Автор: Наталья Олеговна Бодрова
Должность: студентка
Учебное заведение: Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова
Населённый пункт: г Улан Удэ
Наименование материала: Учебная мотивация
Тема: Учебная мотивация младших школьников
Раздел: начальное образование
Учебная мотивация младших школьников.
Бодрова Н.О.,2019
Бурятский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова
Аннотация: В данной статье изучим такую проблему как мотивация
учебной
деятельности
у
детей
младшего
школьного
воз раст а.
Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения
младших школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. У
большинства детей младшего школьного возраста мотив учения еще совсем
не сформирован, но ведущими мотивами учения являются социальный и
познавательный, а уже второстепенными - похвала родителей и учителей, а
так же положительная оценка.
Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьный возраст,
учебная мотивация, мотив, успешность.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением
ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебной
деятельности. У ребенка может возникнуть трудность, а именно мотив – с
которым ученик приходит в школу,, не связан с содержанием деятельности
которая должна выполняться в школе [1] .
Учебная
мотивация
младших
школьников
играет
важную
роль
в
становлении
личности,
ведь
без
нее
невозможна
эффективная
учебная
деятельность
и
развитие
способностей
и
потребности
субъекта
к
самосовершенствованию,
саморазвитию,
самообразованию.
Именно
в
младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения
школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и
стремление к учению в средних и старших классах.
Сложность
исследования
мотивации
обусловлена
тем,
что
ученик
побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают
взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется
и
перестраивается
в
процессе
деятельности.
Поэтому
перед
учителями
современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания
учебных мотивов младших школьников [3].
Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая
оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса. А
если
учебные
мотивы
отсутствуют,
то
это,
в
свою
очередь
приводит
к
снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может
привести в подростковом возрасте к правонарушениям. Е. П. Ильин в одной
из своих работ пишет, что учебная деятельность занимает практически все
годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в
средних
и
высших
профессиональных
учебных
заведениях.
Получение
образования
является
одной
из
главных
целей
в
становлении
личности,
поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в
педагогике и педагогической психологии .
Сама «мотивация» — это довольно общее и широкое понятие. В
настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному [4].
А. К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов
личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика
должно
быть
личностнозначимым.
Только
тогда
возможно
формирование
положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с
личностным смыслом учения.
Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой
мотивов,
которые
включают
в
себя
потребность
в
учении,
цель
учения,
эмоции, отношение к учению, интерес. Мотив интереса занимает особое
место. В учебной мотивации он составляет неотъемлемую часть. При работе
над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь
нужно стимулировать интерес ребенка к учению.
Ведь
именно
в
этом
возрасте
у
младшего
школьника
проявляется
интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности, поэтому
так важно для учителя не упустить этот момент, ведь младший школьник
заинтересован во многом, что связано с учением и со школой. Одной из
главных особенностей у младшего школьника является его полное доверие
учителю. А. К. Маркова
подчеркивает непосредственность, открытость,
доверчивость, готовность выполнять любые задания учителя. И все действия
ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная
мотивация
формируется
через
интерес
к
учителю.
Интеллектуальная
активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и
взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает
желание учиться и падает активность.
Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д. Б.
Эльконика,
В.
В.
Давыдова
о
ведущей
учебной
деятельности
(учебная
деятельность
является
общественной
по
своему
содержанию
(в
ней
происходит
усвоение
всех
достижений
культуры
и
науки,
накопленных
человеком); общественной по своему смыслу (она является общественно
значимой
и
общественно
оцениваемой);
общественной
по
своему
исполнению.
другими
словами
выполняется
в
соответствии
общественно
выработанными
нормами;
она
является
ведущей
в
младшем
школьном
возрасте, т.е в период ее формирования) младшего школьника и о динамике
отношения к учению в младшем школьном возрасте — нарастание интереса к
результату и снижение познавательного интереса. Они так же полагали, что
для
формирования
познавательного
интереса
нужно
с озда вать
специфические
условия,
которые
будут
способствовать
формированию
внутренней
мотивации.
Таким
образом
среди
отечественных
ученых
существует несколько подходов к пониманию сущности мотивов, и в том
числе
к
пониманию
того,
что
такое
«мотив
учебной
деятельности»,
их
о с о з н а н н о с т и ,
и
и х
м е с т у
в
с т р у к т у р е
л и ч н о с т и .
Список литературы:
1.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие.-2-е
изд.,перераб.- СПб: Издательство Михайлова В.А., 2008.-.
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
М.: Педагогика, 2008г.-с.
3.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб:
Питер,2000. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
4.
Бурлачук
Л.Ф.,
Морозов
С.М.
Словарь-справочник
по
психодиагностике.-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2001.
5.
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. -
М.: Просвещение, 1999.
6.
Истратова
О.Н.,ЭксакустоТ.В.Справочник
психологаначальной
школы.- 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
7.
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. -
Минск: ФУА информ, 2003.
8.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006..
9.
Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 2001.
10.
ОвчароваР.В.
П р а к т и ч е с к а я
п с и хо л о г и я
о б р а з о в а н и я
Просвещение; Учеб.лит., 2003.- 448 с