Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа№20 им.В.М.Елсукова"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область)
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи в начальных классах на уроках математики"
Раздел: начальное образование
Развитие речи в начальных классах на уроках математики .
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В
этом качестве нуждаются руководитель предприятия и рабочий, учёный и инженер,
педагог и экономист, врач и агроном. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из
основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все преподаватели, внося в это
общее дело каждый своё, присущее его специальности: математик должен приучить к
краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и
эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению
приводить отдельные факты в систему и т.д.
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим
делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой
учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет
оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
В обучении математики младших школьников используется как естественный,
разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический. Под
математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых
можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся
математические термины, символы, схемы, графики, диаграммы и т.д.
Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть
начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые
знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые
правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования
математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях
математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого
математического знака.
Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по
работе над математической речью на уроках математики:
1. Работа над звуковой стороной речи.
2. Словарная работа с математическими терминами.
3. Формирование культуры математической речи.
4. Развитие связной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного
произношения и употребления математических терминов.
При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими
словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе
устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление
математических терминов, что способствует формированию потребности в их
использовании.
Например, следующие упражнения:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить,
наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.
2. Прочитайте выражения, используя математические термины: (83-47):4 69-42:6
35+9х(24-14)
3. Прочитайте выражения разными способами:
36+18, 72:12, 59-7, 17х3
4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473 прибавить число
441и т.п.
5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к 473 прибавить 441 и т.п.
6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?
Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем
просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся
читать выражения, используя математические термины.
Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение
объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и
формирование умений составлять связное высказывание.
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
- объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число,
разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.
- математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как надо прочитать
это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)
2. Следующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов
(правильное и неправильное).
- выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала
правильно». Правильно ли она сказала?
- Определите верно или неверно данное высказывание:
Произведение 8 и 3 равно 21.
Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно
18.
Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.
Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.
- В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?
а) 32 : с = 8, частное;
б) 9 х с = 45, множитель;
в) с : 6 = 12, делитель;
г) 19 – с = 15, вычитаемое.
3. Упражнения на правильное написание терминов:
- запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое, ед..ница,
кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное, к..личество, сто..мость,
ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.
- исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить» и т.п.
4. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
- прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: «Если соединить два числа …
знаком, то получится числовое …».
- используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило, определение:
«число, это, неизвестное, которое, равенство, содержащее, уравнение, найти, надо».
- Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?
а) сумму 18 и 16 уменьшили на 2.
б) к 18 прибавили частное 16 и 2.
в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки
правил и определений.
5.Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям
компонентов арифметических действий:
1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:
а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;
б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;
в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;
г) частное пятидесяти двух и четырёх;
2) Запиши выражение и найди его значение:
а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать
б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и пятидесяти девяти.
в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9
г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.
3) Составить более сложные выражения:
а) из числа 75, разности 81-63 и знака +;
б) из суммы 54+8, числа 36 и знака - ;
в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»;
г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;
4) Определите, что больше:
а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;
б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,
в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;
г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.
Следующее направление работы – формирование культуры математической
речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и
бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и
т.п.
1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
- устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в
выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
- на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9».
Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.
- Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное число х ,
надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3, х=5». Правильно ли
рассуждал Серёжа? Каким правилом ему следовало воспользоваться?
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как
на уроках чтения, только используется математический материал:
- устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить
числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число
8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим
30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;
- пример 295+12=307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим 12 и
получим триста семь». Правильно ли он прочитал? Как ещё можно прочитать эту запись?
Работа по развитию связной математической речи:
1.Составьте текст, используя набор карточек со словами:
- чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый,
число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;
- 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, = .
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное
объяснение:
«Значит, 48:12=4. Это число 4. Разделить 48 на 12 значит найти такое число, которое при
умножении на 12 даёт 48».
Развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой
последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения
речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение,
самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.
Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном
обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир
науки и жизни.