей, так как каждый из ребят выбрал свое поле

деятельности, наиболее интересное для себя, имеющее свою цель.

Перед тем, как приступить непосредственно к проведению данных

мероприятий рекомендуется провести

предварительную работу. Следует

определить круг вопросов и проблем, волнующих на сегодняшний день детей

по данной теме, провести предварительное анкетирование, беседу, опрос.

Ожидаемые результаты:

-

оформление

и

презентация

выставки

«Они

сражались

за

Родину»

в

рекреации

начальной

школы

Лицея,

для

привлечения

внимания

к

патриотической истории своей малой Родины;

- обогащение знаний учащихся об ачинцах-героях ВОВ, в образовательно-

воспитательном пространстве школы;

-

вовлечение

в

систему

гражданско-патриотического

воспитания

представителей родительской общественности;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- осознание ответственности за судьбу Родины, формирование гордости за

сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-

осознание

обучающимися

высших

ценностей,

спо собно сть

руководствоваться ими в практической деятельности.

Финансовое обеспечение проекта: данный проект требует материальные

затраты на распечатку и оформление материалов выставки, посвящённой

воинам

ачинцам-героям

Великой

Отечественной

Войны,

а

так

же

на

посещение тематических экскурсий в краеведческий музей, осуществление

данного

проекта

стало

возможным,

благодаря

спонсорской

помощи

родителей.

В результате осуществления данного проекта была сделана ставка на

истинную

заинтересованность

детей

к

изучению

данной

проблемы

и

на

любознательность.

Всё, что происходит в данном проекте – это идеи учащихся 4 «В» класса.

Осуществление проекта (описание):

1 этап – анкетирование детей;

2

этап

экскурсия

по

памятным

местам

города

Ачинска,

связанным

с

событиями Великой Отечественной войны: к памятнику Скорбящей матери,

на Аллею Героев Советского Союза в Парке Победы;

3 этап – сбор информации об ачинцах-героях Великой Отечественной Войны,

отбор и редактирование материала по данной тематике;

4

этап

оформление

выставки,

посвящённой

воинам-героям,

создание

презентации

«Они

сражались

за

Родину»,

подготовка

выступления

презентации выставки для учащихся лицея. Анализ проведенной работы и

определение последующих действий в данном направлении.

С

целью

исследования

уровня

знаний

учащихся

по

данной

тематике было проведено анкетирование.

1. «Знаете ли вы, имена своих родных , участников Великой Отечественной

Войны ?»

а) да;

б) нет.

2. «Знаете ли вы, имена ачинцев- героев Советского Союза – участников

Великой Отечественной Войны?»

а) если «да», напишите, имя героя;

б) нет.

3. «Знаете ли вы, какие памятники, места памяти вы знаете, посвящённые

воинам ВОВ 1941-1945 гг.?»

а) если «да», то перечислите их названия и местонахождение;

б) нет.

(Результаты ответов учащихся на диаграмме № 1)

№ 1

Для устранения пробелов предстояла большая и кропотливая работа. В

начале, на мой взгляд, нужно было пробудить интерес у ребят к истории

родного края. Для этого организовала экскурсию в Ачинский краеведческий

музей

им.

Д.

Каргаполова,

по

памятным

местам

города,

связанным

с

героическими событиями 1941-1945 года.

План проведения мероприятий для реализации проекта:

Вид деятельности

Ответственные

Дата проведения

1.

Выбор

темы

проекта,

составление

плана

действий.

Руководитель

проекта

сентябрь

2.

Провести опрос в виде заполнения анкеты

среди учащихся 4 «В» класса.

Сентябрь

3.

Провести классный час на тему:

«Люблю тебя, мой край родной».

Октябрь

4.

Экскурсия в Ачинский краеведческий музей

Им. Д. Каргаполова.

Родители

ноябрь

5.

Работа в компьютерном классе :

- сбор информации через интернет;

- подготовка к защите презентаций.

