Автор: Хабибуллин Расиль Ризебякович
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт Белый Яр
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Межпредметные связи на уроках ОБЖ и физической культуры
Раздел: среднее образование
Мастер
-
класс
«
Межпредметные
связи
на
уроках
ОБЖ
и
физической
культуры
»"
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»,
Сургутский район,
п.г.т. Белый Яр.
2018 год
План
мастер
-
класса
:
№
тема
Ф.И.
время
1
"Межпредметные
связи
на
уроках
физической культуры и ОБЖ".
Хабибуллин
Р.Р.
7 мин
2
Форм ирова ние
м е т а п р е д м е т н ы х
р е з у л ь т а т о в
н а
у р о к а х
О Б Ж
(видеофрагмент).
Хабибуллин
Р.Р.
10 мин
3
Освоение упражнений прыжок в длину
с
м е с т а
т о л ч к о м
д в у м я
н о г а м и
(видеофрагмент)
Салехов
А.А.
5 мин
4
Практическая
часть:
со ставление
интеллект-карты.
Хабибуллин
Р.Р., Салехов
А.А.
15 мин
5
Подведение итогов. Рефлексия.
Хабибуллин
Р.Р.
3 мин
•
это умения, необходимые для обеспечения связей
между группами предметов, умения, обсуживающие
два (и более) предмета (но не все!) в их
взаимодействии.
•
Перенос предметных знаний и умений в новые
условия их применения 9 по-другому, использования
знаний в частично новой или полностью новой,
незнакомой жизненной реальной ситуации).
Межпредметные
умения
-
Межпредметные
связи
-
это
Межпредметные
связи
-
Межпредметные
связи
:
•
ОБЖ - математика – умение делать математические расчёты при
решении ситуационных задач по ОБЖ, анализировать графики;
•
ОБЖ - география – умение найти на карте район чрезвычайной
ситуации, определить стороны горизонта и своё местонахождение
на местности;
•
ОБЖ - история – дополнительное знакомство с историческими
фактам: например, с историей пожарного дела, историей
гражданской обороны нашего государства, Днями воинской славы
России;
•
ОБЖ - литература – использование литературных произведений
при изучении чрезвычайных ситуаций различного характера.
Например, для самостоятельного определения и формулирования
обучающимися темы урока.
Физическая культура
Военно-
прикладная
физическая
культура
Биология
Химия
Физика
Межпредметные
связи
ФЗ "О физической культуре и спорте
в Российской Федерации"
Среди видов спорта, которые способствуют подготовке к военной службе, выделяют:
альпинизм;
бокс;
борьбу вольную;
борьбу греко-римскую;
военное пятиборье;
военно-прикладное многоборье;
военно-спортивное многоборье;
военно-спортивное ориентирование;
дзюдо;
кикбоксинг по версии иякса;
контактное каратэ;
лыжный спорт - биатлон;
многоборье спасателей МЧС России;
морское многоборье;
офицерское многоборье;
парашютный спорт;
плавание;
подводный спорт;
пожарно-прикладной спорт;
преодоление препятствий;
прикладное плавание;
Спорт
в
Вооруженных
Силах
РФ
•
Бег в форме на 1000 и 3000 метров
•
Военизированный кросс
•
Марш-бросок на 5 и 10 км
•
Лыжная гонка в форме 5 и 10 км
•
Ныряние в длину
•
Корабельное пятиборье
•
Офицерское четырехборье
•
Метание гранаты на дальность и на точность
•
Постановка межпредметных вопросов.
•
Выполнение комплексных заданий.
•
Выполнение межпредметных задач.
•
Выполнение межпредметных домашних заданий.
•
Выполнение межпредметных контрольных работ.
•
Использование комплексных наглядных пособий.
•
Решение межпредметных учебных проблем.
Приемы
реализации
межпредметных
связей
-
•
Интегрированный учебный день («День воздуха», «День
воды»…),
•
Межпредметный факультатив,
•
Межпредметная внеклассная работа,
•
Комплексная экскурсия,
•
Комплексный семинар,
•
Общественный смотр знаний,
•
Межпредметный урок,
•
Междисциплинарный проект.
Формы
организации
интегративного
(
межпредметного
)
обучения
Структура
деятельностного
урока
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Часть урока
Этап урока
Начал урока
Актуализация
Проблематизация
Целеполагание и определение образа результата
Определение критериев оценки результата
Разработка плана достижения цели
Основная часть
урока
??????
??????
??????
Вывод по проблеме урока
Итог работы
Оценивание
Рефлексия
Перспективы
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует
оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно
вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
•
Типология
учебных
ситуаций
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации,
которая включается в качестве факта в лекционный материал
(визуальная образная ситуация, представленная средствами
ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для
нахождения более простого способа её решения);
Типология
учебных
ситуаций
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым
предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить
своё адекватное решение;
Типология
учебных
ситуаций
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации
(тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её
решению).
Типология
учебных
ситуаций
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Типы
метапредметных
задач
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Типы
метапредметных
задач
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Типы
метапредметных
задач
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Типы
метапредметных
задач
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
На одном примере (информация сайта МЧС) недавней природной или
техногенной катастрофы охарактеризуйте и проанализируйте её
причины, последствия, масштаб распространения. Приведите свои
доводы , как в будущем избежать подобных нежелательных последствий
проанализированной катастрофы.
•
Смоделируйте основные направления личного безопасного
поведения в качестве пассажира средства общественного
транспорта (автобуса, троллейбуса и др.) , если оно попало в
дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Запишите их.
•
Представьте, что вы руководитель службы безопасности на
химическом предприятии. Ваш подчиненный принёс вам памятку,
которую решили раздать всем сотрудникам этого предприятия.
Прочитайте текст и укажите номера пунктов, которые
необходимо исключить.
Примеры
метапредметных
задач
:
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»
•
«Все науки настолько связаны между
собой, что легче их изучить все сразу,
нежели какую-либо одну из них в
отдельности от всех».
Рене Декарт