Автор: Мухлынина Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с. Клевакинское, Каменский городской округ, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация обучающихся через внедрение в образовательную деятельность технологий деятельностного типа"
Раздел: полное образование
Мухлынина Ю.В.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ "Клевакинская СОШ"
Социализация обучающихся через внедрение в образовательную деятельность
технологий деятельностного типа
Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни.
Д. Дьюи
Педагогическая деятельность учителя определяется проводимой политикой государства
в сфере образования и действующими нормативно-правовыми документами. В школьном
образовании
произошли
перемены,
связанные
с
принятием
и
вступлением
в
силу
следующих документов:
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010г. № 1897;
-
Федеральная
целевая
программа
развития
образования
на
2011-2015
годы,
постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61;
-
Национальная
стратегия
действий
в
интересах
детей
на
2012
-
2017
годы,
утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761;
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Среди них
согласно заявленной теме можно выделить следующие актуальные качества выпускника
школы:
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Кроме этого, Стандарт устанавливает требования и к результатам обучения.
Исходя
из
современных
требований,
предъявляемых
к
педагогу
и
обучающемуся,
в
школах разработаны и реализуются Основные образовательные программы.
Так, метапредметные
результаты освоения
основной
образовательной
программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
3) смысловое чтение;
4) умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь
просеивать информацию и сами принимать решения о том, что сегодня важно, а что нет.
Поэтому
важнейшей
чертой
современного
обучения
является
направленность
на
социализацию учащихся.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - Социализация [от лат. socialis — общественный] — а) процесс
усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его
взаимодействия и общения с социальным окружением;
б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе
совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом
социализации.
Здесь
необходимо
специально
обговорить,
что
процесс
социализации
протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах
осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь
желаемого влияния.
Для
социализирования
обучающихся
на
уроках
русского
языка
и
литературы
использую следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология разноуровневого обучения.
Технология проблемно-диалогового обучения.
Технология проектного обучения.
Технология деятельностного обучения.
Наиболее эффективной технологией для успешной социализации личности считаю
технологию критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце
XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стилл, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы
отечественных
технологий,
коллективных
и
групповых
способов
обучения,
а
также
сотрудничества,
развивающего
обучения;
она
является
общепедагогической,
надпредметной.
В основу программ смыслового чтения, реализуемых в наших школах, положены именно приёмы
критического мышления. Данная технология работает на метапредметный результат, соответственно
может использоваться не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах.
В своей деятельности я использую технологию критического мышления как на протяжении
всего урока, так и отдельные её приёмы, элементы.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов
(стадий):
I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой
информации) Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому
вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации) Направлена на
сохранение
интереса
к
теме
при
непосредственной
работе
с
новой
информацией,
постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Учителю следует:
вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать
творческие,
исследовательские
или
практические
задания
на
основе
изученной
информации
Приёмы
Приёмов критического мышления множество, но в организации практической
деятельности
на
уроках
мною
были
выбраны
наиболее
оптимальные,
использование
которых на определённых этапах урока способствует как развитию УУД обучающихся, так
и направлены на социализацию личности обучающихся:
На начальном этапе урока использую такие приёмы: составление кластера,
верные и неверные утверждения, верите ли вы, ключевые слова, знаю-хочу узнать-
узнал, прогнозирование.
Прием “Составление кластера”
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той
или иной проблеме Кластер — это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок,
созвездие. Составление
кластера
позволяет
учащимся
свободно
и
открыто думать
по
поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него
рисует
стрелки-лучи
в
разные
стороны,
которые
соединяют это
слово
с
другими,
от
которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова —
для
стимулирования
мыслительной
деятельности. На
стадии
осмысления
—
для
структурирования учебного материала. На стадии рефлексии — при подведении итогов
того, что учащиеся изучили.
Кластер использую довольно часто, как на уроках русского для сбора материала по
конкретному
языковому
явлению,
так
и
на
уроках
литературы
чаще
всего
для
характеристики героя произведения.
Кластер
Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева
«Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му
Отношение к барыне Отношение к Татьяне
7
класс
Рассказ
Тургенева
«Бирюк»,
Достоевский
«Преступление
и
наказание»,
характеристика Раскольникова.
Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием использую в начале урока- повторения, обобщения, или просто в качестве
лингвистической разминки. Данный приём используется в новых учебниках по русскому
языку
Рыбченковой.
Предлагаю
ряд
утверждений
по
определенной
теме.
Учащиеся
выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.
Например. Даю установку:
В течение 1,5 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в
колонке «ДО» (поставьте «+» или «-»).
ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ
1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же
части речи.
2. Однородные члены соединяются только союзами.
3. В предложении может быть только один ряд однородных
членов.
4.
