Автор: Адамская Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов и музыки Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 п.Раздольное Населённый пункт: п.Раздольное Приморский край Надеждинский район Наименование материала: методичесская разработка Тема: что роднит музыку с литературой. Раздел: среднее образование
Мини-проект на тему: «Развернутый план урока в соответствии с
ФГОС»
1. Краткая аннотация……………………………………………………..3
1.1 Место и роль темы в курсе (предмета)………………………………..4
1.2 Технологическая карта урока по теме……………………………….16
1.3 Самоанализ урока……………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………….23
2
1. Краткая аннотация
Тема: «Что роднит музыку с литературой в сказке».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
продолжить изучение темы: «Что бы стало с литературой, если
бы не было музыки»;
направлять
учащихся
в
осмысление
музыкального
образа
в
литературе, в частности в сказках;
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Задачи урока:
развивать
образное
восприятие,
умение
слышать
и
выделять
главное;
направлять
учащихся
в
осмысление
музыкального
образа
в
литературе, в частности в сказках;
воспитывать чувство прекрасного чрез произведения искусства.
Музыкальный материал:
1.
«Песенка друзей» из м\ф «Бременские музыканты» - (слушание);
2. «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» - (слушание).
Оборудование:
Мультимедиапроектор;
Презентация;
CD – запись музыки;
Инструмент.
Структура урока:
I.
Организационный этап – 2 мин;
II.
Постановка урока – 3 мин;
III.
Изучение новой темы через повторение – 15 мин;
IV.
Прослушивание музыкальных записей – 6 мин;
V.
Физминутка – 2 мин;
VI.
Закрепление объектов изучения – 5 мин;
3
VII.
Подведение итогов и выставление оценок за урок – 5 мин;
VIII.
Домашнее задание – 2 мин.
1.1 Место и роль темы в курсе (предмета)
Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы
даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего
его
многообразия можно выделить два вида: музыку и
литературу,
с
которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти
два вида искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это
сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки
и литературы это звук. Литература
– это искусство слова, а слова как
известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может
до
конца объяснить всю глубину музыки,
но
без
слова
нельзя
приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Доказательством этого
служит
то,
что,
слушая
музыкальные
произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот
зрительный ряд обличается в словарную форму.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она
учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких
душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух
видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель
создает литературное произведение,
чтобы
передать
свои
мнения
и
чувства,
свое видение жизни, ставя перед собой задачу,
повлиять
на
читателя. Такова и основная цель композитора.
П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами
своей
души,
чтобы
музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей,
любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба
4
вида
искусства
объединяют фантазии и окрылённость, которые движут
творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по
музыке,
она
направляет
на
установление
внутренних
связей
музыки
с
литературой.
Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема, но не раз
уже затрагивалась на уроках музыки и в начальной школе. Настало время,
когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с
музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно.
Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы
друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из
них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого.
Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал:
«Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как
это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое,
один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в
другом». Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с
первого урок
пятого
класса,
и
представить перспективу, которая в
процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их
школьных знаний.
Главная идея: музыка и литература, ретроспективые связи.
Литературное слово имеет большое значение и в русском
народном
творчестве.
Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле,
небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду,
землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать
тепло, свет, удачу. Вера в божественные силы природы привела к созданию
древних языческих образов, праздников, игр. Эти обряды сопровождались
плясками, музыкой. Слова заклинаний не только произносились, но и пелись.
5
Пропетое слово звучало сильнее и выразительней, чем сказанное,
оно становилось
музыкой.
Древняя
обрядовая
музыка
проста
и
лаконична.
Передавалась
из
уст
в
уста,
она
веками
шлифовалась;
в
ней
сохранились лишь самые яркие напевы, мелодические обороты, интонации.
Современный фольклор сохранил живую связь с народными традициями.
В при знакомстве с темой «музыка моего народа» детям нужно
объяснить
различие
между
песнями
народными
и
композиторскими.
Рассказываю ребятам, что многие песни слагались в то далёкое время,
когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека.
В
те
времена песни сочиняли самоучки, любители песен и играли на
народных инструментах.
