Напоминание

"Игра в ансамбле-важнейшее звено музыкального воспитания"(на примере класса кларнета)


Автор: Варламов Владимир Владимирович
Должность: преподаватель по классу кларнета
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Киквидзенская детская музыкальная школа» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
Населённый пункт: станица Преображенская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игра в ансамбле-важнейшее звено музыкального воспитания"(на примере класса кларнета)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

«

Киквидзенская

детская

музыкальная

школа

»

Методическая

разработка

«

Игра

в

ансамбле

-

важнейшее

звено

музыкального

воспитания

»

(

на

примере

класса

кларнета

)

Подготовил

преподаватель

ДМШ

Варламов

В

.

В

.

Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.

(На примере класса кларнета)

Данная методика позволяет максимально интенсифицировать процесс

вхождения

юного

музыканта

в

мир

большой

музыки,

дать

полноценное

п р ед с т а вл е н и е

о

в о зм ож н о с тя х

и н с т рум е н т а

с ф о р м и р о в а т ь

заинтересованность

ребенка

в

скорейшем

овладении

инструментом,

осознанное желание музицировать вместе с другими учениками, со своим

педагогом.

Особенно

предлагаемая

методика

актуальна

для

кларнет а,

соединяющей

в

себе

возможности

сольного

инструмента

с

богатым,

многовековым и разнообразным ансамблевым репертуаром. Голос кларнета -

важнейший голос оркестра. Навыки ансамблевой игры - необходимые навыки

будущего оркестранта.

Опыт показывает: в практике обучения детей в классах оркестровых

инструментов

очень

важно

предельно

активизировать

и

«омузыкалить»

довольно трудный в психологическом плане период технического овладения

инструментом. В этот трудный период особенно важно уделять внимание

участию ученика в элементарном ансамблевом музицировании - совместно с

педагогом, который исполняет более сложную партию, или, совместно с

другими, старшими детьми. Начиная с первых уроков, творческая атмосфера

в классе должна быть наполнена полноценно звучащей музыкой. Это создает

у

ученика

соответствующую

установку,

мотивацию

к

занятиям

музыкой,

ведь, чем занимательнее, разнообразнее будут первые уроки, тем больше

ученик будет стремиться к занятиям.

Игра в ансамбле чрезвычайно интересна и полезна для ребят любого

возраста. Широчайшее пространство вариантов открывается перед педагогом

и учеником в этой области: дуэты, трио, квартеты и.т.д.; игра вместе с

педагогом, с одноклассниками, с ребятами из других классов, с другими

инструментами.

В

каждом

случае

новые

интересные

задачи

предстоит

решить ученику. Конечно, при подготовке к серьезному выступлению педагог

будет распределять голоса соответственно возможностям и способностям

учеников. Тем не менее, хорошо, если менее сильному и способному когда-то

будет дана возможность исполнять первый голос в таком произведении, где

это будет ему под силу. Те, кто исполняет, как правило, ведущие голоса, пусть

обязательно научатся справляться и теми задачами, которые ставят перед

ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется особая тонкость,

чуткость,

готовность

следовать

за

солистом,

поддержать

его.

Следует

объяснить

учащимся

особую

роль

и

значение

каждого

голоса.

Ведь

вся

полнота

и

гармония

звучания

будут

достигнуты

лишь

при

грамотном

исполнении всех голосов.

Не менее важно для игры в ансамбле умение чутко контролировать

интонацию,

что

опять

же

является

необходимым

навыком

в

развитии

оркестрового музыканта. Проблемы строя намного реже возникают у тех

детей, которые привыкли слушать, себя, других участников ансамбля. Эти

ребята также знакомятся со спецификой строя других духовых, струнных

инструментов.

Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение в

ансамбле

музыки

14,15,16

веков.

Здесь

возможно

даже

знакомство

с

соответствующими видами инструментов — А-кларнет, Es-кларнет, басовые ,

возможно использование учащимися класса дополнительных инструментов -

шумовых, ударных.

Особую роль в развитии ученика, в построении яркого мира образов,

настроений

играет

знакомство

с

лучшими

образцами

современной

ансамблевой музыки (середина - конец 20 века, с музыкой ныне живущих

композиторов).

Юные

музыканты

ощущают

свое

движение

в

ногу

со

временем.

Начиная с более легкого, доступного и понятного, скорее интересного и

забавного и, в продолжении - усложнение ритмов, специальные приемы,

ворвавшаяся дисгармония, резкие контрасты. Таково влияние на культуру в

целом, и, в частности, на музыкальную культуру современного мира. Ученик

должен почувствовать это.

Использование специализированных технических приемов возможно с

самого раннего периода обучения. Большинство из них покажутся ребенку

забавными

интересными,

окажут

огромную

помощь

в

создании

гибкого

аппарата, открытого яркого звука. Освоив данные приемы и используя их в

ансамбле,

исполняя

современную

музыку,

кларнетист

получает

новые

оригинальные возможности.

Важным

принципом

предлагаемой

методики

является

органичное

включение

в

учебный

процесс

концертных

выступлений

учащихся

в

ансамбле, начиная с самых первых шагов.

Выступление

в

ансамбле,

помимо

всего

прочего

способствует

исчезновению страха перед сценой. Ребята выходят вместе или с учителем,

они

поддерживают

друг

друга.

Выход

ансамбля

на

сцену

-

это

всегда

организованный выход, красивый дружный поклон, артистичное поведение.

Воспитывается

умение

постоянно

держать

себя

в

концертной

форме,

возрастает

чувство

ответственности

за

качество

исполнения,

как

собственного, так и других участников маленького коллектива. Желательно

иметь постоянный концертный репертуар.

Важнейшее

звено

музыкального

воспитания

в

оркестровом

классе,

развития слуховых, ритмических, психо - эмоциональных навыков, развития

навыков необходимых участнику оркестра - игра в ансамбле. Широчайшие

возможности, разнообразный репертуар, знакомство со многими стилями,

овладение

дополнительными

инструментами

,

сотрудничество

с

другими

классами школы, выступление совместно с педагогом, творческая атмосфера

в классе, профессиональное музицирование.

Таково значение использования ансамблевой игры в оркестровых классах. В

частности, в классе кларнета. Данная методика ориентирована помочь юному

музыканту

интенсивно

развиваться,

обрести

необходимые

для

игры

в

оркестре

навыки,

познакомиться

с

богатыми

возможностями

своего

инструмента, его репертуаром.



В раздел образования