Автор: Козлова Оксана Леонидовна
Должность: психолог в социальной сфере
Учебное заведение: МКУ "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск
Наименование материала: Статья:
Тема: «Профилактика семейного неблагополучия»
Раздел: дополнительное образование
МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Статья: «Профилактика семейного неблагополучия»
психолог в социальной сфере:
Козлова О.Л.
1
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье
начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей,
здесь он совершает первыё открытия на пути нравственного, социального,
творческого становления. Именно в семье закладывается эмоциональный мир
ребёнка, в семье ребёнок учится творить добро, быть упорным в достижении цели.
Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка
сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно,
от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в
ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и
социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если
они воспитываются в безопасной среде, окружённые любовью и заботой родителей и
близких.
В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на состояние
нравственного здоровья семьи. Все больше семей оказывается на грани перехода из
категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы
«риска».
Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:
- резкое социально - экономическое расслоение общества;
- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной
сферы;
- ростскрытой и явной безработицы;
- педагогическая несостоятельность родителей и многое другое.
Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений,
искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных
возможностей семьи, поэтому благополучие многих семей пошатнулось, супружеские
и родительские узы ослабли, а количество неблагополучных семей, к сожалению, не
уменьшается.
Б.Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:
1. Семьи с недостатком ресурсов, неполные семьи, семьи с недостаточно высоким
общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь
детям в учёбе, организации полезного и интересного досуга.
2. Конфликтные семьи.
3. Нравственно – неблагополучные семьи.
2
4. Педагогически некомпетентные семьи.
Под неблагополучной семьёй понимается такая семья, в которой нарушена
структура семейных взаимоотношений, обесцениваются или игнорируются основные
семейные функции, имеются дефекты воспитания, в результате чего появляются
«трудные дети». Характерными чертами неблагополучной семьи являются
внутренняя нестабильность, не осознание возможности удовлетворения своих
потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.
В неблагополучных семьях родители чаще всего ведут аморальный
противоправный образ жизни, материально-бытовые условия не отвечают
элементарным санитарно - гигиеническим требованиям. Воспитанием детей, как
правило, родители не занимаются, пренебрегают базовыми нуждами детей,
допускают жестокое обращение с детьми, выражающееся в побоях, безразличии,
равнодушии, унижении, поэтому обесцениваются или игнорируются основные
социальные функций семьи:
- репродуктивная;
- воспитательная;
- хозяйственно-бытовая;
- реакреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил членов семьи;
- духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение;
- эмоциональная: удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии,
уважении, поддержке, эмоциональной защите;
- социальная: социализация, создание комфортного психологического климата семьи.
В социально - неблагополучной семье нарушается структура, имеются явные
или скрытые дефекты воспитания, нарушается психологический климат, от
внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений,
снижается уровень доверия. Дети из таких семей менее успешны в социальных
отношениях, часто имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы. Таким
образом, проблема социальной, психолого-педагогической реабилитации
неблагополучных семей становится весьма актуальной. Профилактика
неблагополучия и предупреждения социального сиротства детей – одна из самых
актуальных и социально значимых задач, стоящих перед МКУ «Социально –
реабилитационный центр для несовершеннолетних».Ежегодно социально –
реабилитационной работой охватываются свыше 200 семей, находящихся в
социально - опасном положении, трудной жизненной ситуации, состоящими на
социальном патронаже и социальном контроле Центра.
3
Анализ позволил выявить, что социальная дезадаптация семей, проходящих
социальную реабилитацию в Центре, характеризуется наличием следующих
проблем: неопределённостью гражданского статуса членов семьи,
малообеспеченностью, безработицей родителей, неудовлетворительными
жилищными условиями, алкоголизмом или наркоманией родителей, нездоровым
образом жизни.
Одной же из главных причин, приводящих к семейному неблагополучию,
социальному сиротству, являются семейная дезадаптация, духовно – нравственная
деградация семьи. По результатам исследования у 95 % семей отмечается психолого
– педагогическая несостоятельность, которая проявляется в безнадзорности
несовершеннолетних, снижении воспитательного потенциала семьи и
ответственности родителей за воспитание детей, нарушении прав детей,
повторяющихся затяжных конфликтах, нарушении взаимоотношений в семье.
Социально - психологические показатели неблагополучия семьи довольно
широки – это равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку,
систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия,
психологическое насилие, жестокое обращение с ребёнком, повторяющиеся затяжные
конфликты в семье, нарушения взаимоотношений в семье.
Стратегия работы с неблагополучными семьями прежде всего направлена на
предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного
уровня жизни и здоровья всех членов семьи, оказание социально-правовой,
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а так же оказания помощи в
достижении поставленных целей.
В Центре сложилась определённая система оперативного реагирования и
взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление
семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
В результате социально-коррекционной работы 85% несовершеннолетних
возвращаются в родные семьи, где внутрисемейные взаимоотношения
восстанавливаются, около 17% семей не удаётся вовлечь в работу по изменению
образа жизни, что связано с глубокой степенью кризиса в семье, выявленного на
последней стадии его развития.
Специалистами Центра делается упор на формирование социально-
ориентированной, осознанной родительской позиции, коррекцию детско -
родительских отношений, развитие навыков позитивного общения.
Семья - основа взаимодействия специалистов Центра с родителями. Поскольку
сложность проблем, инертность, а порой и иждивенчество родителей не позволяют
4
им справиться с трудной жизненной ситуацией самостоятельно, специалисты Центра
организуют социальное, психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее
комплексную помощь и поддержку.
Целью психолого - педагогического сопровождения семьи является создание в
рамках существующей социальной среды условий для личностного роста и развития
всех членов семьи. При организации работы специалистов с семьёй выделяются
несколько этапов:
1. Сбор полной и достоверной информации по семье.
