Автор: Исаева Юлия Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ОБОУ "Лицей-интернат№1"
Населённый пункт: Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: полное образование
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР
УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
К НОВЫМ УЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время ведущим в образовании становится компетентностно-ориенти-
рованный подход, согласно которому задача интеллектуального и собственного
личного (в таких проявлениях как творчество, самостоятельность, ответствен-
ность и т.д.) развития человека, его духовный рост являются главным в обучении.
Этот принцип наиболее полно реализуется
в проектно-исследовательской дея-
тельности обучающихся.
В сложных условиях современного мира нашим детям требуются коммуникатив-
ные навыки , умение планировать свою деятельность, презентовать себя и ре-
зультаты своего труда. Таким образом, появляется необходимость использования
новых личностно ориентированных образовательных технологий, в первую оче-
редь, технологии проектной работы для решения перечисленных выше актуаль-
ных задач современного школьного образования. Интеграция проектно-исследова-
тельской деятельности в учебный процесс поможет нам готовить выпускников,
способных: быть социально ответственными; конструктивно сотрудничать с дру-
гими людьми; генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно до-
бывать новые знания.
Технология – это совокупность приёмов, позволяющих в определённой их после-
довательности реализовать данный метод на практике (Трошагина В.А.). В осно-
ву проектной технологии положены: идея, составляющая суть понятия проект, его
прагматическая направленность на результат, который можно получить при реше-
нии той или иной проблемы (Трошагина В.А.). Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться
такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и
решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей; прогнозиро-
вать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранно-
го языка позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную
мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления вла-
дения определёнными языковыми средствами. С помощью данной технологии ре-
шаются действительно интересные практически значимые и доступные обучаю-
щимся проблемы с учётом особенности культуры страны и по возможности на
основе межкультурного взаимодействия.
Проектная работа широко применяется на старшей ступени обучения иностран-
ным языкам, в 10-11 классах, где она даёт возможность не только расширить пред-
ставления молодых людей о предметных областях, увидеть и осмыслить межпред-
метные связи, но и является фактором успешной адаптации десятиклассников к
новым условиям обучения.
Под адаптацией мы подразумеваем совокупность физиологических, психологиче-
ских , социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, лично-
сти , и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на со-
здание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях
обитания и деятельности (Скотарева Л.Г.)
У десятиклассников изменяется социальное окружение ( новый состав класса и
учителей) и система деятельности ( учебная ситуация новой ступени образования,
изменение режима и нагрузки).
Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тре-
вожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт ,прежде всего, из-за
неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и
условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. По-
скольку в основе проекта лежит какая-либо проблема, то для её решения школь-
ники должны владеть определёнными умениями:
- интеллектуальными (умение работать с информацией, текстом, анализировать
информацию, делать обобщение, выводы, умение работать со справочным матери-
алом),
- творческими (умение генерировать идеи, находить несколько вариантов реше-
ния проблемы, умение прогнозировать последствия решения),
- коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседни-
ка, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником,
умение лаконично излагать свою мысль) (Полат Е.С.).
Собственно, работа
над проектами даёт возможность обучающимся проявлять
себя и добиваться успеха в различных видах деятельности , а не только в учебной,
и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки. Ощу-
щение успешности в проектной работе , в свою очередь , положительно влияет
на результаты учебной деятельности и способствует адаптации обучающихся.
Профильное обучение как вид дифференциального обучения в старших классах
предполагает углубленное изучение обучающимися одного или нескольких пред-
метов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечи-
вающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы дея-
тельности ( Якиманская В.).
Участие в проектной деятельности, основанной на взаимодействии учителей ,
школьников, а иногда и родителей, представителей различных учреждений, даёт
реальный жизненный опыт и способствует серьёзным, осознанным и ответствен-
ным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой
не только форму
усвоения знаний, умений, навыков, но и обеспечивает самостоятельное выделение
и принятие основных целей учения , что позволяет представить в целом проект-
ную деятельность в качестве значимого источника психического развития школь-
ников.
Проекто-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка использу-
ется в нашей школе уже более 9 лет. Многие обучающиеся 10 и 11 классов во-
влечены в проектную деятельность , то есть выполняют проект в рамках данного
предмета. Эти работы не являются учебными проектами по иностранному языку.
Все проекты – долгосрочные. Защита проектов проводится в рамках школьной
научно-практической конференции в конце апреля, где также выступают со свои-
ми работами и другие члены Научного общества учащихся.
Ребята сами выбирают тему исследования и создания проекта, а также методы ис-
следования. Например, в прошлом году обучающимися 10 класса была представ-
лена проектная работа под названием «Ложные друзья переводчика». Проект но-
сил исследовательский характер. Ребята с помощью учителя продумывали струк-
туру, определили цели, обосновали актуальность предмета исследования для всех
участников , обозначили источники информации, продумывали методы, планиро-
вали результаты. Проект был полностью подчинен логике небольшого исследова-
ния и имел структуру , приближённую к подлинно научному исследованию (аргу-
ментация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы
исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; опреде-
ление методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез реше-
ния обозначенной проблемы, определение путей её решения; обсуждение полу-
ченных результатов, выводы; оформление результатов исследования). Всё выше-
перечисленное, разумеется, полностью соответствовало уровню языковой подго-
товки школьников.
В процессе научно-исследовательской деятельности ребята
разбились на несколько групп. Одни отвечали за оформление проекта (создавали
слайды, презентацию), другие готовили устную презентацию, третьи проводили
опросы и анализировали результаты исследования.
Совместная деятельность
сблизила ребят: они лучше узнали друг друга, показали себя с разных сторон,
раскрыли свой творческий потенциал, поближе познакомились и подружились с
новыми учителями-предметниками. Проекты сближают не только школьный кол-
лектив, но и родителей с детьми. Они также узнают много нового о классном кол-
лективе, волнуются, когда дети готовятся к защите проекта, поддерживают зача-
стую не только словом, но и делом. А это, в свою очередь, способствует адапта-
ции обучающихся к новым условиям обучения.
Таким образом, овладение опытом проектной деятельности предполагает совер-
шенствование процесса принятия решений, развития умения принятия неалго-
ритмизированных
решений.
Кроме
того,
проектно-исследовательская
деятель-
ность является отличным средством повышения интереса к изучаемому языку.
Дети находят практическое применение своим знаниям и навыкам. Это создаёт
ситуацию успеха и вызывает ещё больший интерес к предмету.
Учитель английского языка
Исаева Ю.Ю.