Это были талантливые люди, мы
видели
это
по
множеству
дошедших до нас прекрасных старинных народных песен, Народные песни
не записывались, пели их по слуху передовая от одного поколения к
другому, из поколения в поколение. Задача темы «Музыка моего народа»
заключается в том, что на конкретных музыкальных примерах показать,
разнообразие
русской
музыки
и здесь литература также неотделима от
музыки.
На уроках можно использовать и детских фольклор: скороговорки,
заклички, прибаутки, считалки, дразнилки. С рождения маленький ребёнок
слышит от мамы народные детские песенки.
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели к нам гули….
Ладушки, ладушки,
Где были у бабушки….
Под эти песенки с ребёнком играют взрослые, под
них
ребёнок
засыпает.
Но вот ребёнок подрос, и, наверное, не раз с друзьями водит
хороводы на чьих - нибудь именинах и поет:
«Как на Ваниных именинах,
6
Испекли мы каравай,
Вот такой ширины,
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого любишь, выбирай!»
Или еще пример песни – припляски:
Баба сеяла горох –
Прыг, скок! прыг, скок!
Зацепилась за порог.
Прыг, скок, прыг, скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла
Села, поела, опять пошла
Баба стала на носок,
А потом на пятку.
Стала, русского плясать,
А потом вприсядку.
Можно на уроках познакомить ребят с закличкой (детская
песенка
закликательного
характера,
обращённая,
как
правило,
к
силам
природы).
Жаворонки прилетите,
Студеную зиму унесите,
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Русская народная
музыка
богата
и
разнообразна,
в
ней
мы
встретили и песенность, и танцевальность, и маршевость.
7
Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу
многих произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И
Чайковский, М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков и
других.
Говоря, о том, как создавалась в народе музыка, нужно сказать, что на
Руси любили играть на различных музыкальных инструментах (балалайке,
гармошке, свирели, домре).
Теперь
я
хочу
подробно
остановится
на
теме:
«Что
стало
бы
с
литературой, если бы не было музыки». С темой дети знакомятся в пятом
классе.
Прежде всего, если бы не было музыки в литературе, то все стихи,
сколько бы не писали их поэты всего мира, остались бы только стихами и
никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи
писались специально для того, чтобы композиторы сочиняли на них музыку.
Без
музыки эти стихи лишены достаточной силы для самостоятельной
жизни.
Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню,
писателями
и
поэтами
написано
много
разных
литературных
произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых
музыка становится главным действующим лицом. Это, прежде всего
сказки, которые можно назвать музыкальными сказками. А.С. Пушкин
начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Вот
так
подчеркнул
Пушкин
близость
песни
(музыки)
и
сказки
(литературы), их нерасторжимую связь.
8
Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира. В
сказке рассказывается о том, как хитрый ворон у птичек песню отнял, а
охотник, который любил слушать эти песни, помог птичкам и вернул им
песню. Вот
содержание сказки:
В
уютном
гнёздышке
жили
три
маленькие
птички
–
три
пуночки.
Пуночка
мать
каждый
день
летала
за
добычей,
а
птенчики
сидели
в
гнездышке
и
пели
свою
песенку.
Только
появится
солнышко,
пуночки
начинают петь:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птичкам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А – я – гу – на – ля – ля!
А – я – гу – на – ля – ля!
Далеко слышна песня пуночек.
Услыхал её ворон. Подлетел к птенчикам и говорит:
- Хорошо вы поёте! Спойте-ка ещё разок да погромче!
Закрыли птенчики глазки и запели, что есть силы. Схватил тут ворон
песенку клювом вырвал её у пуночек и полетел в свое гнездо на
скалах.
Прилетел к себе и запел:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы мыши из нор выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей,
Поскорее добычу таскали.
А – я – гу – на – кар - -кар!
А – я – гу – на – кар - -кар!
Прилетела
пуночка
мать
к
гнездышку.
Видит
малыши
–
птенчики
горько плачут.
- О чем вы плачете, дети? Кто вас обидел? Спрашивает она.
9
- Отвечают ей птенчики сквозь слезы
- Хитрый ворон отнял у нас песенку!
- Ай – ай – ай! – огорчилась пуночка мать,
- А куда же улетел ворон?
- Вон в ту сторону, где скалы над морем.
- Не плачьте, я позову на помощь человека с луком. Он нам поможет.
Полетела пуночка к охотнику.
