Напоминание

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ


Автор: Исаева Юлия Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ОБОУ "Лицей-интернат№1"
Населённый пункт: Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: полное образование





Назад




ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР

УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ

К НОВЫМ УЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время ведущим в образовании становится компетентностно-ориенти-

рованный подход, согласно которому задача интеллектуального и собственного

личного (в таких проявлениях как творчество, самостоятельность, ответствен-

ность и т.д.) развития человека, его духовный рост являются главным в обучении.

Этот принцип наиболее полно реализуется

в проектно-исследовательской дея-

тельности обучающихся.

В сложных условиях современного мира нашим детям требуются коммуникатив-

ные навыки , умение планировать свою деятельность, презентовать себя и ре-

зультаты своего труда. Таким образом, появляется необходимость использования

новых личностно ориентированных образовательных технологий, в первую оче-

редь, технологии проектной работы для решения перечисленных выше актуаль-

ных задач современного школьного образования. Интеграция проектно-исследова-

тельской деятельности в учебный процесс поможет нам готовить выпускников,

способных: быть социально ответственными; конструктивно сотрудничать с дру-

гими людьми; генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно до-

бывать новые знания.

Технология – это совокупность приёмов, позволяющих в определённой их после-

довательности реализовать данный метод на практике (Трошагина В.А.). В осно-

ву проектной технологии положены: идея, составляющая суть понятия проект, его

прагматическая направленность на результат, который можно получить при реше-

нии той или иной проблемы (Трошагина В.А.). Этот результат можно увидеть,

осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться

такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и

решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей; прогнозиро-

вать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранно-

го языка позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную

мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления вла-

дения определёнными языковыми средствами. С помощью данной технологии ре-

шаются действительно интересные практически значимые и доступные обучаю-

щимся проблемы с учётом особенности культуры страны и по возможности на

основе межкультурного взаимодействия.

Проектная работа широко применяется на старшей ступени обучения иностран-

ным языкам, в 10-11 классах, где она даёт возможность не только расширить пред-

ставления молодых людей о предметных областях, увидеть и осмыслить межпред-

метные связи, но и является фактором успешной адаптации десятиклассников к

новым условиям обучения.

Под адаптацией мы подразумеваем совокупность физиологических, психологиче-

ских , социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, лично-

сти , и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на со-

здание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях

обитания и деятельности (Скотарева Л.Г.)

У десятиклассников изменяется социальное окружение ( новый состав класса и

учителей) и система деятельности ( учебная ситуация новой ступени образования,

изменение режима и нагрузки).

Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тре-

вожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт ,прежде всего, из-за

неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и

условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. По-

скольку в основе проекта лежит какая-либо проблема, то для её решения школь-

ники должны владеть определёнными умениями:

- интеллектуальными (умение работать с информацией, текстом, анализировать

информацию, делать обобщение, выводы, умение работать со справочным матери-

алом),

- творческими (умение генерировать идеи, находить несколько вариантов реше-

ния проблемы, умение прогнозировать последствия решения),

- коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседни-

ка, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником,

умение лаконично излагать свою мысль) (Полат Е.С.).

Собственно, работа

над проектами даёт возможность обучающимся проявлять

себя и добиваться успеха в различных видах деятельности , а не только в учебной,

и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки. Ощу-

щение успешности в проектной работе , в свою очередь , положительно влияет

на результаты учебной деятельности и способствует адаптации обучающихся.

Профильное обучение как вид дифференциального обучения в старших классах

предполагает углубленное изучение обучающимися одного или нескольких пред-

метов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечи-

вающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы дея-

тельности ( Якиманская В.).

Участие в проектной деятельности, основанной на взаимодействии учителей ,

школьников, а иногда и родителей, представителей различных учреждений, даёт

реальный жизненный опыт и способствует серьёзным, осознанным и ответствен-

ным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой

не только форму

усвоения знаний, умений, навыков, но и обеспечивает самостоятельное выделение

и принятие основных целей учения , что позволяет представить в целом проект-

ную деятельность в качестве значимого источника психического развития школь-

ников.

Проекто-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка использу-

ется в нашей школе уже более 9 лет. Многие обучающиеся 10 и 11 классов во-

влечены в проектную деятельность , то есть выполняют проект в рамках данного

предмета. Эти работы не являются учебными проектами по иностранному языку.

Все проекты – долгосрочные. Защита проектов проводится в рамках школьной

научно-практической конференции в конце апреля, где также выступают со свои-

ми работами и другие члены Научного общества учащихся.

Ребята сами выбирают тему исследования и создания проекта, а также методы ис-

следования. Например, в прошлом году обучающимися 10 класса была представ-

лена проектная работа под названием «Ложные друзья переводчика». Проект но-

сил исследовательский характер. Ребята с помощью учителя продумывали струк-

туру, определили цели, обосновали актуальность предмета исследования для всех

участников , обозначили источники информации, продумывали методы, планиро-

вали результаты. Проект был полностью подчинен логике небольшого исследова-

ния и имел структуру , приближённую к подлинно научному исследованию (аргу-

ментация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы

исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; опреде-

ление методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез реше-

ния обозначенной проблемы, определение путей её решения; обсуждение полу-

ченных результатов, выводы; оформление результатов исследования). Всё выше-

перечисленное, разумеется, полностью соответствовало уровню языковой подго-

товки школьников.

В процессе научно-исследовательской деятельности ребята

разбились на несколько групп. Одни отвечали за оформление проекта (создавали

слайды, презентацию), другие готовили устную презентацию, третьи проводили

опросы и анализировали результаты исследования.

Совместная деятельность

сблизила ребят: они лучше узнали друг друга, показали себя с разных сторон,

раскрыли свой творческий потенциал, поближе познакомились и подружились с

новыми учителями-предметниками. Проекты сближают не только школьный кол-

лектив, но и родителей с детьми. Они также узнают много нового о классном кол-

лективе, волнуются, когда дети готовятся к защите проекта, поддерживают зача-

стую не только словом, но и делом. А это, в свою очередь, способствует адапта-

ции обучающихся к новым условиям обучения.

Таким образом, овладение опытом проектной деятельности предполагает совер-

шенствование процесса принятия решений, развития умения принятия неалго-

ритмизированных

решений.

Кроме

того,

проектно-исследовательская

деятель-

ность является отличным средством повышения интереса к изучаемому языку.

Дети находят практическое применение своим знаниям и навыкам. Это создаёт

ситуацию успеха и вызывает ещё больший интерес к предмету.

Учитель английского языка

Исаева Ю.Ю.



В раздел образования