Напоминание

"Творческое развитие детей путем импровизации"


Автор: Салихов Рафаил Шагигалеевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Творческое развитие детей путем импровизации"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Инзер Белорецкий район муниципального района Республики Башкортостан Инзер 2016
МЕТОДИЧЕСК

АЯ

РАЗРАБОТКА

«ТВОРЧЕС

КОЕ

РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ

ПУТЁМ

ИМПРОВИ

ЗАЦИИ»


Составитель
: концертмейстер МАУ ДО «ДШИ» с.Инзер, Белорецкого района Салихов Рафаил Шагигалеевич
Рецензент
: преподаватель высшей категории, завуч МАУ ДО «ДШИ» с.Инзер Белорецкого района Потапова Ольга Николаевна
Содержание

I. Пояснительная записка II. Творче ско е развитие детей разными в и д а м и импровизации:  речевым импровизациям;  пластические импровизации;  инструментальные импровизации;  изобразительные импровизации;  вокальной импровизации; III. Упражнений для творческого развития детей. IV. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество – самый могучий импульс в развитии ребенка. Гениальность живет в каждом человеке. Но сами ученики не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творческая деятельность - это детское
импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогике, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Тема импровизаций актуальна еще и тем, что методологически опирается на детское творчество, а в методической литературе редко встречается описание педагогических форм и методов работы с детьми, развивающих навыки импровизации. В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского творчества способствует в первую очередь музыкально-ритмические движения. Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа детского воображения, отмеченная в и с с л ед о ва н и я х Л. С. Выготского. В музыкально-ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, выборе танцевальных элементов.
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫМИ ВИДАМИ

ИМПРОВИЗАЦИИ
Для осуществления полноценного процесса творческого развития подростков опишем каждый вид импровизации с его практическими указаниями и руководством.
Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной деятельности. Импровизация способствует развитию творческих способностей. Под творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского творчества способствует в первую очередь музыкально-ритмические движения. Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа детского воображения, отмеченная в и с с л ед о ва н и я х Л. С. Выготского. В музыкально-ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, выборе танцевальных элементов. Ведущим направлением формирования творческих навыков в пении является развитие музыкального слуха и фантазии. Необходимо начинать с самых простых заданий. На первом этапе использовать попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. На втором этапе предложить вопросы и ответы – диалог в игровой форме. На третьем этапе ребята подводятся учителем к импровизации на заданный текст. На четвертом этапе можно предложить спеть свои сочинения в определенном жанре. Творческое проявление может быть реализовано и в освоении музыкальных инструментов. Поиски детей могут быть направлены на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения. А далее, когда обучающиеся освоили азы импровизации, постепенно возможно и усложнять задания.
Практический опыт показывает, что к творческой деятельности подростки проявляют самый большой интерес, так как именно в сочинении каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности, раскрыть свою сущность. Чтобы творческий процесс приносил радость, отношение к творчеству должно основываться на принципе свободы. Рассмотрим более подробнее следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные, вокальные.
К речевым импровизациям
относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам. Можно начать речевую импровизацию с сочинения окончаний к стихотворным строкам с самых простых детских четверостишии. К примеру: В небе звездочки горят, В речке струйки говорят, К нам в окно луна глядит. …………………………….. Малым детям спать велит. (А. Блок) -Мышка, мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь? - Я боюсь уснуть, сестрица, ………………………………Кот усатый мне приснится. (Детская народная песенка) Бедный ежик, Бедный ежик, - По ночам не спит! Весь в иголках,
Лечь не может, ……………………………. Сядет и сидит. (В. Осеева) 4. Автобусы, автобусы Бегут по переулку, Нам весело, нам весело, ……………………………… Мы едем на прогулку! (В. Викторов)
Пластические