Однородными
могут
быть
все
члены
предложения:
подлежащие,
сказуемые,
определения,
дополнения,
обстоятельства.
5 .
О д н о р о д н ы е
ч л е н ы
б ы в а ю т
т о л ь к о
нераспространенными.
6. Однородные члены в предложении всегда располагаются
рядом.
7.
Все
слова,
отвечающие
на
один
и
тот
же
вопрос
и
относящиеся
к
одному
и
тому
же
слову,
являются
однородными членами. Н-р, желаю ни пуха, ни пера.
Данный приём отрабатывает умения, используемые для подготовки к ГИА, не т.
русского языка, но и др. предметов.
Прием «Верите ли вы» использую на уроке при знакомстве с биографией поэта или
писателя. Так, например, можно продемонстрировать портрет писателя и озвучить верные
или неверные утверждения. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину
заставляет их с большой осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, к
учебной статье и т.д.
Можно использовать и прием прогнозирования.
-
Сегодняшний
урок
мы
начнём
с
музыки.
Послушайте
и
попробуйте
представить
ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная,
волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу,
разговоры, веселье и т.д.)
- Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи
Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из
фильма С.Бондарчука «Война и мир»).
- Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные
платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” — это работа с таблицей. При изучении темы на
стадии вызова учащимся предлагаю разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу
таблицы
(это
могут
быть
какие-то
ассоциации,
конкретные
исторические
сведения,
предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами
формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных
знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с
той, что была у них в начале урока.
Знаю
(вызов)
Х о ч у
у з н а т ь
(вызов)
Узнал
( р е а л и з а ц и я
с м ы с л а
и л и
рефлексия)
Работа в паре: что
я
знаю
о
теме
урока?
Формулирование целей
Соотношение
старой
и
новой
информации
Прием “Ключевые слова”
Предлагаю ребятам ключевые слова и прошу сформулировать тему урока или придумать
рассказ,
а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям,
расширяя учебный материал.
Например, при изучении рассказа А.П.Платонова «Корова» в начале урока можно
предложить следующее задание.
Посмотрите на слова и словосочетания и попробуйте предположить сюжет рассказа:
Степная корова; мальчик; не скучай, твой сын выздоровеет; плачет; машинист; дали
хорошую цену; жарко и больно внутри; изуродованное туловище; говядина; польза.
На стадии осмысления использую приёмы:
Инсерт, приём цветная шляпа, ромашка вопросов (Блума)
Сделать процесс чтения индивидуальным помогает прием «ИНСЕРТ». Во время
ознакомления с текстом учащиеся делают на полях пометки: «v» - знаю, «+» - новое,
«-» -думал иначе, «?» - есть вопросы. Такая работа активизирует деятельность учащихся,
они сами, формулируя вопросы, ставят перед собой задачи, которые им предстоит решить.
Затем
они
заполняют
графы
таблицы,
и
последовательно
обсуждаются.
Эта
работа
позволяет формировать навыки развития речи, умения сортировать информацию, умения
задавать вопросы. При обсуждении сначала отвечают на них сами же ученики, если не
могут ответить, то предлагает учитель поискать ответы в различных информационных
источниках. Данный прием достаточно трудоемкий, порой вызывает затруднения, но его
применение дает возможность обучать вдумчивому чтению.
2. Прием «Цветная шляпа»
Требует составления вопросов в соответствии с одной из выбранных или назначенных
ролей.
В чем смысл такой работы? Безусловно, формируется активная социальная позиция,
ученики обращаются к социальному опыту не только своему, но и опосредованному,
осваивают
свои
способы
формирования
социального
опыта,
совместно
решают
поставленные задачи.
Это по сути одна из самых интересных форм интерактивного обучения, формирующая
востребованные
современным
обществом
качества
личности
(толерантность,
умение
работать в команде, мобильность, способность управлять своим поведением и своими
эмоциями).
Задание1. После
прочтения
романа
Ф.М.
Достоевского
«Преступление
и
наказание»
составьте вопросы, заполнив таблицу.(задание выполняется по группам
шляпа
Соответствующая
роль,
характер
вопросов
вопрос
Белая
«Защитник, оптимист, примиритель» –
выявляет яркие интересные моменты в
тексте, оправдывает поступки героев
«В
чем
заслуга…?»,
«
Чем
необычно…?»,
«
Что
самое
интересное и важное…?, « За что
можно благодарить…?»
Черная
«Противник, пессимист, обвинитель» –
вскрывает
неблаговидные
поступки
героев, слабые места в рассуждении
«За что можно осудить…?», «
Какое испытание можно считать
самым тяжелым…?»
Красная
« А к т и в н ы й ,
д е й с т в у ю щ и й »
–
рассматривает
последовательность
событий,
характеризует
эпоху,
время
протекания событий
«
В
к а к о й
последовательности…?», « Чем
д л я
э т о й
э п о х и
в а ж н ы
открытия…?» « Почему именно
тогда они значимы…?
