Автор: Иванова Татьяна Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Карасевская СОШ
Населённый пункт: Болотнинский район Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: " Музейная педагогика"
Раздел: полное образование
Музейная педагогика
Покидая музей, мы выходим из него богаче,
чем были, когда входили в его двери.
Являясь
руководителем
школьного
музея,
часто
провожу
уроки
истории
в
нем.
Считаю,
что
музей
обладает
колоссальным
учебно-
методическим потенциалом через свои предметы, выполняющих функции
наглядных пособий при изучении различных фактов, явлений, событий. С
такой
позиции
музей
выступает
как
средство
обучения.
Через
музейные
предметы
воспитывается
ряд
важных
качеств
личности:
развитие
нравственной
культуры;
воспитание
исторического
и
национального
самосознания;
формирование
художественно-эстетической
культуры;
становление
духовной
личности.
Музейная
педагогика
способствует
развитию познавательной активности учащихся через альтернативные формы
обучения. Образовательные стандарты нового поколения на первом месте
личностные результаты обучающегося, где первым результатом обозначена
«мотивированность
на
посильное
и
созидательное
участие
в
жизни
общества».
Педагогический
словарь
даёт
следующее
определение
музейной
педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю,
особенности
культурной
образовательной
деятельности
музеев,
методы
воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие
музеев с образовательными учреждениями».
Предметом
музейной
педагогики являются
проблемы,
связанные
с
содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с
особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также
с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом,
музейная
педагогика
формируется
на
стыке
музееведения,
педагогики,
психологии.
Методология,
как
система
принципов
и
способов
организации
и
построения
теоретической
и
практической
деятельности
музейной
педагогики,
имеет
важное
значение.
Только
через
междисциплинарное
осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение
понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и
задач.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты
музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее
диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной,
творческой, инициативной личности, способной стать активным участником
диалога.
Сегодня недостаточно дать школьникам необходимую сумму знаний,
важно сформировать личность, способную адаптироваться в современном
мире, создать благоприятные условия для дальнейшего саморазвития и
самообразования школьников. Планируя уроки истории прибегаю к
интеграции таких предметов как история, литература, изобразительное
искусство, мировая художественная культура, обществознания. Такой урок
органично вписываются музейные компоненты.
Также в моей методической копилке имеется серия музейных занятий.
Цель
занятий:
познакомить
школьников
с
предметным
миром
их
предков.
Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по
хронологически-тематическому принципу. Например, урок письма «История
возникновения
письменных
принадлежностей»
знакомит
детей
с
возникновением письма, с предметами, которыми пользовались при письме; а
на уроке «О чем рассказала лучина»
ребята знакомятся с разнообразием
о с в е т и т е л ь н ы х
п р и б о р о в ,
их
устройством,
историческими
вехами
развития.
Темы
«Родной
край
в
истории
культуры
страны»
и
«
Культура
и
повседневная
жизнь
народов
России» всегда освещаются в музее. Ребята активно и с большим желанием
посещают
мои
занятия.
Читая
и
слушая
отзывы
ребят,
я
неоднократно
убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.
В
ходе
таких
занятий
я
занимаю
роль
«проводника»
в
мир
обыкновенных вещей, знакомлю ребят с этим миром.
Содержание
бесед
помогает
ребенку
создать
в
своем
воображении
максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные
маленькие
открытия
на
пути
постижения
многовековой
культуры
человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном
материале
и
доступных
предметах
детям
предоставляется
возможность
размышлять над следующими проблемами:
что такое предмет, его свойства;
какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического
времени;
чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
как
объяснить
понятие памятник истории,
культуры,
природы.
Многообразие
памятников.
Памятник
-
предмет,
миф,
легенда,
сказка, произведение народного искусства, природный объект.
Принципы и методы музейной педагогики находят широкое применение в
исследовательской и проектной деятельности школьников. В
исследовательской работе присутствие музейного компонента является
обязательным условием. Экскурсия в музей, внимательное изучение
экспозиции помогает успешно справиться с написанием исследовательской
работы. Учащиеся нашей школы принимают участие в районных конкурсах
исследовательских и проектных работ. Ученица 8 класса стала трижды
победительницей районной научно – практической конференции школьников
«Эврика».
Средствами музейной педагогики активно вовлекаем родителей в процесс
воспитания детей. Родители принимают участие в подготовке и проведении
экскурсии, сборе экспонатов. (музей постоянно пополняется). Также,
выполнив проектную работу, презентуем её на общешкольном собрании.
Подобного рода мероприятия укрепляют связи детей с семьей, расширяют
знания о своей семье. В перспективе мы собираемся проводить виртуальные
экскурсии для детей и родителей.
Посещение музеев, встреча с культурным наследием прошлого воспитывают
в школьниках чувство гордости за свою Родину, бережное отношение к
своему селу, уважение и понимание культуры других народов, чувство
национального самосознания. Обучающиеся нашей школы участвуют в
шествии « Бессмертного полка», митинге в честь Дня Победы, в
мероприятиях, посвященных героям – интернационалистам.
Сегодня музейная педагогика призвана быть посредником между музеем и
обществом, стать эффективным средством исторической и культурной
адаптации наших учеников в современном мире. Общество создает школы и
музеи как места, в которых концентрируется созданный человеком
культурный и образовательный потенциал, накапливается память
человечества, для того, чтобы быть усвоенной и переданной из прошлого в
будущее. Музейное пространство отражает генезис человеческого познания
преобразования мира и себя на разных стадиях развития, в самых различных
областях. Музейное дело заключает в себе тем самым вечную проблематику
человечества. В этом заключается органичность музейной среды для
школьников,