Учащиеся

4

«В»

к л а с с а

п о д

руководством

6.

Провести

экскурсию

по

памятным

местам

города

Ачинска

,

связанным

с

событиями

1941-1945 года.

Руководитель

проекта, родители

7.

Оформление

фотовыставки

по

материалам

экскурсии

«Наш

Ачинск

любимый,

наш

город родной»

Руководитель

проекта,

учащиеся,

родители.

Ноябрь-декабрь

8.

Сбор материала о героях Советского Союза

Великой Отечественной войны.

Координаторы,

Учащиеся 4 «В»

декабрь

8.

Проведение конкурса сочинений «Что я знаю

о войне?»

Учитель, учащиеся январь

9.

П р о в е д е н и е

п р е з е н т а ц и и

г р у п п ы

«поисковиков»

на

основе

собранных

материалов.

Учитель, учащиеся февраль

10.

Конкурс

стихов,

посвященный

подвигу

советского народа в Великой Отечественной

Войне

Педагог-

организатор

Н.В.

Башкирова,

учитель,

учащиеся

11.

Классный час: «Поэты – фронтовики»

Стихи

Ачинских

поэтов:

Б.

Богаткова,

А.

Чмыхало, Н. Овсянникова, Л. Радия

Руководитель

проекта, родители

учащиеся

апрель

12.

Работа над макетом выставки.

Руководитель

проекта, родители

учащиеся

13.

Оформление

выставки

«Они

сражались

за

Родину»

Руководитель

проекта, родители

учащиеся

май

14.

Подготовка

сценария

и

пре зент ации

фотовыставки.

Руководитель

проекта, учащиеся

15.

Защита

мультимедийных

презентаций

и

фильмов проекта

учащиеся

16.

Повторное анкетирование ребят, рефлексия

Оформление результатов, обобщение работ

н а д

п р о е к т о м

( в ы д ач а

д и п л о м о в ,

благодарностей участникам проекта)

Руководитель

проекта

май

Для работы над проектом были использованы организационные формы:

Экскурсии по памятным местам родного города.

Прогулки и наблюдения.

По с ещение

библиотеки

с

целью

с бора

информации

и з

первоисточников.

Конкурс сочинений «Что я знаю о войне?»

Конкурс стихов о войне.

Интернет – ресурсы.

Посещение выставки «Голоса войны» краеведческого музея

Встречи с известными людьми и героями.

Исследование первоисточников.

После проведения презентации в виде выставки и линейки, ученики вновь

заполнили анкету:

1. «Знаете ли вы, имена своих родных , участников Великой Отечественной

Войны ?»

а) да;

б) нет.

2. «Знаете ли вы, имена ачинцев- героев Советского Союза – участников

Великой Отечественной Войны?»

а) если «да», напишите, имя (имена) героя;

б) нет.

3. «Знаете ли вы, какие памятники, места памяти вы знаете, посвящённые

воинам ВОВ 1941-1945 гг.?»

а) если «да», то перечислите их названия и местонахождение;

б)нет.

4. Сможете ли вы рассказать о героях ВОВ Своим сверстникам?

а)если «да», то о чём именно (или о ком)

б) нет

Результат

анкетирования

меня

порадовал:

в

этот

раз

всего

двое

ребят

затруднялись

ответить

на

вопросы

анкеты.

Вывод:

работу

в

данном

направлении следует продолжать, что бы достучаться до каждого необходимо

терпение, а главное желание донести важность изучаемого материала, что бы

подрастающее

поколение

не

стало

поколением

«иванов,

не

помнящих

родства».

Презентация проекта.

Заключительным этапом работы стала презентация проекта. Ко Дню

Победы в рекреации начальных классов была оформлена фотовыставка «Они

сражались за Родину».