Зеленая
«Объясняющий» – определяет причины
п р о и сход я щ е го ,
у с т а н а в л и в а е т
причинно-следственные связи
«
Почему…?,
«
как
объяснит
причины…?»,
«
Что
с т а л о
причиной того, что…», « Какие
последствия определялись…?»
Синяя
«Мечтающий»
–
выходит
за
рамки
описанного,
прогнозируя
возможные
направления
протекания
событий
в
дальнейшем
« Что было бы, если…?», « как
могли
развиваться
события,
если…?
Оранжевая
«Творч е ский»
–
н е с т а н д а р т н о ,
неожиданно
меняющий
хронологию
с о б ы т и й ,
п р е д п о л а г а ю щ и й
практическое
применение
описанной
информации
«
К а к и е
с в е д е н и я …
м ы
используем сейчас?»
Задание 2 Составьте к отрывку из романа «Братья Карамазовы» «Мальчики»вопросы,
которые начинались бы следующим образом Пушкин А.С. «Капитанская дочка», Л.Н.
Толстой «После бала»
4. «Ромашка вопросов»
(Б. Блума)
В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту
информацию,
уметь
выразить
своё
отношение
к
ней,
отвергать
ненужную,
т.е.
формулировать вопросы и находить на них ответы , в этом помогает один из её приёмов
«Ромашка Блума»
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип
вопросов
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос. Блум- цветок.
1.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Воспроизведение
Простые
Кто? Когда? Где? Как?
Понимание
Уточняющие
Правильно ли я понял..?
Применение
Практические
Как можно применить..?
Что можно сделать из..?
Анализ
Интерпретационные
Почему?
Синтез
Творческие вопросы
Что будет, если..?
Оценка
Оценочные
Как вы относитесь ?
Рассмотрим несколько примеров.
Вот
пример
использования
ромашки
«Блума»
на
уроке
литературы
в
6
классе
при
изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава Из опыта работы.
1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их
жизни?
2. Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему
власть?
3. Интерпретационные
(объясняющие)
вопросы.
Почему
Троекуров,
надменный
в
отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?
4. Творческие вопросы. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры
между Троекуровым и Дубровским.
5. Оценочные вопросы. Как характеризует Дубровского случай на псарне?
6. Практические вопросы. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для
этого ему следовало поступить?
Приёмы проведения рефлексии: синквейн, доскажи словечко, эссе
Прием “Написание синквейна”
Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн”
означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным
правилам.
Строка
Вопрос
Слова
1-я строка
Кто? Что?
1 существительное
2-я строка
Какой?
2 прилагательных
3-я строка
Что делает?
3 глагола
4-я строка
Что автор думает о теме?
Фраза из 4 слов
5-я строка
К т о ?
Ч т о ?
(Новое звучание темы)
1 существительное
Надо отметить, что начиная данный вид работы, ребята затрудняются, возникает масса
вопросов, но освоив приём, дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.
Например:
Проанализировав образ Герасима, мои пятиклассники составили такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Лесков Н.С. «Левша»
Левша
т а л а н т л и в ы й
р у с с к и й
п о д к о в а л ,
в ы п и в а л ,
с к о н ч а л с я
пове сть
Николая
Ле скова,
написанная
и
опубликованная
в
1881
год у
мастеровой
А. Островский «Гроза» Гроза
Страшная, ужасная
Губит, уничтожает, разрушает
В душе борьба светлого и грешного
Суд божий.
. Прием «Доскажи словечко…»
1.
«Я понял, что…»
2.
«Я научился…»
3.
«Я думаю, что…» и др.
Ребята заполняют анкету.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / недоволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я устал / не устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / непонятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Отдельно остановлюсь на приёмах, которые можно использовать для подготовки
учащихся к ГИА.
1. Кластер
2.Психорисунок
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий,
внутренний
мир
через
зрительные
образы.
В
пятом
классе
при
изучении
темы
«Фразеологизмы» даю такое задание: изобразить фразеологизм на бумаге, через рисунок.
А ещё даю задание: нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
( Можно использовать при подготовке к ГИА в 9классе – сочинение 15.3. («сочинение
по
понятиям»)
или
на
уроках
литературы,
где
анализируются
такие
черты
характера героев как Советь, Жизнелюбие, Враждебность и т.д)
3. Прием «Джигсо»( в переводе с английского – «пила, ножовка»)
Можно
использовать
при
работе
над
текстами
при
подготовке
ОГЭ
и
ЕГЭ Метод
предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа
получает одинаковое
задание:
прочитать
свой
микротекст,
продумать,
как,
какими
способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание
сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или
кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в
каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по
очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал.
