Напоминание

"Сказка к нам приходит"


Автор: Паренкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ООО ГДУ УДП д/с
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: проект
Тема: "Сказка к нам приходит"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ООО Газпром добыча Уренгой

д/с «Золотая рыбка, город Новый Уренгой

Проект «Сказка в гости к нам пришла» в старшей группе

Выполнила воспитатель – Паренкина Елена Владимировна

Актуальность:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные

сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям

морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям,

показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя

детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их

героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок

не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою,

разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную

деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-

чувственное восприятие мира.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не

только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже

дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и

воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев,

развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку,

уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное –

развиваются всесторонне.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на

сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет

времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решение

уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в

развитии и воспитании наших детей.

Тип проекта:

познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность проекта: среднесрочный. (сентябрь - октябрь 2019г.)

Предмет проекта: русские народные сказки.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель,

музыкальный руководитель.

Цель проекта:

создание условий для воспитания у детей нравственных

качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим

нравственным ценностям.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

• Способствовать формированию

у детей знания о русских народных сказках

• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,

эмоционально откликаться на них.

Научить детей оценивать поступки героев.

Речевое развитие:

• Обогащать и расширять словарный запас детей.

Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод и т. д.

• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование

числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с

уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)

• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп,

ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.

• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения,

отрывки из произведений

• Упражнять в пересказе сказок

• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих,

используя распространённые предложения.

Социально – коммуникативное развитие:

• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов

игр, выполнении правил и норм поведения.

• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с

другом, с воспитателем, с группой

• Способствовать

развитию совместного творчества родителей и детей;

вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней

участвовать.

Художественно – эстетическое развитие:

Развивать творчество, фантазию, воображение.

• Развивать артистические способности детей.

• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности

людей (изобразительное творчество, литература, музыка, театр).

• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы

изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму,

величину, строение, пропорции.

Физическое развитие:

• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения

подвижных игр и упражнений

Ожидаемый результат:

• - вызвать у детей интерес к русским народным сказкам;

• -

развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих

способностей;

• -

совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;

• -

позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и

самому себе;

• - привлечь родителей к совместному чтению сказок с детьми; • -

укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;

• - помочь детям совершенствоваться в коллективной работе;

- научить детей оценивать поступки героев.

Форма презентации: Итоговое развлечение игра КВН.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП - подготовительный

- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с

программой; оформить книжный уголок в группе по теме проекта «Русские

народные сказки»; подобрать необходимый наглядно-дидактический

материал для реализации данного проекта; подобрать настольные игры

по сказкам (пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и

др. ; сказочное лото); подобрать раскраски по русским народным сказкам;

- познакомить с жанровыми особенностями сказки;

- узнать у детей, какие книги читают им дома, есть ли в домашней

библиотеке сказки.

- беседы о сказках и сказочных героях.

Работа с родителями:

- анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка;

- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как

беседовать с детьми после чтения», «Нравственное воспитание детей»;

II ЭТАП

Организация деятельности детей:

1.

Познавательное развитие:

Беседы - знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка

называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о

животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные

и сказки авторские; чему учат все сказки.

Экспериментальная деятельность -

проведение опыта-

эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

2. Речевое развитие:

- Выставка книг с русскими народными сказками

Цель: Знакомство с многообразием изданий сказок

- Чтение сказок и обсуждение их содержания - «Заюшкина избушка», «Три

медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и

волк», «Жихарка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», « Бычок –

смоляной бочок» и др.

- Сравнение сказок - «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин».

- Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-

лебеди», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и

лапоть».

- Сочинение сказок детьми - придумывание другого

конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть»;

- Пересказ сказок - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и

медведь», «Заюшкина избушка».

- Рассказывание сказки по иллюстрациям - рассказ о любимом

сказочном герое по рисункам в книге

- Заучивание пословиц и поговорок по сказкам – «На чужой каравай рот

не разивай»; «В одиночку не одолеешь и кочку»; «Отольются волку овечьи

слёзы»; «Мал родится да всем пригодится»; «В тесноте да не в обиде»;

«Что посеешь то и пожнёшь»; «Слезами горю не поможешь»; «Дружба

заботой да подмогой крепка»; «Верному другу цены нет»; «Сказка ложь да в

ней намёк, добрым молодцам урок»; «Хочешь есть калачи – не лежи на

печи»; «Ленивые руки чужие труды любят».

3. Социально – коммуникативное развитие::

ОБЖ - разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с

использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и

медведь», «Волк и семеро козлят»);

- Просмотр мультфильмов по сказкам: «Гуси-лебеди», «Машенька и

медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса», «По щучьему

веленью» и др.

- Подбор дидактических игр: «Из какой сказки этот

предмет», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя», «Угадай сказку по

песенке героя», «Какие сказки перепутались».

- Проведение викторины: «Любимый сказочный герой».

4. Художественно – эстетическое развитие:

Инсценировка р.н.сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок» с

использованием масок и театра-ширмы

Конструирование: «Терема», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной

бочок» (из счётных палочек).

Аппликация: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные аппликации

по сказкам «Колобок», «Кот петух и лиса».

Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных

материалов); лепка сюжетная по сказке «Два жадных

медвежонка»; «Пластилиновый театр на карандашах».

Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной

бочок», «Кто-кто в теремочке живёт», «Репка».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

:

Цель: развивать художественное восприятие произведений изобразительного

искусства через знакомство с картинами русских художников. Обратить

внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных приемов

художники отображают характеры героев или природу

В самостоятельной деятельности:

- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

- составляли сказки с помощью пазлов;

- лепили сказочных героев;

- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него

героев сказки;

- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и

счётных палочек.

5. Физическое развитие:

- утренняя зарядка.

- подвижные игры: «Баба Яга», «Поймай колобка», «Гуси и серый

волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся,

пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике».

- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогул-

ка», «Строим дом», «Волк и белка» и др.

- физкультурные минутки.

Работа с родителями:

- участие родителей и детей в оформлении альбома рисунков «Наши

любимые сказки»;

- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;

- «домашнее задание» - чтение русских народных сказок детям с

последующим просмотром мультфильмов по ним;

- принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом».

III ЭТАП – заключительный.

- выставка детских рисунков для группового альбома - «Наши любимые

сказки».

- показ театральной инсценировки сказки «Машенька и медведь» для детей

средней группы.

- проведение игры КВН «Путешествие в страну сказок» между

подготовительной и старшей группой.

Итог

В ходе системного использования русских народных сказок у наших

дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть

похожими на любимых героев, повысился интерес к слушанию книг,

обсуждению прочитанного. Дети научились понимать такие нравственные

категории, как добро и зло; хорошо и плохо; можно и нельзя, научились

сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, оценивать свое

поведение и поведение своих товарищей. Укрепились доверительные

отношения с родителями.

Список литературы:

1. Ведерникова В. М. Русская народная сказка. М. : Наука. 1975. 136 с

2. Горбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников

сказкой. // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 18-22

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006.

64 с.

4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию: Проектная

деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //

Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С.

6. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в

детском саду. / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. //Дошкольная

педагогика. № 4. 2013. С. 9-15

7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании.

Методическое пособие. М. : Мозаика Синтез. 2012.

8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. :

Сфера. 2002. 185 с.

9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного

возраста. Ярославль: ГЦРО. 2011. 108 с.



В раздел образования