Прилетела, села около землянки и смотрит на
дверь.
Увидел
её
охотник и спрашивает:
- Зачем ты прилетела ко мне, маленькая пуночка?
- Добрый человек, ты все можешь сделать. Помоги нам, ворон отнял
у нас песенку! Охотник подумал и сказал:
- Хороша ваша песенка. Я так любил слушать её по утрам! Укажите
мне, куда улетел ворон.
- Вон на тех скалах над морем гнездо ворона, - ответила пуночка.
Взял охотник лук со стрелами и отправился к
скалам.
Следом
за
охотником полетела и пуночка. Подошел охотник к скале, а ворон сидит и
поет:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы мыши из нор выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей,
Поскорее добычу таскали.
А – я – гу – на – кар - -кар!
А – я – гу – на – кар - -кар!
«Вот я тебя сейчас проучу, старый крикун!»
Подумал охотник и стал прицеливаться в ворона. А ворон ничего не
видит и не слышит. Открыл клюв, выпустил язык и поёт. Песенка так и
вертится на кончике вороньего языка. Натянул охотник лук и пустил
стрелу.
Полетела стрела и вырвала песенку из вороньего клюва вместе с
кончиком
языка.
Начала
падать
песенка
со
скалы
в
море,
а
пуночка
10
подхватила её налету и понесла в гнездышко к своим птенчикам. (звучит
фрагмент
из
музыки
М.
Матвеева
в исполнении оркестра русских
народных инструментов им. В. Андреева «Летели две птички» )
Потерял ворон песню вместе с кончиком своего языка. С тех пор и стал
совсем безголосый, петь не умеет только каркает. А пуночки, чуть
покажется утреннее солнышко, опять распевают:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птичкам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А – я – гу – на – ля – ля!
А – я – гу – на – ля – ля!
Так поют они и вспоминают доброго охотника, вернувшего им песню.
(фрагмент в исполнении
оркестра
народных
инструментов
им.
В.
Андреева «Северные пейзажи»)
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без
музыки.
Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где
главное
действующее
лицо
–
музыкальный
инструмент
«табакерка»
и
маленький
мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его
звучание, внешний вид.
Краткое изложение фрагмента сказки.
Папенька
поставил
на
стол
табакерку.
«Поди-ка
сюда,
Миша,
посмотри», сказал он. Да уж и было чего посмотреть. Какая прекрасная
табакерка!
Пестренькая, а что на крышке-то! Ворота, башенки, домик,
другой, третий, четвертый – и счесть нельзя, и всё мал мала меньше, и все
золотые,
а
деревья-то
тоже золотые, листики на них серебренные, а за
деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему
небу.
- Что это за городок? – спросил Миша.
11
Это городок Динь-Динь, отвечал папенька и тронул пружинку. И что
же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка Миша
не мог понять: он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам –
не из часов ли?
И к бюро, и к горке, прислушивался то в том, то в другом месте,
смотрел и под стол. Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в
табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко
выходит,
крадется потихоньку по небу, а небо и городок всё светлее и
светлее,
окошки
горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот
Солнышко перешло через небо
на другую сторону, всё ниже и ниже, и
наконец
за
пригорком
совсем
скрылось,
и
городок
потемнел,
ставни
закрылись,
и
башенки
померкли,
только
ненадолго.
Вот
затеплилась
звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из за деревьев, и в
городке стало
опять
светлее,
окошки
засеребрились,
и
от башенок
потянулись синеватые лучи.
Папенька поднял крышку на табакерке, и что-то увидел Миша? И
колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса… Миша удивился. «Зачем эти
колокольчики?
Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал
Миша
у
папеньки.
А папенька отвечает: «Не скажу тебе, Миша,
сам
посмотри
повнимательней да подумай, авось либо отгадаешь. Только вот эти кружочки
не трогай, а иначе все изломается». Папенька вышел, а Миша остался над
табакеркой. Вот он сидел – сидел над ней, смотрел – смотрел, думал –
думал: отчего звенят колокольчики?
Между тем музыка играет и играет, вот всё тише да тише, как будто
что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит внизу
табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик
с
золотой
головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе
Мишу… (В.Ф. Одоевский).
12
Такую музыкальную игрушку можно «нарисовать» и музыкальными
звуками.
