Напоминание

«Дыхание растений»


Автор: Кондратенко Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Троицк Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Дыхание растений»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме «Дыхание растений» (6 класс ФГОС)

Тип урока:

комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Цели:

Дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

информации средствами критического мышления;

Обучающие:

изучить

дыхание

растений,

установить,

как

происходит

газообмен

в

растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и

выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза,

продолжить развитие представлений об обмене веществ.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у

учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю,

хочу узнать, узнал»;

умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в

словесной форме.

Воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью,

воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям

Оборудование:

1.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.-М.,2012.

2.

Корчагина В.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6-7 класса

средней школы. – М., 1993.

3.

Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.

4.

Таблицы «Стебель», «Строение листа».

Ход урока

Оргмомент: 1мин

Приветствие

учащихся,

проверка

готовности

рабочего

места

ученика,

создание

доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга, подарив себе и соседу добрую улыбку.

Спасибо присаживайтесь.

Сегодня

у

нас

необычный

урок,

поэтому

вместо

обычных

тетрадей

вы

работаете

с

рабочим листом.

I. Стадии вызова и целеполагания. 3мин.

(Слайд №1)Внимание на экран: взяли два стеклянных колпака, под каждым из них

поместили мышь. Но под одним колпаком поместили

растения ( там мышь осталась

жива). Под другим колпаком растения не было.

-Как Вы думаете, что станет с мышью на рисунке слева через время?

(Слайд №2)Как вы думаете, почему погибла мышь?(

Она задохнулся в испорченном от

собственного дыхания воздухе.)

-Почему мышь не погибла там, где было растение?

-О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

Сформулируйте

тему

нашего

урока.

Действительно,

тема

урока

сегодня

«Дыхание

растений».

1.

Сообщение темы урока «Дыхание растений» (слайд).

2.

Составление учащимися схемы «Что я знаю о дыхании»(1мин)

3.

Обсуждение схемы 1мин. Внимание на меня, проверяем задание. Ребята, вы молодцы.

На протяжении урока мы с вами будем работать с таблицей №2 в рабочем листе.

4.

Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю».1мин.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Дыхание

это

свойство

всех живых организмов

При

дыхании

поглощается

кислород

и

выделяется

углекислый газ

5.

Формулирование цели урока. Ребята, что нового вы хотели бы узнать о дыхании растений.

2-3мин)(Мы должны изучить процессы дыхания у растений) Задачи: выяснить, что такое

дыхание, где оно происходит, когда; каков механизм, в чём значение этого процесса.

6.

Заполнение графы «Хочу знать».(1 мин)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

Как дышат растения?

При

дыхании

поглощается

к и с л о р од

и

в ы д е л я е т с я

углекислый газ

Зачем нужен кислород?

Все ли органы

растения дышат?

II.Стадия Осмысления.

1.Как вы уже знаете, все живые организмы, в том числе и растения, дышат. Жизненные

процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они её

получают в процессе дыхания. Следовательно, все части растения, состоящие из живых

клеток, дышат. При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют

углекислый газ. В процессе дыхания органические вещества разрушаются, с выделением

хим.энергии. Дыхание сходно с процессом горения.(слайд №3) 2 мин.

Горение

свет

тепло

углекислый газ

Дыхание

хим.энергия

тепло

углекислый газ

2. Как протекает процесс дыхания. 2 мин.

Учитель. Убедиться в этом поможет нам следующий эксперимент.

Что вы наблюдали

при горении? (При горении веществ выделяется энергия в виде света и тепла.)

Экперимент. А теперь убедитесь, что при дыхании выделяется энергия. Выдохните на

свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло- тепловая энергия.

Учитель. Правильно, при горении дыхании органические вещества взаимодействуют с

кислородом, происходит окисление органических веществ и выделяется энергия.

Выделяется

углекислый газ

ДЫХАНИЕ

Поглощается

кислород

Дышат растения

Дышат все

организмы

Дыхание

это

процесс

окисления

сложных

веществ

с

участием

кислорода

и

образования хим.энергии.

Дыхание

это

процессов

поступления

в

организм

кислорода,

который

участвует

в

реакциях

окисления

(разложения)

сложных

органических

веществ

на

простые

с

освобождением энергии. (заполнение Узнал) (слайд №4)

Теперь докажем с вами, что при дыхании выделяется угл.газ.

3.Дых.гимнастика.(3 мин)

Лабораторный опыт:

Как уже знаете, что в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и поможет нам дыхательная гимнастика. Два танцора (два

лёгких) у нас в организме.Лёгкие танцуют, человек получает кислород. Давайте заставим

наших танцоров танцевать.

