Автор: Чернова Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Урок русского языка в первом классе"
Раздел: начальное образование
Русский язык
Урок в 1 классе по теме:
«Письмо заглавной буквы Б».
(УМК «Школа России», авторы В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова)
Урок подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45
Чернова Людмила Михайловна
2018 г
Тема урока: Письмо заглавной буквы « Б».
Цель урока:
Создать условия по ознакомлению с правильным
написанием заглавной
буквы «Б» для формирования умения писать её в соединении с другими буквами и в
именах собственных, развития моторики, фонематического слуха.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: смогут применить правила для правильного написания буквы и правила
безошибочного
письма
слов,
предложений;
сравнят
печатную
и
письменную
буквы;
овладевают
учебными
действиями
с
языковыми
единицами
и
умением
использовать
знания для решения учебной задачи.
Метапредметные
(критерии
сформированности
/
оценки
компонентов
универсальных учебных действий- УУД):
Познавательные:
используют
различные
способы
деятельности
при
обработке
информации,
выполнят
логические
действия,
построят
речевые
высказывания,
будут
учиться анализировать.
Регулятивные:
спланируют,
проконтролируют
и
оценят
учебные
действия
в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определят наиболее
эффективные способы достижения результата,
скорректируют деятельность; адекватно
воспримут оценку.
Коммуникативные:
слушают
собеседника,
признают
возможность
существования
различных
точек
зрения
и
права
каждого
иметь
свою,
излагают
свое
мнение
и
аргументируют
собственную
точку
зрения,
проявляют
готовность
конструктивно
разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Личностные:
проявляют
внимание
и
интерес
к
освоению
новых
знаний
и
умений;
осознают
необходимость
самосовершенствования;
оценивают
свою
активность
в
деятельности, выражают готовность к сотрудничеству.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Применяемые ресурсы: звуковые карточки, карточки с арифметическими знаками «+» и
«-», элементы письменных букв Б( б ), компьютер, экран.
Межпредметная связь: литературное чтение и письмо.
Ход урока
I. Организация начала урока
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие.
Проверка
готовности
к
уроку
(наличие
на
столе
сигнальных
карточек,
прописи, письменных принадлежностей)
Проговаривание стихотворения с движениями
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Вижу, что
вы готовы. Сначала сядут те, чьё имя начинается с гласного звука, с звонкого
согласного, с глухого согласного. Молодцы! Никто не остался без места.
(Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку).
Мы умны, бодры, здоровы
И к работе мы готовы!
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии
Повторение
изученного
материала,
необходимого
для
«открытия
нового
знания»,
и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Блиц – опрос игра.
Учитель читает утверждение, если дети согласны, поднимают карточку со знаком «+»,
если нет со знаком – «- ».
-Буквы бывают строчные и заглавные. (+)
- Буквы мы произносим и слышим, а звуки пишем и видим. (-)
- Имена, фамилии, клички животных пишем с маленькой буквы. (-)
- В слове Тома 5 букв. (-)
- Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения можно поставить
точку, восклицательный знак, или вопросительный знак. (+)
- Гласная буква е звучит двумя звуками, если она стоит после мягкого согласного звука.
(-) Молодцы! Какие умения и навыки помогли вам справиться с данной работой? (ответы
детей)
Физкультминутка
-Вы наверное устали?
-Да!
-Ну тогда все дружно встали.
«Поймай звук»
Учитель предлагает
игру «Поймай звук». Подпрыгните, если услышите звук [б] или
присядьте, если в слове есть звук [б'].
(берёза,
баран,
буква,
белый,
барабан,
бегемот
,белка,
блокнот,
бусы,
бинокль,
безопасность, бельё, берег, благородство, благодарность) Дети выполняют движения по
заданию
III.Постановка учебной задачи (проблемный вопрос)
Работа в тетради. (Вначале дети напоминают друг другу о посадке во время письма, о
положении тетради, о наклоне, о подготовке руки к письму.)
Учитель предлагает записать только первую букву в словах (Антон, Максим, Ольга,
Виктория, Елена, Роман, Зинаида, Светлана, Константин, Борис)
- Какое возникло затруднение? (не можем записать заглавную букву Б)
- Какая перед вами цель? Чему нужно научиться? (научиться красиво и правильно писать
заглавную букву М.)
