Напоминание

"Использование различных методов и приёмов в технике развития критическое мышление на уроках ИЗО"


Автор: Сабиргалиева Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 15
Населённый пункт: г Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование различных методов и приёмов в технике развития критическое мышление на уроках ИЗО"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема мастер-класса:

«Использование различных методов и приёмов в технике развития

критическое мышление на уроках ИЗО».

Составитель:

Сабиргалиева Елена Ивановна,

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 15»

1 квалификационная категория

Цель: знакомство с методами О.М. Дьяченко, Э.П.Торренса и их применением на

уроках ИЗО, как средством развития творческого мышления в ТРКМ.

Задачи:

актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу,

стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал;

вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к

активной работе на занятии.

Практическая значимость: использование метода Торренса, приёмов и стратегий

технологии критического мышления дают возможность эффективно построить

учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать

мыслительную деятельность и создавать креативные, оригинальные образы, идеи.

Ожидаемые результаты: коллеги будут знать приемы критического мышления;

уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования

навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены

для работы в малых группах по 4 человека. На каждом столе разложены карточки:

“Геометрическая фигура”, карточки со словами, бумага формата А-4.

Формы работы: индивидуальная и групповая работа.

Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, листы, карточки.

Ход занятия

I. Вступление . (2 минуты)

1.Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представиться… . Думаю, это

занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт много

положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

-Тема моего мастер-класса: «Использование различных методов и приёмов в

технике развития критическое мышление на уроках ИЗО». В своем мастер-классе я

хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии,

те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять

не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях

(семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.)

-Девизом нашей работы сегодня будут следующие слова:

«Скажи мне - я забуду,

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму».

2. Актуальность.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как

вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Как взрастить

творческую, неординарную личность?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких

методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные и

творческие способности учащихся. Одним из инновационных методов,

позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной и

творческой деятельности младших школьников, является технология развития

критического мышления.

Под критическими мышлением понимают проявление детской

любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному

вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование

исследовательских методов.

II. Основная часть. (13 минут)

1.Стадия вызова. Приём « Корзина идей» (используется, когда идет активизация

имеющихся у участников знаний).

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите

словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

(На доске - рисунок корзины, к которому прикрепляются карточки со словами-

ассоциациями, например, творческое мышление, нестандартное мышление,

любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения, рефлексия,

креативность)

Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная

всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы

воспитания, образования и социальной практики. Креативность – это просто

создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-

то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали

ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем.

Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое.

Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или

потому, что они больше об этом размышляют.

2. Стадия осмысления. Знакомство с методами. Индивидуальная работа.

- Существует несколько методик определения творческих способностей и

креативности человека. Методик О. М. Дьяченко и тест Э. П. Торренса

Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность

к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой

информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов

проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности

решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет

их, окончательно обосновывает результат.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку» (определить у участников оригинальность)

Участникам раздаются карточки и предлагается нарисовать картинку используя

геометрическую фигуру.

Субтест 2. «Завершение фигуры» (определить у участников абстрактность)

Участникам раздаются карточки и предлагается дорисовать линии и дать название

картинке.

Итог подводится с помощью приёма «Выставка». На доске остаются только

единичные работы.

3. Практическая часть в группах.

- Креативность мышления и оригинальность это то, что можно развивать в

человеке в разном возрасте, на разных предметах. Творческих людей очень много,

просто не всегда мы можем это распознать в раннем возрасте и своевременно

помочь сформировать эти способности.

-

Вот сейчас мы и попробуем установить такие связи, сделав несколько

упражнений

1 упражнение «Безумства архитектора». В группы раздаются карточка со

словами, участники устанавливают связи, дают волю фантазии.

2 упражнение « Ассоциации» (5+5). В группы раздаются карточка со словом,

участники подбирают подходящие эпитеты, дают волю абстрактной фантазии.

III. Рефлексия. (5 минут)

1.

Приём «Открытые вопросы» индивидуальная работа (внутренняя

рефлексия)

- Продолжите отвечать на вопросы относительно нашей темы. Участники на

карточках пишут ответы. Зачитывают.

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под

сомнение общепринятое мнение.