2. Диагностическое обследование семьи. (первичное, мониторинговое,
заключительное) членов семьи с использованием стандартизованных методик с
последующей обработкой результатов.
3. Проведение социального психолого –медицинско - педагогического консилиума.
4. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания
граждан Российской Федерации» (№ 442-ФЗ, от 28.12.2013 года) разрабатывается
индивидуальная программа предоставления социальных услуг, которая утверждается
в МКУ «Управление социальной защиты населения», и индивидуальная программа
социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия и социального
сиротства приоритетным направлением представляется восстановление функций
семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений,
создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым,
обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребёнка в
семье.
Специалисты Центра в работе с родителями руководствуются следующими
принципами:
- принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного
неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а
также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого
принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе,
за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в
жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную
деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать
крайней меры – лишения родительских прав; принцип гуманизма выражает
готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их
социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в
образе жизни семьи; принцип индивидуального подхода предполагает учет
5
социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее
членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и
реабилитации; - принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой
семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с
детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например,
наркологу), если необходимо; - принцип интеграции усилий, комплексный подход –
объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и
общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению
семейных связей.
Педагоги, психологи Центра организуют свою практическую деятельность в
рамках социального, психолого - педагогического сопровождения семьи по
следующим направлениям: - диагностическое обследование семьи (первичное,
мониторинговое, заключительное) с использованием стандартизованных методик с
последующей обработкой результатов; - развивающая и коррекционная деятельность;
- консультирование и просвещение родителей и специалистов.
С целью повышения эффективности коррекционно - реабилитационной
работы с семьёй специалисты Центра используют различные формы и методы
работы: индивидуальные и групповые консультации, детско - родительские тренинги,
практикумы, семинары, психологические игры, социальный патронаж, метод сети
социальных контактов и так далее.
Например, семейное консультирование представляет собой оказание
консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между членами
семьи. Предметом семейного психолого – педагогического консультирования
являются вопросы:
- в сфере организации быта: обустройство зоны отдыха и учёбы для ребёнка,
организация его свободного времени, надзора за детьми;
- в сфере семейного здоровья: навыки здорового образа жизни, профилактики
вредных привычек и социальных вредностей;
- в сфере духовного здоровья: формирование семейных ценностей, традиций;
- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, коррекция
отклоняющегося поведения, профилактика самовольных уходов из дома,
бродяжничества;
- в сфере коммуникаций семьи: восстановление старых и создание новых
позитивных социальных связей, разрешение конфликтов в школе, среде сверстников и
дома, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
6
Социально-психологический патронаж проводится с целью создания условий,
которые помогут человеку самостоятельно справиться с жизненными трудностями и
проблемами. Для реализации поставленной цели осуществляется ознакомление с
условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных,
бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций, динамика разрешения
проблем, если контакт с семьей повторный.
Анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями ре-
комендаций. Патронаж способствует улучшению физического и психического
здоровья членов семьи, отвлечение от нежелательного поведения и переживаний.
Положительный эффект в реабилитации проблемных семей даёт программа
«Родительская мастерская».
Для работы с семьями, нуждающимися в социальной, психолого –
педагогической помощи и поддержке, в течение ряда лет в Центре работает
«Родительская мастерская», нацеленная на профилактику семейного и детского
неблагополучия. У родителей вызывают интерес «круглые столы», дискуссии,
психологические беседы, где они могут высказать свою точку зрения на
обсуждаемые вопросы, поделиться положительным опытом в воспитании детей.
Родители и дети охотно принимают участие в мастер-классах, позволяющих
передавать ценный педагогический опыт. На мастер-классе специалист (педагог,
психолог, инструктор по труду) в увлекательной форме демонстрирует работу с
детьми по обучению изготовления изделий декоративно-прикладного характера,
формы игровой деятельности с ребёнком дома, проведение семейных праздников. В
процессе деловых игр, предполагающих проигрывание определенных задач и
ситуаций, принятие роли и выбора способа взаимодействия, в творческой и
свободной деятельности отрабатываются навыки общения с людьми,
работодателями, непослушными, гиперактивными детьми.
Просветительские мероприятия, которые проводятся в «Родительской
мастерской», способствуют формированию у родителей навыков конструктивного
поведения, осознанию родительской роли и обязанностей, совершенствованию
родительской эффективности, учат безусловному принятию ребенка. Показателями
эффективности работы с семьями в социально-реабилитационном центре для
несовершеннолетних служат: снижение тенденций рецидивных нарушений детско –
родительских отношений, выстраивание новых типов отношений в семье, разумная
требовательность со стороны родителей, повышение психолого – педагогической
компетентности родителей в вопросах воспитания детей, включение в социально -
значимую деятельность, способствующей гармонизации семейных отношений.
7
Литература и источники
Мандель Б.Р. Психолого – педагогическое сопровождение проблемной и неполной
семьи. Материалы дистанционного обучения повышения квалификации.
Авсиевич М.Т. Семейное воспитание. Учебное пособие для занятий на курсах
повышения квалификации социальных педагогов. Мн.: Бастпринт, 2000.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними.
Народное образование. 2002, №6
Склюева Т.А. Социальные технологии: работа семьей, находящейся в социально
опасном положении. Под ред. Фёдоровой Н.П., Малаховой Н.М. Тюмень: ГУСО
«Облстной центр социальной помощи семье и детям». 2004 (серия «Практика
социальной работы).
Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.:
А.П.О., 1995.
Практикум по возрастной психологии:/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.:
Речь, 2001.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.,
2002.
Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально -
психологических тренингов. М.,2000.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. М.,1997.
8