импровизации
продолжают линию р а з в и т и я эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов необходимо подбирать музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Возможные виды пластических импровизаций: Игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование» (свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки), передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения и т.д. К примеру задание. «Вариант для свирели». В старое время солдаты маршировали не только под барабан. Использовались и духовые инструменты, например, свирель. Вдохни воздух. Немного задержи его и сделай несколько энергичных недлинных выдохов. Приставив к губам свирель. Во время игры очень удобно маршировать. 2. В процессе восприятия фрагмента из симфонического вступления «Океан - море синее» к опере Н. Римского-Корсакова «Садко» можно предложить ребятам движениями рук, покачиванием корпуса создать образ моря – то спокойного, величественного, то взволнованного, бушующего. Звучание в оркестровом исполнении побочной темы 1 части Первой симфонии В. Калинникова: покачиванием рук. Движениями корпуса ребята
изображают бескрайние просторы родных русских полей, волнение золотой нивы, море колосьев пшеницы. 3. Игра на воображаемых инструментах – также один из способов пластической импровизации. Пьесу «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса ребята «исполняют» на воображаемой виолончели; «Прелюдию» (до мажор) С. Прокофьева – на «арфе»; «Былину о Добрыне Никитиче» - на «гуслях», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» - на «скрипке» и т.п.
Инструментальные импровизации
зависят от того, к какой группе относится инструмент. Ударные инструменты можно использовать при подборе «ритмического остинато». Ритмоформулы, повторяющейся в неизменном виде на протяжении всего произведения), свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. На инструментах со звуковысотной основой: – металлофоны подростки могут подбирать знакомые песни, подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты, доминанты для сопровождения некоторых произведений. Так, например, Е. И. Юдина в «Моем первом учебнике по музыке и творчеству» уделяет ей большое внимание. Она предлагает следующие задания. «Твое настроение». Предлагается найти различные варианты интонаций с музыкальным звуком. Ударяя деревянной палочкой или карандашом по краю стеклянного сосуда с водой, попробуй извлечь тревожные и беззаботные, шутливые и горестные, торжественные и унылые звуки. Понаблюдай за жизнью звука. А теперь получи творческое задание. Используя всего один звук, извлеченный из сосудов с водой, вырази свое
настроение. «Мне взгрустнулось», «Я бодр и жизнерадостен» - или что-то другое должен рассказать о твоем настроении звук. Музыкальные впечатления подростков могут подкрепляться изобразительным творчеством –
изобразительные

