Напоминание

Учебная мотивация младших школьников


Автор: Наталья Олеговна Бодрова
Должность: студентка
Учебное заведение: Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова
Населённый пункт: г Улан Удэ
Наименование материала: Учебная мотивация
Тема: Учебная мотивация младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Учебная мотивация младших школьников.

Бодрова Н.О.,2019

Бурятский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова

Аннотация: В данной статье изучим такую проблему как мотивация

учебной

деятельности

у

детей

младшего

школьного

воз раст а.

Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения

младших школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. У

большинства детей младшего школьного возраста мотив учения еще совсем

не сформирован, но ведущими мотивами учения являются социальный и

познавательный, а уже второстепенными - похвала родителей и учителей, а

так же положительная оценка.

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьный возраст,

учебная мотивация, мотив, успешность.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением

ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебной

деятельности. У ребенка может возникнуть трудность, а именно мотив – с

которым ученик приходит в школу,, не связан с содержанием деятельности

которая должна выполняться в школе [1] .

Учебная

мотивация

младших

школьников

играет

важную

роль

в

становлении

личности,

ведь

без

нее

невозможна

эффективная

учебная

деятельность

и

развитие

способностей

и

потребности

субъекта

к

самосовершенствованию,

саморазвитию,

самообразованию.

Именно

в

младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения

школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и

стремление к учению в средних и старших классах.

Сложность

исследования

мотивации

обусловлена

тем,

что

ученик

побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают

взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется

и

перестраивается

в

процессе

деятельности.

Поэтому

перед

учителями

современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания

учебных мотивов младших школьников [3].

Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая

оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. А

если

учебные

мотивы

отсутствуют,

то

это,

в

свою

очередь

приводит

к

снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может

привести в подростковом возрасте к правонарушениям. Е. П. Ильин в одной

из своих работ пишет, что учебная деятельность занимает практически все

годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в

средних

и

высших

профессиональных

учебных

заведениях.

Получение

образования

является

одной

из

главных

целей

в

становлении

личности,

поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в

педагогике и педагогической психологии .

Сама «мотивация» — это довольно общее и широкое понятие. В

настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному [4].

А. К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов

личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика

должно

быть

личностнозначимым.

Только

тогда

возможно

формирование

положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с

личностным смыслом учения.

Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой

мотивов,

которые

включают

в

себя

потребность

в

учении,

цель

учения,

эмоции, отношение к учению, интерес. Мотив интереса занимает особое

место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе

над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь

нужно стимулировать интерес ребенка к учению.

Ведь

именно

в

этом

возрасте

у

младшего

школьника

проявляется

интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности, поэтому

так важно для учителя не упустить этот момент, ведь младший школьник

заинтересован во многом, что связано с учением и со школой. Одной из

главных особенностей у младшего школьника является его полное доверие

учителю. А. К. Маркова

подчеркивает непосредственность, открытость,

доверчивость, готовность выполнять любые задания учителя. И все действия

ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная

мотивация

формируется

через

интерес

к

учителю.

Интеллектуальная

активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и

взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает

желание учиться и падает активность.

Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д. Б.

Эльконика,

В.

В.

Давыдова

о

ведущей

учебной

деятельности

(учебная

деятельность

является

общественной

по

своему

содержанию

ней

происходит

усвоение

всех

достижений

культуры

и

науки,

накопленных

человеком); общественной по своему смыслу (она является общественно

значимой

и

общественно

оцениваемой);

общественной

по

своему

исполнению.

другими

словами

выполняется

в

соответствии

общественно

выработанными

нормами;

она

является

ведущей

в

младшем

школьном

возрасте, т.е в период ее формирования) младшего школьника и о динамике

отношения к учению в младшем школьном возрасте — нарастание интереса к

результату и снижение познавательного интереса. Они так же полагали, что

для

формирования

познавательного

интереса

нужно

с озда вать

специфические

условия,

которые

будут

способствовать

формированию

внутренней

мотивации.

Таким

образом

среди

отечественных

ученых

существует несколько подходов к пониманию сущности мотивов, и в том

числе

к

пониманию

того,

что

такое

«мотив

учебной

деятельности»,

их

о с о з н а н н о с т и ,

и

и х

м е с т у

в

с т р у к т у р е

л и ч н о с т и .

Список литературы:

1.

Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие.-2-е

изд.,перераб.- СПб: Издательство Михайлова В.А., 2008.-.

2.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –

М.: Педагогика, 2008г.-с.

3.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб:

Питер,2000. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

4.

Бурлачук

Л.Ф.,

Морозов

С.М.

Словарь-справочник

по

психодиагностике.-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2001.

5.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. -

М.: Просвещение, 1999.

6.

Истратова

О.Н.,ЭксакустоТ.В.Справочник

психологаначальной

школы.- 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7.

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. -

Минск: ФУА информ, 2003.

8.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006..

9.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 2001.

10.

ОвчароваР.В.

П р а к т и ч е с к а я

п с и хо л о г и я

о б р а з о в а н и я

Просвещение; Учеб.лит., 2003.- 448 с



В раздел образования