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с

миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на

пути позитивных перемен.

2.

Приём «Комплимент» от группы (внешнее проявление рефлексии)

Выражается общее комплементарное мнение всем участникам мастер-класса со

слов «Хочу сказать комплимент… или Хочу выразить…»

Приложение 1

Методика ОМ.Дьяченко

Используя методику «Дорисуй фигуры» О.М Дьяченко, можно

1.

Определить уровень развития воображения ребёнка

2.

Развивать способности создавать оригинальные образы

Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как способу

образования новой целостности.

Материал: набор карточек (десять) с нарисованными на них фигурами,

например: контурное изображение частей предметов и простые геометрические

фигуры (круг, квадрат, треугольник), карандаш.

Время выполнения теста: 10 минут.

Инструкция: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они

потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их

различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-

то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы не сможет придумать.

Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился

интереснейший рассказ-картинка. Время выполнения задания ограничено, поэтому

старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у

вас возникнут вопросы, молча поднимите руку и я подойду к вам и дам

необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом: «На этих двух страницах

нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные

линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На

выполнение этого задания вам отводиться 10 минут. Постарайтесь придумать

такую историю или картинку, которую никто другой не сможет придумать.

Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте

интересное название для вашей картинки и по окончании работы скажите мне».

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, записываются

названия рисунков и листы быстро собираются [24, с. 96-99].

Обработка результатов по тесту «Дополни фигуру» проводится по трём

показателям: «оригинальность», «разработанность» и «абстрактность названий».

Также учитывается тип решения задач.

«Оригинальность». Степень оригинальности свидетельствует о

самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого

и его выраженной непохожести.

Правила подсчета:

Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа.

Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1

балл.

Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем

рисункам.

«Абстрактность названия» - выражает способность выделять главное,

понимать суть проблемы; что связано с мыслительными процессами синтеза и

обобщения.

Этот показатель подсчитывается по шкале от 0 до 3:

0 баллов: очевидные названия, простые заголовки (наименования),

констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект.

1балл: простые описательные названия, которые выражают то, что мы видим на

рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на

рисунке.

2 балла: образные описательные названия.

3 балла: абстрактные, философские названия.

«Разработанность» - отражает способность детально разрабатывать

придуманные идеи.

Правила оценки:

Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую

исходную стимульную фигуру.

Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается

разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие

же предметы.

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то

необходимо дать по одному баллу за каждую.

4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью»

оцениваются в 0 баллов.

Типы решения творческих задач в зависимости от типа использования

элемента действительности для построения нового образа.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задач

на построение образа с использованием заданного элемента. В данном случае

ребенок не владеет средствами продуктивного воображения, направляющими его

на решение поставленной задачи.

I тип. Тип «отдельные объекты». При этом типе решения ребенок дорисовывает

фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного предмета, но

изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 1 балл.

П тип. Тип «объекты с деталями». При этом типе рисования также изображается

отдельный объект, но с разнообразными деталями. 2 балла.

III тип. Тип «сюжеты». При Ш типе решения ребенок не только изобретает

отдельный объект, но и включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет. 3 балла.

IV тип. Тип "включение". При этом типе заданная фигура используется

качественно по-новому. Если в I-IV типах она выступала как основная часть

картинки, которую рисовал ребенок, то в данном случае фигура включается как

один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения.

Использование такого образа направляет ребенка на дифференцированное и

индивидуализированное решение задачи. 4 балла.

0 баллов ребёнок получает в случае, если фигура остаётся без изменений (рисунок

существует отдельно от неё или отсутствует вовсе).

Данную методику можно применять на таких урока как:

На чистописании – допиши элемент буквы.

На уроке азбуки - игра «Узнай букву».

На математике – допиши цифру

На окружающем мире во время экскурсии – сравни природные формы с

предметами из рукотворного мира.

Тест креативности Э.П. Торренса. Диагностика творческого мышления.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики

творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.

Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к

задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой

информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов

проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности

решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет

их, окончательно обосновывает результат. Э. Торренс разработал 12 тестов,

сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею.

Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста

творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей

и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение

картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории

диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии

наук. Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен

для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий.

Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время

выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает

свободную организацию временного компонента творческой деятельности.

Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. Тест

креативности Торренса, диагностика творческого мышления: Инструкция -

описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве

основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги.

Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и

размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных

стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку. Субтест 3.

«Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных

вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-

либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов. Обработка результатов всего теста предполагает

оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность»,

«сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается

только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков),

данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если

рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он

исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются

следующие рисунки: · рисунки, при создание которых предложенный стимул

(незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть

изображения. · рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции,

имеющие бессмысленное название. · осмысленные, но повторяющиеся несколько

раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при

создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее

числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы

при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена

одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень

оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности

творческого мышления тестируемого.

Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в

соответствии с правилами: 1. Оценка за «оригинальность» основывается на

статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы

оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл. 2. Оценивается рисунок, а не

название! 3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения

оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо

человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок

получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или

губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл. ·

Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе

цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок,

яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека. ·

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою

нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10. 1. — цифра (цифры), буква

(буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко. 2. — буква (буквы), дерево

или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра

(цифры). 3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо

(колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды. 4. —

буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка

(червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры). 5. — цифра

(цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар),

посуда. 6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека,

платье, ракета, цветок. 9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы,

губы, уши животных. 10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья,

клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного. · Субтест 3: книга, тетрадь,

бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или

фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное,

способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами

синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка

происходит по шкале от 0 до 3. · 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки

(наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный

объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка»

и т.п. · 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные

свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на

рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на

рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому

относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка»,

«Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п. · 2 балла: Образные описательные

названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли

«Давай поиграем»… · 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия

выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от

туда, куда ты вернешься вечером». «Сопротивление замыканию» - отображает

«способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию

идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того,

чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».

Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов. · 0 баллов: фигура

замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой

линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0

баллов. · 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый

быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если

детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов. · 2

балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью

рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так

же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью

закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов. «Разработанность» —

отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во

всех трех субтестах. Принципы оценки: · 1. Один балл начисляется за каждую

существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при

этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз,

например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь.

Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1),

два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5

баллов за рисунок. · 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то

оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать

другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых

деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу

дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за

идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п. · 3. Если предметы повторяются, но

каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу

за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет

— по одному новому баллу за каждый цвет. · 4. Очень примитивные изображения с

минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов. Интерпретация

результатов теста Торренса. Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех

пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия»,

«сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу: 30

— плохо 30—34 — ниже нормы 35—39 — несколько ниже нормы 40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы 66—70 — выше нормы >70 — отлично

Приложение 2

Упражнения направленные на развитие креативности.

1 упражнение «Безумства архитектора»

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и

спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки

черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить

здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг,

вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий

заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены

дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик,

«помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные

занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это

выглядело в реальной жизни.

2 упражнение « Ассоциации» (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился

ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок

бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к

предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад,

бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову

приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий,

плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые

абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад,

плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O

Вот , что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и

найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться,

главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

3 упражнение «Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из

названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны

отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям

только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более

естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не

должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с

той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

4 упражнение «Тест на креативность»

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и

рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно

выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие

зарисовки, например, вот так:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные,

такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Приложение 3

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Упражнение «Безумный архитектор». Эти 10 слов – 10 обязательных условий

заказчика, которому вы проектируете дом.

Мандарин, помидор, вода, кот, луг, пчела,

солнце, тарелка, зонт, салфетка.

Карточка №4

Упражнение «Ассоциации 5+5»

Упражнение «Ассоциации 5+5»

Упражнение «Ассоциации 5+5»

Упражнение «Ассоциации 5+5»

Почему бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Что произошло, если бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей

работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему нет?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Что произошло, если бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей

работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему нет?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Что произошло, если бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей

работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему нет?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Что произошло, если бы я стала использовать данные методы и приёмы в своей

работе?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему нет?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



В раздел образования