Предлагаю
детям
послушать
«вальс
–
шутку»
Анатолия
Константиновича Лядова.
После
прослушивания
музыки
то
обсуждаем
музыкальные
впечатления детей. Предлагаю вопросы:
- Понравилась ли музыка?
- Чем?
- Какое настроение вызвала музыка?
- Как относится к музыке (К игрушке) композитор?
На следующем уроке следует
познакомить
ребят
со
следующим
литературным жанром басни. Такие басни, в которых
музыка
«главное
действующее
лицо», писал великий русский баснописец И. А. Крылов.
«Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», «Кукушка и петух» и
другие. Но самым ярким примером басни является «Квартет». На примере
этой басни дети знакомятся в музыке с таким понятием, в котором участвуют
четыре любых музыканта. В музыке это разные квартеты, вокальный и
инструментальный. На последующих уроках можно познакомить детей с
такими литературными жанрами как рассказ и стихотворение.
В рассказе музыка является таким же главным «действующим лицом»,
она звучит и в рассказах,
произведениях
А.
Куприна,
Л.
Михеева.
«Медленно
ручку шарманки вертя» Предлагается фрагмент рассказа А.
Куприна.
«За
собакой
шел
двенадцатилетний
мальчик
Сергей,
который
держал
под
левой
подмышкой
свернутый
ковёр
для
акробатических
упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку с щеглом,
обученным
вытаскивать
из
ящика
разноцветные
бумажки
с
предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старейший член
труппы дедушка Мартын Ладыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на
своём веку не один десяток починок. Играла она две вещи унылый
немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» обе были в моде
13
лет тридцать – сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того,
были в шарманке две предательские трубы. У одной дискантовой пропал
голос, она совсем не играла, и поэтому, когда до неё доходила очередь, то
вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У
другой
трубы,
издававшей
жутки
звук,
не
сразу
закрывался
клапан
раз
загудев, она тянула одну и туже басовую ноту, заглушая и сбивая все другие
звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как
можно
любить
только
живое,
близкое,
пожалуй,
даже
родное
существо.
Состарившись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал видеть
в ней что-то одушевлённое, почти сознательное, случалось иногда, либо
ночью… где ни будь на грязном постоялом дворе, шарманка, оставалась
на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук,
печальный, одинокий дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин
гладил её руками побоку и шептал ласково.
-
Что,
брат?
Жалуешься?
А
ты
терпи.
Дедушка
одной
рукой
непрерывно
вертит
ручку шарманки,
извлекая
из
неё
дребезжащий,
кашляющий мотив» (Ф. Куприн).
Для более эмоционального воздействия можно прочитать
ещё
и
стихотворение «Шарманщик» Г. Галиной.
Музыка, музыка где-то звучит!
Борются звуки с осенним дождём,
Старый шарманщик печально споёт
Там, за окном,
Медленно ручку шарманки вертя…
Видно, устала рука…
«Дайте на хлеб!» – умоляет, грустя,
Взгляд старика.
Поздно, он бродит сегодня давно
С жалкой шарманкой своей.
14
Дети! Откройте, откройте окно
И помогите скорей.
Г. Галина.
Далее следует рассказать ребятам, что такое шарманка? В музыкальной
истории всех народов звуки шарманки соотносились с непростой судьбой её
владельца.
Шарманка
представляет
собой
небольшой
переносной
ящик
с
механизированным звукоизвлечением. На её валиках записано несколько нот,
которые
начинают звучать, когда шарманщик
крутит
ручку.
Первая
песенка, исполненная на шарманке называлась «Прекрасная Катрин», от неё
и пошло название шарманки «шарман» по французки – «прекрасная».
Бедному владельцу шарманки слушатели бросали
жалкие
гроши.
Запись
песен постепенно стиралась, и шарманка начинала фальшивить,
поэтому сейчас, когда давно уже шарманок нет и в помине, можно услышать
укоризненное и сердитое:
«Ну, опять свою шарманку завёл!» Из цикла « Детский альбом» П.
И. Чайковского слушаем пьесу «Шарманщик поёт».
После
прослушивания
музыкального
произведения
проходит
обсуждение и обобщение музыкального впечатления детей. Ребята придут к
выводу,
что
в музыке мелодия плачет, как слезы падают нотки, и
на
мгновение на слабом звуке застревает, словно горло музыканта перехватило
безысходное отчаяние.