А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную

в известковую воду. Что вы наблюдаете? Что известковая вода мутнеет. Это произошла

качественная реакция. В присутствии углекислого газа известковая вода мутнеет.

Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают выделение углекислого газа при

дыхании растений, человека.

4.Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат? (2мин)

Давайте убедимся на опыте.

Демонстрация опыта, доказывающего, что растения при дыхании выделяют углекислый газ.

Вопросы для обсуждения:

Почему погасла лучинка? (выделялся СО2 при дыхании органов)

Какой можно сделать вывод о дыхании?

Учащиеся делают вывод : о том , что все органы

дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется

углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли,

следовательно, все органы растения дышат. Возвращаемся к таблице ЗУХ.

5.Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

Работа учащихся с информацией: (2 мин)

1.Чтение текста №1,2, обсуждение (1 мин)

2.Заполнение таблицы ЗХУ, графы «Узнал»: ( 1 мин.)

Знаю

Хочу

узнать

Узнал

1.При

дыхании

поглощается

кислород,

а

в ы д е л я е т с я

углекислый газ

Как

дышат

растения?

У

растений

есть

приспособления

для дыхания: чечевички и устьица

2.Дыхание – это свойство всех

живых организмов

Зачем нужен

кислород?

П р и

у ч а с т и и

к и с л о р о д а

р а з р у ш а ю т с я

о р г а н и ч е с к и е

вещества и высвобождается энергия

Все ли

органы

растения

дышат?

Все органы растения, состоящие

из живых клеток дышат.

III.Стадия размышления и рефлексии

1)

Анализ записей.

2)

Что нового вы узнали на этом уроке? (2 мин.)

Мы узнали:

-при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

-растение дышит через чечевички и устьица.

-Кислород

необходим

растениям

для

окисления

органических

веществ

(БЖУ)

с

освобождением энергии для жизни.

Приложение

Особенности процессов дыхания у растений

Текст №1

Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные

ткани.

Молодые

(однолетние)

стебли

снаружи

покрыты

кожицей,

которая

затем

замещается

пробкой. Пробка – это мертвый (иногда, очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под

которым находятся живые клетки.

Текст №2

У растений нет специальных органов дыхания. Для осуществления газообмена у растений есть

специальные приспособления . Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло-расположенные

клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в кожице листа. Они

состоят

из

двух

замыкающих

клеток,

которые

периодически

открываются

и

закрываются,

регулируя поступление воздуха в листья.

Каждая клеточка растений дышит. В клетках

происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ,

который удаляется из клеток через устьичную щель.

В

корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в

стеблях – через чечевички. Поэтому после дождя и после полива комнатных растений

необходимо рыхлить землю, чтобы увеличить доступ кислорода к корням.

Дата: 01.02.2017

Тема:_____________________________________________________

Задание№1 Составить кластер.

Задание №2

Заполнение таблицы «ЗХУ»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Дыхание-свойство…………

……………………………….

………………………………..

Как дышат………………

…………………………….

………………………………

У растений есть приспособ

-ления..………………………

…………………………………

При дыхании

поглощается…………….и

выделяется ……………...

Зачем нужен ……………

……………………………..

При участии кислорода разру

-шаются……………...................

…………………………………

………………………………..

………………………………..

………………………………...

Все ли органы……………

………………………………

………………………………

Все органы растения, состо-

ящие

из……………………

…………………………………

Дыхание

Задание №3

Прочитать текст№1,2 и ответить на вопрос.

Есть ли у растений специальные органы для

дыхания?

Текст №1

Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные

ткани.

Молодые

(однолетние)

стебли

снаружи

покрыты

кожицей,

которая

затем

замещается

пробкой. Пробка – это мертвый (иногда, очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под

которым находятся живые клетки.

Текст №2

У растений нет специальных органов дыхания. Для осуществления газообмена у растений есть

специальные приспособления . Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло-расположенные

клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в кожице листа. Они

состоят

из

двух

замыкающих

клеток,

которые

периодически

открываются

и

закрываются,

регулируя поступление воздуха в листья.

Каждая клеточка растений дышит. В клетках

происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ,

который удаляется из клеток через устьичную щель.

В

корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в

стеблях – через чечевички. Поэтому после дождя и после полива комнатных растений

необходимо рыхлить землю, чтобы увеличить доступ кислорода к корням.



В раздел образования