Напоминание

Практические приемы усовершенствования ансамблевой игры на фортепиано


Автор: Полякова Ирина Титовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДТДиМ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Практические приемы усовершенствования ансамблевой игры на фортепиано
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дворец творчества детей и молодежи

«На Стопани»

Методическое пособие

Практические приемы усовершенствования

ансамблевой игры на фортепиано

педагог дополнительного образования

Полякова И.Т.

Москва 2019год

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение

2.

Методические и практические рекомендации по игре на

фортепиано в ансамбле

3.

Заключение

4.

Используемая литература

2

1.

Введение

Данное методическое пособие разработано для педагогов музыкальных

школ и педагогов музыкальных классов дополнительного образования.

В

настоящем

пособии

рассматриваются

трудности,

с

которыми

встречаются педагоги при обучении детей от 6 до 17 лет в ансамблевой игре

на

фортепиано,

и

даются

методические

и

практические

рекомендации

в

преодолении этих трудностей на всех этапах обучения.

В методическом пособии подробно описываются практические приемы

индивидуальной

и

групповой

отработке

музыкального

материала.

В

современной

методике

обучения

игре

на

фортепиано

большое

значение

придается живым формам музицирования.

В связи с этим неоценима роль фортепианного ансамбля – особенно для

детей,

только

начинающих

заниматься

музыкой.

Жанр

фортепианного

ансамбля

начал

развиваться

с

середины

восемнадцатого

века. Четырех

ручные

произведения

были

доступны

любителям

музыки,

ведь

они

не

требовали высокого пианистического мастерства. Они успешно применялись

и применяются поныне в педагогической практике.

Совместное

музицирование

дает

возможность

познакомиться

с

сочинениями разных жанров, как то, симфония, романс, камерная музыка.

Такие сложные музыкальные произведения ребенок не сможет освоить в

индивидуальном

обучении

игре

на

фортепиано.

Игра

в

ансамбле

концентрирует внимание, учит умению слушать своего партнера, а яркая

образность

пьес

пробуждает

интерес

обучающихся

совместному

музицированию, что помогает сделать занятия по фортепиано интересными.

Ансамблевые пьесы, которые предназначены для публичных выступлений,

требуют тщательной и завершенной отработки исполнительского мастерства.

Изучение этих

произведений

помогает

понять

разнообразные

требования

ансамбля,

творчески

обогащает

исполнителей

и

весьма

существенно

совершенствует их пианистическое мастерство.

Полякова И.Т.

3

2.

Методические и практические рекомендации по игре на

фортепиано в ансамбле

Данное пособие предлагает следующие разделы начального обучения в

овладении «ансамблевой техникой»:

1.

Подбор репертуара,

2.

Особенности посадки,

3.

Педализация,

4.

Технические трудности при исполнении музыкальных произведений,

Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука,

Равновесие

звучания

в

удвоениях

и

аккордах,

разделенных

между

партнерами,

Согласование приемов звукоизвлечения,

Соблюдение общности ритмического пульса.

*****

1.Подбор репертуара

Большое значение имеет при ансамблевой игре на фортепиано

правильный подбор музыкального репертуара. Репертуар для

фортепианных ансамблей можно разделить на специально созданные

оригинальные сочинения и переложения (то есть специальные сочинения для

ансамбля и переложения для народных песен, классических произведений,

популярных мелодий современных композиторов). Первые занятия по

данному предмету можно начинать без освоения ребенком нотной грамоты.

Педагог предлагает воспитаннику подобрать знакомую ему мелодию.

4

Далее педагог работает с обучающимся на музыкальном материале

детских

народных

песен.

Усложнение

этого

материала

идет

по

мере

совершенствования навыков игры на фортепиано.

2.Особенности посадки

При

четырехручной

игре

за

одним

роялем

в

отличие

от

сольного

исполнительства начинается с самой посадки, так как каждый пианист имеет

в своем распоряжении только половину клавиатуры. Правильная посадка

воспитанника

помогает

ему

чувствовать

себя

свободно

и

уверенно

за

инструментом и справляться с техническими трудностями, поэтому надо

сесть у той части инструмента, у которой можно достать все ноты, и низкие,

и высокие. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать

локти,

чтобы

не

мешать

друг

другу,

особенно

при

сближающемся

или

перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим).

