Автор: Варламов Владимир Владимирович
Должность: преподаватель по классу кларнета
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Киквидзенская детская музыкальная школа» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
Населённый пункт: станица Преображенская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игра в ансамбле-важнейшее звено музыкального воспитания"(на примере класса кларнета)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«
Киквидзенская
детская
музыкальная
школа
»
Методическая
разработка
«
Игра
в
ансамбле
-
важнейшее
звено
музыкального
воспитания
»
(
на
примере
класса
кларнета
)
Подготовил
преподаватель
ДМШ
Варламов
В
.
В
.
Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.
(На примере класса кларнета)
Данная методика позволяет максимально интенсифицировать процесс
вхождения
юного
музыканта
в
мир
большой
музыки,
дать
полноценное
п р ед с т а вл е н и е
о
в о зм ож н о с тя х
и н с т рум е н т а
с ф о р м и р о в а т ь
заинтересованность
ребенка
в
скорейшем
овладении
инструментом,
осознанное желание музицировать вместе с другими учениками, со своим
педагогом.
Особенно
предлагаемая
методика
актуальна
для
кларнет а,
соединяющей
в
себе
возможности
сольного
инструмента
с
богатым,
многовековым и разнообразным ансамблевым репертуаром. Голос кларнета -
важнейший голос оркестра. Навыки ансамблевой игры - необходимые навыки
будущего оркестранта.
Опыт показывает: в практике обучения детей в классах оркестровых
инструментов
очень
важно
предельно
активизировать
и
«омузыкалить»
довольно трудный в психологическом плане период технического овладения
инструментом. В этот трудный период особенно важно уделять внимание
участию ученика в элементарном ансамблевом музицировании - совместно с
педагогом, который исполняет более сложную партию, или, совместно с
другими, старшими детьми. Начиная с первых уроков, творческая атмосфера
в классе должна быть наполнена полноценно звучащей музыкой. Это создает
у
ученика
соответствующую
установку,
мотивацию
к
занятиям
музыкой,
ведь, чем занимательнее, разнообразнее будут первые уроки, тем больше
ученик будет стремиться к занятиям.
Игра в ансамбле чрезвычайно интересна и полезна для ребят любого
возраста. Широчайшее пространство вариантов открывается перед педагогом
и учеником в этой области: дуэты, трио, квартеты и.т.д.; игра вместе с
педагогом, с одноклассниками, с ребятами из других классов, с другими
инструментами.
В
каждом
случае
новые
интересные
задачи
предстоит
решить ученику. Конечно, при подготовке к серьезному выступлению педагог
будет распределять голоса соответственно возможностям и способностям
учеников. Тем не менее, хорошо, если менее сильному и способному когда-то
будет дана возможность исполнять первый голос в таком произведении, где
это будет ему под силу. Те, кто исполняет, как правило, ведущие голоса, пусть
обязательно научатся справляться и теми задачами, которые ставят перед
ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется особая тонкость,
чуткость,
готовность
следовать
за
солистом,
поддержать
его.
Следует
объяснить
учащимся
особую
роль
и
значение
каждого
голоса.
Ведь
вся
полнота
и
гармония
звучания
будут
достигнуты
лишь
при
грамотном
исполнении всех голосов.
Не менее важно для игры в ансамбле умение чутко контролировать
интонацию,
что
опять
же
является
необходимым
навыком
в
развитии
оркестрового музыканта. Проблемы строя намного реже возникают у тех
детей, которые привыкли слушать, себя, других участников ансамбля. Эти
ребята также знакомятся со спецификой строя других духовых, струнных
инструментов.
Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение в
ансамбле
музыки
14,15,16
веков.
Здесь
возможно
даже
знакомство
с
соответствующими видами инструментов — А-кларнет, Es-кларнет, басовые ,
возможно использование учащимися класса дополнительных инструментов -
шумовых, ударных.
Особую роль в развитии ученика, в построении яркого мира образов,
настроений
играет
знакомство
с
лучшими
образцами
современной
ансамблевой музыки (середина - конец 20 века, с музыкой ныне живущих
композиторов).
Юные
музыканты
ощущают
свое
движение
в
ногу
со
временем.
Начиная с более легкого, доступного и понятного, скорее интересного и
забавного и, в продолжении - усложнение ритмов, специальные приемы,
ворвавшаяся дисгармония, резкие контрасты. Таково влияние на культуру в
целом, и, в частности, на музыкальную культуру современного мира. Ученик
должен почувствовать это.
Использование специализированных технических приемов возможно с
самого раннего периода обучения. Большинство из них покажутся ребенку
забавными
интересными,
окажут
огромную
помощь
в
создании
гибкого
аппарата, открытого яркого звука. Освоив данные приемы и используя их в
ансамбле,
исполняя
современную
музыку,
кларнетист
получает
новые
оригинальные возможности.
Важным
принципом
предлагаемой
методики
является
органичное
включение
в
учебный
процесс
концертных
выступлений
учащихся
в
ансамбле, начиная с самых первых шагов.
Выступление
в
ансамбле,
помимо
всего
прочего
способствует
исчезновению страха перед сценой. Ребята выходят вместе или с учителем,
они
поддерживают
друг
друга.
Выход
ансамбля
на
сцену
-
это
всегда
организованный выход, красивый дружный поклон, артистичное поведение.
Воспитывается
умение
постоянно
держать
себя
в
концертной
форме,
возрастает
чувство
ответственности
за
качество
исполнения,
как
собственного, так и других участников маленького коллектива. Желательно
иметь постоянный концертный репертуар.
Важнейшее
звено
музыкального
воспитания
в
оркестровом
классе,
развития слуховых, ритмических, психо - эмоциональных навыков, развития
навыков необходимых участнику оркестра - игра в ансамбле. Широчайшие
возможности, разнообразный репертуар, знакомство со многими стилями,
овладение
дополнительными
инструментами
,
сотрудничество
с
другими
классами школы, выступление совместно с педагогом, творческая атмосфера
в классе, профессиональное музицирование.
Таково значение использования ансамблевой игры в оркестровых классах. В
частности, в классе кларнета. Данная методика ориентирована помочь юному
музыканту
интенсивно
развиваться,
обрести
необходимые
для
игры
в
оркестре
навыки,
познакомиться
с
богатыми
возможностями
своего
инструмента, его репертуаром.