Автор: Паренкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ООО ГДУ УДП д/с
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: проект
Тема: "Сказка к нам приходит"
Раздел: дошкольное образование
ООО Газпром добыча Уренгой
д/с «Золотая рыбка, город Новый Уренгой
Проект «Сказка в гости к нам пришла» в старшей группе
Выполнила воспитатель – Паренкина Елена Владимировна
Актуальность:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные
сказки – это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям
морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям,
показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя
детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их
героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с героями сказок
не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою,
разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную
деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-
чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не
только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже
дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и
воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев,
развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку,
уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное –
развиваются всесторонне.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на
сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет
времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решение
уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в
развитии и воспитании наших детей.
Тип проекта:
познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность проекта: среднесрочный. (сентябрь - октябрь 2019г.)
Предмет проекта: русские народные сказки.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель,
музыкальный руководитель.
Цель проекта:
создание условий для воспитания у детей нравственных
качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим
нравственным ценностям.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
• Способствовать формированию
у детей знания о русских народных сказках
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,
эмоционально откликаться на них.
•
Научить детей оценивать поступки героев.
Речевое развитие:
• Обогащать и расширять словарный запас детей.
Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод и т. д.
• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование
числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)
• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп,
ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.
• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения,
отрывки из произведений
• Упражнять в пересказе сказок
• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих,
используя распространённые предложения.
Социально – коммуникативное развитие:
• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов
игр, выполнении правил и норм поведения.
• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с
другом, с воспитателем, с группой
• Способствовать
развитию совместного творчества родителей и детей;
вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней
участвовать.
Художественно – эстетическое развитие:
•
Развивать творчество, фантазию, воображение.
• Развивать артистические способности детей.
• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности
людей (изобразительное творчество, литература, музыка, театр).
• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы
изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму,
величину, строение, пропорции.
Физическое развитие:
• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения
подвижных игр и упражнений
Ожидаемый результат:
• - вызвать у детей интерес к русским народным сказкам;
• -
развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих
способностей;
• -
совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;
• -
позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и
самому себе;
• - привлечь родителей к совместному чтению сказок с детьми; • -
укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
• - помочь детям совершенствоваться в коллективной работе;
•
- научить детей оценивать поступки героев.
Форма презентации: Итоговое развлечение игра КВН.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП - подготовительный
- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с
программой; оформить книжный уголок в группе по теме проекта «Русские
народные сказки»; подобрать необходимый наглядно-дидактический
материал для реализации данного проекта; подобрать настольные игры
по сказкам (пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и
др. ; сказочное лото); подобрать раскраски по русским народным сказкам;
- познакомить с жанровыми особенностями сказки;
- узнать у детей, какие книги читают им дома, есть ли в домашней
библиотеке сказки.
- беседы о сказках и сказочных героях.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка;
- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как
беседовать с детьми после чтения», «Нравственное воспитание детей»;
II ЭТАП
Организация деятельности детей:
1.
Познавательное развитие:
Беседы - знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка
называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о
животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные
и сказки авторские; чему учат все сказки.
Экспериментальная деятельность -
проведение опыта-
эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
2. Речевое развитие:
- Выставка книг с русскими народными сказками
Цель: Знакомство с многообразием изданий сказок
- Чтение сказок и обсуждение их содержания - «Заюшкина избушка», «Три
медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и
волк», «Жихарка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», « Бычок –
смоляной бочок» и др.
- Сравнение сказок - «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин».
- Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-
лебеди», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и
лапоть».
- Сочинение сказок детьми - придумывание другого
конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- Пересказ сказок - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и
медведь», «Заюшкина избушка».
- Рассказывание сказки по иллюстрациям - рассказ о любимом
сказочном герое по рисункам в книге
- Заучивание пословиц и поговорок по сказкам – «На чужой каравай рот
не разивай»; «В одиночку не одолеешь и кочку»; «Отольются волку овечьи
слёзы»; «Мал родится да всем пригодится»; «В тесноте да не в обиде»;
«Что посеешь то и пожнёшь»; «Слезами горю не поможешь»; «Дружба
заботой да подмогой крепка»; «Верному другу цены нет»; «Сказка ложь да в
ней намёк, добрым молодцам урок»; «Хочешь есть калачи – не лежи на
печи»; «Ленивые руки чужие труды любят».
3. Социально – коммуникативное развитие::
ОБЖ - разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с
использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и
медведь», «Волк и семеро козлят»);
- Просмотр мультфильмов по сказкам: «Гуси-лебеди», «Машенька и
медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса», «По щучьему
веленью» и др.
- Подбор дидактических игр: «Из какой сказки этот
предмет», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя», «Угадай сказку по
песенке героя», «Какие сказки перепутались».
- Проведение викторины: «Любимый сказочный герой».
4. Художественно – эстетическое развитие:
Инсценировка р.н.сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок» с
использованием масок и театра-ширмы
Конструирование: «Терема», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной
бочок» (из счётных палочек).
Аппликация: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные аппликации
по сказкам «Колобок», «Кот петух и лиса».
Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных
материалов); лепка сюжетная по сказке «Два жадных
медвежонка»; «Пластилиновый театр на карандашах».
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной
бочок», «Кто-кто в теремочке живёт», «Репка».
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
:
Цель: развивать художественное восприятие произведений изобразительного
искусства через знакомство с картинами русских художников. Обратить
внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных приемов
художники отображают характеры героев или природу
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов;
- лепили сказочных героев;
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него
героев сказки;
- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и
счётных палочек.
5. Физическое развитие:
- утренняя зарядка.
- подвижные игры: «Баба Яга», «Поймай колобка», «Гуси и серый
волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся,
пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике».
- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогул-
ка», «Строим дом», «Волк и белка» и др.
- физкультурные минутки.
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении альбома рисунков «Наши
любимые сказки»;
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;
- «домашнее задание» - чтение русских народных сказок детям с
последующим просмотром мультфильмов по ним;
- принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом».
III ЭТАП – заключительный.
- выставка детских рисунков для группового альбома - «Наши любимые
сказки».
- показ театральной инсценировки сказки «Машенька и медведь» для детей
средней группы.
- проведение игры КВН «Путешествие в страну сказок» между
подготовительной и старшей группой.
Итог
В ходе системного использования русских народных сказок у наших
дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть
похожими на любимых героев, повысился интерес к слушанию книг,
обсуждению прочитанного. Дети научились понимать такие нравственные
категории, как добро и зло; хорошо и плохо; можно и нельзя, научились
сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, оценивать свое
поведение и поведение своих товарищей. Укрепились доверительные
отношения с родителями.
Список литературы:
1. Ведерникова В. М. Русская народная сказка. М. : Наука. 1975. 136 с
2. Горбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников
сказкой. // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 18-22
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006.
64 с.
4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию: Проектная
деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //
Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С.
6. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в
детском саду. / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. //Дошкольная
педагогика. № 4. 2013. С. 9-15
7. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании.
Методическое пособие. М. : Мозаика Синтез. 2012.
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. :
Сфера. 2002. 185 с.
9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного
возраста. Ярославль: ГЦРО. 2011. 108 с.