3.Педализация

Кто

из

партнеров

четырехручного

исполнения

д ол же н

педализировать? Нередко обучающиеся не знают этого. Нужно объяснить,

что педализирует исполнитель партии « второй», так как обычно она служит

фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего проходящей в верхних

регистрах.

При

этом

ему

необходимо

следить

за

тем,

что

происходит

в

соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские

«интересы».

4. Технические трудности при исполнении музыкальных произведений

4.1. Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука

Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и

то, что играет партнер, а правильнее сказать – общее звучание обеих партий,

сливающихся

в

органически

единое

целое,

-

основа

совместного

исполнительства во всех его видах. Сольное исполнение приучает пианиста к

5

слушанию себя, его внимание собрано в определенном фокусе, изменить

который

не

так

легко.

Недостаточно

сказать

ученику:

«Ты

не

слушаешь

партнера».

Это

приведет

к

раздвоению

фокуса

внимания,

нечеткому

слышанию и того и другого; нужно слушать только общее звучание ансамбля

(ни «я», ни «он», а «мы»).

Замечание педагога - « Ты не слушаешь партнера» должно пониматься

только

так:

«Ты

не

слушаешь,

что

у

вас

вместе

получается».

Полезно

предложить учащемуся, исполняющему « вторую» партию, ничего не играя,

только педализировать во время исполнения другим пианистом « первой»

партии.

При

этом

сразу

обнаруживается,

насколько

это

не

привычно

и

требует

особого

внимания

и

навыка.

Затем

следует

поменять

пианистов

местами. Часто непрерывность четырехручного исполнения нарушается из-за

отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и

отсчета длительных пауз.

Учащиеся должны установить, кому из партнеров, в зависимости от

занятости рук, удобней перевернуть страницу; в случае если не оказывается

свободной руки, следует определить, какой пропуск в нотном тексте окажется

наименьшей

потерей.

Ловко

и

быстро

в

нужный

момент

перевернуть

страницу любой рукой. Продолжая играть второй, - совсем не такое простое

дело, каким оно может показаться; этому тоже надо учиться, не пренебрегая

специальной

тренировкой.

Надо

объяснить

участникам

дуэта,

как

отсчитывать длительные паузы. Каждый такт паузы фиксировать приходится

только при первом ознакомлении с нотным текстом, а в дальнейшем это

совсем не является обязательным. Можно увеличить «масштаб» отсчета, но

целесообразней пользоваться репликами, ясно себе, представляя общий ход

музыкального

развития

и

структуру

того

отрывка,

где

встретились

эти

длительные паузы в одной из партий. Самый простой эффективный способ

преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить

момент вступления – проиграть звучащую у партнера музыку. Тогда пауза

6

перестанет

быть

томительным

ожиданием

и

заполняется

живым

музыкальным чувством.

Точно, синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой

тренировки

и

взаимопонимания с

партнером.

Нужно

объяснить

обучающимся,

чем

технически

обусловлен

прием

дирижерского

замаха,

ауфтакта. И как он может быть применен в данном случае пианистом. При

исполнении за одним инструментом, когда руки каждого видны другому –

легким движением кисти, кивком головы, или с помощью знака глазами в тех

случаях, когда рука не видна. Полезно посоветовать одновременно с этим

жестом

обоим

исполнителям

взять

дыхание

самом

прямом

смысле

сделать вдох). Это делает начало исполнения естественным, органичным.

Снимает сковывающее напряжение. Очень важно обратить внимание на то,

что

не

меньшее

значение,

чем

синхронное

начало,

имеет

и

синхронное

окончание, «снятие» звука.

4.2. Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука

Часто встречаются технические затруднения при исполнении аккордов.

Аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу и

производят

неприятное

впечатление.

Недооценка

паузы

весьма

распространенный факт. Партнерам необходимо добиться и равновесия их

звучания,

которое

нужно

достичь

не

в

отдельно

взятом

аккорде,

а

в

параллельно

проходящих

голосах.

С

первых

же

тактов

исполнение

в

ансамбле

требует

от

участников

полной

договоренности

о

приемах

извлечения

звука,

к

общей

цели

они

должны

идти

общим

путем.

Слаженность совместной игры в малом и большом, в отдельном приеме и в

общем замысле – особая сфера работы, присущая в ансамбле.

Технические затруднения возникают не только в материале каждой

партии. Но и при элементарной координации исполнения участников дуэта.