-
Сформулируйте
тему
нашего
урока?
(учитель
выслушивает
несколько
мнений,
спрашивает о согласии с удачным мнением)
- Тема урока «Письмо заглавной буквы «Б».
Учитель фиксирует тему урока (прикрепляет готовую карточку с заглавной буквой Б)
Организует ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение,
какого знания не хватает для решения проблемы.
- Будет ли полезным новое знание (умение)?
-В чём ценность (польза) нового знания и умения?
Дети вместе с учителем проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
(Я не уверена, что могу красиво написать букву Б, потому что правильно писать заглавную
букву Б я еще не училась.)
С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.
-Наша цель: научиться красиво и правильно писать заглавную букву Б.
-Если научимся писать заглавную букву «Б» то сможем правильно писать её в именах
собственных и начало предложения.
IV.Открытие нового знания
Работа с образцом заглавной буквы Б.
Учитель предлагает сравнить печатную и письменную букву «Б». Ученики внимательно
рассматривают образец заглавной буквы Б.
- Из каких элементов состоит эта буква? Буква «Б» состоит из трёх элементов (длинная
прямая линия с петлёй с большим полуовалом и надстрочным элементом).
– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Б.
( Начинаем писать с середины межстрочного пространства сверху вниз, пишем длинную
прямую линию до нижней линии рабочей строки, делаем петлю до верхней линии рабочей
строки и плавно переходим в большой полуовал. Надстрочный элемент пишем с отрывом:
на середине между строками пишется закругление и затем прямая линия.
Дети рассматривают букву, слушая объяснения учителя, прописывают в воздухе.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет,
но перед тем как начать
писать элементы буквы мы должны размять свои пальчики.
Упражнения.
«Курочка клюет» - поочередные касания и отрыв от ручки указательного пальца.
«Слоник кланяется» - движения кистью вверх и вниз.
«Кошечка умывается» - вращательные движения кистью.
- Самостоятельно обведите элементы буквы «Б» и узор.
- Пропишите первую строчку заглавной буквы Б.
-Посмотрите
в
тетрадь
и
найдите
самую
красивую
букву.
Под
ней
поставьте
карандашиком точку.
Буква,
которая не удалась
в написании,
подчеркните её.
А чтобы у вас все буквы были красивыми, нужно…(Дети дополняют, учитель обобщает:
очень стараться, правильно сидеть за партой, не забывать про руку помощницу, правильно
держать спинку.)
Учитель проходит по рядам, наблюдает за выполнением задания обучающихся.
-Проверьте правильность письма буквы «Б», если есть ошибки, исправьте их.
(Трое детей прописывают букву Б на доске, оценивают свою работу)
Физкультминутка для глаз (Выполняют движения).
V.Закрепление знаний и способов действий.
1.Работа со слогами. (Ба, Би, Бе)
Чтение хором. Ученики называют сходство и различие. Записывают слоги, подчеркивают
лишний) Проверка.
2.Построение схем слова Барсик. (Работа в паре.)
-Теперь вы готовы написать имена?
Прежде, чем написать имена в тетради учитель предлагает разобрать звуковой состав
слова Барсик
. (
Составление схемы в прописи) . Проверка по слайду.
3.Работа с предложением. Прочитайте предложение, допишите слово.
-Какое слово написали? (Барсик)
Обозначьте орфограммы в словах. ( Ученики подчёркивают имена собственные).
4.Самостоятельная работа. ( слайд)
-
Перед нами пруд. Нас встречают его жители. Отгадайте по описанию. Они очень
чистоплотные грызуны. Из деревьев строят себе хатки. Их называют строителями. (Это
бобры)
Учитель предлагает самостоятельно списать предложение с печатного текса письменными
буквами.
Бобры – строители. (Ученики списывают предложение, проговаривая каждое
слово, делят слова на слоги, ставят ударение.) Проверка по слайду.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей
деятельности и всего класса
- Какую букву мы сегодня научились писать?
- Какие звуки она обозначает?
- Понравился ли вам урок?
- Что было не понятно? Почему?
- Посмотрите на слайд, соберите слово из букв.
- Кто догадался, какое получилось слово? (Спасибо!)
Учитель благодарит ребят за урок.