импровизации
: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов, созданием эскизов костюмов для действующих лиц. Художественная деятельность направлена, прежде всего, на развитие ассоциативного мышления, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов. Поэтому в качестве импровизаций можно использовать подбор иллюстраций (литературных, изобразительных) к музыкальным произведениям, графическое и цветовое моделирование музыки (подбор цветовых пятен, раскрывающих разные состояния природы, души человека, её наблюдающего). В практике
вокальной импровизации
сложился стереотип, в основе которого выработка у обучающихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространённым приёмом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершённые» интонации», - говорил Д. Б. Кабалевский. К вокальным импровизациям относят: - пропевание имен (при этом, важно осознание обучающимися метро- ритмической организации имени, как полного, так и краткого), - музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе),
- завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), - сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию (например, терцовая интонация предполагает возможные варианты движения мелодии по терции и с ее заполнением), свободное сочинение мелодии на заданный текст и др. К вокальным импровизациям тесно примыкает разыгрывание народных песен, в которых есть определенный сюжет и развитие. Обучающиеся выразительно читают текст песни, определяют характер, настроение действующих лиц. Обсуждается, какими интонациями (песенными, танцевальными или маршевыми) можно передать характер песни и каждого действующего лица. Также следует применять и более сложные творческие задания. Взрослый предлагает ребенку как бы быть его «соавтором». Обучающийся сначала должен закончить мелодию музыкальной фразы, спетой педагогом. Позднее он переходит к более самостоятельной деятельности. Созданные композиторами и поэтами образцы песен для детского творчества служат отнюдь не для копирования детьми. Подросток должен импровизировать свою собственную мелодию. Но примерные образцы песен служат ориентировкой для детей в их творческих поисках. Усложнение идет от импровизации детьми простейших попевок, перекличек к «музыкальным вопросам и ответам» (учитель поет музыкальный вопрос, а дети импровизируют ответы на заданный текст), а затем к сочинению детьми простейших мелодий на поэтический текст разнообразного характера. Импровизация простейших попевок и звукоподражаний. Задача. Формировать у детей способы импровизации простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передать простейшие выразительные интонации. Методические указания. Зачатки первоначальных песенных творческих проявлений надо искать в первоистоках музыкальной темы — в мотивах,
интонационных оборотах, имеющих тематически выразительное значение. Эти мотивы, попевки подчас подражают реальному звучанию окружающего мира (звук горна, пение кукушки и т. д.), а также передают интонации выразительной речи человека (ауканье, переклички, интонирование своих имен и т. д.). Можно выделить ряд заданий. 1. Петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.). 2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та). 3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении. 4. Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации. 5. Вести певческую перекличку. Один поет: «Ау, где ты?»; другой отвечает: «Я здесь». Следующая пара придумывает новые интонации. 6. Импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», «лю- лю», «лё-лё»другой придумывает свой мотив. Обучающиеся соревнуются, кто больше придумает попевок. Музыкальные вопросы и ответы. Задача. Формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослыми; развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросно-ответной формы. Методические указания при объяснении задания подросткам напоминать, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идешь?» — «Домой!» В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Песня очень легкая, детская, в какой-то мере не подходит подростковому
возрасту, мы использовали данный музыкальный материал для более легкого усвоения особенностей процесса импровизации. Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение. Сочинение мелодий контрастного характера. Задача. Формировать способы сочинения простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развить чувство лада (ощущение мажора, минора). Методические указания. Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может быть веселой, грустной. Учитель музыки исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагают по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет, как из ведра, загрустила детвора». Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки музыкального инструмента. Вначале внимание подростков привлечь к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий. Затем предложить музыкальную загадку — узнать только по фортепьянному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный о весне. Таким образом, подростки сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту. После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее подростки должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же
чувства. Педагог играет лишь фортепьянное вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим подросток утверждается в настроении образца. Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее — из трех текстов, сочиняя колыбельную, плясовую или марш. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна для подростка, нужно стремиться заверить маленького исполнителя, что стоит ещѐ немного поработать, и придет успех. Задания. 1. «Поем вопросы и ответы». Перед тобой ряд вопросов. Прочитай их и ответь на них (Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?...). Предлагается игра: Спой вопросы низким, ответы высоким голосом. Чтобы не ошибиться, используйте для контроля правую руку, согнутую в локте. Когда поешь низко, рука на уровне груди, то есть в низкой позиции. Когда запел высоко - на уровне глаз, то есть в высокой позиции. Попробуй изменять голос от низкого к высокому, помогая себе рукой, очень удобно и ничуть не трудно. Кстати, как можно озаглавить эту игру? придумай название. 2. «Солнышко встало». Как можно по-разному произнеси фразу «солнышко встало»? Отыщи как можно больше вариантов. Так же потренируйся произносить фразы «В квартире есть телефон» и «Я прочитал эту книгу». А теперь повтори те же варианты произношения, но без слов. Слов нет, но мелодика произношения фразы – то удивленная, то горестная, то сердитая – осталась. Это интонация – манера произношения, в которой отражены какие-то чувства. Когда варианты произнесения исчерпаны, переходи к пропеванию самыми разнообразными голосами и способами. Можно выделить еще ряд заданий на музыкальную импровизацию к которым мы обращались в процессе исследования:
1. «Бег теней» – импровизационное упражнение на спонтанную образно-пластическую и образно-звуковую импровизацию Игрок А следует за игроком В, повторяя все его движения. Через некоторое время они меняются по сигналу инструментов. Учитель импровизирует аккомпанемент на двух различных по тембру ударных, например, барабане и тарелке. 2. «Метелица» – спонтанная импровизация на инструментах аккомпанемента к звучащей музыке и импровизируемое свободное движение. Прослушать с обучающимися пьесу, обсудить, какие инструменты могут украсить и дополнить её, как они должны звучать, какие интересные приёмы игры можно использовать (звуки голоса, глиссандо, тремоло и т.д.) Школьники делятся на две группы: одна импровизирует на инструментах, другая – с шарфами и ёлочным дождём – импровизирует движения. Затем они меняются. Игра может повторяться несколько раз, пока ребята будут проявлять желание исполнить другой вариант аккомпанемента или движения. 3. «Осенняя гамма» – эта небольшая модель открывает для детей возможность попробовать спонтанно импровизировать, так, как они могут это делать. Простейшая импровизация будет заключаться в ритмизации и индивидуальной вокализации названий нот гаммы. Предложить детям угадать, какую ноту нужно спеть и сыграть на инструментах после того, как педагог прочтёт очередную строчку стихотворения. В уроках импровизации делается акцент на развитие воображения, независимости мышления, умении изобретать. Позднее можно поиграть с нотами по-другому: найти слова, в которых они прячутся, и спеть их на одном звуке. Например: до-до-домик, до-до-дождик; ми-ми-милая, ми-ми-мишка, ми-ми-мишура; ля-ля-лягушонок, ля-ля-земля, ля-ля-труля-ля и т.д. Игра идёт по кругу: дети подходят к инструментам по очереди) или по желанию). Модель может повторяться, усложняясь много раз: спеть ноту на заданный педагогом ритмический
мотив, на протяжении всей игры сохранить единое метрическое движение без пауз междуиграющими, спеть ноту, слово и украсить их движением. 4. «Весёлые звери» – образно-звуковая импровизация на детских музыкально-шумовых инструментах. Дети и учитель изображают звуками зверей и сказочных персонажей в меняющихся сюжетах. а) Два дятла - большой и маленький. Дети и учитель повторяют 1 звук на разны инструментах с сохранением ритма. б) Две белки прыгают на дереве. Импровизация на металлофоне или ксилофоне свободные скачки на разных клавишах. в) Две кукушки – импровизация на 2 звуках через клавишу интонации «ку-ку» в разных октавах. г) Волк пугает зайца – импровизация на шумовых инструментах . д) Медведь идет, заяц убегает – импровизация «ритма шага» и «ритма бега» на разных инструментах. 5. «Как на горке снег» - ритмическая импровизация со звучащими жестами. Данная модель позволяет легко придумать движения для ритмического сопровождения речи. Как на горке снег- снег, шлепки по коленам И под горкой снег-снег, удары по полу И под ёлкой снег-снег, хлопки И на ёлке снег-снег. Щелчки А под снегом спит медведь ладошки под головку Тише-тише, не шуметь грозят пальчиком Т-с-с… палец к губам 6. «Дождик» – ритмическая импровизация. Дети отстукивают ритмический рисунок текста (по коленкам или стуча карандашом по парте): Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи, К нам в окошко постучи. После паузы «стук в окошко» школьники импровизирует ритм дождя, все – повторяют. 7. «Дерево» – пластическая импровизация. Было деревце маленькое. Учитель рассказывает историю про дерево, а подростки придумывают упражнения под данный текст. Сидим на стуле или на корточках. Ладонью показываем - какое маленькое. Стало расти – и выросло (выпрямляемся, хорошо тянемся вверх) Выросли ветки (руки вверх). На ветках листочки (пальцы растопыриваем, помахали). Нет ветра – дерево тихо стоит, не шелохнется. Легкий ветерок подул – листики затрепетали. Вы уже поняли: листки показываем пальцами. Подул ветер посильнее – ветки закачались. Туда-сюда, туда-сюда. И листики трепещут (качаем руками из стороны в сторону, движения пальцев-листиков присоединяем по желанию). Сильный ветер подул – дерево закачалось. Туда-сюда, туда-сюда. Ветки качаются, листики трепещут. Ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут. Наклон в одну сторону. Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает. С другой стороны ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут. Наклон в другую сторону.
Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает. С моря буря налетела! Дуем. Дерево наклонилось, наклонилось, еще наклонилось… и сломалось! (Наклоняемся вперед потихоньку, потом складываемся пополам – сломалось дерево). Стихла буря. Выросли у дерева новые ветки. Выросли на ветках новые листочки. Вот какое большое выросло дерево! (понемногу выпрямляемся, тянемся вверх, вытягиваем руки, тянемся за ними). Листиками машет, ветками качает, нам привет посылает. Импровизация - это один из методов творческого развития детей. Ее используют многие педагоги в своих программах. Д. Б. Кабалевский в программе «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» считал, что творческое начало может проявляться в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы к учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предположениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первая – выработка интонационного и ладового слуха, вторая – развитие творческой фантазии. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа. «Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в
собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы». (Д.Кабалевский), - одна из сторон импровизации. Вокальная импровизация - другая сторона творческого развития школьников. Педагогу необходимо следующее: отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных навыков импровизации и в то же время отвечать дидактическим требованиям; использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы активности, заинтересованности, непринужденности; выбирать приемы показа образцов импровизации в различных видах музыкальной деятельности обучающихся; различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии заданий на импровизацию; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия, видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы. Идеальный вариант - провести на импровизации весь урок. Когда каждый этап урока - вопросы, ответы, собеседования с ребятами по новому материалу и повторение старого и т.д. - ведется не проговариваясь, а пропеваясь. Но для каждого дня форма «урок - музыкальная импровизация» является очень трудоемкой, поскольку требует большой нагрузки на голосовой аппарат педагога. Обычно советуют включать импровизацию в обычный урок как один из его компонентов. Вокальная импровизация позволяет «раскрыть» даже самых слабых наших учеников, очень часто «гудошники» начинают петь именно в процессе этой работы. В каждой импровизации должны принять участие все или почти все обучающиеся класса