Завершает
знакомство
с
темой
четверти
«музыка
в
центре
кинофильма».
Музыка в кино несёт не только эмоциональную нагрузку, но так же
может стать художественным образом в кино, где играет если не главную
роль, то является одним из главных действующих лиц. Существует много
замечательных
фильмов
о
композиторах
«Большой
вальс»
об
Иоганне
Штраусе, «Чайковский», «Мусоргский», «Глинка».
15
А так же прекрасные мюзиклы «Учитель пения», «Буратино», «Красная
шапочка», «Мери Поппинс до свиданья».
Звуки музыки, мультипликационные фильмы и так далее, в которых
показывают, как музыка перевоплощает героев из непослушных и баловников
в
разумных
и внимательных, в сердцах злых героев зажигает искорку
доброты и как музыка своей силой может объединять людей.
Обобщая тему « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
задавая вопрос «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» дети
приходят к выводу музыка без литературы, как и литература без музыки,
понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и
своими
разными средствами (литература словом, музыка музыкальными
звуками и так далее) отражают события в жизни, чувства и переживания
людей.
Литература
обогащает
музыку,
дает
ей
поэтические
сюжеты,
без
литературы, не существуют также жанры как опера, балет, вокальная музыка.
Литературное слово должно проходить сквозной темой на протяжении
семи лет обучения музыки в школе, так как связь литературы и музыки,
близость интонации слова
с
мелодической,
приводит
к
обобщению
литературного
и
музыкального
образа,
что
и
должны
почувствовать
учащиеся.
Но, прежде всего об этом должны помнить педагоги, так как в их
руках находятся детские души, такие восприимчивые к музыке и литературе.
1.2
Технологическая
карта
урока
по
теме:
Что
стало
бы
с
литературой, если бы не было музыки
Ход урока
16
Этапы урока и их содержание
Время
(мин.)
Деятельность
Учителя
Учащегося
I.
Организационный этап.
1
Организационная.
Сообщают об
отсутствующих.
II.
Постановка цели.
На предыдущих уроках мы с вами
начали разговор о том, важна ли музыка
в литературе. Давайте вместе вспомним
вопрос, на который мы с вами пытались
ответить?
3
Сообщает тему
урока, дату
проведения урока,
цель урока.
Внимательно
слушают и
записывают в
тетрадь.
Что стало бы с
литературой, если бы
не было музыки?
III.
Изучение новой темы через
повторение.
Сейчас я вам предлагаю вспомнить
некоторые литературные жанры,
которые вы знаете, и разгадать
кроссворд, где ключевое слово
ЛИТЕРАТУРА.
Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4-
легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8-
сказка.
Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и
теперь ответьте мне пожайлуста на
вопрос: Как вы считаете, какой из этих
литературных жанров самый
музыкальный и что было бы со стихами,
если бы не было музыки?
Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было
музыки, многие бы стихи так и не стали
бы песнями. Ведь многие писались
специально для того чтобы стать
песней.
Давайте прочитаем слова неизвестного
автора и подумаем, почему именно
поэзия является самым музыкальным
жанром в литературе и что роднит её с
15
Оформление доски.
Совместно с
учащимися
разгадывает
кроссворд.
Предлагают
варианты ответов.
Внимательно
слушают и отвечают
на заданный вопрос.
17
музыкой?
Ответ: Наблюдаются черты сходства –
интонация, темп, ритм. Мелодичность
фраз.
Сейчас ребята, давайте отгадаем
загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про ветер лунный.
(Скрипка)
Сейчас мы прослушайте норвежскую
народную песню «Волшебный смычок»
под аккомпонимент фортепиано.
Следит за верностью
рассуждений
учащихся.
Помогает в выборе
правильного ответа.
Читают стих и
отвечают на вопрос.
Анализируют и
отвечают.
IV.
Слушание песни (исполнение и
игра учителя).
2
Во время
прослушивания
песни предлагает
учащимся
посмотреть на слайд
со словами и
осмыслить песню.
Внимательно
слушают и следят за
словами.
Прослушав песню, ответьте на вопросы:
Кто и кому отказался продавать
волшебный инструмент и почему?
