Напоминание

«Профилактика семейного неблагополучия»


Автор: Козлова Оксана Леонидовна
Должность: психолог в социальной сфере
Учебное заведение: МКУ "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск
Наименование материала: Статья:
Тема: «Профилактика семейного неблагополучия»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Статья: «Профилактика семейного неблагополучия»

психолог в социальной сфере:

Козлова О.Л.

1

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье

начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей,

здесь он совершает первыё открытия на пути нравственного, социального,

творческого становления. Именно в семье закладывается эмоциональный мир

ребёнка, в семье ребёнок учится творить добро, быть упорным в достижении цели.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка

сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно,

от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в

ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и

социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если

они воспитываются в безопасной среде, окружённые любовью и заботой родителей и

близких.

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на состояние

нравственного здоровья семьи. Все больше семей оказывается на грани перехода из

категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы

«риска».

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

- резкое социально - экономическое расслоение общества;

- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной

сферы;

- ростскрытой и явной безработицы;

- педагогическая несостоятельность родителей и многое другое.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений,

искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных

возможностей семьи, поэтому благополучие многих семей пошатнулось, супружеские

и родительские узы ослабли, а количество неблагополучных семей, к сожалению, не

уменьшается.

Б.Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:

1. Семьи с недостатком ресурсов, неполные семьи, семьи с недостаточно высоким

общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь

детям в учёбе, организации полезного и интересного досуга.

2. Конфликтные семьи.

3. Нравственно – неблагополучные семьи.

2

4. Педагогически некомпетентные семьи.

Под неблагополучной семьёй понимается такая семья, в которой нарушена

структура семейных взаимоотношений, обесцениваются или игнорируются основные

семейные функции, имеются дефекты воспитания, в результате чего появляются

«трудные дети». Характерными чертами неблагополучной семьи являются

внутренняя нестабильность, не осознание возможности удовлетворения своих

потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

В неблагополучных семьях родители чаще всего ведут аморальный

противоправный образ жизни, материально-бытовые условия не отвечают

элементарным санитарно - гигиеническим требованиям. Воспитанием детей, как

правило, родители не занимаются, пренебрегают базовыми нуждами детей,

допускают жестокое обращение с детьми, выражающееся в побоях, безразличии,

равнодушии, унижении, поэтому обесцениваются или игнорируются основные

социальные функций семьи:

- репродуктивная;

- воспитательная;

- хозяйственно-бытовая;

- реакреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил членов семьи;

- духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение;

- эмоциональная: удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии,

уважении, поддержке, эмоциональной защите;

- социальная: социализация, создание комфортного психологического климата семьи.

В социально - неблагополучной семье нарушается структура, имеются явные

или скрытые дефекты воспитания, нарушается психологический климат, от

внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений,

снижается уровень доверия. Дети из таких семей менее успешны в социальных

отношениях, часто имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы. Таким

образом, проблема социальной, психолого-педагогической реабилитации

неблагополучных семей становится весьма актуальной. Профилактика

неблагополучия и предупреждения социального сиротства детей – одна из самых

актуальных и социально значимых задач, стоящих перед МКУ «Социально –

реабилитационный центр для несовершеннолетних».Ежегодно социально –

реабилитационной работой охватываются свыше 200 семей, находящихся в

социально - опасном положении, трудной жизненной ситуации, состоящими на

социальном патронаже и социальном контроле Центра.

3

Анализ позволил выявить, что социальная дезадаптация семей, проходящих

социальную реабилитацию в Центре, характеризуется наличием следующих

проблем: неопределённостью гражданского статуса членов семьи,

малообеспеченностью, безработицей родителей, неудовлетворительными

жилищными условиями, алкоголизмом или наркоманией родителей, нездоровым

образом жизни.

Одной же из главных причин, приводящих к семейному неблагополучию,

социальному сиротству, являются семейная дезадаптация, духовно – нравственная

деградация семьи. По результатам исследования у 95 % семей отмечается психолого

– педагогическая несостоятельность, которая проявляется в безнадзорности

несовершеннолетних, снижении воспитательного потенциала семьи и

ответственности родителей за воспитание детей, нарушении прав детей,

повторяющихся затяжных конфликтах, нарушении взаимоотношений в семье.

Социально - психологические показатели неблагополучия семьи довольно

широки – это равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку,

систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия,

психологическое насилие, жестокое обращение с ребёнком, повторяющиеся затяжные

конфликты в семье, нарушения взаимоотношений в семье.

Стратегия работы с неблагополучными семьями прежде всего направлена на

предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного

уровня жизни и здоровья всех членов семьи, оказание социально-правовой,

психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а так же оказания помощи в

достижении поставленных целей.

В Центре сложилась определённая система оперативного реагирования и

взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление

семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

В результате социально-коррекционной работы 85% несовершеннолетних

возвращаются в родные семьи, где внутрисемейные взаимоотношения

восстанавливаются, около 17% семей не удаётся вовлечь в работу по изменению

образа жизни, что связано с глубокой степенью кризиса в семье, выявленного на

последней стадии его развития.

Специалистами Центра делается упор на формирование социально-

ориентированной, осознанной родительской позиции, коррекцию детско -

родительских отношений, развитие навыков позитивного общения.

Семья - основа взаимодействия специалистов Центра с родителями. Поскольку

сложность проблем, инертность, а порой и иждивенчество родителей не позволяют

4

им справиться с трудной жизненной ситуацией самостоятельно, специалисты Центра

организуют социальное, психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее

комплексную помощь и поддержку.

Целью психолого - педагогического сопровождения семьи является создание в

рамках существующей социальной среды условий для личностного роста и развития

всех членов семьи. При организации работы специалистов с семьёй выделяются

несколько этапов:

1. Сбор полной и достоверной информации по семье.