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
БУБЕНЧИКИ Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь- динь!» - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку «Дан- дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому. Посмотрите на эти три линеечки.
На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках. УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребенок- водящий. Водящий закрывает глаза. Дети водят хоровод и напевают следующий текст: Коля, ты сейчас в лесу, Я зову тебя: «А-у». Ну-ка глазки закрывай, не робей, Кто позвал тебя, узнай поскорей. Дети останавливаются, и один из играющих (заранее выбранный) пропевает имя водящего. Ребенок, стоящий в центре круга, должен назвать имя ребенка, его назвавшего. Игру можно завершить игровым моментом. Если водящий узнал по голосу ребенка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим. ОТГАДАЙ, КТО МЫ
Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.), а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] : метод. пособие / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 155 с. 2. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов. – М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Искусство и наука, 2002. – 496с. 4. Морозов В. П. Тайны вокальной речи [Текст] / В. П. Морозов. – Л.: Наука, 1967. – 204с. 5. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь [Электронный ресурс]: электронный учебник / Е. М. Пекерская. – М.: 1996. – Режим доступа: thelib/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html 6. Суязова, Г. А. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации [Текст] / Г. А. Суязова. – М. : Учитель, 2008. – 140 с. 7. Шацкая, В. Н. Уроки пения в VII–VIII классах [Текст]: методическое пособие для учителей пения / В. Н. Шацкая, Д. Локшин, Г. Давыдова. – СПб.: Владос, 2002.


В раздел образования