7 мая 2016 года на линейку посвященную Дню Победы и презентации

выставки были приглашены гости из числа родителей, педагогов и учащихся

лицея. Сценарий был разработан и представлен учащимися 4 «В» класса, в

нём были использованы материалы поисковых групп, звучали стихи ачинских

поэтов-фронтовиков: Бориса Богаткова, Анатолия Чмыхало, Леонида Радия,

Николая Овсянникова.

Мультимедийная презентация Power Point «Они сражались за Родину» была

использована в качестве демонстрационного материала на мониторе Лицея.

Таким

образом,

с

результатами

нашей

поисковой

деятельности

смогли

познакомиться учащиеся и посетители нашего учебного заведения.

Результаты работы над проектом

1. Оформлена и презентована выставка об ачинцах-героях Советского

Союза Великой Отечественной войны 1941-1945 года.

2. Учащиеся расширили и углубили свои знания об историческом

прошлом,

приобщились

к

историческому

наследию

г.

Ачинска.

У

них

появился

интерес

к

истории

родного

края,

традициям

народа.

Работа

способствовала также развитию чувства гордости за земляков. Кроме того,

дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного

общения.

3. Педагоги и родители расширили свои знания по истории родного

города, краеведению. Работа в этом направлении способствовала активному

взаимодействию с сотрудниками краеведческого музея г. Ачинска, сплочению

коллектива

учащихся,

родителей

и

педагогов.

Все

получили

массу

впечатлений

и

информации

о

родном

городе,

осознали

значимость

этой

работы.

4. В ходе работы над проектом, обозначилась не только

познавательная, творческая сторона проекта, но и

в большей степени

социально-значимая, так как ребята не только сами обогатились знаниями,

но

и

постарались

донести

эти

знания

не

только

до

сверстников,

но

и

взрослых, посредством оформления выставки, презентации и выступления к

празднику 9 Мая.

Открытия нашего проекта.

В результате работы над проектом были получены сведения, которые

не предполагались, но оказались не менее значимыми:

во-первых, знакомство с памятными местами города привело к

знакомству с биографией сибирского поэта Бориса Богаткова, погибшего в

бою, когда он поднимал песней свой взвод в атаку. После чего, по инициативе

ребят, были «открыты» имена поэтов-фронтовиков- Николая Овсянникова,

Леонида

Радия

родившихся

в

Ачинске

и

Ачинском

районе,

так

же

погибших на фронтах Великой Отечественной войны, Анатолия Чмыхало –

долгое

время

возглавлявшего

писательскую

организацию

Красноярска.

Именно их стихи о войне стали основой сценария к презентации;

во-вторых, оказалось, что в нашем лицее обучается правнучка майора

Александра Петровича Назарова , погибшего в 1944 году при форсировании

Западной Двины – ученица 5 «А» класса Смирных Анастасия;

в-третьих, в нашем лицее работает учитель русского языка Зыкова

Валентина Ивановна, которая лично знала родственников капитана Волкова

Павла

Семёновича-командира

батареи

противотанкового

артиллерийского

полка, погибшего при взятии Берлина.

Таким образом, наш проект стал историей «в лицах», ученики моего

класса

прочувствовали

неразрывную

связь

прошлого

с

настоящим.

Пока

герои живы в памяти людей, их подвиг значим для будущих поколений.

Список используемой литературы:

1.

М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И.Самохвалова, Ю.А. Родионова,

О.Ю. Эктова, Т.А.Гордиектов, Т.Е. Силаева «Проектная деятельность

учащихся», Волгоград, 2008 г.

2.

Н.В. Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина «Школьная проектная

лаборатория», Волгоград 2009 г.

3.

Научно

-

методический

журнал

«Воспитание

школьников»

2,

1998год,

№ 5,10, 2008 год.

4.

«Корпоративная библиотека ОАО «Татнефть»

«Три миллиарда. ИСТОРИЯ», Москва, «Закон и порядок», 2007 год

5.

Википедия.

6.

Книга Памяти Красноярского края



В раздел образования