Автор: Хабибуллина Ирита Вилевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: пгт Белый Яр
Наименование материала: мастер-класс
Тема: УУД "подведение под понятие"
Раздел: среднее образование
Мастер
-
класс
"
УУД
«
подведение
под
понятие
»"
Заместитель директора
Хабибуллина Ирита Вилевна
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»,
Сургутский район,
п.г.т. Белый Яр.
2019 год
План
творческой
лаборатории
:
№ тема
Ф.И.О
время
1
«Подведение под понятие".
Хабибуллина И.В.
7 мин
2
Амфибии – уникально приспособленные
животные. 7 класс (видеофрагмент).
Хабибуллина И.В.
5 мин
3
Экология. Экологические факторы. 9
класс (видеофрагмент)
Волкова Т.Ю.
5 мин
4
Почва. 6 класс (видеофрагмент)
Мешкова Л.П.
5 мин
5
Практическая часть: составление
интеллект-карты.
Хабибуллина И.В.
15 мин
6
Подведение итогов. Рефлексия.
Волкова Т.Ю.
3 мин
- это форма мышления, посредством
которого отражаются общие и
существенные признаки предметов.
Понятие
-
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Термин
-
- это отправная точка, аксиома, с
которой следует согласиться
изначально, чтобы вникнуть во все
последующие утверждения.
УУД
Определение
понятия
-
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
-
действие, позволяющее раскрыть содержание
(значение) термина посредством описания
существенных и отличительных признаков
объектов обозначаемых данным термином.
Цели
*
договориться об общем значении употребляемых
понятий,
*объяснить кому-то, что имеется в виду,
*установить тождество значений разных понятий,
*установить различия значений разных понятий.
Виды
определений
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Родо-видовое определение
•
Понятие = Родовое слово + признаки
Генетическое определение
•
Понятие = Родовое слово + способ образования
•
Подчеркните в определении слово или
словосочетание, которое указывает к какой группе
относиться данный термин.
•
найдите в определении признаки, отличающее
это понятие от других.
•
Зачеркни несущественные признаки в
определении понятия.
•
Восстановите в определении слова недостающие
слова.
•
Исправьте определение понятия.
Задания
–
тренажеры
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
отсутствие родового понятия («умножение – это
когда число увеличивается в несколько раз»);
•
родовое понятие указано неправильно («нефть – это
черная вода»);
•
указаны только несущественные признаки
(«умножение – это действие, которое изучают дети в
школе»);
•
определение дано через пример («существительное –
это мама, мир, стол»);
•
дано не определение понятия, а описание предмета
через внешние признаки или образ ( «Бабочка – она
такая небольшая, красивая, с крылышками и
усиками»).
Типичные
ошибки
в
определении
понятия
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
1. Определение цели.
2. Определение ближайшего родового понятия, к
которому относиться данный объект.
3. Выделение системы признаков, общих и
отличительных для предметов, обозначаемых
термином.
4. Формулирование определения понятия.
5. Контроль достижения цели (удалось ли с
помощью данного определения понятия достичь
цели).
Алгоритм
способа
(
для
явного
определения
понятия
)
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
наименование явления или объекта,
•
обобщение объектов,
•
классификация объектов,
•
при подборе частного примера для
обобщения понятия.
УУД
«
подведение
под
понятие
»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Цель
-
наименовать
объект
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
на плоскости
уменьшенное
Географическая карта – это
изображение
обобщенное
с помощью условных знаков
•
Можно ли назвать карту полушарий географической
картой?
Цель
–
объяснить
,
почему
так
назвали
объект
(
или
объяснить
,
почему
его
так
назвать
нельзя
)
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
Объясните, почему после названия
стихотворения стоит слово «быль»?
•
Объясните, почему поджелудочную железу
называют железой смешанной секреции?
•
Можно ли назвать а/5 правильной дробью?
Цель
–
отнести
конкретный
пример
к
обобщенному
понятию
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
После выхода на пенсию Л. Увлекся
рыбалкой и вступил в общество рыболовов-
любителей. Это пример:
•
А) воспитания,
•
Б) социализации,
•
В) самовоспитания,
•
Г) самоконтроля.
Цель
–
классификация
объекта
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
Распределите на группы налоги: НДС, акцизы, подоходный
налог, налог на имущество, лесной налог… Заполните схему:
НАЛОГИ
федеральные
региональные
местные
Цель
–
подобрать
пример
для
обобщенного
понятия
(
или
объяснить
,
что
этого
нельзя
сделать
)
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
Кто может назвать последнее число в ряду
натуральных чисел? Объясните.
•
Какие птицы обитают в нашем регионе?
•
Назовите причастия, которые встретились в
тексте.
•
Назовите примеры углеводов, которые
человек употребляет в пищу.
Алгоритм
подведения
объекта
под
понятие
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
1
Цель подведение под понятие.
2
Выделение (наименование) понятия, под который
будет подводиться объект.
3
Определение объекта, который необходимо подвести
под понятие.
4
Выделение всех признаков, зафиксированных в
определении понятия.
5
Проверка наличия у объекта выделенных свойств.
6
Получение вывода о принадлежности объекта к
объему данного понятия.
7
Вывод.
- это отнесение объекта к известному
понятию.
•
Применяется при наименовании объекта,
отнесении объекта к определенной группе, при
подборе примеров для обобщения понятия.
УУД
«
подведение
под
понятие
»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
цель - определение известного понятия
с указанием существенных признаков –
выделение признаков в объекте,
который необходимо наименовать –
сопоставление признаков понятия и
признаков объекта – вывод.
Подводящий
диалог
для
учебного
действия
«
подведение
под
понятие
»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»