Объяснив и
обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают
общую тему, состоящую из трех микротем.
4.
Прием «ЭССЕ»
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии – эссе. Это
свободное
письмо
на
заданную
тему.
Эссе
–
это
произведение
небольшого
объема,
раскрывающее
конкретную
тему
и
имеющее
подчеркнуто
субъективную
трактовку,
свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если
работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,
10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.
Можно использовать метод написания эссе на уроке литературы в 6 классе при изучении
«Уроков французского» Валентина Распутина.
Примерные темы: Хотел бы я учиться у Лидии Михайловны?
Правильно ли поступила Лидия Михайловна?
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
О результативности данного опыта позволяют судить, прежде всего, успехи учеников.
Педагогический мониторинг уровня качественной обученности учащихся по предмету
даёт основания говорить о положительном динамике учебных достижений учащихся.
Таблица 1. Динамика качества знаний обучающихся с 2013 по 2016 г.
Учебный год
Русский язык
Литература
Успеваемость,
%
Качество
знаний
(доля
обучающихся
на
«4» и «5»), %
Успеваемость,
%
Качество
знаний
(доля
обучающихся
на
«4» и «5»), %
2013-2014
100
40
100
60
2014-2015
100
42
100
59
2015-2016
100
50
100
64
Диаграмма 1. Динамика качества знаний в период с 2013 по 2016 г.г.
2013-2014
2014-2015
2015-2016
0
10
20
30
40
50
60
70
Русский язык
Литература
Анализ хода графика показывает, что наблюдается положительный результат
динамики качества образования.
Стабильную динамику имеет уровень мотивации учащихся к изучению предмета:
Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение русского языка:
Критерии
Учебный год
2013 - 2014
2014 – 2015
2015-2016
Интересное содержание предмета
34%
45%
64%
Имеет практическое значение
43%
58%
79%
Интересное преподавание
54%
76%
89%
Хотел
бы
получать
дополнительные
знания
23%
44%
76%
Уважаю учителя
100%
100%
100%
Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение литературы:
Критерии
Учебный год
2013 - 2014
2014 – 2015
2015-2016
Интересное содержание предмета
36%
48%
78%
Имеет практическое значение
25%
57%
81%
Интересное преподавание
55%
76%
87%
Хотел
бы
получать
дополнительные
знания
34%
56%
87%
Уважаю учителя
100%
100%
100%
Результаты государственной итоговой аттестации.
В 2014-2015 уч. году учащиеся 9-го класса, в которых я преподавала с 7 класса,
проходили Государственную Итоговую Аттестацию в форме ОГЭ. В ГИА принимали
участие все выпускники (100%).
Таблица 2. Результаты Государственной итоговой аттестации (ОГЭ)
Год
Количество
участников
Получили отметки
Количество
пересдававших
э к з а м е н
в
резервный день
«5»
«4»
«3»
Средня
я
отметка
Средни
й балл
2014-
2015
6
0
3
3
3,5
26
0
Таблица 3. Результаты Государственной итоговой аттестации (ЕГЭ)
Год
Ниже
минимального
порога
Средний балл по
предмету
Самый
высокий
балл
Самый
низкий
2014-2015
0
62,3
82
38
2015-2016
0
65,9
100
56
Наблюдается положительная динамика.
Использование
технологий деятельностного типа благоприятно сказывается на
способных
учащихся.
Ребята
с
удовольствием
создают
творческие
минипроекты,
участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов, пробуют писать стихи. (на слайд)
Востребованность выпускников
Основной
задачей
старшей
ступени
является,
конечно
же,
социализация
обучающихся, создание условий для профессионального самоопределения, выбора ими
дальнейшего жизненного пути в соответствии с потребностями и возможностями.
Востребованность выпускников
Год выпуска
Основная школа
Средняя школа
кол-во выпускников
количество
выпускников,
продолжающих образование
трудоустройство
кол-во выпускников
количество
выпускников,
продолжающих
образование
трудоустройство
10-й
кл.
НПО
СП
О
всег
о
%
СП
О
ВУ
З
всего %
2014-
2015
8
1
7
8
100
-
4
2
2
4
100
-
2015-
2016
10
3
7
10
100
-
8
4
4
8
100
-
Все выпускники к моменту окончания школы определяются с выбором собственной
образовательной траектории и продолжают обучение на следующем уровне образования.
В
течение
последних
лет,
наблюдается
положительная
динамика
среди
выпускников,
продолживших свое обучение в ВУЗах.
Выводы
Подводя итоги, скажу, что приемы деятельностного обучения помогают организовать
диалог читателя и автора, погрузить ребят в мир художественного произведения, учат
работать сообща, способствуют развитию в личности ответственности. Кроме этого, в
процессе
взаимодействия
дети
приобретают
социальный
опыт,
который,
будучи
субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.