2. Диагностическое обследование семьи. (первичное, мониторинговое,

заключительное) членов семьи с использованием стандартизованных методик с

последующей обработкой результатов.

3. Проведение социального психолого –медицинско - педагогического консилиума.

4. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания

граждан Российской Федерации» (№ 442-ФЗ, от 28.12.2013 года) разрабатывается

индивидуальная программа предоставления социальных услуг, которая утверждается

в МКУ «Управление социальной защиты населения», и индивидуальная программа

социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия и социального

сиротства приоритетным направлением представляется восстановление функций

семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений,

создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым,

обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребёнка в

семье.

Специалисты Центра в работе с родителями руководствуются следующими

принципами:

- принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного

неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а

также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого

принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе,

за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в

жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную

деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать

крайней меры – лишения родительских прав; принцип гуманизма выражает

готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их

социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в

образе жизни семьи; принцип индивидуального подхода предполагает учет

5

социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее

членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и

реабилитации; - принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой

семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с

детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например,

наркологу), если необходимо; - принцип интеграции усилий, комплексный подход –

объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и

общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению

семейных связей.

Педагоги, психологи Центра организуют свою практическую деятельность в

рамках социального, психолого - педагогического сопровождения семьи по

следующим направлениям: - диагностическое обследование семьи (первичное,

мониторинговое, заключительное) с использованием стандартизованных методик с

последующей обработкой результатов; - развивающая и коррекционная деятельность;

- консультирование и просвещение родителей и специалистов.

С целью повышения эффективности коррекционно - реабилитационной

работы с семьёй специалисты Центра используют различные формы и методы

работы: индивидуальные и групповые консультации, детско - родительские тренинги,

практикумы, семинары, психологические игры, социальный патронаж, метод сети

социальных контактов и так далее.

Например, семейное консультирование представляет собой оказание

консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между членами

семьи. Предметом семейного психолого – педагогического консультирования

являются вопросы:

- в сфере организации быта: обустройство зоны отдыха и учёбы для ребёнка,

организация его свободного времени, надзора за детьми;

- в сфере семейного здоровья: навыки здорового образа жизни, профилактики

вредных привычек и социальных вредностей;

- в сфере духовного здоровья: формирование семейных ценностей, традиций;

- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, коррекция

отклоняющегося поведения, профилактика самовольных уходов из дома,

бродяжничества;

- в сфере коммуникаций семьи: восстановление старых и создание новых

позитивных социальных связей, разрешение конфликтов в школе, среде сверстников и

дома, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

6

Социально-психологический патронаж проводится с целью создания условий,

которые помогут человеку самостоятельно справиться с жизненными трудностями и

проблемами. Для реализации поставленной цели осуществляется ознакомление с

условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных,

бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций, динамика разрешения

проблем, если контакт с семьей повторный.

Анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями ре-

комендаций. Патронаж способствует улучшению физического и психического

здоровья членов семьи, отвлечение от нежелательного поведения и переживаний.

Положительный эффект в реабилитации проблемных семей даёт программа

«Родительская мастерская».

Для работы с семьями, нуждающимися в социальной, психолого –

педагогической помощи и поддержке, в течение ряда лет в Центре работает

«Родительская мастерская», нацеленная на профилактику семейного и детского

неблагополучия. У родителей вызывают интерес «круглые столы», дискуссии,

психологические беседы, где они могут высказать свою точку зрения на

обсуждаемые вопросы, поделиться положительным опытом в воспитании детей.

Родители и дети охотно принимают участие в мастер-классах, позволяющих

передавать ценный педагогический опыт. На мастер-классе специалист (педагог,

психолог, инструктор по труду) в увлекательной форме демонстрирует работу с

детьми по обучению изготовления изделий декоративно-прикладного характера,

формы игровой деятельности с ребёнком дома, проведение семейных праздников. В

процессе деловых игр, предполагающих проигрывание определенных задач и

ситуаций, принятие роли и выбора способа взаимодействия, в творческой и

свободной деятельности отрабатываются навыки общения с людьми,

работодателями, непослушными, гиперактивными детьми.

Просветительские мероприятия, которые проводятся в «Родительской

мастерской», способствуют формированию у родителей навыков конструктивного

поведения, осознанию родительской роли и обязанностей, совершенствованию

родительской эффективности, учат безусловному принятию ребенка. Показателями

эффективности работы с семьями в социально-реабилитационном центре для

несовершеннолетних служат: снижение тенденций рецидивных нарушений детско –

родительских отношений, выстраивание новых типов отношений в семье, разумная

требовательность со стороны родителей, повышение психолого – педагогической

компетентности родителей в вопросах воспитания детей, включение в социально -

значимую деятельность, способствующей гармонизации семейных отношений.

7

Литература и источники

Мандель Б.Р. Психолого – педагогическое сопровождение проблемной и неполной

семьи. Материалы дистанционного обучения повышения квалификации.

Авсиевич М.Т. Семейное воспитание. Учебное пособие для занятий на курсах

повышения квалификации социальных педагогов. Мн.: Бастпринт, 2000.

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними.

Народное образование. 2002, №6

Склюева Т.А. Социальные технологии: работа семьей, находящейся в социально

опасном положении. Под ред. Фёдоровой Н.П., Малаховой Н.М. Тюмень: ГУСО

«Облстной центр социальной помощи семье и детям». 2004 (серия «Практика

социальной работы).

Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.:

А.П.О., 1995.

Практикум по возрастной психологии:/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.:

Речь, 2001.

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.,

2002.

Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально -

психологических тренингов. М.,2000.

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного

взаимодействия с подростками. М.,1997.

8



В раздел образования