Разделение нотного материала на две части обычно облегчает исполнение, но

иной раз и усложняет его. Возникает специфическая трудность: то, что может

7

быть сыграно без всяких затруднений двумя руками одного пианиста, иной

раз становится

технически сложным, если играется двумя руками двух

исполнителей. Другой пример элементарной техники ансамбля – передача

партнерами

друг

другу

«из

руки

в

руки»

пассажей,

мелодий,

нюансов,

аккомпанемента.

Пианисты

должны

научиться

«подхватывать»

незаконченную фразу и передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной

ткани.

4.3. Согласование приемов звукоизвлечения

Также

при

изучении

музыкальных

произведений

есть

проблемы

в

динамике

исполнения.

Надо

объяснить

обучающимся,

что

динамический

диапазон четырехручного исполнения должен быть не, уже, а шире, чем при

сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полней использовать

клавиатуру,

построить

более

объемные,

плотные,

тяжелые

аккорды,

использовать для достижения яркого динамического эффекта равномерное

распределение

силы

двух

человек.

Очень

важно

добиться

ясного

представления

у

обучающегося

о

градациях forte

и piano.

Полезно

проиллюстрировать

нюансы

в

произведении,

чтобы

воспитанники

почувствовали, насколько они себя лишают выразительных средств. Итак,

еще не начав совместного исполнения, партнеры договариваются о том, кто

будет показывать вступление, какой должен быть характер звучания и каким

приемом, и с какой силой будет начата пьеса. Точно так же заблаговременно

должен быть определен темп. Общность понимания и чувствования темпа –

одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать

темп, еще не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте и даже в

короткие мгновения, ему предшествующие.

4.4. Соблюдение общности ритмического пульса

Особое

место

в

совместном

исполнительстве

занимают

вопросы,

связанные с ритмом. Малозаметные в сольной игре ритмические недочеты. В

8

ансамбле могут резко нарушать целостность впечатления. Ансамбль требует

от участников уверенного, безупречного ритма. В ансамбле ритм должен

обладать

особым

качеством:

быть

коллективным.

Каждому

музыканту

присуще свое ощущение ритма – взаимопонимание и согласие достигаются

далеко не сразу. При всей строгости и незыблемости общего коллективного

ритма, он должен быть вполне естественным и органичным. Воспитание в

учениках чувства коллективного ритма – одна из важных задач ансамблевых

классов.

Работа

начинается

с

устранения

индивидуальных

недостатков

в

исполнении

партнеров.

Наиболее

распространенными

недостатками

учащихся

являются

отсутствие

четкости

ритма

и

его

устойчивости.

Отсутствие

ритмической

устойчивости

часто

связано

со

свойственной

начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит

при

нарастании

силы

звучности

эмоциональное

возбуждение

учащает

ритмический

пульс.

Или

в

стремительных

пассажах,

когда

неопытному

пианисту начинает казаться, что он скользит по наклонной плоскости; а

также – в сложных для исполнения местах. Технические трудности вызывают

желание скорее «проскочить» опасные такты. Тенденция к ускорению может

сказаться

и

в

постепенном

общем

изменении

темпа

пьесы

(что

легко

установить,

сравнив

исполнение

конца

пьесы

с

началом).

В

условиях

совместных занятий возникают благоприятные возможности для исправления

не

только

общих,

но

и

индивидуальных

погрешностей

исполнения

воспитанника.

По

мере

усложнения

художественных

задач,

расширяются

и

технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии,

использование

особых

тембральных

возможностей

фортепианного

дуэта.

Специальная

задача

ансамбля

воспитание

коллективного

ритма,

необходимого качества в ансамбле. Она может быть решена только путем

изучением

разнохарактерных

произведений

и

систематического

развития

всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения.

9

3.

Заключение

Когда

обучающийся

получит

удовлетворение

от

совме стно

выполненной художественной работы, почувствует радость объединенных

усилий, взаимной поддержки, - можно считать, что занятия в классе дали

важный результат.

Пусть исполнение еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж,

разделяющий солиста и ансамблиста. Пианист должен почувствовать интерес

совместного

исполнительства.

Музыкальный

кругозор,

активность

и

самостоятельность,

навыки

разбора

и

чтение

с

листа,

ансамблевое

музицирование нужны будущему музыканту – профессионалу отнюдь не в

меньшей мере, чем любителю.

Полякова И.Т.

Используемая литература

.Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся;

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано;

Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности

учащихся;

Готлиб А. Первые уроки ансамбля;

Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля.

10

11



В раздел образования