Ответ: Старичок отказался продавать
скрипку богачу за амбар хлеба. Так как
она была волшебной и обладала
необыкновенной силой в музыке, под
которую танцевали и веселились люди.
Вопрос: Почему песня называется
«Волшебный смычок»?
Ответ: Потому что в ней говорилось о
волшебном музыкальном инструменте –
скрипке.
Вопрос: Можно ли назвать песню
музыкальной сказкой?
Развивает образное
мышление
учащихся.
Проанализировав
песню отвечают на
вопросы.
18
Ответ: Да, так как сюжет сказочный.
V.
Физминутка.
Буратино потянулся (руки вверх, ноги
на носочках)
Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны).
Видно ключик не достать (повороты
головы)
На носочки надо встать (встать на
носочки и на ступню).
2
Следит за
правильным
выполнением
движений.
Правильное
выполнение
движений со
словами.
Отдохнули немножко и продолжим наш
урок.
Не только музыка и поэзия имеют
схожие черты, и не только песнями
обогащает музыка литературу. Музыка
часто становится главным героем
литературных произведений, где
проявляет свою волшебную силу:
помогает пережить трудные минуты.
Она пробуждает чувства, борется со
злом и нельзя представить себе сказки
без музыкального сопровождения.
На фоне звучания песни «Улыбка» из
м\ф «Крошка Енот» (слушание)
появляется
Ответьте на вопрос: Чему учат сказки?
Ответ: сказки учат творить добро,
побеждать зло и быть самим добрыми.
Вопрос: Почему нельзя прожить на
свете без сказок?
Ответ: Потому что сказки – это детство
каждого человека и они очень
интересны и поучительные.
Вопрос: Назовите сказки, в которых
звучит музыка?
2
Предлагает
прочитать стих и
Чтение стиха и
осмысление
19
Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист
ясный сокол и др.
ответить на
вопросы.
прочитанного.Ответы
на вопросы.
VI.
Закрепление объектов изучения.
Сейчас мы с вами закрепим полученные
знания и заглянем в картинную галерею
сказок. Сегодня там представлены
живописные произведения их
различных сказок (сказка-былина
«Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во
многих сказках мира звучит музыка,
которая их украшает.
Посмотрите внимательно на экран и
послушаем музыкальные фрагменты из
м\ф «Бременские музыканты».
«Песенка друзей» - слушание
(фрагмент).
Послушав фрагменты песен, ответьте на
вопросы: Какое место в мультфильме
занимает музыка?
Ответ: Весь мультфильм создан
совместно с музыкой.
5
3
Обсуждает
совместно с
учащимися
фрагменты из
урока.
Следит за верностью
рассуждений
учащихся.
Активно включаются
в работу.
Отвечают на
заданные вопросы.
VII.
Домашнее задание.
Прочитать и выучить в учебнике тему:
«Что роднит музыку с литературой в
сказке» на страницах 6-9.
2
Поясняет домашнее
задание.
Внимательно
послушав пояснение
учителя, записывают
домашнее задание.
20
VIII.
Подведение итогов и
выставление оценок за урок.
Всё то, что есть прекрасное в искусстве,
возвышенно в литературе и
способствовало появлению сказок у
разных народов мира. Ведь музыка
помогает охарактеризовать героя, его
переживания и победить зло. Поэтому
музыка часто является темой самой
литературы.
Вопрос: проанализировав урок, что из
этого можно выделить самое главное?
Ответ: Ясно одно – что в сказке в одно
сливаются и музыка и литература. Тем
самым, дополняя друг друга.
Сегодня на уроке все вы работали очень
активно, хорошо, молодцы!
Выставление оценок.
5
Обсудить вместе с
учащимися главного
вопроса урока.
Ответы на главный
вопрос.
Список литературы
1. «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.А. Королева.
2. «В мире музыки» З. Соловицкая., Н. Назаринова.
3. «Беседы о музыке» Е.Н. Домрина.
4. «Сказки о музыке» А. Титова.
5. «Музыка на уроках развития речи в 5 классе» В. Вершинина.
6. Музыка 5 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
7. Программа для общеобразовательных учебных учреждений Музыка.
8.
«Рассказы
о
русских
народных
инструментах»
Ю.
Васильев.
А.
Широков.
21